В нашем обществе не принято открыто говорить о смерти, а мысли о конце земной жизни у большинства людей вызывают дискомфорт. Каждый человек иногда задумывается о смерти при виде чужой смерти. Возраст или статус не имеют значения. Мысль о смерти вызывает внутренний трепет. Большинство людей испытывают страх при виде мертвых. А если заболевает смертельной болезнью, охватывает паника и чувство безысходности.

Когда человек тяжело заболеет, тогда он понимает, насколько великое благо – здоровье.

Болезни сопровождают нас на протяжении всего периода земной жизни. Вряд ли найдется человек, который ни разу не болел.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ БОЛЕЗНИ?

В Книге Иисуса, сына Сирахова, есть глубокая мысль: «Кто согрешит перед Создателем, тот попадет в руки врача» (Сир. 38:15). Болезнь, по словам автора, посылается как следствие наших проступков.

Из Евангелия мы знаем, что Господь часто исцелял людей. Помним, как прокаженные, жившие вне города, увидев Христа, воззвали к Нему с мольбой исцелить их. Только один из десяти исцеленных вернулся к Богу, чтобы поблагодарить его. Куда же отправились остальные? Они вернулись к прежнему образу жизни, который и привел их к болезни. В итоге только один получил истинное исцеление.

СТРЕМЛЕНИЕ К КОМФОРТУ И СТАБИЛЬНОСТИ

Цивилизация — это комфорт. Комфорт — словно наркотик. В разумных пределах он полезен. Но избыток комфорта может стать губительным для человека. Словарь Ожегова дает следующую характеристику: «Комфо́рт — условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют».

Современная цивилизация предлагает нам комфорт и удобство. В мегаполисах с передовыми технологиями у нас есть доступ к автомобилям, поездам и авиалайнерам, которые позволяют быстро путешествовать по миру. Телефон и интернет дают возможность общаться с людьми за тысячи километров в режиме реального времени. Комфорт стал нашей главной ценностью. Жертва ради семьи, которая раньше была основой общества, теперь кажется анахронизмом.

Люди на протяжении веков стремятся к комфорту и стабильности. Мы выбираем работу, которая не приносит радости, но платят хорошо. Современный ритм жизни диктует нам приоритеты: вместо своих желаний мы ставим на первое место видимость нормальной жизни. Все эти блага цивилизации ведут к тому самому комфорту, а в качестве бонуса дарят испорченное зрение, боль в мышцах из-за отсутствия того количества труда, который, скажем, был у наших бабушек, как следствие еще больше мы становимся ленивыми, все чаще «выгораем» и уже не хотим делать те обязанности, которые раньше давались достаточно легко. Замечали что-то похожее?

Или, например, бессонница, которая (не говорю за всех), но в ряде случаев появляется потому, что за день мы недостаточно устаем, нагрузка на тело минимальная, а на мозг и нервную систему – максимальная, все из-за того же: технологии, большой поток информации в социальных сетях, быстрая смена картинок, рекламные вывески, светящиеся таблички магазинов, несчетное количество машин, электронные самокаты и т.д. и т.п.

Теперь мы меньше общаемся вживую, встретить такое количества детей во дворах, которое было раньше, не получится – многие сидят дома, потому что на улице холодно, или мокро, или жарко, или просто дома любимый компьютер, приставка, кому как комфортно.

Люди, не готовые жертвовать комфортом, временем, успехом и удовольствиями, часто избегают заводить детей и строить семью. Они не хотят ограничивать свою свободу и отказываться от наслаждений, поэтому не стремятся к браку и не соблюдают строгие моральные нормы в отношениях с противоположным полом.

Святитель Игнатий Брянчанинов объяснял, что люди утратили рай через поиск наслаждения. Соответственно, чтобы вернуться в рай, нужно нечто противоположное наслаждению. А наслаждению противоположно страдание. Поэтому Господом попускаются болезни.

 «ТЕЛО ИЩЕТ ЗДРАВИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УДАЛИТЬСЯ ОТ БОГА»

Обследование – и приговор. Сколько жить – непонятно. Но диагноз есть, и он смертельный. Как дальше жить? Внезапное заболевание вызывает у человека бурю эмоций, обращенных к Богу: «за что?» В этот момент логика уходит на второй план, теряется способность рационально оценивать ситуацию. Эмоции выходят на первый план и начинают управлять человеком.

