Мы познакомились с Настей на новом месте работы. Фирма располагалась в пригороде Воронежа, нас доставляли туда служебным транспортом. Дорога занимала примерно 45 минут в каждую сторону. Для поездок использовали две старые «Газели». Часто одна из них ломалась, и всем нам приходилось ехать в одной машине. Мы теснились по трое на двухместных сиденьях, а четвёртый садился на колени впереди сидящему. В такие мгновения возвращались в Воронеж с юмором, шутили: «В тесноте, да не в обиде».
За месяц перезнакомился со многими коллегами по работе. Большинство из них молодые люди от 25 до 35 лет, среди них затесался я, пятидесятилетний, да водитель, ровесник. Мы с Настей выходили на остановке «Динамо» и шли в одном направлении — до канатной дороги. Там пути расходились. Она поднималась в гору, а я шёл через весь парк в частный сектор.
НЕМНОГО О СЕБЕ
К встрече с Настей у меня был двенадцатилетний опыт практики Иисусовой молитвы в миру, многолетняя духовная переписка с архимандритом Рафаилом (Карелиным) и Новиковым Н. М. (https://nnproekt.ru/). За эти годы я прошел через «тернии и волчицы». Это было всестороннее искушение от лукавого, которое не давало мне покоя ни днем ни ночью. Искушение — это действия бесов, направленные на человека. Его также называют обольщением или соблазном. Это главное мысленное оружие лукавого в духовной борьбе.
Из-за греха первого Адама и Евы, который испортил, деформировал, разбалансировал человеческую природу, произошедшее от них человечество стало обладать расколотой, слабой, больной, немощной природой. Ее болезненность выражается в том, что святые отцы называют «удобопреклонностью ко греху». Это склонность легко впадать в искушение, поддаваться ему и грешить. Из-за «первородного греха» нам очень трудно сопротивляться искушениям и не грешить.
«Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху, – говорит об этом апостол Павел. – Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7: 14–24).
УМ МОЛИТСЯ СЛОВАМИ — СЕРДЦЕ МОЛИТСЯ ПЛАЧЕМ
В служебном транспорте молодежь погружалась в смартфоны, я погружался в молитву. На личном опыте усвоил, как легко молитва ускользает, если не держать себя в руках. Премудрый советует: «Для слов сделай вес и меру, а для уст — дверь и запор» (Сир. 28:29).
В такие моменты закрывал глаза и, мысленно повторяя слова Иисусовой молитвы, сосредотачивал мысленное внимание на два пальца выше соска левой груди. Многолетняя практика научила быстро погружаться в молитву, ум опускался в сердце, все вокруг для меня переставало быть. Со стороны казалось, что я дремлю. Достаточно быстро меня охватывал духовный плач. Отвернувшись к окну, старался не показывать слёзы, но они всё равно выступали. Хорошо, что никто не обращал на меня внимания.
Несколько лет я практиковал особую практику молитвы, называемой «художественным деланием». Для этого усаживался на специальный афонский стульчик — три деревянных бруска высотой не более 25 сантиметров. Сосредоточенно произносил молитвенные слова, склонив голову влево и сосредоточив мысленное внимание на два пальца выше соска левой груди. Дыхание при этом нужно сдерживать, стараясь дышать неглубоко (не борзо).
По мере того как дыхание становилось спокойнее и подстраивалось под ритм сердца, движение крови в теле замедлялось. Тело исчезало, оставалось только сердце и мысленная молитва, которая заполняла всё внутреннее пространство сердца. Ум словно втискивался внутрь сердца, заполняя всё его пространство без остатка.
Удивительно, но факт: ум опускался вглубь сердца, а помыслы оставались где-то сверху. «Приступит человек, и сердце глубоко» (Псалтирь 63, стихи 7–8). Слова молитвы и биение сердца сливались воедино, такая молитва непостижима для внешнего понимания человека. Сердце начинало истаивать от произносимых слов молитвы, дыхание переставало быть, встраиваясь в слова молитвы. В такие мгновения молитвы внешнее переставало существовать, как и само тело, только «глубокое сердце» и ум где то там в глубине сердечной возносящий слова молитвы
Это состояние длится в среднем часа полтора. Затем ум начинал подниматься из глубин сердца на поверхность, где его встречала радостная свора помыслов. Напоминало о себе замёрзшее тело тысячами иголочек, прокалывающих затекшие ноги, зуб на зуб не попадает. Встаёшь, а идти не можешь, ноги не слушаются.
