«Кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем», — говорит преподобный Исаак Сириянин.

В последнее время среди православных верующих наблюдается возросший интерес к практике Иисусовой молитвы. Однако, когда люди пытаются освоить это искусство, они сталкиваются с проблемой — отсутствием опытных духовных наставников. В связи с этим многие начинают изучать труды святых отцов, но часто им бывает сложно понять тексты, написанные в прошлые столетия, когда ещё не было такой развитой цивилизации и такого пагубного информационного потока, как в наши дни.

В последнее десятилетие стремительного развития информационных технологий люди оказались в ловушке искусственного виртуального мира. Когда посмотришь вокруг себя, с болью в сердце видишь: люди становятся всё более нетерпимыми, бессострадательными. Причины, породившие это явление, многообразны: экономические неустройства, роскошь немногих и обнищание большинства, низкий уровень культуры и нравственности, конфликты на межнациональной почве, неуверенность в завтрашнем дне. Из-за пустяков возникают ссоры, на первого встречного обрушиваются обиды и раздражение.

Одна из задач мировой верхушки по созданию низов мира «новой нормальности» — деградация общества, которая начинается с отказа от умственного и духовного развития. Люди перестают читать, размышлять и решать задачи, что приводит к слабоумию.

Что значит слово «деградация»? В переводе с латинского оно буквально означает «шаг назад». Духовная деградация — это утрата таких качеств, как доброта, искренность, достоинство и сопереживание. На их место приходят деньги, которые создают иллюзию счастья, защищённости и радости. Однако на самом деле они лишь ускоряют процесс деградации общества.

На первых порах деградация может показаться привлекательной, подобно вредной привычке, которая приносит удовольствие и расслабление. Сознание на некоторое время словно погружается в виртуальный мир грез. Профессор И. Ф. Гончаров был прав, когда утверждал: «Мы переживаем духовный геноцид в отношении русской культуры».

Только вера в Бога может защитить человека от нравственного падения. Дьявол — опытный мысленный враг, человеку невозможно противостоять ему своими силами. Против сильного необходим сильнейший, каковым и является Бог. Святые отцы учат, что бесы постоянно находятся рядом с душой, стремясь вовлечь каждого человека в грех. Они делают это через чувства, когда предмет находится рядом, через мечтания, когда лицо или предмет удалены, через воображение или через восстание блудной плоти.

Весь человек, состоящий из души и тела, находится под влиянием и контролем сатаны. Как писал святитель Григорий Нисский, «Если люди уподобляются Богу, бесы сохнут от ненависти и зависти, потому что сами отпали от близости к добру».

Диавол, или сатана, как его ещё называют, больше всего ненавидит верующих христиан и стремится одолеть тех, кто посвящает свою жизнь внутренней молитве. Он стремится проникнуть в их сердца и установить там свои законы (страсти).

Один из самых простых способов, которыми сатана пытается достичь своих целей, — это мечтания. Они могут быть связаны с прошлым, будущим, добрыми делами или злыми. Они навязчивы, словно комары, отвлекая ум от призывании имени Иисуса. Старец Ефрем Аризонский советовал быть внимательным к своим мыслям. Он говорил, что мечты могут стать источником грехов, и призывал бороться с ними.

«Когда к тебе приходит мечта о ком-то или чем-то, что ты видел или слышал, сразу же изгоняй её гневом и молитвой. Произнеси Иисусову молитву. Мысленно попроси Богородицу помочь тебе. Верю, что с Божьей помощью ты сможешь победить».

Виртуальный мир, или, иными словами, мир воображаемый, является следующим этапом порабощения человеческого разума. Ведь именно воображение становится ареной деятельности злых духов. Святой Никодим Святогорец так описывал этот феномен: «Диавол очень тесно расположен и близок к воображению. Он, будучи духом в отсутствии формы и образа, полюбил формы и воображение. Вообразил, что мог бы воздвигнуть себе трон над небом и стать, как Бог. Через воображение он обольстил Адама, который ранее не обладал вообразительным свойством».

Чтобы противостоять мечтаниям и воображению, одними утренними и вечерними молитвами не отделаешься. Требуется постоянно призывать имя Иисуса и сосредотачиваться на словах молитвы. Это поможет очистить ум и укрепить волю. К этому нас призывает Дух Святый устами апостола Павла: «Непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова о вас воля Божия о Христе Иисусе» (1 Фес. 5; 17–18).

В призывании имени Божия заключается основа спасения человека — «кто призовёт имя Господне, спасётся» (Иоил 2:32). Из всех кратких молитвословий самой действенной признана Иисусова молитва, рекомендованная святыми отцами как восьмисловная: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

«Бей супостатов именем **Иисусовым**, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (Св. Иоанн Лествичник).