Если мы постоянно будем думать о болезни, о том, как нам жить, как нам лечиться, какие средства и медикаменты нам использовать, это только обострит состояние, и мы долго не протянем. Тут просто надо довериться Богу.

Мы стремимся к исцелению, готовы отдать всё ради него. Мы просим, молим: «Подари нам исцеление!» Но Господь спрашивает: «Хочешь ли ты этого сам?» То есть, готов ли ты соблюдать мои заповеди? Мы отвечаем без раздумий: «Да, конечно». Но проходит время, и наши слова остаются лишь пустыми обещаниями.

Был праздник Иудейский, и Иисус пришел в Иерусалим. У Овечьих ворот была купальня Вифезда, окруженная пятью крытыми ходами. Там лежало много больных: слепых, хромых, парализованных, которые ждали, когда ангел Господень возмутит воду. Тот, кто первым входил в воду после возмущения, исцелялся.

Среди них был человек, болевший уже тридцать восемь лет. Иисус увидел его, подошел и спросил: «Хочешь быть здоров?» Больной ответил: «Конечно, Господи, но у меня нет никого, кто мог бы опустить меня в воду, когда она возмущается. К тому времени, как я прихожу, другой уже спускается туда первым».

Иисус сказал ему: «Встань, возьми свою постель и иди». Больной сразу же выздоровел, взял свою постель и пошел.

«Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось чего хуже с тобою» (Ин. 5:14) — слова Иисуса Христа, которые Он сказал расслабленному после излечения.

Блаженный Августин пишет, что этот человек позже стал палачом Иисуса Христа. Он бил его по щекам и оскорблял. Его желание исцелиться было формальным, но на деле он предал Господа. Его смерть стала не просто концом, а вечной разлукой с Богом. Так многие из нас могут предать и предают Бога после того, как получали желаемое исцеление.

БОГ ХОЧЕТ ЧТОБЫ ВСЕ ЛЮДИ СПАСЛИСЬ

Согласно Священному Писанию, страдания, болезни, смерть и тление — последствия первородного греха, когда человек отвернулся от Бога. Потомки Адама и Евы, наследуют искаженную природу, склонную к болезням: «Как одним человеком грех вошел в мир, а через грех — смерть, так и смерть перешла во всех людей» (Рим. 5:12).

Болезнь — это внешнее проявление духовного повреждения, нанесенного грехом человеческой природе. Пока существует этот мир, люди не смогут избежать болезней, несмотря на все усилия медицины и достижения науки. Всё в мире, в том числе и болезни, совершается по Промыслу Божию с целью спасения человеческих душ, о чем апостол Павел пишет: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».

Преподобный Антоний Великий также задавался этим вопросом: «Господи, почему одни живут недолго и умирают, а другие до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие богаты? Почему нечестивые богатеют, а благочестивые бедны?».

Бог ответил ему: «Антоний! Себе внимай! То — суды Божии, и тебе нет пользы знать их».

Философ Сенека мудро заметил: «Гнев — это кратковременное безумие».

Марк Аврелий говорил: «Счастье зависит от качества твоих мыслей».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, следуя Сократу, призывал: «Познай самого себя».

«СИЛА БОЖИЯ В НЕМОЩИ СОВЕРШАЕТСЯ»

Вопрос, который чаще других приводит человека в Церковь, — страдание. Болезни, неустроенная жизнь, отсутствие детей, семьи, проблемы с работой и.т.д.

Некоторые из верующих говорят: почему я столько потрудился для Церкви, достиг таких постов в иерархии, столько жертвовал и так страшно болею? А потому что Господь исцеляет не в силу наших заслуг, а исключительно в силу того что необходимо для нашего спасения.

Без болезни не может быть человека. Мы в своих немощных телесах несем устремленность к смерти. Поэтому смерть и болезнь объективны для нас, и мы не можем быть без болезни и несем в своих бренных членах, как пишет апостол Павел, те наши болезни, которые нас сближают с крестной болезнью Господа.

Апостол Павел был очень болезненный человек, он даже своего любимейшего ученика Луку как врача держал всегда с собой, потому что не мог без врача путешествовать.