Внутренняя молитва — это молитва, возносимая без проявления внешних признаков моления, возносимая в уме независимо от внешних занятий человека. Ум молится словами, сердце молится плачем. Не восплачет сердце, если не умилится от слов молитвы, не стяжает ум внимательной молитвы, если сердце не будет содействовать и вспомоществовать ему плачем.
Подвижник молитвы без плача не постигнет сути покаянной молитвы. Бог сказал, что блаженны плачущие: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4). Плач по Богу и слезы, которые он вызывает, заповеданы Христом. Слезы — это образ жизни. По словам аввы Пимена, «плач — это путь, переданный нам Писанием и отцами, которые говорят: «Плачьте. Нет иного пути, кроме этого»».
Что такое плач? Духовный плач не результат человеческих усилий, у него другая природа. Это благодать Божия, поэтому так ценим плач святыми отцами.
Приведу пример из личной практики первого плача. Когда внимание сосредоточено на словах молитвы, ум находится над сердцем, тогда неведомая находящая сила охватывает мое сердце и сжимает его. Это похоже на куриное яйцо, которое человек кладет на ладонь и сжимает полностью со всех сторон. То же самое происходит с нашим сердцем. Вследствие неведомого физического воздействия на сердце появляется сердечная боль, становится трудно дышать. Из-за этой боли из глаз начинают истекать слезы. Первые слезы крупные — с горошину. Как только неведомая находящая сила отходит, боль сердечная прекращается, а с ним и плач.
ТЕМЫ ДЛЯ РАЗГОВОРА
Но не всегда удавалось помолиться. Во время поездки молодые люди часто в достаточно оживлённой форме обсуждали какую-либо тему, иногда жаркие споры прерывались, если кто-то, начавший тему, выходил на остановке.
Однажды разговор зашёл о смертельных авариях. Один из пассажиров рассказал о семейной паре, которая погибла в ДТП, их ребёнок, по слухам, остался жив. Другие вспомнили своих знакомых, которых больше нет из-за дорожных трагедий. Я решил присоединиться к обсуждению. Задал вопрос о судьбе души после смерти. Напомнил, что все мы смертны и в любую минуту можем погибнуть в аварии. Спросил, верят ли они в Бога? Оказалось, что никто не ответил утвердительно. Тогда я объяснил, что такое смерть. Все затихли, для многих это было полной неожиданностью. Одна из сотрудниц маршрутки резко попросила меня замолчать, потому что, по её мнению, у молодых всё будет хорошо. После её крика я закрыл тему. В салоне воцарилась гробовая тишина — слова задели всех.
О НАСТЕ
Насте было 32 года, замужем, сыну восемь лет. Со своим будущим мужем они учились в СХИ, встречались несколько лет, прежде чем пожениться. Семья крепкая и дружная. Однако у Насти были причины для беспокойства. В её роду по материнской линии в течение нескольких лет умерли родные сестры и братья от сердечной боли. Для понимания ситуации: у Настиной мамы было два брата и пятеро сестёр, все они, включая её маму, ушли из жизни.
Настя страдала от головных болей и чувствовала себя ужасно. Она понимала, что может повторить судьбу мамы, и переживала за своего сына. Возвращаясь домой после работы, мы говорили с ней о Боге, ей эта тема была наиболее близка. Я приводил примеры из Библии, из жизни знакомых верующих.
Однажды она призналась мне, что уже много лет общается с Богом, рассказывает Ему о своих делах и часто плачет перед Ним. Поделилась, что ждёт второго ребёнка и мечтает о девочке. Её муж тоже хочет дочь, ведь у них уже есть мальчик.
Наступил декретный отпуск, мы с Настей договорились, что через две недели посетим храм. Это будет первая служба в её жизни, надо было, чтобы она исповедалась и причастилась. Я подарил Насте молитвослов и был уверен, что она не перезвонит — не тот случай. Но в этот раз реально ошибся, Настя оказалась упёртая. Договорились встретиться через две недели у храма в Берёзовой роще, где она живёт.
