Монастыри возникли сотни лет назад как места для уединения и духовного развития. Люди уходили туда, чтобы молиться и трудиться вдали от мирской суеты. Со временем монастыри стали центрами культуры, науки и образования, сохраняя традиции и передавая их потомкам. Здесь обучали грамоте, писали книги, лечили больных и принимали странников.

Монастырь напоминает маленькое государство: здесь есть своя иерархия, правила и уникальная культура. В каждом монастыре живут трудники, паломники и гости. У всех свои причины для пребывания здесь. Это не только духовное место, но и современный оазис покоя. В мире, где все спешат и постоянно окружены информацией, люди ищут здесь не только веру. Они хотят остановиться, услышать себя и переосмыслить свою жизнь.

«Хочу жить естественной жизнью, вдали от суеты и шума. Стремлюсь почувствовать гармонию с природой, просыпаться с рассветом и засыпать с закатом. Мечтаю молиться, то есть общаться с Богом, работать и быть среди духовных людей, каждый день наполняясь новыми силами!» — делятся мыслями многие паломники и трудники.

Монастырская жизнь, будучи окутанной завесой тайны, создает иллюзию существования альтернативной реальности за высокими стенами обители. Однако, при более глубоком анализе, становится очевидным, что действительность далеко не столь идиллична, как может показаться на первый взгляд. Как можно описать современное состояние монастырей? Они напоминают коло́сса на глиняных ногах — величественное снаружи, но хрупкое внутри.

Актуальны слова, сказанные в IV веке святителем Василием Великим, архиепископом Кесарии Каппадокийской, творцом Божественной литургии, когда один из его друзей написал ему письмо и спросил: «Ну как твоя Церковь, как твоя епархия?», и Василий Великий ответил: «Всё болит и никакой надежды», – и это в те святые времена, когда Церковь стала государственной в Византийской империи.

В Русской православной церкви традиционное монашество давно приказало долго жить, может быть, за редким исключением; остальное – просто-напросто какие-то реконструкторские игры, к которым с той или иной степенью рвения приобщаются простые верующие. Современные монастыри сформировались по-новому. Их либо восстанавливают, либо открывают заново. А как это происходило в древности, когда монашество только зарождалось? Изначально не существовало монастырей в привычном понимании. Праведники покидали мирскую суету, уходили в пустыню, пещеры или леса. Со временем их святость привлекала последователей, и вокруг них формировались общины.

После советских репрессий в монашеской жизни исчезли традиции и преемственность. Монашество никогда не было легким делом. То, что осталось в книгах «Добротолюбие» и «Лествица», в трудах святых отцов, утрачено навсегда. Между ними и нами — огромная пропасть. В монастырях живут монахи, которые носят особенную одежду. На этом их отличие от мирян часто заканчивается.

В РПЦ сложился новый подход к управлению епархиями и митрополиями. Во главе стоят молодые люди, вчерашние студенты.

Приведу пример одной епархии. Родился 21 августа 1983 года. Учился в духовной семинарии с 2003 по 2008 год. В 2008-м принял монашество, а в 2009-м его возвели в сан иеромонаха. В 2014-м он стал епископом. Молодой человек, недавно получивший сан и монашеский постриг, получает власть.Таких примеров в епархиях немало. Информация доступна в интернете.

Еще одна больная тема — кто сегодня возглавляет монастыри? Недавно посвященный в монашество иеромонах через несколько лет становится настоятелем монастыря. Чему такие молодые руководители могут научить пасомых? А сколько пожилых игумений служит в монастырях? Многие из них участвовали в восстановлении монастырей, но это не значит что теперь игуменство пожизненно.

В монастырях трудно найти тех, кто занимается Иисусовой молитвой, не говоря уже о наставниках среди таковых – их практически там нет. Это утверждение прозвучало 28 марта 2023 года в Общественной палате РФ. Сергей Юрьевич Рудов, организатор встречи, сделал это заявление на заседании Благородного собрания, посвященного исихазму – практике мистического богословия. С его слов, они проехали большинство монастырей России и только в двух нашли практику Иисусовой молитвы. Один расположен в Бурятии, где настоятель учился по книге Новикова Н.М., второй — на острове Русский (если не ошибаюсь).