Апостол Павел был тщедушный, маленький, кривоногий, заросшие брови, глазки маленькие, нос крючком, лысый, да еще гугнивый к тому же — заикался, как Моисей. У него болели глаза (он пишет к Галатам: молодцы вы, Галаты, если бы вы могли – глаза бы свои дали мне, потому что я плохо вижу). Он страдал эпилептическими припадками. Дело в том, что апостол Павел был родом из Тарса. И там, в Киликии, далекой провинции Римской империи, периодически бушевала лихорадка. И Павел страдал последствиями этой болезни в виде припадков.

Он пишет к Галатам: благодарю вас, что вы не плевались, слушая меня. Это буквальный перевод с греческого, в русском тексте это немножко препарировано. Почему? Потому что во время проповеди он часто падал. Это считалось духовной болезнью типа проказы, и обычно люди, видя такого припадочного, плевались, чтобы отвратить от себя бесов, духов злобы поднебесной.

Павел жаловался самому Господу, о чем читаем в послании Коринфянам: Господи, за что ты мне дал ангела сатаны, жало в плоть, которое удручает меня? Что такое жало в плоть? Skolops – в переводе с греческого это кол, на который насаживали отпетых разбойников. Это самая страшная мучительная казнь. Павел просил: «Господи, избави меня от жала в плоти». Есть разные мнения, что это за болезнь, но главное, что он страдал болезнями, и Господь не исцелил апостола Павла, а только сказал: «Довлеет тебе благодать моя, сила моя в немощи совершается». Наша сила совершается в крестном несении болезни.

Святитель Василий Великий, о своих болезнях, коих было множество, сам подробно рассказывал в письмах: «…она (болезнь) неотлучна со мною с раннего возраста и до этой старости, вместе росла и учит меня по праведному суду все устрояющего Бога. (…) А тело у меня совершенно отказалось служить, даже и малейшего движения не могу переносить без боли».

Святитель Григорий Богослов говорил: «Стражду от болезни и изнемогаю телом… Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше».

Святитель Иоанн Златоуст был хилый и слабый от природы. Еще в молодости Иоанн удалился от житейской суеты сначала на четыре года в монастырь, а оттуда — еще на два года в пустыню, в пещеру. В строгой аскезе, живя в сырой пещере, подвижник заболел и до конца жизни от приобретенного недуга так и не оправился. Его постоянно мучили желудочно-кишечные боли и лихорадка. Тем не менее, врачуя других, исцеляя тела и души, отстаивая основы веры, великий проповедник сам при любой возможности лечился, обращался к врачевателям и не унывал.

Преподобный старец Амвросий Оптинский большую часть своей жизни, лет с сорока (а жил он довольно долго — восемьдесят лет), лежал. Все известные и неизвестные 19 веку болезни гнездились в его бренном теле. И кишечные заболевания, и желудочные, почки, печень, позвоночник — всё страдало. Он лежал буквально на одре смертном сорок лет. Ему предлагали рыбку на Пасху, а он говорил: «Я не могу ее кушать, дайте хоть понюхать мне эту рыбку на Пасху». Доктора не знали причину этих болезней.

Преподобный Сергий, игумен Радонежский, страдал на одре смертном, тягчайше болел. Мы обычно читаем, что преподобный очень легко отдает свою чистую святую душу Богу. Нет. Игумен Сергий Радонежский тяжко страдал, прежде чем умереть.

Святитель Иоасаф Белгородский жил очень мало, 49 лет. В конце своей жизни говорил: «Как жалко, что я в свои молодые годы не берег свое здоровье, питался одним хлебом и водою, и в результате не могу сделать то, что хотел всю жизнь, совершить все свои труды. И он умер раньше времени.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Господь каждого из нас ведет ко спасению: через болезни, через скорби, через ужасы, войны, драмы, расставание с ближними, через семейные трагедии, чтобы внешняя оболочка соответствовала главной задаче совершенствования образа Божия, уподоблению Богу.

Мы не знаем, что будет завтра. Мы не знаем, что будет через год, через десять лет. И завтрашний день — он в руках Божиих.

Если человек доверяет себя Богу, то Господь Сам вершит и ведет человека по пути его жизни. Сам Господь знает тот момент, тот час, когда нам перейти порог Вечности, Сам Господь вводит нас в уклад жизни, соответствующий нашей болезни.

«ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ДА БУДЕТ ВАМ»

(автор: Виктор Шипилов)

 

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 366Регистрация: 30-12-2019