Настя встретила меня в «Динамо» после работы вечером в пятницу. По дороге мы обсудили с ней последние детали предстоящего события. На улице стояла прекрасная осенняя погода, было тепло. Завтра с утра на службу.
На следующее утро за окном бушевала метель, ветер был такой силы, погода столь мерзопакостная — мне совсем не хотелось выходить из дома, на календаре суббота — долгожданный выходной день. «В такую погоду хороший хозяин собаку из дома не выгонит» — крутилось в мыслях, молитвой Иисусовой мы изгнали бесовские помыслы. Обещанное надо исполнять, надо одеваться и пойти на службу, и я сдержал слово.
Добирался до храма по колено в снегу, идти примерно полтора километра по бездорожью. Думал, что в такую погоду Настя не придёт, и в этот раз ошибся. Она пришла. Эта служба стала для неё знаменательной — первый раз причастилась в своей жизни. Она почувствовала благодать Божью настолько явственно, что не поверила, что такое возможно.
После службы мы расстались на время родов. Настя успела ещё раз сходить на службу, исповедаться и причаститься. Вскоре наступили роды. Настя родила легко. Как она рассказывала, в момент родов молилась Иисусовой молитвой. В отличие от предыдущих родов сына — натерпелась, настрадалась, прежде чем родила, эти прошли без особых трудностей и осложнений.
Вернувшись домой и придя в себя, позвонила мне, мы поговорили о том, как и с чего начать практику Иисусовой молитвы. Я посоветовал ей читать Евангелие и Псалтирь и молиться Иисусовой молитвой.
Однажды Настя рассказала мне, что с ней говорил внутренний голос. Он запретил ей встречаться со мной, утверждая, что я учу её плохому. Как всё знакомо. Я объяснил Насте, что нет никакого внутреннего голоса — это всё бесовские проделки.
Какова природа этих голосов? Откуда они берутся? — на эти вопросы не знает ответа ни один психиатр или больной шизофренией. Одураченные этим голосом люди, далёкие от веры в Бога, исполняют все его пожелания: кто-то из окон выпрыгивает, кто-то идёт топиться, некоторые убивают людей. Именно бес подводит людей, доверившихся своему внутреннему голосу, к последней черте, когда они сводят счёты с жизнью.
Внутренний голос — это феномен, который знаком каждому из нас. Он сопровождает нас на протяжении всей жизни, помогает принимать решения и определяет наше отношение к окружающему миру. Голоса в голове — один из самых частых и, пожалуй, самых страшных признаков шизофрении. Голос может комментировать действия человека, спорить, нашептывать что-то жуткое, угрожать и приказывать. А иногда это настоящий хор из разных голосов, терпеть которые становится невыносимо. По статистике, до 80% людей с шизофренией сталкиваются с этим явлением.
Настя — совершенно здоровый человек, психика у нее в норме. Тогда откуда в ней появился внутренний голос? Бесы не переносят Иисусовой молитвы, ибо они прекрасно знают, что подвижник молитвы под особой благодатью Божией. Поэтому стараются отвратить начинающего подвижника от губительной для них молитвы.
С Настей бес ещё несколько раз пытался установить контакт. Он убеждал её отказаться от практики Иисусовой молитвы. Однако Настя, которую я предупредил о недопустимости любых контактов с голосом, не отвечала на его предложения. Вскоре бесовские попытки установить связь прекратились.
Однако иногда с Настей происходили необъяснимые вещи. Иногда в полночь с двенадцатого этажа раздавались крики пожилой женщины. Она запрещала Насте молиться Иисусовой молитвой и обвиняла её во всех тяжких грехах.
Никто не испытывал такого счастья? А зря. Не самое приятное ощущение, когда волосы встают дыбом от душераздирающего крика в полночь. Эти крики будили Настю. Она не была знакома с этой женщиной, и та её не знала. Настя жила на пятом этаже, бабушка — на двенадцатом.
Просыпаясь, Настя начинала молиться, и крики вскоре прекращались, как будто захлёбываясь, переходя в всхлипы, а затем и вовсе умолкали.
