В повседневной жизни мы часто не задумываемся о том, что параллельно с нашим миром существует невидимый для нас духовный мир — мир ангелов и бесов. Не стоит сомневаться в существовании злых духов. Они не являются выдуманными страшилками, придуманными для того, чтобы пугать суеверных людей.
О реальности существования дьявола и ангелов свидетельствует Священное Писание, опыт духовной жизни миллионов верующих, а также многочисленные явления бесов людям во все времена, включая наши дни. В истории человечества нет страницы, на которой бы дьявол не оставил свой разрушительный след.
От начала и до конца Библии дьявол изображается как сильный враг, воюющий против человека. Слово Божие говорит, что «завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2, 24). Всё зло, которое было совершено людьми за всю историю и совершается ныне, все человеческие пороки, суеверия, неверие, ереси, многобожие и идолопоклонство — всё это является результатом внушений бесов.
Диавол является источником и виновником греха и зла в мире. Мы все живём в окружении греха и зла, которые царят в сердцах человеческих. Демоны прежде всего оказывают влияние на мысли, душу и нравственное состояние человека.
Современные люди, погружённые в виртуальный мир интернета, считают, что одержимости и беснования не существует. Странное, порой наводящее ужас, состояние одержимых людей они относят к психическим расстройствам сознания и рекомендуют обращаться к психологам.
Консультирование и психотерапия — это главные направления работы психолога. В процессе консультации он общается с клиентом, чтобы понять, что его беспокоит, и предлагает возможные пути решения проблемы. Как правило, психолог делится с клиентом информацией, необходимой для осознания ситуации и нахождения выхода из неё, а также объясняет, почему возникла проблема. Важно отметить, что психолог — это не врач, он не может назначать лекарственные препараты.
С каждым годом потребность в психологах в России растёт, а христианство становится менее популярным. Лишь немногие по-настоящему религиозные люди готовы идти против течения. Доля неверующей молодёжи в России также увеличивается, особенно на фоне притока мигрантов из мусульманских стран. Многие исследователи считают, что через тридцать-пятьдесят лет религию Иисуса Христа почти никто не будет исповедовать.
Возникает вопрос: как может помочь психолог, если сам он находится во власти сатаны? Все мы подвержены страстям, которые повязали нас с сатаной. Если вы не согласны с этим, то позвольте привести пример.
Сегодня молодёжь часто курит. Давайте попробуем избавиться от этой пагубной привычки. Я много раз слышал, как люди говорят, что это легко, но потом они возвращаются к курению. Почему? Потому что курение — это страсть, а страсть — изобретение сатаны. То же самое можно сказать и о пристрастии к алкоголю, наркотикам и другим вредным привычкам.
Существует восемь основных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Бесы, если говорить мирским языком, работают с каждым человеком индивидуально, учитывая его слабости и пристрастия. Они, словно опытные психологи, исследуют наши уязвимые места и искушают нас именно тем, что нам наиболее близко.
Господь призывает нас: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26: 41). Без постоянной бдительности и обращения к Богу невозможно распознать происки лукавого.
Какая невидимая сила, если не сатана, может вызывать в некоторых домах странные звуки: хохот, визг, крики и топанье? Известно, что на месте, где человек покончил жизнь самоубийством через повешение, ночью могут раздаваться неестественные свисты, сменяющиеся плачем и хохотом. Что это за наваждения? Один человек, который пытался покончить с собой, но был спасён подоспевшими к месту трагедии людьми, рассказывал, что как только он надел на себя петлю, то почувствовал, как прямо ему в лицо были направлены огненные вилы. Он в страхе отступил назад и затянул петлю.
