«Евреи правят миром» — это утверждение, которое может показаться спорным. Однако они занимают ключевые позиции в самых разных сферах жизни по всему миру. Часто евреи — самые богатые, успешные и известные люди. И география здесь не важна. Нет такой точки на Земле, куда сегодня евреи не смогли бы прийти и стать лучшими, видными деятелями. Западный мир, Европа, Латинская Америка, Африка, Россия — они есть везде, на ведущих позициях.
Почему так происходит? Что они знают, чего не знают другие? Как они достигли такого успеха? Может, стоит перенять их опыт и добиться успеха в жизни?
БОГОИЗБРАННЫЙ НАРОД
«Господь явился Аврааму и сказал ему: Я, Бог Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Бытие, гл. XVII, ст. 1 и 7).
Таким образом, еврейский народ избран Господом задолго до того, как начал существовать.
Во времена Нового Завета, Мессия, проповедуя Царство Божие, отметил важность избрания иудеев для устроения спасения, подчеркнув: «спасение от иудеев» (Ин. 4:22).
ИУДЕИ АНТИЧНОСТИ
История Иудеи и иудеев в античности мало отличалась от других малых стран Ближнего Востока и народов Средиземноморья. Однако два ключевых момента выделяли их среди остальных: религия, а именно Ветхий Завет с его концепцией избранного народа, и мощная сплочённость и влияние иудейской диаспоры.
Еврейская диаспора в античности была уникальной, отличаясь от греческих или сирийских общин того времени. Её особенность привлекала внимание современников: евреи играли важную роль в жизни общества. Например, при Птолемее III Эвергете Иосиф, сын Товии, на 22 года взял на себя сбор налогов в египетской Сирии. Во время правления Птолемея Филоматера и Клеопатры власть в Египте фактически находилась в руках евреев: Ония и Досифей командовали войсками, а дочь Птолемея VI, Клеопатра, назначала полководцами Анания, сына Онии, и Халика и не принимала важных решений без их совета.
Влияние евреев особенно возросло в период создания «мировых монархий», объединявших разные народы.
Кир, основатель Персидского царства, позволил евреям вернуться из Месопотамии в Палестину. Александр Македонский при основании Александрии предоставил евреям равные права с греками. Цезарь и Август даровали евреям привилегии, включая освобождение от налогов, право отправлять дань в Иерусалимский храм и юридическую автономию, известные как «Великая Хартия Вольностей».
Евреи также оказывали значительное экономическое влияние. В Александрии, одном из богатейших городов империи, самыми состоятельными купцами были евреи, контролировавшие торговлю зерном, что имело ключевое значение для государства. В середине II века до н. э. Александрийская сивилла описывала иудеев как народ, который «заполнил собою все земли и все моря».
«Едва ли на планете найдётся уголок, где не было бы евреев. Это племя успело проникнуть во все государства, и трудно найти место во вселенной, которое оно не заняло бы и не подчинило своему влиянию», — писал Страбон, древнегреческий философ, географ, историк и путешественник.
ПОЧЕМУ ЕВРЕИ НЕ ПРИНЯЛИ ХРИСТА?
Иисус говорил о Своей миссии так: «Не здоровые нуждаются во враче, а больные! И не праведников Я пришёл призывать к покаянию, а грешников!» (Евангелие от Луки 5,31-32)
«Пришёл к своим, и свои Его не приняли…» (Евангелие от Иоанна 1,11-12)
«Столько чудес сотворил Он пред ними, но они не веровали в Него…» (Евангелие от Иоанна 12,37)
«Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты – Христос, скажи нам прямо!» Иисус отвечал им: «Я сказал вам, но вы не верите…» (Евангелие от Иоанна 10,24-25).
Почему евреи, «избранный народ Божий», не признали в Иисусе Христа?
В конце эпохи Второго Храма у евреев сформировалось представление о Мессии как о духовном и политическом лидере. В условиях растущего давления римлян эсхатологические ожидания усиливались, и люди верили, что придет царь-избавитель, который победит захватчиков и восстановит израильское государство. Эти надежды отражены не только в пророчествах и псалмах Ветхого Завета, но и в неканонических текстах, таких как Апокалипсис Варуха (29-30, 72-74).
