«В мире сатана борется со Христом, а поле битвы – сердца людей».
Каждый православный христианин знаком с Символом Веры, который начинается так: «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого».
Из этих слов становится ясно, что помимо мира, в котором мы живём и который можем ощущать органами чувств, существует и мир невидимый. Этот мир не доступен ни зрению, ни слуху, ни осязанию, ни обонянию, ни вкусу.
Духовный мир, скрытый от наших глаз, остается невидимым. Мы не можем его увидеть телесными глазами, поэтому сомневаемся в его реальности. Если бы не ночь, никто из нас не поверил бы в существование необъятной вселенной над нами.
За пределами нашего земного восприятия существует духовный мир, который не зависит от нашего знания о нём. Этот невидимый мир огромен, но из-за ограниченности нашего восприятия мы, как заключённые в темнице, можем видеть только то, что проникает через четыре стены и зарешеченное окно под потолком.
В одной суфийской притче слепые люди спросили, как выглядит слон. Один, схватившись за хобот, заметил, что он напоминает трубу. Другой, ощупывая хвост, сравнил его с плетью. Третий, держась за ногу, сказал, что слон похож на столб. Они ощупали лишь части слона, не в силах представить его целиком из-за своей слепоты.
Если мы что-то не можем увидеть глазами, потрогать руками, услышать запах, то есть физически почувствовать невидимый мир, это не значит, что этого мира нет. «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Что же собой представляет мир невидимый? Вспомним слова: «Царствие Божие внутри вас есть…».
Всё живое на Земле берёт начало с маленького семени. В нём уже заключены черты взрослой особи и её способность взаимодействовать с окружающим миром. Силы, влияющие на этот процесс, представляют собой невидимый, но не менее разнообразный мир, чем видимый. В основе каждой формы жизни лежат определённые силы. Даже само творение началось с невидимого Слова. Произносимые слова связывают оба мира.
Если слова человека лживы и порочны, то и его душа полна обмана и зла. Такой человек будет осуждён. «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», – эта истина была известна ещё в Ветхом Завете.
Дьявол и бесы — это не выдумка, а реальность. Бесы представляют серьёзную угрозу для человека, потому что хотят его погубить. Бесы – это духовные существа, которые на заре истории мира были созданы как Божьи ангелы, но, согрешив, вместе с сатаной были свергнуты с того места, где обитает Бог (Иез. 28:13-17). Эти духовные существа уже не имеют возможности примириться с Богом и обречены на вечные мучения в озере огненном (Мат. 25:41). В результате своего отступления от Бога, эти ангелы стали абсолютно злыми существами, не имеющими в себе ничего Божественного. Можно, на основе Писания, сделать заключение, что они, как бывшие Божии ангелы, имеют силу, часто намного превосходящую человеческую (2 Пет. 2:11), а также и преимущества духовных существ – они не ограничены в пространстве и не могут умереть. Они имеют интеллект и свою стратегию, которая заключается в том, чтобы увести людей от Бога и погубить их (Иоан. 8:44). Они также стремятся контролировать людей (2 Тим. 2:26).
Многие люди считают, что диавол и его козни — это просто сказки. Если спросить их о существовании злых духов или демонов, некоторые ответят: «Нет, их не существует».
В этом вся опасность, потому что мы не видим мир бесов телесными глазами, они духи. Сатана воздействует на человека через мысль. Те самые мысли, рождаемые в нас якобы нами, на самом деле не совсем наши. Трудно в это поверить? На самом деле это так. По мнению одного французского писателя, величайшей победой диавола стало то, что он смог внушить людям, будто его нет.
У бесов, подобно Ангелам Божиим, существует своя иерархия: начальства, власти, мироправители и духи злобы (Еф. 6:12). Апостол Павел наставляет христиан: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной».
Какое отношение имеет к нам мир бесовский? Он окружает нас, злые духи тесно живут с нами, как мы тесно живём с нашими мыслями и чувствами, через которые на нас воздействуют бесы. Есть различные условия, при которых бесы достигают своего контроля над различными сферами жизни человека. Наиболее распространённое воздействие бесов на людей происходит через мысли. Бесовской мир может внушать человеку мысли, которые тот принимает за свои и воплощает их в жизнь.
Сегодня в РФ сквернословят абсолютно все! Не случайно в народе ходит такое выражение: «Сегодня матом не ругаются, сегодня матом говорят!» И с этим трудно не согласиться. Сквернословие стало привычным среди россиян, прочно вошло в норму современного общения. То, что мат является связью с бесами, подтверждает тот факт, что часто сквернословят люди, находящиеся без сознания, на границе жизни и смерти. Мат от умирающего, человека, находящегося в беспамятстве, говорит о его связи с бесами. По результатам опроса ВЦИОМ, более трети россиян (34%) используют мат в своей речи ежедневно.
