Умное делание — это не просто практика молитвы, это образ жизни христианина, независимо от того, монах ли он, клирик или мирянин. Господь заповедал христианам: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Эта заповедь остаётся ключевой для всех христиан.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Восемь слов, в которых заключено Евангелие. Это наше исповедание веры во Христа и наше покаяние. Святитель Игнатий Брянчанинов писал об Иисусовой молитве так: «…возводит от земли на небо делателя своего и включает его в число небожителей.

Известный проповедник слова Божия священник Валерий Духанин, рассуждая об Иисусовой молитве, обращает внимание верующих на то, что посредством этой молитвы человек всюду бывает со Христом – «и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом».

Молитва Иисусова – это не краткая молитва о помиловании грехов, это непосредственное лекарство для души, больной страстями.

«Именем Господним бей ратников. Нет сильнее оружия ни на земле, ни на небе», – говорил преподобный Иоанн Лествичник и другие святые отцы.

Господь предупреждает: «В чем застану, в том и сужу». Молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», — и есть исполнение заповеди «возлюби Господа всем сердцем, всей душой, всем помышлением и всей крепостью» (Мф. 22:37).

Дух Святый, устами апостола Павла наставляет всех верующих во Христа: «Непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова о вас воля Божия о Христе Иисусе» (1 Фес. 5; 17–18).

Воля Божия открылась нам через Господа Иисуса Христа и Его Святое Евангелие, поэтому столь необходимо молитвенно пребывать с Богом всегда и везде, независимо от обстоятельств. Не сомневайтесь: вы наполнитесь Христовой полнотой, если исполните Волю Божию, возвещенную нам Святым Духом: «Непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова Воля Божия о вас».

Большое значение свт. Феофан Затворник уделял внутреннему состоянию человека в те минуты, когда он молится. «Стоять перед иконою и класть поклоны – не есть молитва, – писал святитель, – а только принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать их – не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения или возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу – чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и прочее».

Святые отцы, испытавшие на себе неизреченные блага молитвы Иисусовой, рекомендуют найти наставника для этого духовного дела. Если наставника нет, следует довериться Богу и руководствоваться наставлениями святых отцов. Этот путь сложнее, труднее и опаснее. Однако жизнь без непрестанной молитвы именем Спасителя — это и есть страшная духовная ловушка.

Преподобный Никифор Уединенник напоминает: «каждый, кто начинает заниматься умным деланием, нуждается в наставнике. Если подходящего наставника нет рядом, нужно приложить усилия, чтобы его найти».

Ищущий всегда находит то, что ищет.

Сегодня мы живём в такое время, когда наставники внутреннего молитвенного делания встречаются всё реже, можно смело утверждать — их практически нет. Однако это не повод отчаиваться. Святые отцы оставили нам своё наследие в книгах, и мы можем учиться у них, вдохновляясь их подвигами веры. Но без опытного наставника мы рискуем остаться на месте, потому что только практика и личный опыт наставника помогут нам достичь духовных высот в молитве.

В последние годы в монастырях трудно найти тех, кто занимается Иисусовой молитвой, не говоря уже о наставниках среди таковых – их практически там нет. Это утверждение прозвучало 28 марта 2023 года в Общественной палате РФ. Сергей Юрьевич Рудов, организатор встречи, сделал это заявление на заседании Благородного собрания, посвященного исихазму – практике мистического богословия.

У святых отцов есть примеры, когда монах сам способен к молитве, но не может научить этому других. Почему? Потому что получил благодать даром, не изведавший на личном опыте всесторонний искус, не стяжавший опыт борьбы и победы над дьяволом через искушения, попускаемые благодатью Божьей — так сказать, и в хвост и в гриву, поэтому и неискусен — потому и не может научить других тому, с чем сам незнаком.

Преподобный Силуан Афонский, с рвением взявшись за Иисусову молитву на Афоне, вскоре истощился. В предвечерние часы, сидя в своей келье, он подумал: «Бога невозможно умолить». В тот же вечер, во время службы, он увидел живого Христа справа от царских врат, где находилась местная икона Спасителя.

Господь непостижимо явился молодому послушнику, и всё его существо, включая тело, наполнилось огнем благодати Святого Духа — тем самым огнем, который Господь принес на землю Своим пришествием. С тех пор молитва Силуана стала самодвижной. Он не имел опыта всесторонних испытаний.

Та же ситуация наблюдается и у протоиерея Сергия (Баранова). Он опытно пережил благодатную молитву, но остался «неискусным». В его книгах это наблюдается — все там хорошо и правильно написано, но поверхностно. Почему я так пишу? К батюшке приезжают учиться со всех концов — и монахи, и священники, и миряне. И все они усваивают только устную молитву.

Это серьезная проблема, потому как в практике Иисусовой молитвы есть духовная ступень восхождения, которой и надо наставлять. Если этого не происходит, то со временем у подвизающегося интерес к данной молитве угасает.

Паисий Святогорец: «Брат мой, не ищи в своей молитве ничего другого, кроме покаяния: ни света, ни чудес, ни пророчеств — и вообще никаких дарований, но только покаяния. Покаяние принесет тебе смирение, смирение принесет тебе благодать Божию, и Бог вместе со своей благодатью подаст тебе все, что нужно для твоего спасения, и все, что нужно для помощи душам других людей».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». (Мф. 11;12)

Слава Богу за все!

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

 

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 366Регистрация: 30-12-2019