Согласно церковному преданию, непрестанная молитва означает, что человек исполняет волю Божию, находится с Ним в непрестанном внутреннем диалоге, видит в добрых мыслях и чувствах главное содержание своей жизни.

Цель Иисусовой молитвы — достичь единения с Христом в сердце. Это позволит нам ощутить искру благодати, которая скрыта под слоем греха.

После грехопадения прародителей наш духовный разум ниспал из сердца и переместился в голову, где объединился с телесным рассудком.

Только наш ум способен воспринимать и общаться с Богом, который есть Дух. Не рассудок. Постижение Бога, богопознание — это исключительное право ума. Если же к вниманию ума, направленному к Богу, начинает примешиваться рассудок, то это уже не духовная, а телесная молитва.

Главная цель верующего — освободить ум от телесного рассудка, поднять его в область сердца и там, «при дверях», возносить «непрестанную молитву». К этому призывает верующих Господь, говоря: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7–11).

Только с помощью Иисусовой молитвы можно вернуть ум в сердце. В этом заключается её ценность, и не случайно святые отцы выбрали её главным духовным упражнением.

«Кроме как непрестанной молитвы, никто из верующих к Богу не сможет приблизиться» (Исаак Сирин).

КАК НАУЧИТЬСЯ МОЛИТЬСЯ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВОЙ В МИРУ?

На протяжении лет наставничества в данном делании появился определенный опыт, которым хотелось поделиться с вами.

  1. Надо приучить себя к ежедневной практике устной (гласной) восьмисловной Иисусовой молитве. Всё должно происходить постепенно. Главное правило — держать ум в произносимых словах молитвы. Иными словами, надо понимать самому, что произносишь. «Как Бог может слышать твою молитву, когда ты сам ее не слышишь?»
  2. На первом этапе важно постепенное увеличение количества, качество придет с опытом. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что вначале количество с постепенным переходом на качество. Поэтому так важно постепенное увеличение количества на первоначальном этапе начинающего подвижника молитвы. Надо взять за правило добавлять по 100 Иисусовых молитв в неделю. Первое время будет несложно, через три месяца придется попотеть. Шаг за шагом, неделя за неделей пролетят как одно мгновение. Вы и сами не заметите, как будете произносить две-три тысячи устных молитв. Опыт некоторых наставляемых мирян подтвердил элементарное правило — никуда не спешите, всё успеется. Здесь всё просто — постепенное увеличение количества произносимых восьмисловных Иисусовых молитв заставляет ум вернуться из внешнего (где он и находится после прародительского грехопадения) и сосредоточиться на том, к чему он призван изначально — к молитвенному возношению.
  3. Когда ваш ум усвоит устную молитву, у вас появится влечение к произносимым словам молитвы, желание молиться и молиться, когда вы доведете до 2–3 тысяч устных молитв в течение дня, тогда начинайте в обратном порядке заменять устную молитву мысленной. Как этому научиться? Берете любой текст, какой у вас под рукой (книга, журнал, хоть что), и начните читать оттуда текст. Прочтите полстраницы. Как мы читаем? Мыслью, про себя. Мы читаем написанный текст внимательно, чтобы понять, что читаем. И самое важное — понимаем, что прочитали. Точно также требуется произносить слова Иисусовой молитвы. Следить за тем, чтобы язык не шевелился. Это и есть мысленная молитва. Теперь в обратном порядке по 100 молитв в неделю заменяем устные на мысленные. Не спешите. Почему важно не спешить? Уму необходимо усвоить, что вы произносите, на это требуется время.

Обратите внимание на слова апостола Павла: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Если вы молитесь Иисусовой молитвой, значит, благодать Духа Святого в вас. Это значит, что вы на правильном пути.

Сколько бы ваш ум во время молитвы ни уклонялся (не переключался) на посторонние мысли, каждый раз надо возвращать его обратно в слова молитвы. Какая бы ни приходила блестящая и умная мысль во время Иисусовой молитвы, надо всё отвергать, ибо это отвлекает от самого главного – от общения с Господом.

Иисусовой молитвой приучайте себя молиться в любое время суток, в любом месте, когда вы находитесь в суете повседневной жизни: дома, в дороге, в общественном транспорте, на рынке, в магазине, среди большого скопления людей, на работе, во время службы в храме — везде, чем бы вы в этот момент ни занимались, чтобы вы ни делали — всегда молитесь Иисусовой молитвой.

Первое время будет сложно, пройдет не так много времени, и вы осознаете на личном опыте, что без Иисусовой молитвы жить не можете. В вас словно моторчик заработал. Это и есть та самая благодать Божия, способствующая вам неприметным образом в молитвенном делании, и вы на личном опыте убеждаетесь, что значит «без Меня не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5).

«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне».

«Я есмь лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».

Аминь! Слава Богу за все!

(автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 366Регистрация: 30-12-2019