Каждый человек, вне зависимости от культурных, социальных или временных рамок, стремится к достижению долголетия. В истории человеческой цивилизации эта тенденция проявлялась в разнообразных формах: от алхимических поисков философского камня и попыток создания эликсира бессмертия до стремления разработать концепцию вечного двигателя. Все эти усилия, по сути, представляли собой стремление к продолжительности жизни и достижения состояния, которое можно было бы охарактеризовать как бессмертие.

На протяжении всей истории человечества стремление к достижению внутреннего умиротворения, душевного баланса и гармонии с окружающим миром остаётся ключевой целью. Это состояние, являющееся фундаментальным аспектом человеческого существования, лежит в основе различных восточных и эзотерических практик, а также многих религиозных систем, которые обещают своим последователям обретение этой гармонии. Однако, несмотря на многовековые усилия и философские изыскания, мечта о душевном покое продолжает оставаться ускользающей.

В условиях современного информационного общества человек сталкивается с беспрецедентным объемом данных, значительная часть которых носит негативный характер. Это явление можно рассматривать как проявление феномена «информационного шума», который оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние индивида. В дополнение к этому, экономические кризисы и социальная нестабильность создают дополнительные стрессовые факторы, усиливая чувство неуверенности в будущем.

Для достижения гармонии и удовлетворения как внешних, так и внутренних потребностей, современному человеку надо успокоиться. Когда человек спокоен – это не значит, что он ничего не делает, это значит, что он не делает лишнего. Душевное спокойствие рождается от общения с Богом.

«Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого» (Ф. К. Этингер).

Вражда к Богу, бунт людей против Бога начался с прародительского грехопадения. С этого же момента начался в людях и внутренний конфликт, война в душе. Страсти разгорелись и ополчаются на нас. Через покаяние в грехах и борьбу против воюющих на нас страстей мы и приобретаем заветный мир.

О чем же мы просим в церкви? О мире, которым Христос благословляет Своих учеников: «Мир вам!»

Что значит иметь мир с Господом? Это значит надо стремиться исполнять волю Божию, Его заповеди, подчинять свою волю Его воле. Такое состояние иначе именуется смирением. Смирение же есть высшая добродетель христианина, ибо уподобляет его Христу, сказавшему: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 29-30).

«Человек, лишенный мира, лишен Божественной Благодати», – пишет святой Нектарий Эгинский.

По словам праведного Иоанна Кронштадтского: «Мир души свидетельствует о том, что Бог всегда присутствует возле нас, и о том, что Он в нас обитает».

Мир есть плод благодати. Это состояние внутреннего умиротворения Господь называет блаженным: человек, носящий мир в своей душе, счастлив – и счастьем земным, временным, и счастьем небесным, вечным. Господь хочет, чтобы мы, люди, пребывали в радости, чтобы мы были блаженны. Это блаженство дает только приближение ко Творцу, которое, повторюсь, невозможно без приобретения мирного духа.

Какая благодать и счастье обладать мирным духом внутри себя! Такой верующий пребывает в мирном устроении духа, за пределами которой бушуют шум и хаос мира, а внутри царит умиротворение и тишина. Мирный дух настраивает душу на одну частоту с Господом, позволяя ей пребывать в непрерывной молитве к Нему: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Христианин, непрестанно пребывающий в молитве, мыслит о Боге и не желает расставаться с Ним ни на мгновение. И Господь постепенно, капля за каплей, наполняет душу такого верующего лучезарной небесной радостью.

Внутри души каждого человека существует дверь, ведущая в Царство Небесное. И эта дверь есть Господь Иисус Христос. В имени Иисус присутствует Бог, поэтому оно Божественно, ибо несет в себе Божественную благодать. Через это святое имя происходит непосредственное живое общение души с живым Единым Богом. Отдельно от Христа нет спасения, поскольку Христос и есть спасение.

Самое главное духовное делание, во много раз более важное, чем совершение добрых дел, — это молитва. Вне Церкви невозможно стать христианином. Никакое христианство не может быть безцерковным. Нельзя удаляться от исповеди, литургии и причащения. Невозможно выйти из духовной связи со всеми святыми и преподобными, которые прошли путем покаяния, заповеданного Христом: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), поскольку покаяние полностью преображает сердце человеческое.