Доморощенные историки пеняют на татаро-монгольское иго: дескать, это они, оккупанты, нас ругательствам обучили. Однако корни мата — то, что осталось от древней магии, языческих ритуалов. Появление мата уходит в языческое прошлое. Заклинания, которые были обращены к языческим идолам, состояли из их имён. Когда человек матерится, он призывает бесов на себя, свою семью, свой род. Таким образом, мат — это обращение к бесам.
ВЫДЕРЖКА ИЗ ПОСМЕРТНОЙ УЧАСТИ ФЕОДОРЫ
«Когда пришло время, чтобы моя душа покинула тело, я увидела вокруг постели множество эфиопов. Они были чёрными, как сажа или смола, а их глаза горели, словно уголья. Они подняли ужасный шум и крик. Некоторые из них ревели, как дикие звери, другие лаяли, как собаки, третьи выли, как волки, а четвёртые хрюкали, как свиньи. Они все смотрели на меня с яростью и угрожали, скрежетали зубами, словно хотели меня съесть.
Они готовили хартии, на которых были записаны все мои грехи. От этого видения моя душа пришла в ужас. Муки смерти показались мне ничтожными по сравнению с тем, что я увидела. Эти эфиопы были для меня страшнее самой смерти. Я отворачивалась, чтобы не видеть их ужасных лиц, но они были повсюду, и их голоса звучали отовсюду».
Так описывается страшное видение, которое увидела блаженная Феодора в момент смерти
Верить или нет? Это личный выбор каждого. ? Каждый из нас познает из всего описанного на личном опыте. Однако есть вещи, с которыми сталкиваемся в своей жизни.
Почему мы чувствуем робость, находясь одни в позднее время? Почему мы боимся выйти из дома, как будто за порогом нас поджидает опасность?
Почему нам страшно оставаться одним на берегу озера или реки в вечернее время, а также в лесу? Почему так страшно выходить из дома глухой ночью (после полуночи)?
Почему кладбища кажутся нам страшными в сумраке ночи, как будто это место, где покоятся наши предки, стало жилищем злых духов?
Почему мы ощущаем трепет, когда входим в пустой полуразрушенный дом, где когда-то жил злой человек? Что это за неведомая сила, которая нас останавливает?
Это не детский страх, потому что его испытывают люди с сильным духом. В этом случае наше внутреннее чувство, которое действует независимо от тела, без труда обнаруживает влияние невидимых существ, бесовских сил, которые обитают в небе.
Мы часто представляем себе Божий суд похожим на суд человеческий. Однако Божественный суд происходит в нашей земной жизни уже сейчас, а не потом. Богу было угодно включить суд в саму природу человека. Мы способны судить себя сами. По какому закону? По государственному? Нет, по закону совести. И мы знаем, что часто именно суд совести оказывается для нас самым строгим.
Священникам доводилось общаться с преступниками, приговорёнными к длительным срокам заключения. И когда в доверительной беседе спрашивали, что для них сейчас самое тяжёлое, очень часто они отвечали: «Совесть. Не могу успокоиться. Приговор вступил в силу, наказание позади, но совесть не отступает».
Убийцы не могут спокойно спать, их мучают кошмары, в которых к ним является убиенный и задаёт один и тот же вопрос: «За что?».
Последствия Великой Отечественной войны не давали спокойно спать многим орденоносцам и победителям той войны. Они боялись ложиться спать ночью. Чтобы хоть как-то забыться, напивались и только тогда проваливались в глубокий сон.
То же самое происходит и с участниками современных войн, которые убивали и продолжают убивать врага.
Суд совести – это самый строгий и беспристрастный суд. Человек – единственное живое существо, которое может судить самого себя. И, возможно, Страшный Суд станет продолжением этого суда.
По своей ограниченности мы многое забываем: из памяти уходят грехи и конфликты, и совесть успокаивается. А иногда совесть разрушается пороками, пьянством или просто привычкой совершать беззаконие. Но Страшный Божий Суд восполнит все недостатки нашего собственного человеческого суда: плохую память, цинизм, небрежение, отступления от Божественных заповедей – всё то, что не давало нам возможности справедливо осудить себя при жизни.
Дьявол — это воплощение зла и ненависти. Он искушает людей и завлекает их в греховную жизнь. Духовных людей он соблазняет различными духовными вещами: виртуальным миром, новыми философскими учениями, шедеврами искусства, телевизором, вседозволенностью.
Дьявол — мастер обмана, он может обмануть любого человека. Успех, богатство и слава — это те соблазны, которые дьявол предлагает людям.