Иисус же пришёл не как полководец, а как скромный, кроткий Мессия. Те, кто ждал земного царства, не приняли учение о любви, покаянии и спасении. Христос не нашёл понимания у лидеров еврейского общества — фарисеев, саддукеев, первосвященников и духовенства. Фарисеи были раздражены на народ, слушавший Проповедника Христа. «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:50).
Распяв Спасителя, иудеи не перестали преследовать Его учеников. Сразу после основания Церкви начались гонения на христиан.
И РАССЕЯЛ ИХ ГОСПОДЬ ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ
Когда Моисей, как божественный законодатель, обещал израильтянам, что их благоденствие, счастье и спокойствие будут зависеть от их послушания, он в то же время угрожал им рядом наказаний, которые должны были увеличиваться по мере их нераскаянности и беззаконий. И Господь не посылал ни одному народу так много благодеяний и бедствий, как иудеям.
В самой древней из всех летописей мы находим живое изображение нынешнего состояния самого исключительного народа на земле. Моисей предсказывал будущее; теперь, по прошествии многих столетий, предсказанное перед нами.
«И рассеет вас Господь по всем народам, и останетесь в малом числе между народами, к которым отведет вас Господь. И будут скитаться среди народов».
«И отдам их на позор, на злострадание во всех царствах земных, на поругание и в притчу, на посмеяние и на проклятие во всех местах, куда Я прогоню их. И пошлю на них меч, голод и моровую язву, доколе не истреблю их с земли, которую Я дал им и отцам их. И тогда, как они будут в земле врагов их, я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их вовсе, чтобы разрушить завет Мой с ними; ибо Я Иегова, Бог их».
Господь словно забывает о предстоящих страданиях и устремляет духовный взор к будущему избранного народа. Он предсказывает страшное наказание, которое постигнет их за отвержение Мессии. Слова «Плачьте о себе и о детях ваших» звучат как предупреждение о грядущих бедах, которые обрушатся на них и их потомков. В этих словах слышится отсылка к той легкомысленной клятве, которую иудеи навлекли на себя, крича: «Кровь Его на нас и на детях наших».
ВОССТАНИЕ
Жители Иудеи не любили римлян, но терпели их. С 6 года н. э., когда Иудея стала римской провинцией, до 66 года здесь не было крупных восстаний. Однако всё изменилось с приходом Гессия Флора, римского прокуратора Иудеи. Он потребовал от первосвященников Иерусалимского храма 18 талантов золота. Талант в то время был мерой веса, равной примерно 44,8 кг.
Эти деньги можно было взять только из храмовой сокровищницы, что противоречило религиозным правилам. Чтобы добиться своего, Флор подошёл к вратам храма вместе с войсками. Когда священники снова отказали ему, он приказал убить всех собравшихся перед храмом. Погибло 3600 человек, а храм был разграблен. После этого по всей Иудее вспыхнуло восстание.
В 70 году римский император Веспасиан отправил своего сына Тита осаждать Иерусалим. Город оказался окружённым, отрезанным от внешнего мира. Перед началом осады Иерусалим покинули два потока людей: ученики Иисуса Христа и фарисеи. Первые несли весть о зарождающемся христианстве, вторые стремились уничтожить эту религию. Христиане отправились в сирийский город Пеллу, что усилило ненависть иудеев.
Римляне разрушили города Иудеи и опустошили её земли. Выжившие жители, спасаясь от голода, болезней, войн и плена, были изгнаны из родной страны. Они стали бездомными странниками, разбросанными по окрестным землям.
ФЕНОМЕН ХАЗАРСКОГО ЕВРЕЙСТВА
В начале VIII века мир делился между двумя великими империями, каждая из которых воплощала свою религию. Христианство и ислам распространялись не только через проповеди, но и с помощью оружия. Хазарская империя появилась как «третья сила», способная быть как союзником, так и противником.