Когда мы совершаем добрые дела ради самих добрых дел и не заботимся о своем спасении, мир продолжает удерживать нас, как своих пленников. До тех пор, пока мир удерживает нас, мы не сыны Божии, но сыны тьмы. Цепляясь за этот лживый мир, мы теряем прямую возможность стяжать благодать, поскольку благодать — это не суета мира сего: это Христос.

Чтобы стать подлинными христианами и возлюбить Христа всей душой, всем сердцем и умом, необходимо полностью изменить собственную жизнь, сделав покаянную Иисусову молитву ее основанием. В устной молитве Иисусовой мы учимся хранить память Божию, в умной молитве мы отсекаем страсти, в сердечной — отсекаем помышления и приближаемся ко Христу, в непрестанной — уподобляемся Христу, а в благодатной молитве всецело соединяемся с Ним и обретаем спасение.

Так в послании к Коринфянам читаем: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4, 16).

В этой священной молитве, как нигде больше, важны личный опыт и послушание духовному наставнику молитвы. Встретить в наши дни духовного наставника практически невозможно, но они есть. С виду такие люди живут как все: работают, заботятся о семье, общаются с окружающими. Но они «умерли для мира» (Кол. 2:20), «истлел в них внешний человек» (2 Кор. 4:16), они «возненавидели свою душу в этом мире» (Ин. 12:25).

У них сформировался свой внутренний духовный мир, где главным, центральным местом их сердце. Здесь находят они свои радости и печали, невидимые для внешнего человека. Здесь их плач пред Богом и Божие утешение.

«Внутренний» человек избегает развлечений и стремился к уединению, чтобы быть наедине с Богом и погрузиться в слова молитвы.

Заниматься исключительно Иисусовой молитвой необходимо под руководством опытного наставника молитвы, который на личном опыте познал всесторонний искус от мысленного врага рода человеческого, обрел опыт и теперь может сам научить. Духовный наставник научит правильно войти в молитву, убережет вас от ошибок, от бесовских ловушек. Опасность самочиния в том, что есть опасность увидеть вражеский свет, приняв его за Божественный, впасть в прелесть и помрачиться.

Молитва — это тайна, а умная молитва тем более.. Обычно молитвы по молитвослову мы произносим и слышим их ушами. Эти молитвы имеют другой образ. Умная молитва — это нечто иное, высшее. Если в умной области воспламенится желание не от доброго твоего «Я», но от эгоистичного, тогда точно начнешь видеть свет, но не свет Христов. Обязательно начнешь чувствовать ложную радость, но в своей внешней жизни, в общении ты будешь более диким, более раздражительным и более беспокойным.

И вот признак прельщенного человека. Прельщенный не соглашается с тем, что он в прелести. Он — фанатик и делает зло. Так бывает и с ревнителями, если ревность у них не по разуму.

Умной молитвы не бывает без духовного наставника. Наставничество — это процесс, в котором более опытный передает свои знания и навыки менее опытному.

Наставничество существовало и в дохристианские, и в христианские времена. Человек не может быть без руководителя, поэтому в школе всегда будут учителя, а в семье – родители.В человеческом обществе всегда существовали наставники.  Это явление нашло свое место и в Православной Церкви.

Верующие христиане, стремящиеся научиться практике Иисусовой молитвы, сталкиваются с ситуацией, когда наставник молитвы не соответствует тем идеалам, которые хотел бы видеть наставляемый, – неразрешимое противоречие. Оно и понятно. Опытный наставник сам еще не достиг святости, он также в пути как и вы и осуждать его за его страсти, действующие в нем, крайне глупо.

Как быть в этой ситуации?

Господь дает нам практическое руководство к действию: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23:3).

Духовный наставник дается Богом тому, кто готов принять учение, кто имеет долю послушания, зачатки смирения и искреннее сердце. По другому не бывает.

Аминь! Слава богу за все!

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 366Регистрация: 30-12-2019