Все мы, православные христиане, призваны к духовному росту, к тому, чтобы восходить, по словам святых отцов, от силы в силу по лестнице духовного совершенства. Однако нам нужно помнить, что духовный рост совершается не быстро и не легко.

Архимандрит Иоанн писал: «Духовная жизнь не идет скачками. Лестница духа имеет свои ступени – видимые и невидимые».

Путь духовного роста христианина сложен и долог. Молитва – это основа духовной жизни, потому что молитва – это диалог между Богом и человеком.

В православном аскетизме молитва считается «матерью добродетелей». Но почему? Потому что именно в ней рождаются, взращиваются и совершенствуются все христианские добродетели: смирение, терпение, кротость, покаяние и воздержание. Молитва проверяет наше смирение, укрепляя осознание собственной немощи перед Богом. Она учит терпению, показывая, способны ли мы к постоянству. Молитва не только сопровождает добродетели, но и оживляет их. Поэтому состояние молитвы — ключевой показатель подлинности и глубины духовной жизни христианина.

В последние годы среди верующих христиан России возрос интерес к Иисусовой молитве. С чем это связано? Ответ очевиден: верующие не замечают в себе духовных изменений, хотя исполняют все предписанные правила.

Когда игуменья — Арсения (Себрякова; † 1905) — говорила сестрам своей обители: «Какие вы христиане? В вас нет христианства, где ваше Православие?», они были возмущены: «Мы делаем всё, что нужно: ходим в храм, исполняем все послушания, вычитываем правило, соблюдаем Устав… Что еще она от нас требует?».

Убеждение в том, что христианская жизнь состоит в исполнении церковных установлений (поста, молитвенных правил, принятия таинств, посещения богослужений, участия в них и проч.), то есть во внешнем благочестии, — это та беда, которая промыслительно ярко отражена в Евангелии. Когда пришел Христос и сказал скрупулезным исполнителям Закона не в бровь, а в глаз: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» (ср.: Мф. 23, 25), то возмущению их не было предела.

Оказывается, исполнение внешних религиозных предписаний без внимания к своей внутренней жизни может окончиться полной катастрофой.

Когда человек тонет, захлебывается, разве думает он о великих достижениях, о совершенстве? Так и нам надо: «Боже, милостив буди мне, грешному!». Нужно помнить одну простую истину: «Христос — это Спаситель, и Он нужен только тому человеку, который видит, что погибает. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (см.: Мф. 9, 12).

Где найти ключ к духовному возрастанию? Ответ прост: в Иисусовой молитве. Иисусова молитва — всего восемь слов, но в них заключены вера, покаяние и надежда. Для Бога они бесценны. Она обладает великой силой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Это мощное оружие в борьбе со страстями. Все святые прибегали к ней, и она стала для них настолько важной, что они не променяли бы её ни на что.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал об Иисусовой молитве так: «…возводит от земли на небо делателя своего и включает его в число небожителей. Пребывание умом и сердцем на небе и в Боге — вот главный плод, вот цель молитвы; отражение и попрание врагов, противодействующих достижению цели, — дело второстепенное: не должно оно привлекать к себе всего внимания, чтоб сознанием и созерцанием победы не дать входа в себя высокоумию и самомнению…».

Истинное предназначение человеческого ума — это молитва к Богу. Только Бог слышит наши мысли, поэтому Он — естественный собеседник нашего ума. Когда мы заняты чем-то другим, ум уклоняется от своего предназначения.

Иисусова молитва — это костыль для ума, который отвык от молитвы и не может вернуться к Богу. Польза этой практики в том, что дьявол, боясь Бога, яростно сопротивляется молитве. Чтобы произносить постоянно Иисусову молитву хотя бы устно, человеку приходится прилагать усилия.

Верующий время от времени теряет интерес к Иисусовой молитве, оставляет молитвенное делание, возвращаясь «на свою блевотину», но вскоре в нем возгорается непреодолимое желание продолжить молитву. Это действие благодати Божией в человеке настолько сильно, что он возобновляет молитву, несмотря на мысленное противодействие дьявола. С ростом внимания к произносимым словам молитвы усиливается и действие молитвы «по вере твоей да будет тебе». Она начинает влиять на его судьбу, неожиданным образом решая жизненные проблемы. «Ищите прежде Царствия Божьего и правды Его, все остальное приложится вам».

Так человек знакомится с благодатным действием Бога и начинает ощущать Его присутствие и влияние на мир. Вера в Иисуса Христа получает практическое подтверждения и постепенно крепнет. Человек начинает понимать, почему дьявол боится даже механического повторения имени Господа. Постепенно действие молитвы усиливается в начинающем подвижнике молитвы, и Господь всё более явно отвечает молящему, направляя его жизнь в угодное Ему русло.

«Проверяйте себя всегда: в Духе ли вы Святом?» (преподобный Серафим Саровский)

Аминь! Слава Богу за все!

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 366Регистрация: 30-12-2019