Феномен хазарского иудаизма остается загадкой. После подавления иудейского восстания в 70 году нашей эры евреи не имели своего государства. Римляне жестоко расправились с бунтовщиками и избавились от беспокойных подданных. Остатки еврейского населения расселились по разным территориям: от Ближнего Востока до Северной Африки.
Спустя 700 лет после «Рассеяния» иудейские эмиссары смогли обратить хазар в свою веру. Это поразительный исторический факт, который до сих пор вызывает интерес и вопросы. Откуда в степях между Доном и Волгой появились евреи? Как они создали могущественную и развитую империю? Почему правителя называли тюркским словом «каган»?
Общины иудеев были распространены в торговых городах Древнего мира. К моменту Крещения Руси влияние иудаизма, вероятно, было значительным. Среди прочих к князю Владимиру явился и Жидовин. В дальнейшем торговые и культурные связи между Киевской Русью и иудеями не ослабевали, особенно после переселения караимов из Крыма в Литву.
Евреи жили в Европе и Азии. Уже тогда, как пишет А.П. Новосильцев, существовал «трансэтнический еврейский торговый капитал». В конце ХХ века аналогами этого капитала стали Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк.
В христианской Европе с развитыми государственными структурами было сложно захватить власть путем прямой иудаизации монархов и аристократии. Вместо этого был избран путь «перманентной иудаизации», который привел к уничтожению монархии и установлению парламентаризма, или демократии.
До прихода Святослава Хазарский каганат казался несокрушимым. Это было мощное торговое государство, контролировавшее Русь и расположенное на пересечении караванных путей между Востоком и Византией. Хазары собирали дань с вятичей, северян и волжских булгар.
Хазарское государство не было сборищем кочевников. Это была сложная политическая структура с армией, налоговой системой и элитой, исповедующей иудаизм. Их столица Итиль процветала на Волге, недалеко от Каспийского моря, благодаря торговле шелком, рабами и металлами.
Гумилёв отмечает, что иудео-хазарская химера не была единственной в истории. Подобные химеры создали, например, македонские династии Птолемеев в Египте и Селевкидов в Сирии, а также парфянские шахи Аршакиды в Иране, которые оставались чужаками для своих подданных в течение трех веков. Он подчеркивает, что подобные последствия возникали всюду, где происходили неорганичные контакты на суперэтническом уровне.
3 июля 964 года князь Святослав разгромил Хазарский каганат. Это событие стало концом Хазарии и началом объединения восточнославянских племен в единое государство — Киевскую Русь.
ПОСЛЕ ХАЗАРИИ
После падения Хазарского каганата, которое Лев Гумилёв называл «злым гением Древней Руси», многие хазары-иудеи переселились в Европу. Это подтверждается как учёными, так и историческими источниками.
Бенджамин Фридман в своей книге «Правда о хазарах» утверждает, что восточноевропейские евреи не имеют западных корней. Идиш, их язык, возник как смесь иврита, немецкого и славянских наречий. Немецкая составляющая появилась после распада каганата, когда хазары мигрировали на запад. Сегодня около 90% евреев в 42 странах говорят на идише и являются потомками этих эмигрантов.
Хазары быстро занимали важные позиции в политике, экономике и обществе. Они становились чеканщиками монет, управляли доходами казны и контролировали соляную монополию, которая в те времена играла роль денег. Хазары также занимались сбором налогов и ростовщичеством, выполняя функции банкиров. Таким образом, они владели значительной частью богатства стран, куда переселялись.
Сесилия Рот в статье «Евреи» для Британской энциклопедии (1973) отмечает, что в Средние века торговля в Западной Европе была преимущественно в руках евреев, включая работорговлю. Она указывает, что слова «еврей» и «торговец» часто использовались как синонимы.
После отмены рабства в XIX веке многие евреи начали покидать Европу. Они искали лучшие возможности, спасались от религиозных преследований, погромов и насилия. Большинство эмигрировало в США и другие страны. В первые десятилетия XIX века в Америку чаще прибывали евреи из Центральной Европы: Баварии, Западной Пруссии и Познани.
