Современный мир вызывает тревогу нравственным упадком. Люди утратили чувство личной ответственности за свои поступки. Насилие, безнравственность и пороки поощряются, а понятия совести, долга, чести и порядочности исчезают из жизни. Христианские идеалы чистоты и целомудрия заменяются вседозволенностью и потребительским отношением. Удобство и материальный достаток вытеснили духовные ценности. С детства человеку внушают не стремление к чистоте и благородству, а жажду сытой и беззаботной жизни.
Христос, пришедший на землю, указал путь, открыл истину и даровал жизнь (Ин. 14:6). Нам остаётся лишь воспользоваться Его благодатью. Благодать Христа помогает человеку совершать то, что невозможно сделать человеческими усилиями.
В трудах святителя Игнатия Брянчанинова духовное понимание христианской веры во Христа раскрывается с особой ясностью. Он утверждает: «Начало обращения к Христу заключается в осознании своей греховности и падения. Только с таким взглядом на себя человек осознает нужду в Искупителе и обращается ко Христу через смирение, веру и покаяние». «Тот, кто не видит своей греховности, падения и духовной погибели, не может принять Христа, уверовать в Него и стать христианином. Зачем нужен Христос тому, кто считает себя разумным и добродетельным, кто доволен собой и уверен в своей достойности земных и небесных наград?» Святитель подчеркивает, что вера в Христа рождается не из абстрактных рассуждений о Его пришествии, страданиях и воскресении, а из осознания своей греховности.
Игнатий Брянчанинов часто обращается к словам Евангелия: «Не здоровые нуждаются во враче, а больные» (Мф. 9:12). Это означает, что путь к исцелению и спасению открыт только тем, кто способен увидеть болезнь своей души и ее невозможность исцелить собственными силами. Из состояния смирения они обращаются к Христу, истинному Врачу, пострадавшему за них. Без этого состояния, которое отцы называют познанием себя, духовная жизнь невозможна.
Святитель Игнатий цитирует русского подвижника, священноинока Дорофея, который говорит: «Тот, кто молится устами, но не заботится о душе и не хранит сердце, молится воздуху, а не Богу, и напрасно тратит усилия. Ведь Бог внимает уму и усердию, а не длинным речам». При этом святитель особо подчеркивает важность Иисусовой молитвы.
Иисусова молитва — это ключ к познанию нашего внутреннего духовного мира. Никакая другая молитва не сможет открыть человеку доступ к этому миру. Только через умную молитву человек может войти в мир духов.
Свт. Феофан Затворник определяет понятие духовной жизни как постоянное памятование о Боге: «Надо довести сие до того, чтобы мысль о Боге сроднилась и с растворилась с умом и сердцем и с сознанием нашим. Чтобы утвердилась такая память и такая мысль, надо потрудиться над собою неленостно… ибо это и есть духовная жизнь».
Краткой Иисусовой молитвой при любых жизненных обстоятельствах удобнее всего сохранять внутреннюю свободу – не порабощаться непрестанно нечистыми, греховными, лукавыми помыслами, а вновь и вновь расторгать общение с ними, вновь и вновь воссоединять свой ум с Господом.
Последнее слово Иисусовой молитвы — «грешного» — вводит подвижника молитвы в осмысление своей духовной поврежденности. Упражняясь в призывании имени Иисуса Христа, прося Его милости, помощи в борьбе с грехом, мы приобретаем собранность, приобретаем ту форму смирения, которую святитель Игнатий (Брянчанинов) называет наивысшей, то есть ненадеяние на себя, возлагая упование на Господа. Таким образом, непрестанно молящийся постепенно вводится в состояние смирения перед Волей Божией: «Смирихся, и спасе мя Господь» (см.: Пс. 114: 5). «Смирихся, и молитва моя в недро мое возвратится» (см.: Пс. 34: 12). Через «непрестанное молитвенное делание» приобретаем терпение скорбей и память смертную и, главное, приобретаем всеобъемлющую добродетель — покаяние. Покаянием, как говорит об этом святитель Игнатий, начинается и заканчивается Евангелие: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Дух Святый устами апостола Павла призывает всех христиан: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17), и добавляет: «Такова воля Божия о вас». Молитва — это общение с Богом, а значит, христианину важно пребывать в постоянном общении с Господом, осознавать Его близость, быть открытым для Бога. В этом и помогает нам постоянная молитва. Святые отцы, включая современников, наставляли в том, что Иисусова молитва обладает уникальной силой, преображая ум и исцеляя душу.
О молитве Иисусовой знают православные христиане через чтение святых отцов. Но игнорируют молитву. Причина — священники не благословляют ею молиться. На вопрос — почему? Ответ у всех очевиден — потому что сами не молятся. Как они могут рекомендовать то, чего сами не делают? Им это не позволяет совесть и самолюбие.
Нужно понимать, что священнослужители — это прежде всего люди. Со своими грехами и пороками. Наличие у них сана вовсе не означает автоматическую святость. В понимании большинства русских православных людей батюшка занимает место посредника между Богом и людьми, и он ближе к Богу, чем к людям. И батюшку нужно почитать с присущим русскому человеку азиатским и вместе с тем языческим оттенком, то есть с подобострастием и умилением. Такое почитание можно увидеть на каждом приходе РПЦ МП.
Прихожане своим почитанием тешат самолюбие священников, постепенно убеждая их в собственном превосходстве над мирянами. Однако священник — это всего лишь старший среди равных христиан. Стремление к власти над людьми — это опасная страсть. Священники считают своим долгом учить и наставлять, хотя часто образование прихожан оказывается выше, чем у пастыря. Священники не любят противоречий и могут обижаться, как дети. Прихожане хотят обрести послушание, отдавая себя в духовное руководство пастырям. Это искушает священников властью, и не все из них могут устоять перед этим соблазном.