В житии святой мученицы Иулиании рассказывается, как однажды во время молитвы ей явился диавол в виде светлого ангела и убеждал принести жертву бесам. Господь укрепил святую Иулианию, и она осталась выше искушений. Впоследствии демон признался святой угоднице:
«Я — тот, кто некогда посоветовал Еве преступить на погибель заповедь Божию. Я внушил Каину убить брата своего Авеля. Я научил Навуходоносора поставить на поле Деире золотого истукана. Я прельстил иудеев поклоняться идолам. Я премудрого Соломона сделал безумным, возбудив в нем страсть к женам. Я Ироду внушил избиение младенцев, а Иуде — предать Учителя и самому удавиться. Я подвиг евреев побить камнями Стефана, подвигнул Нерона — распять вниз головою Петра и усечь мечом Павла. Многих прельстил я и подверг бедствиям».
Ещё в Ветхом Завете падшие духи открыли людям чёрную магию, астрологию и другие оккультные практики. Многие люди стали их поклонниками. Поэтому Господь Бог через пророка Моисея обращается к сынам израильского народа со следующими словами: «Не должен находиться у тебя (речь идёт об Израиле)… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 10—12). «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Моё на ту душу и истреблю её из народа её» (Левит. 19, 31; 20, 6).
Маги, экстрасенсы, гуру, медиумы и сатанисты хорошо осведомлены о существовании духовного зла в окружающем мире. Они имеют личные контакты с сатаной и бесами, исполняя их злую волю. Оккультный маг Конвей предупреждает: «Жажда разрушения и раздора вражьей силы рода человеческого кажется неутолимой» и «по этой причине будем называть вражью силу злом по той причине, что бесы устремляются причинить неизмеримый вред каждому человеку».
Спирит Шри Чинмой подтверждает лживую природу духов: даже те, кого люди считают «добрыми», могут попытаться причинить им вред, если они попытаются от них избавиться. Шри Чинмой замечает: «Враждебные силы могут разыгрывать роль крутого духовного Наставника и требовать от учеников самоубийства. Дескать, “если убьешь себя, я смогу дать тебе духовное освобождение ещё быстрее” или вроде того… Эти черти умны».
В одном американском доме недалеко от Нью-Йорка жили две девочки, когда в их жилище проник таинственный призрак и начал издавать загадочные стуки. Девочки не испугались, и одна из них решила его разыграть: она тоже начала стучать.
Призрак ответил тем же количеством ударов. Тогда девочка сказала ему, что если он человек, то должен постучать один раз, а если дух — то два. И в тот же миг раздались два удара. Это заинтересовало девочек, а затем и их родителей, и в их присутствии стуки повторялись.
Семья, к которой принадлежали девочки, начала регулярно общаться с подружившимся с ними призраком, который оказался нечистым духом. Они вовлекали в это занятие своих соседей.
Вскоре за связь с тёмными силами семья была отлучена от церкви и переехала в другой город. За ними последовал их невидимый «друг», который согласился демонстрировать стуки и отвечать на вопросы во время публичных сеансов. Тысячи людей стекались к месту проведения этих сеансов.
Видя такой необычный интерес людей к его «проделкам», дьявол разнообразил свои «фокусы». Во время сеансов стали появляться голоса и изображения умерших, а также различные другие необычные явления: телепатия, телекинез и им подобные. Спиритизм стал выдавать себя за новую религию. Многие учёные и писатели проявили к нему интерес. И сегодня в этой бесовской сети оккультизма запутаны миллионы людей.
Отличительной особенностью спиритизма является признание вещественного общения людей с душами умерших через посредство медиумов.
В России спиритическое безумие охватило высший свет Российской империи во второй половине XIX века. Спиритические салоны возникали как грибы после дождя. Великие князья пытались узнать у духов, когда умрёт их богатый дядюшка, и даже сам император Александр II не избежал общего увлечения. Вот как описывает сеанс очевидец: «Стол вдруг поднялся, завертелся и застучал, выбивая такт гимна „Боже, царя храни!“ Все чувствовали прикосновение таинственных рук и видели, как они быстро перебегали под скатертью. Государь говорит, что он видел пальцы руки, прозрачные и светящиеся».
«Медиум, через которого идёт общение с духами, теряет за время сеанса большое количество энергии, — говорит Диана Хорсанд. — Потому что на его энергии и строится это общение. Но медиум умеет восстанавливаться. А вот среди тех, кто участвовал в этих сеансах, отмечалось много самоубийств. У людей появляется одержимость, они перестают владеть собой, становятся сумасшедшими, а порой и сами совершают убийство».