Отсутствие совести означает, что человек полностью отдалился от Бога и попал под влияние дьявола. Человек без совести неправдив, бесстыден и нагл. Отсюда и пошло выражение «человек без совести».
Люди без совести ориентируются на внешние авторитеты:
- они подчиняются мнению большинства;
- они шаблонны и банальны;
- они склонны следовать общепринятой морали;
- всё, что поступает в их голову, они считают истиной. Даже информация, не соответствующая проверенным знаниям и опыту, воспринимается ими как достоверная.
Люди, лишённые совести, могут проявлять патологические наклонности и извращённые потребности. Они без колебаний совершают обман, убийство, насилие или воровство, не задумываясь о том, кто перед ними — член семьи или незнакомец. Если им хочется, они убивают, обманывают, насилуют или воруют. У них нет внутренних ограничений (совести), которые могли бы их сдерживать.
Их единственное препятствие — это страх перед уголовным наказанием и страх смерти. Они хотят совершать преступления, но не хотят умирать, поэтому яростно и изощрённо борются за свою жизнь. Моральные нормы общества для них не существуют и не оказывают на них никакого влияния. Они действуют аморально, руководствуясь только своими извращёнными потребностями.
Гёте говорил: «Обыватель не замечает дьявола, даже когда тот держит его за горло». Это значит, что даже когда такому человеку прикажут убить кого-то из близких, он может это сделать. Для него важно только то, что ему приказали, и он будет слепо следовать этому приказу.
Расскажу вам один случай, который произошёл в наши дни в одном из храмов Русской православной церкви Московского патриархата.
Во время богослужения произошёл удивительный случай. В храме совершалась Божественная литургия, и в молитвенной тишине раздался страшный крик. Кричал мужчина грубым басом, но в его крике было что-то неземное и потустороннее. Это было так неожиданно, что все присутствующие мгновенно пришли в себя.
Мы сразу же подумали, что это, возможно, был крик человека, который столкнулся с чем-то сверхъестественным. Но когда мы посмотрели на человека, который кричал, мы были удивлены. Это была стройная и миловидная девушка лет двадцати. Она стояла среди прихожан и была совсем незаметна. Но когда настоятель храма вышел со Святой Чашей для причастия, она снова привлекла к себе внимание.
Считается, что во время причастия люди, страдающие духовным недугом, начинают вести себя неспокойно при виде Святой Чаши. Иногда их невозможно подвести к Чаше, и тогда несколько крепких людей связывают такого человека и подводят к Чаше. Даже самые слабые на вид люди, страдающие таким недугом, в этот момент могут обрести невероятную физическую силу, что приводит в изумление всех присутствующих в храме.
В этот раз ничего подобного не произошло. Однако взгляд девушки, когда она смотрела на Святую Чашу, был необычным. Он напоминал взгляд спортсмена или человека, которому предстоит совершить прыжок через непреодолимое препятствие. Я уже не помню, причащалась ли она в тот день, но больше ничего особенного в конце службы не произошло.
В течение следующей недели я общался с клиросным хором нашего храма, и мы обсуждали эту тему. Оказалось, что девушка ходила к «бабке» в соседнее село, которая имеет сомнительную духовную ориентацию. «Бабка» что-то ей начитывала. Церковный опыт показывает, что после таких посещений у человека могут возникнуть непредсказуемые духовные последствия. И это был яркий пример из жизни, который невозможно описать только в книгах.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Мысль о смерти неприятна, потому что она напоминает нам о нашей собственной смертности. Мы можем прийти к неутешительному выводу, что все мы когда-нибудь умрём. Такой вывод пугает многих людей.
Обычно мы думаем о смерти не как о конце физического существования, а как о чём-то пугающем и непонятном. В такой ситуации у большинства людей срабатывает своеобразная защита — они стараются не обсуждать эту тему, чтобы не расстраиваться. Это можно сравнить с поведением страуса, который прячет голову в песок.
Всех людей интересует их будущее, не только ближайшее, но и отдалённое. Чем дальше мы пытаемся заглянуть, тем больше наше будущее покрыто мраком и вызывает беспокойство. Мысль о смерти усиливает это беспокойство.
Чем старше человек, тем более актуальным для него становится вопрос смерти. С древних времён каждого человека волнует вопрос: «Что будет со мной после смерти?» Эта мысль одновременно притягивает и вызывает мистический страх.
Почему страх? Потому что с приближением смерти человек предчувствует некий переход в другой мир, который может быть вознаграждением или наказанием за его жизнь.
Смерть — это наш последний экзамен. Если мы сможем понять, что смерть — это не конец, а лишь переход в другой мир, то наше отношение к жизни может измениться. Как говорится в народной поговорке, «готовь сани летом, а телегу зимой».