Жизнь человека отражается в его молитве, а молитва, в свою очередь, влияет на его жизнь. Поэтому необходимо уделять внимание не только внешней стороне духовной жизни, но и в первую очередь внутренней составляющей.

Исихазм — ключевая часть православного учения. Без него невозможно достичь духовного совершенства. В основе исихазма лежит практика умного делания, или Иисусова молитва. Она — неотъемлемая часть предания Православной Церкви. Святые отцы учат, что Иисусова молитва — это Божественная заповедь, данная Самим Господом. Она состоит из восьми слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Эти слова выражают наше исповедание веры во Христа и наше покаяние перед Ним. Очистить сердце от страстей можно только через постоянное покаяние. Иисусова молитва — это и есть непрестанное покаяние.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Восемь слов, в которых заключено Евангелие. Это наше исповедание веры во Христа и наше покаяние. Молитва Иисусова – это генератор, который бесконечно вырабатывает Божественную благодать. 

Для того чтобы стать ближе к Богу, в наше время верующие обращаются к духовным книгам. Главная трудность обучения по книгам связана с тем, что отцы указывали в них только общие, универсальные положения, пригодные для всех вообще, и мирян, и монахов. Когда же дело доходит до конкретных частных проблем личной молитвенной практики, ученик-читатель остается с ними один на один. Спросить не у кого, и что делать дальше непонятно. Именно в этой ситуации необходим опытный наставник молитвы, который прежде исцелился сам, насколько это возможно в наше время, и может помочь нуждающемуся.

Истинным наставником в духовном делании может стать только тот монах или мирянин, кто сам прошёл путь покаяния, пережил множество внешних и внутренних испытаний, научился противостоять искушениям, имеет многолетний молитвенный опыт и был наставлен опытным старцем. Такой человек обладает даром учить других. Но встречаются ли такие наставники в наше время? Да, мне повезло — архимандрит Рафаил (Карелин).

«Ко мне, дитя! Со мной пойдешь ты к Богу!»

Меня он за руку держал, сам шел передо мною,

И так мы двинулись вперед, отправились в дорогу».

Преподобный Нил Сорский говорил, что «память о Боге, то есть умная молитва, выше всех других дел и добродетелей, как любовь Божия». Он считал, что молитва Иисусова – это прямой путь ко спасению.

Святой Марк Подвижник пишет: «Зачем дьяволу бороться с теми, кто лежит на земле и не встаёт?» Когда человек начинает творить Иисусову молитву и «встаёт с земли», дьявол сразу же приближается к нему. Он знает, что со временем подвижник молитвы перейдёт на мысленную молитву, а это значит, что он вторгнется в его владения. Поэтому с первыми словами молитвы дьявол старается отвлечь человека.

По мере того как человек усваивает внутреннюю молитву, искушения от лукавого только усиливаются.

КАК НАСТАВНИК МОЛИТВЫ МОЖЕТ ПОМОЧЬ?

Проблема современных верующих заключается в том, что они много читают духовной литературы, но не всегда понимают, как применять советы святых отцов на практике. Святые отцы писали свои труды для монашествующих, но не для мирян — в этом вся закавыка. Однако современные миряне на это не обращают внимания,»примеривают рубаху» на себя, в результате — ни к чему хорошему это не приводит. Основная опасность заключается в том, что люди действуют не по разуму, а под влиянием страсти.

Приведу пример из жития преподобного Силуана Афонского. Он начал молиться сутками напролёт, изнемогая от усталости и недосыпания. Наставниками Силуана стали Пимен Великий, Антоний Великий, Сисой Великий, Арсений Великий, Макарий Египетский и Серафим Саровский, но этого оказалось недостаточно. Как это похоже на наше время: духовной литературы много, реальных наставников — не найти.

К Силуану стали приходить помыслы о том, что он живёт свято, покаялся, грехи ему прощены, молится непрестанно и хорошо исполняет послушание. Ум послушника колебался, тревога проникала в сердце, но он не понимал, что происходит. Его смущали видения и демонические внушения, которые доводили до отчаяния. Иногда бесы хвалили его труды, а иногда низвергали в пропасть. Однажды ночью келья наполнилась странным светом, который пронизал даже его тело. Помысел говорил: «Прими — это благодать», но душа смутилась, и он остался в недоумении.