Бывшие спириты (медиумы) и оккультисты утверждают, что духи, которым они верили, на самом деле были злыми демонами, постоянно обманывавшими их. Эти, до поры до времени дружественные духовные наставники, нападали на них и пытались уничтожить за то, что те самостоятельно оставляли это занятие.
Апостол Иоанн Богослов на примере Иуды Искариотского описывает эти этапы и показывает, как сатана постепенно овладевает человеком: «Через страсть сребролюбия сатана проник в душу Ученика» (Ин. 12:6), а затем «полнее овладел и сердцем его» (Ин. 13:27).
Бывшая ведьма Дорин Ирвин утверждает: «Бесовская одержимость — это реальная сила, которая распространяется в наш век с ужасающей скоростью».
Одержимость — это состояние человека, находящегося под контролем бесов. Главный признак одержимости — отвращение к святыням. Человек не может войти в храм, поцеловать икону, причаститься, пить святую воду, слышать Евангелие, называть имена Бога, прикасаться к иконам, мощам или кресту. При виде священника он начинает кричать, издавать звуки животных, биться в конвульсиях. Одержимый не выносит богослужений и молитв, а его лицо меняется при произнесении рядом имени Божьего.
Люди становятся одержимыми из-за нарушения заповедей, данных Богом. Когда человек не хочет жить с Господом, он своими грехами или неверием в Бога отдает власть над собой сатане. Такие люди не участвуют в богослужениях, не причащаются, не молятся и не соблюдают посты. Они как будто «освобождают место» в своей душе для демонических сил.
Паисий Святогорец описывал бесноватых: «Люди, страдающие от беса, приближаясь к святыне, возбуждаются, их начинает трясти. Это совершенно ясно свидетельствует о том, что в них бес. Если предложить таким людям выпить святой воды или перекрестить их святыми мощами, они будут противятся, потому что Благодать Божия стесняет бесов, находящихся у них внутри. А если люди страдают какой-то душевной болезнью, они совсем не противятся святыне. Бесноватые беспокоятся, их начинает трясти, даже если просто приблизиться к ним, имея на себе крест».
В остальное время одержимый бесами человек ничем не отличается от других людей.
Доктор Пек описывает случай, свидетелем которого он стал во время экзорцизма:
«Когда в одном случае бесноватый наконец заговорил ясно, выражение, которое явилось на лице пациента, невозможно описать иначе, как сатанинское. Эта презрительная улыбка с печатью злобы и вражды. Я провел много часов перед зеркалом в попытках воспроизвести что-то подобное, но без малейшего успеха. Такое выражение лица я видел еще один раз в жизни — в течение нескольких мимолетных секунд на лице другого больного во время установки диагноза. Когда беснование открылось во время экзорцизма над этим вторым пациентом, больной стал похож на извивающуюся змею огромной силы, которая яростно пыталась ужалить членов команды. Однако страшнее извивающегося тела было его лицо. Глаза полузакрыты в ленивом оцепенении, как у рептилий, за исключением случаев, когда рептилия устремляется в атаку, глаза открыты и горят ненавистью. Участники обоих экзорцизмов убеждены, что находились в присутствии совершенно чуждого и нечеловеческого. Конец обоих экзорцизмов отмечен по исчезновению этого Присутствия в пациенте и в помещении».
Случаи одержимости духами в том или ином виде встречаются в каждом африканском племени. Тем не менее, там не боятся одержимости, а нарочно вызывают ее с помощью ритуальной пляски под барабанный бой до тех пор, пока личность не достигнет транса, который может привести даже к гибели. Когда личность достигает одержимости, дух получает возможность вещать через нее, и передаваемые ею послания ловятся со вниманием теми, кому предназначены. Однако случаи одержимости духами приводят к нежелательным последствиям. Причиняя жестокие мучения одержимому, дух может выгнать его из дома и заставить скитаться в лесах, может принудить броситься в пламя и сгореть заживо, терзать собственное тело острыми инструментами или же причинять вред окружающим. На вершине одержимости личность утрачивает собственную индивидуальность и действует в рамках «личности» овладевшего ею духа. Одержимый теряет покой, лишается сна и теряет здоровье.