А между тем молитва Иисусова — это главная, ключевая добродетель, вокруг которой всё вращается. Без живительного действия молитвы Иисусовой, этого духовного океана, в человеке ничто не может произрастать и плодоносить.
Прообраз Иисусовой молитвы находим в книге Бытия (4:26), где говорится: «У Сифа родился сын, и он нарёк ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога». В течение 700 лет до потопа шли богослужения, верующих называли Сынами Божиими. Сыны Божьи — мужские потомки праведного Сифа, сына Адама и Евы — послушные Богу, чтущие Его Имя люди.
В Ветхом Завете, в книге Псалмов, Давид обращается к Богу мысленной молитвой: ««Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им.Окружили меня бесы, я же именем Господним противостоял им: окружили меня, словно пчелы вокруг улья, и разгорелись страсти во мне, как огонь среди терновника, но я именем Господним восстал против них» (Пс. 117:11).
Псалмопевец Давид показывает силу имени Божьего, которое защищало его от врагов и обращало их в бегство. Этот отрывок из Псалма раскрывает перед нами непрерывную молитвенную практику Давида. Мысленный враг открывается только через мысленную молитву, на устную он не реагирует от слова — никак, хоть лоб расшиби. Это подтверждается молитвенной практикой наших дней. Таким образом, в псалмах мы видим подтверждение ветхозаветной практики непрестанной молитвы, которая является прообразом современной Иисусовой молитвы.
Ветхозаветный пророк Исаия также обращается с молитвой: «Господи! помилуй нас» (Ис. 33:2).
В Евангелии Господь устанавливает новозаветную молитву покаяния Иисуса Христа: слепой по имени Вартимей, услышав, что рядом с ним проходит Иисус Христос, начал кричать: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Мк. 10:47). Стоит вспомнить и молитву хананеянки, которая обратилась ко Христу: «Помилуй мя, Господи, Сыне Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15:22). Мытарь же из евангельской притчи, которую рассказал Господь, является образом ветхозаветной молитвы: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже, милостив буди мне грешному!» (Лк. 18:13).
Цель Иисусовой молитвы — объединить ум и сердце, два центра нашего внутреннего духовного мира, которые часто действуют раздельно. В повседневной жизни мы можем говорить убедительно и красиво, но сердце при этом остается далеко от наших слов. Когда же ум и сердце соединяются, человек становится цельным в мыслях, словах и поступках, наполняясь добротой.
Святой Иоанн Кронштадтский полагал, что Иисусова молитва «бьет по нашей гордости и вызывает чувство смирения». Она необходима каждому грешнику, поскольку является «дыханием его души». Когда верующий часто повторяет «Господи, помилуй!», это значит, что он жив и его душа здорова. Если же его уста замолчали, это признак того, что он при смерти или уже мертв духовно.
Митрополит Иерофей Влахос отмечает: «Православных христиан можно разделить на две группы. Одни, подобно последователям Варлаама, ставят во главу угла разум и полагаются на человеческие силы. Они верят, что так можно решить многие духовные проблемы и познать Бога. Другие, следуя примеру святителя Григория Паламы, делают центром духовной жизни сердце. Такие люди идут путем святых отцов нашей Церкви и достигают истинного богопознания и Причастия Богу».
Умная молитва и литургия — это два крыла, которые помогают человеку приблизиться к Богу. Они дополняют друг друга: «Всенощная может стать лучшей учительницей Иисусовой молитвы», — советует преподобный Никон Оптинский. Живое участие в богослужении невозможно без личной молитвенной подготовки.
Архимандрит Эмилиан Вафидис пишет об этом так: «Богослужение — это высшее проявление нашей молитвы и основа для её продолжения. Только тот, кто молится и вспоминает имя Иисуса перед тем, как прийти в храм, может полноценно участвовать в литургии и понимать её смысл».
Главная проблема современности — духовная растерянность верующих. Многие христиане не понимают основ православия, сути молитвы и различия между телесным и духовным подвигом. Найти специалистов в богословии легко, но трудно встретить тех, кто изучил аскетику святых отцов на личном опыте.
Самая распространенная ошибка в религиозной жизни — это подмена ее духовной стороны (исполнение заповедей Евангелия, покаяние, борьба со страстями, любовь к ближним) внешней — исполнением церковных установлений. Как правило, внешнее без внутреннего делает человека «святым сатаной» — гордым фарисеем, лицемером, отвергнутым Богом. Потому столь необходимо знание основополагающих принципов духовной жизни в Православии.
Опытный руководитель, понимающий внутренний мир человека, может оказать неоценимую помощь. Однако, как свидетельствуют Отцы, такие руководители всегда были редкостью. Найти их в наше время еще сложнее.
Святые отцы предвидели, что в последние времена люди будут испытывать духовный голод, несмотря на обилие Библии. Они предложили ищущим спасения средство: жить, руководствуясь отеческими писаниями и советами преуспевших христиан. Что значит преуспевших? В чем они должны преуспеть? Ответ однозначен: в практике Иисусовой молитвы, пройдя всесторонний искус, познавших на личном опыте борьбу с силами зла и ставших искусными. Много таких? Кот наплакал.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
«Ищите и обрящете» — проще говоря, «старайтесь приложить волю, усилия, и только в этом случае ждите результата».
Если встретите такого верующего человека, знайте — вам реально повезло.
Аминь! (автор: Виктор Шипилов)