В начале молитвенного пути Настя столкнулась с трудностями в освоении Иисусовой молитвы. Однако её упорство и стремление к цели помогли преодолеть этот непростой этап. Она часто обращалась за помощью, подробно разъяснял ей все возникающие вопросы.
Ребёнок Насти много спал и просыпался только на время кормления. В свободные моменты Настя посвящала себя молитве, уделяя ей всё своё свободное внимание. Многие из нас склонны к лени и склонны искать в трудах святых отцов готовые методы молитвы, полагая, что чем глубже мы будем погружаться в их наставление, тем больше найдём для себя полезного. Настя, напротив, каждый день посвящала всё больше времени молитве, постепенно увеличивая её продолжительность. Именно настойчивость дала вскоре реальные плоды. У Насти благодатью Христовой привилась устная Иисусова молитва, стала неотъемлемой частью ее жизни.
Я посоветовал Насте найти духовного отца. В Вознесенском храме, который находится в Берёзовой роще, куда стала ходить на службы, познакомилась со священником Павлом (Семеновым). Вскоре он стал не только её духовным наставником, но и крёстным отцом новорождённой дочери. Так мы образовали тройственный союз.
Когда я давал Насте рекомендации практики Иисусовой молитвы, она согласовывала с духовным отцом, получала благословение и приступала к их выполнению. В то время ещё был жив старец отца Павла — иеросхимонах Силуан (Сухаревский), с которым батюшка консультировался. Также были мною осведомлены (из моих писем) архимандрит Рафаил (Карелин) и Новиков Н. М., который подарил Насте свою книгу «Молитва Иисусова: Опыт двух тысячелетий».
Настя начала произносить Иисусову молитву в феврале, а к маю уже молилась весь световой день, с восьми утра до шести вечера, до возвращения семьи домой — мужа и сына. Вот это и есть упёртая.
С устной молитвы мы постепенно перешли на мысленную. Это одно и то же, когда мы читаем какой—либо текст из книги или из смартфона про себя. Мы же не читаем этот текст вслух, мы читаем этот текст мысленно. При чтении у нас не шевелится наш язык. Обратите внимание на такую закономерность — когда читаем вслух, плохо запоминаем. Если читаем про себя, то хорошо усваиваем то, что читаем. Знаете почему? Потому что вслух мы читаем рассудком телесным, а про себя мы читаем нашим умом. Отсюда вывод — мысленная молитва (про себя) — это молитва нашего ума.
По мере мысленной молитвы, по прошествии некоторого времени, у Насти начала болеть голова. Пришло время вывести ум из головы — это первый признак, сигнал. Настя строго следовала моим указаниям, и вскоре её ум переместился в область ниже кадыка, туда, где мы обычно глотаем слюну. Чтобы убедиться в этом, сами найдёте это место. Настя сосредоточила своё мысленное внимание на этом месте и в течение всего светового дня молилась в этом месте.
Что значит сосредоточить мысленное внимание? Попробуйте мысленно посмотреть на свою правую пятку, и Вы ее увидите. Посмотрите на ухо, позвонок, поясницу ит. д. Это и есть наше мысленное внимание. Где наше внимание, там наш ум.
Спустя месяц мы с Настей перевели мысленное внимание в область левой груди. У мужчин, в отличие от женщин, в этом плане всё гораздо проще, на два пальца выше левого соска груди и есть вход в сердечное место. Я решил воспользоваться советом, который получил от Новикова Н. М. Мне очень понравилась его рекомендация.
Вот как её можно применить: положите ладонь правой руки на левую часть груди так, чтобы большой (безымянный) палец лёг на ключицу. Нижняя часть ладони будет располагаться на два-три пальца выше соска левой груди. Здесь идеальная точность не важна. Отметьте это место маркером и еще раз проверьте, чтобы точка отметки была выше соска, линия проходила строго вертикально от соска к точке. Этот выбор определения точки правильный, что и подтвердилось в дальнейшем у Насти.