Живое руководство было в монашестве, в опытных тружениках «умного делания». Но само монашество оскудело изнутри повсеместно, оскудело «умным деланием», утеряло Тайну Нового Бытия. Потому оскудело и руководителями. Оскудение произошло давно и произошло незаметно.

Оставление «умного делания» и увеличение монастырей в последних временах стяжанием внешнего довольства и славы, увлечение внешним благочинием и пышностью — было тяжким грехом и дерзким нарушением данных монашеством обетов.

«Путь нам указан — от внешнего к внутреннему: ко вниманию к помыслам и к непрестанной молитве. Кто внутри — тот на правильном пути. Ибо только внутренняя жизнь и есть истинно христианская жизнь. Так свидетельствуют все Отцы». (Иоанн Журавский)

Иисусова молитва – не от плоти и крови, не человеческое измышление, но Божественное откровение. Как церковь, которую не одолеют врата ада, так и внутренний храм каждого человека строится на камне веры апостола Петра. Если мы будем строить нашу духовную жизнь на основе Иисусовой молитвы, то и для нас врата ада останутся неприступными.

Пророк, пророчествуя о Богочеловеке, предвозвестил: «Всякий, кто призовет имя Господне, будет спасен» (Иоил. 2:32). Эти слова повторяет святой апостол Павел (Рим. 10:13): «Если ты устами своими исповедаешь Господа Иисуса и в сердце своем поверишь, что Бог воскресил Его из мертвых, то будешь спасен» (Рим. 10:9).

Употребление всесвятого Божественного имени Иисус в молитве и моление об этом имени установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом. Спаситель мира сказал: «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам» (Мф. 7:7). «Бог не имать ли сотворити отмщение избранных Своих, вопиющих к Нему день и нощь, долготерпя о них? Глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре» (Лк. 18:7–8).

Апостол, повторяя учение Господа, говорит: «Непрестанно молитеся» (1Сол. 5:17). «Хощу, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления» (1Тим. 2:8).

Непрестанная молитва есть признак милости Божией к человеку, есть признак, что все силы души устремились к Богу. «Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день. Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою» (Пс. 85:3–4).

Святые Отцы наставляли: «Инок, будь то в трапезе, в келье, на послушании, в дороге или в любом другом деле, должен постоянно взывать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Иисусова молитва является буквальным исполнением заповеди Господа Иисуса Христа, самым точным следованием Евангелию. Без этого делания Евангелие невозможно понять правильно: без молитвы Иисусовой оно остается для человека лишь книгой, исполненной загадочных образов. Человек, не занимающийся умным деланием, никогда не познает точного значения евангельских слов, смысл которых можно постигнуть только на опыте.

В наше время информационного насилия, нарушающее информационную свободу личности,от которого невозможно укрыться, остается только взывать, как евангельский слепой: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя грешного» (Лк. 18:38).

ПОСЛЕСЛОВИЕ

«Ныне трудно найти монастырь благоустроенный! Во многих обителях воздвигаются различные здания значительных размеров, которые дают обители вид как будто процветания. Но это обман для поверхностного взгляда. Самое монашество быстро уничтожается. Душевный подвиг почти повсеместно отвергнут; самое понятие о нем потеряно. Этого мало! во многих обителях совершенно потеряна нравственность» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 13.)

«Монашество доживает в России данный ему срок. В современном монашестве потеряно правильное понятие об умном делании. А без умного делания монашество есть тело без души. Посему и восстановления монашества и не ожидаю» (Л. Соколов: свт. Игнатий Брянчанинов, ч. I, стр. 312).

«Оскудело монашество, и еще более должно оскудеть. Спасаясь, спасай свою душу» (Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.584). (свт. Игнатий Брянчанинов)

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 366Регистрация: 30-12-2019