К концу XIX — началу XX века Россия, после аннексии Польши, стала страной с самым многочисленным еврейским населением в Европе. Согласно переписи 1897 года, в России проживало 5,1 миллиона евреев, что составляло около 4,13% от общего числа жителей.
ПРОТОКОЛЫ СИОНСКИХ МУДРЕЦОВ
10 сентября 1903 года в Санкт-Петербурге в газете «Знамя» (издатель — депутат Государственной думы Павел Крушеван) впервые опубликовали «Протоколы сионских мудрецов», которые назывались «Программой завоевания мира евреями».
Эта небольшая книга поражала своей детализацией, мощью и убедительностью. Её идеи и логика повествования были настолько впечатляющими, что захватывали любого читателя.
За пределами России «Протоколы» впервые увидели свет после 1-ой мировой войны. Они были изданы в Англии, Германии, Польше, Финляндии, Италии, США, Дании, Швеции, Венгрии и даже в Японии и Китае.
«Рукопись эта – слишком страшная действительность, чтобы быть выдумкой, слишком обоснована, чтобы быть простым продуктом фантазии, и обнаруживает слишком глубокое знание тайных пружин жизни, чтобы быть простым обманом», – высказался о книге «Протоколы сионских мудрецов» в 1920 году известный американский автопромышленник Генри Форд.
КТО СОЗДАЛ ИЗРАИЛЬ КАК ГОСУДАРСТВО?
Давид Бен-Гурион, урожденный Давид Йосеф Грин, был выдающимся израильским политиком и государственным деятелем, лидером сионистского движения и еврейского рабочего движения в Палестине. Имя будущего политика при рождении было Давид Йосеф Грин. Он родился 16 октября 1886 года в Плоньске, Российская империя, и скончался 1 декабря 1973 года в Тель-Авиве, Израиль.
14 мая 1948 года Бен-Гурион зачитал Декларацию независимости Израиля, став первым премьер-министром молодого государства. Под его руководством Израиль успешно отстоял свою независимость в Арабо-израильской войне 1947–1949 годов и сыграл ключевую роль в создании Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в 1948 году.
Давид Бен-Гурион считается символом возрождения Израиля как независимого государства. Журнал «Тайм» назвал его «Отцом-основателем Государства Израиль».
ПОЧЕМУ НИКТО НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТ ИЗРАИЛЬ?
«Чтобы узнать, кто властвует над вами, просто выясните, кого вам не позволено критиковать» (Вольтер).
Израиль наносит удары, а мир молчит. Есть моменты в истории, когда решения уже приняты, но никто не произносит их вслух. История Израиля неразрывно связана с активной поддержкой США, которые десятилетиями защищают еврейское государство.
Голод в секторе Газа на протяжении нескольких недель занимает первые полосы мировых СМИ. Ситуация превратилась в гуманитарную катастрофу, несмотря на заявления Израиля об отсутствии проблемы голода в анклаве. 5 августа 2025 года Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк назвал действия Израиля по блокированию поставок продовольствия в Газу преступлением против человечности.
«Свыше 60 тысяч тонн американской продовольственной гуманитарной помощи оказались невостребованными и хранятся на складах в различных странах мира. Из них часть планируют скоро уничтожить», сообщила газета The Washington Post.
Историю Израиля трудно понять без постоянной поддержки США. Несмотря на то, что большинство стран в Генеральной Ассамблее и даже в Совете Безопасности ООН осуждали действия Израиля, это не имело реальных последствий.
ИУДЕИ НЕНАВИДЯТ ХРИСТИАН
Отношение иудаизма к Иисусу весьма поверхностное. Евреи традиционно считают Иисуса одним из нескольких лжепророков, появившихся в истории. Иисус считается самым влиятельным и, следовательно, самым опасным из всех лжепророков.