После этого видения бесы стали являться ему, и он разговаривал с ними «как с людьми». Нападения усиливались, иногда бесы говорили ему, что он святой, а иногда — что он не спасётся. Силуан спросил: «Почему вы говорите по-разному?» Бес насмешливо ответил: «Мы никогда правды не говорим».

Смена демонических внушений, которые то возносили в гордости, то низвергали в вечную гибель, угнетала душу Силуана. Он спал мало и урывками, проводил ночи в молитве или стоя на табуретке. Изнемогая, он засыпал на 15-20 минут и снова вставал на молитву.

Время шло, а мучительность нападений возрастала. Душевные силы падали, страх гибели и отчаяние росли. Однажды он подумал: «Бога умолить невозможно». Чувствуя полную оставленность, он погрузился во мрак отчаяния.

Этот пример показывает, как опасно молиться без руководства, не зная глубины и подводных течений. Такое плавание может окончиться плачевно.

Григорий Синаит предупреждает, что если человек хочет достичь успеха в молитве, он должен выбрать один из двух путей: либо стараться своими силами и рисковать быть обманутым, либо не стараться и остаться без успеха. Лучше всего доверить свою молитву наставнику, который обезопасит молящегося, быстро введя того в правильное молитвенное русло.

ИИСУСОВА МОЛИТВА СЛОВНО МНОГОЭТАЖНЫЙ ДОМ

В одной духовной книге я нашёл рассказ о том, как в монастыре монахи не рекомендовали обращаться за наставничеством к одному старцу, несмотря на то что наместник утверждал, что тот достиг непрестанной Иисусовой молитвы.

Один из послушников спросил своего старца, почему нельзя обращаться за советом к этому монаху. Старец ответил, что Господь дарует благодать непрестанной молитвы каждому в разной степени. Иисусова молитва, как он сказал, подобна многоэтажному дому, и здесь нужен опытный наставник, прошедший весь путь покаяния и достигший всех ступеней духовного развития. Нельзя обучать молодых людей практике Иисусовой молитвы, если наставник сам никогда не испытывал покаяния в этой молитве.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что в наше время нет духоносных старцев, поэтому лучшая форма общения для наставника и наставляемого — это жизнь по совету.

В практике Иисусовой молитвы нет особых секретов, только молитвенный труд. Святые отцы предупреждали тех, кто берётся учить других этой молитве, от возможных ошибок. Они говорили, что нельзя давать наставления, не пройдя через собственный опыт. Ведь невозможно научить человека плавать, если сам никогда не был в воде. Постижение Иисусовой молитвы происходит через личный опыт и мудрое руководство наставника.

Сегодня основная масса священников не благословляют молиться Иисусовой молитвой. Это серьезная проблема в их среде, потому что те, кто запрещает, сами не имеют правильного духовного устроения. Та же ситуация в монастырях — там практически невозможно встретить делателей Иисусовой молитвы, тем более опытных наставников. На свой страх и риск интерес к практике Иисусовой молитвы проявляют только миряне и боятся об этом говорить со своим духовником, предвидя отрицательный ответ. Такие вот дела.

Хочется добавить — наставников в наши дни найти невозможно, но они есть  кто ищет, тот обязательно находит.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Чтобы лучше понять, как работает наставничество, представьте, что вы никогда раньше не плавали в лодке и не умеете грести. Опытный человек может показать вам, как правильно это делать и как избежать опасностей во время плавания. Когда вы проплывёте некоторое расстояние, могут возникнуть сложности. В этот момент вы можете обратиться к наставнику за помощью по сотовому, и он объяснит, что делать дальше.

В контексте наставничества ключевым аспектом является установление доверительных отношений с наставником, а также неукоснительное следование его рекомендациям. Честность и открытость в общении с наставником играют решающую роль в обеспечении эффективности наставнического процесса, поскольку они позволяют наставнику адаптировать свои стратегии и методы в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями подопечного. Таким образом, создание доверительной среды и поддержание прозрачности в отношениях являются фундаментальными условиями для достижения желаемых результатов в рамках наставнической деятельности.

В контексте рассмотрения вопроса о благословении на практику Иисусовой молитвы необходимо обратиться к анализу церковного Предания. Согласно данному источнику, благословение на данную форму молитвы не является строго обязательным с точки зрения канонического права. Поэтому брать благословение на данную молитву от священника необязательно.

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 366Регистрация: 30-12-2019