Судебный юрист, философ и богослов доктор Джон У. Монтгомери, получивший восемь ученых степеней, включая две докторские, автор ста книг и статей, убежден: «Помимо Библии, имеется исчерпывающие данные и опытные подтверждения» письменных документальных свидетельств существования личности дьявола и демонов.
Впервые идею о «ненормальности» гениев озвучил Чезаре Ломброзо в своей книге «Гениальность и помешательство». Автор собрал множество фактов, которые подтверждали, что у психически нестабильных и гениальных людей существуют общие черты. Его идеи нашли своё развитие в трудах других учёных, хотя некоторые из них были признаны ошибочными.
Американский психолог приводит внушительный список гениев, которые страдали от душевных болезней: Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин, а также философы — Платон, Кант, Шопенгауэр, Эмерсон, Спенсер, Ницше, Джеймс и многие другие.
Некоторые дети рождаются с невероятными способностями и знаниями, которые обычному человеку не под силу обрести за всю жизнь. Например, Дороти Стрейт в четырёхлетнем возрасте написала книгу «Как начинался мир», которая была успешно опубликована в 1964 году. Гениальность Вольфганга Амадея Моцарта известна всем — уже в пять лет он создавал сложные музыкальные произведения.
В XIX веке в Джорджии жил мальчик-раб по имени Слепой Том. В четыре года он впервые сел за фортепиано и поразил своего учителя не только мастерством игры, но и обширными познаниями в области музыки, которые появились у него неизвестно откуда.
Также известен чудо-ребёнок Жан-Луи Кардиак, родившийся во Франции в XVIII веке. В трёхмесячном возрасте он знал наизусть алфавит, а когда подрос, научился читать по-латыни и переводить на английский и французский языки. К шести годам он знал уже шесть языков, включая греческий, и поражал своими способностями в математике, истории и географии. К сожалению, в семь лет юный гений покинул этот мир.
Интересны высказывания русской поэтессы Марины Цветаевой (1892–1941). Их сохранила для нас другая, менее известная поэтесса, почитательница Цветаевой — Ольга Колбасина-Чернова, которая в 1923 году записала откровенные беседы с М. Цветаевой в Праге. В эмиграции две поэтессы оказались соседями по снимаемой вместе квартире. Их сблизили общая эмигрантская судьба, поэзия и то, что обе имели дочерей с одинаковым редким именем Ариадна. Общей была и кухня, где женщины готовили пищу.
Там, на кухне, в перерывах между хозяйственными делами, Цветаева делилась с Ольгой своими наблюдениями и мыслями о творчестве: «Состояние творчества — это состояние наваждения: что-то, кто-то в тебя вселяется, твоя рука исполнитель — не тебя, а того, кто через тебя хочет быть».
Характерный пример самореализации одного из существ сверхтонкого мира, получившего возможность использовать организм ребенка в качестве рупора или передатчика информации (в данном случае поэтического характера), даёт нам газета «Комсомольская Правда» от 4 февраля 1990 года. Целую полосу в ней занял материал о феноменальных поэтических способностях ученицы четвёртого класса Вики Ветровой (1979 года рождения). Статья содержит подборку её стихов, датированных, в основном, 1989 годом. Большой интерес вызывает беседа корреспондента с отцом девочки, который подробно рассказывает о времени, когда создаются стихи, а также об удивительных изменениях характера ребёнка ночью.
«В первом часу ночи, когда родители легли спать, открывается дверь, и к ним в спальню входит дочь в ночной рубашке. Сейчас она будет диктовать стихи. Не своим голосом, с несвойственными ей жёсткими, требовательными интонациями девочка начинает говорить родителям:
— Стих прёт!