С этого момента надо мысленное внимание сосредоточить на этой точке. Примерно через два-три месяца вы почувствуете, как начинает формироваться болевая точка. Она обязательно будет находиться примерно на два-три пальца выше соска левой груди. С этого момента всё ваше мысленное внимание должно быть сосредоточено именно на этой болевой точке — очень важный момент в практике Иисусовой молитвы. Что это за болевая точка такая? Благодать Божия показывает подвижнику молитвы «место при дверях», место входа в словесную часть духовного сердца.
Со временем боль станет усиливаться, в какой-то момент будет казаться, что невозможно ни вдохнуть ни выдохнуть. В прошлом некоторые подвижники, сталкиваясь с такой болью, старались уменьшить количество молитв, которые они произносили про себя (мыслью), чтобы облегчить свои страдания. Эта боль вырабатывает в подвижнике молитвы практику поверхностного дыхания — «дышать не борзо».
Вначале боль распространилась на всю левую сторону груди, затем охватила и правую. Невозможность вдохнуть или выдохнуть. Эта боль рождает духовный плач.
Как говорил Исаак Сирин, «молитва без боли подобна недоношенному ребёнку перед Богом». Если эта боль, которую испытывает духовное сердце и, не причиняя вреда, ощущает и плотское, развивается в соответствии с требованиями православного предания, то она необходима для нашего спасения. Она помогает собрать воедино все силы нашей души. Тогда ум с большей лёгкостью обращается к сердцу.
Эта боль, представляющая собой своего рода рану, часто сочетается с рыданием. Человек разрывается от слёз и рыданий. Это и называется рыданием. Из творений святых отцов нам хорошо известно, что эта рана, ведущая к спасению, более чувствительна, чем телесная. Человек, переживающий сокрушение сердца, испытывает большую боль, чем получивший телесное увечье.
По свидетельству преподобного Иоанна Синайского, основанному, вероятно, на его собственном опыте, у некоторых эта выше естественная боль была столь велика, так сильно болело сердце, что уста их чувственным образом извергали кровь: «Видел я в некоторых крайний предел плача: от скорби болезненного и уязвленного сердца они чувственным образом извергали кровь из уст. Видев это, я вспомнил сказавшего: «уязвлен бых яко трава, и изсше сердце мое» (Пс. 101:5)» (Леств. 7:65). Следствием этой боли является и истечение слез. Господь назвал блаженными плачущих: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4). Таким образом, плач по Боге и происходящие от него слезы заповеданы нам Христом. Слезы — это образ жизни. Если образом жизни можно назвать покаяние и плач, то это относится и к слезам, которые струятся из кающегося и сокрушенного сердца. Говоря о слезах, необходимо заметить, что существуют внутренние слезы сердца и внешние, телесные слезы. Сердце часто плачет, умываясь реками слез. Подвижник духовной жизни, проникнутый духом православного предания, многократно «вынуждает» сердце плакать. В большинстве случаев эти сердечные слезы обнаруживают себя внешне.
Настя терпела боль, правда, пришлось сбросить обороты (уменьшить молитвенное делание), всё-таки кормящая мать. Вскоре к ней пришел плач. Теперь Настя много плакала, опытно познав, что значит духовный плач, очищающий душу.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Прошло девять лет. В этом учебном году дочь Насти пошла в третий класс. Сама Настя работает на руководящей должности, у неё много обязанностей на работе и полно забот о семье. Несмотря на это, она продолжает держать мысленную молитву. По обстоятельствам она переходит на устную или краткую. О Насте можно сказать одно: она опытный подвижник умного делания. Когда-то она почувствовала боль в сердце — это место стало для неё дверью в духовную жизнь. Бог — любящий и заботливый Отец Наш Небесный, в этом Настя убедилась сполна.
ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ПРИТЧА
Иисус Христос рассказал притчу о неправедном судье, чтобы показать важность молитвы. В одном городе жил судья, который не боялся Бога и не стыдился людей. К нему часто приходила вдова, просившая защитить её от несправедливых претензий противника. Судья не хотел помогать, но из-за её настойчивости решил защитить её.
Господь сказал: «Если неправедный судья защитил вдову, то Бог тем более защитит избранных Своих, которые молятся день и ночь. Поэтому всегда молитесь и не отчаивайтесь, даже если ответ приходит не сразу».
Аминь! (автор: Виктор Шипилов)