— Нам трудно, Викуха, — отвечает отец, — ты нас мучаешь! Нам утром на работу.
— А мне разве не трудно? Я днём учусь, а ночью работаю.
Папа позже: «Послушная, весёлая, смешливая девочка, а по ночам — совсем другой человек: жёсткий, требовательный».
Корреспондент (обращается к Вике): — А что такое вдохновение?
— Не знаю. Я лежу в постели, не сплю. И вдруг возникает строка, за ней вторая, третья, я едва успеваю запомнить и записать, и обязательно зову маму, чтобы переписала, иначе я забуду и завтра уже не разберу». Стихи идут быстро, по три-четыре кряду.
Корреспондент: — А когда пишешь сразу много стихов, ты устаёшь?
— Наоборот, разгружаюсь».
Интересен ещё один факт, отмеченный корреспондентом: среди родственников Вики произошло чёткое разделение — «Мужчины верят, что Вика пишет сама. А женщины — нет» (там же). Как видим, более чуткими оказались именно женщины.
Попытаемся теперь, разложив факты в известном порядке, понять их взаимосвязь и причину.
- Стихи возникают ночью (!!!).
- Они «прут», как выразилась девочка, сами собой, строка за строкой, стихотворение за стихотворением. Вика едва успевает их записывать или диктовать родителям.
- В сознание стихи входят как бы под давлением, которое создаёт некоторое беспокойство, душевный дискомфорт. После того, как стихи выплескиваются на бумагу, наступает успокоение; девочка, по её словам, как бы «разгружается».
- Ночью, когда ребёнок входит в спальню к родителям, требуя записать «прущие» из неё стихи, её характер воспринимается как характер другого человека. Она меняется, меняются свойства личности, точнее — она становится как бы другой личностью.
- В сознании стихи возникают уже готовыми, не требующими никакой корректировки и обработки. Девочка даже не успевает задуматься: о чём будет очередное стихотворение. Она об этом пока даже не знает. Узнает только после того, как стихотворение будет записано. Стихи «наплывают» друг за другом, и девочка едва успевает их записать или диктовать; о продумывании сюжета и образов, о работе над формой не может быть и речи. Требуется всего лишь записать уже готовое.
Этим чужим голосом и диктует по ночам бедная Вика чужие стихи своим родителям…
Бог строго запретил древнему Израилю перенимать оккультные практики, распространённые среди окружающих языческих народов. В Книге Второзаконие (18:9-12) ясно сказано:
«Когда ты войдёшь в землю, которую даёт тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь [речь идёт о человеческих жертвоприношениях], прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего…»
Бог судил древних царей Израиля, когда они нарушали этот запрет и занимались оккультизмом. Вот что говорится об иудейском царе Манассии:
«…и делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. Он снова построил высоты, которые разрушил Езекия, отец его, и поставил жертвенники Ваалам [для человеческих жертвоприношений], и устроил дубравы, и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему [намек на астрологию]… Он же проводил сыновей своих чрез огонь в долине сына Енномова [человеческие жертвоприношения], и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников; много делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его» (2 Пар 33:2,3,6).
Как видно из этого отрывка, в древнем Израиле оккультные практики были связаны с идолослужением (поклонением ложным богам и духам) и неизбежно вели к человеческим жертвоприношениям, что имеет место и сегодня на Западе, хотя и в меньшей степени.
«Они смешались с язычниками и переняли их обычаи; поклонялись их идолам, которые стали для них ловушкой, и приносили в жертву своих детей бесам. Проливали невинную кровь своих детей, которую посвящали ханаанским богам, и земля осквернилась от этих жертв. Они оскверняли себя своими делами и совершали поступки, достойные осуждения. Гнев Господа воспылал над Его народом, и Он возгнушался Своим наследием…» (Псалом 105:35-40).
В дальнейшем Библия отождествляет духов, которые, как считалось, являлись во время идоложертвенных ритуалов, с демонами:
«Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями своими разгневали Его: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, пришедшим от соседей и о которых не помышляли ваши отцы. А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя» (Второзаконие 32:16-18).
«…язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1 Кор 10:20).
Во времена Исайи народ занимался различными чародействами, которые Бог осудил:
«Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое, потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих. Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила:»никто не видит меня». Мудрость твоя и знание твое — они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем:»я, и никто кроме меня». И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь. Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь» (Исаия 47:9-11).
В Новом Завете адепты оккультизма рассматриваются как те, кто отвращает народ от веры:
«Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» (Деян. 13:6-10) (ср. Деян. 19:18-20).
Напоследок, несколько цитат из Писания, относящихся к духовной брани:
«Дух же ясно говорит, что в последние времена некоторые отступят от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским…» (1 Тимофею 4:1).
«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:10-12).
«…избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя [Павла], открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26:17-18).
«Бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2Кор. 4:4).
«И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2Фес. 2:8-10).
«Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2Кор. 11:13-15).
«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 2:8).
СВИДЕТЕЛЬСТВО ИИСУСА ХРИСТА
Ничье свидетельство не может иметь большего веса, чем слова Господа Иисуса Христа. Он один за всю историю прямо провозгласил себя Богом (Ин. 5:18; 10:30; 14:9) и доказал истинность своих слов воскресением из мертвых (Мф. 20:18-19; Иоанна 20:24-28; Деяния 1:3).
Если Он воскрес из мертвых, что является исключительным событием в истории, то Он действительно Господь и Бог, и все, что Он говорит, есть истина, включая и Его слова о дьяволе, бесах и духовной брани.
Новый Завет полон сведений о дьяволе как личности, являющейся отверженным ангелом, изгнанным с Небес. Большую часть этих сведений сообщает нам Сам Христос (Ин. 8:44; Луки 10:18; Иуды 6). Дьявол называется искусителем (1 Фес 3:5), лукавым (Матфея 6:13; 13:19), князем бесовским (Матф. 12:24), богом века сего (2 Коринфянам 4:4), князем мира сего (Ин. 12:31; 14:30; 16:11), драконом и змием (Откр. 12:9; 20:2) и лжецом и человекоубийцей от начала (Ин. 8:44).
У него свое царство (Матфей 12:26), враждебное Царству Христа (Евангелие от Матфея 16:18-19; Деяния 26:18), и он правит царством демонов (Матфея 9:34). Его ключевые способности — мощь и хитрость. Он называется «сильным» (Матфей 12:29) и имеет большую силу (2 Фессалоникийцам 2:9). Его коварство (Бытие 3:1) проявляется в расставлении сетей (2 Тим 2:26), в кознях (Еф. 6:11), злых умыслах (2 Коринфянам 2:11) и способности менять облик (2 Кор 11:14). Власть его такова, что он обольщает «всю вселенную», так что «весь мир лежит во зле» (1 Иоанна 5:19; Откровение 12:9; 13:14). Также, он действует в сынах противления (Еф. 2:2), искушает апостолов (Мф. 16:23; Луки 22:31, Иоанна 13:2), выступает против народа Божия (1 Паралипоменон 21:01; Захария 3:1-2, Деяния 5:3; 1 Фес 2:18; 2 Коринфянам 2:11), и даже попытался склонить к поклонению себе Самого Бога в лице Христа – поступок, говорящий о его крайнем умственном расстройстве (Марк 1:13, Матфея 4:1-10).
Сатана неутомимо сеет семена заблуждения и сомнения в церкви (Мф. 13:38-39), ослепляет умы неверующих (Марк 4:15, Деяния 26:18; 2-е Коринфянам 4:4), способен входить в человека (Ин. 13:27), имеет державу смерти (Евр. 2:14), и бродит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет 5:8).
Христос явился, чтобы уничтожить дела дьявола (1 Иоанна 3:8), который скоро будет побежден (Римлянам 16:20), чтобы проводить вечность в аду (Матфея 25:41; Откровение 20:10).
Таковы свидетельства Библии о существовании дьявола, в которых никак нельзя сомневаться.