Учитель Церкви Иероним Стридонский, живший в IV веке, в своих комментариях к книге пророка Исайи с горечью писал о том, что евреи порицают верующих в Иисуса в своей ежедневной молитве «Амида», особенно в той ее части, которая называется «Биркат га-миним». Он отмечал, что евреи, несмотря на призывы Господа к покаянию, до сих пор упорствуют в своих заблуждениях и трижды в день в синагогах предают анафеме христиан.
Эта жалоба отражает еще более жесткую христианскую полемику. Один из ранних отцов Церкви, Епифаний Кипрский, живший в IV–V веках, также писал о ненависти евреев к своим врагам. Он утверждал, что евреи трижды в день, во время молитв в синагоге, проклинают и предают анафеме тех, кого считают своими врагами. В частности, они говорят: «Пусть Бог проклянет назареев», поскольку держат на них сильную обиду за то, что те, невзирая на свое еврейское происхождение, проповедуют, что Иисус — Христос. В то же время остальные евреи остаются иудеями, так как не признают Иисуса.
ХРИСТИАНСКИЙ АНТИСЕМИТИЗМ
Антисемитизм в христианстве возник как минимум во II веке. Он выражается в ненависти к евреям как к последователям иудаизма. Причиной часто становятся их отказ признать Иисуса Мессией и участие предков в его распятии.
ОЖИДАНИЕ МЕССИИ
Вера в пришествие Мессии впервые упоминается в Талмуде, а позже Маймонид закрепил ее в Мишне Торе как одно из ключевых положений еврейской веры. Он писал: «Тот, кто не верит в Мессию или не ждет его прихода, отрицает не только других пророков, но и Тору и Моисея, нашего учителя».
В древних библейских пророчествах Мессия предстает как царь и духовный лидер еврейского народа. Его правление ознаменуется процессом «Геула», или «Избавление». Это освобождение и возрождение всего мира, которое будет очевидным и несомненным для всех. Пророки предвидели, что в эпоху Мессии прекратятся войны, установится всеобщий мир и процветание. Люди, наслаждаясь покоем и гармонией, смогут посвятить себя поиску Бога и духовному росту.
Еврейская эсхатология утверждает, что пришествие Мессии будет связано с определённой серией ещё не произошедших событий, включая возвращение евреев на родину и восстановление Храма, а также с эпохой мира и взаимопонимания, во время которой «знание о Боге» наполнит землю. Поскольку иудаизм утверждает, что ни одно из этих событий не произошло при жизни Иисуса, он не является кандидатом на роль Мессии.
Евреи ждут своего мессию — Мошиаха. Об этом говорит и Господь: «Я пришел во имя Отца Моего, но вы не приняли Меня. Зато примете того, кто придет во имя свое» (Ин. 5:43).
АПОСТОЛ ПАВЕЛ ОБ ЕВРЕЯХ
О конечной судьбе Израиля мы ничего не знаем, однако у апостола Павла находим таинственное пророчество: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников. И так, весь Израиль спасется, как написано: «Приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:25-26)».«Неужели Бог отверг народ Свой?» И сам же отвечает: «Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал» (Рим. 11:1-2).
Апостол Павел обращается ко всем христианам из неевреев. Он предупреждает, что отказ большинства иудеев признать Христа не лишает их статуса богоизбранного народа и не отменяет Завета с ними. Апостол пишет: «Если начаток свят, то и целое; если корень свят, то и ветви» (Рим. 11:16). Иудеи остаются «возлюбленными Божиими ради отцов». Дары и призвание Божие неизменны (Рим. 11:28-29).
Апостол Павел предостерегает христиан от высокомерия по отношению к иудеям, не принявшим Христа. Корни христианства уходят в иудаизм, и именно иудеи принесли благую весть о Христе другим народам. Апостол пишет: «Не превозносись пред ветвями». Если некоторые ветви отломились (иудеи, не признавшие Иисуса), а ты, дикая маслина (неевреи, принявшие Христа), привился на их место и стал частью корня и сока маслины, помни, что не ты держишь корень, а корень держит тебя.
Павел продолжает: «Хорошо, если ветви отломились, чтобы тебе привиться. Они отломились из-за неверия, а ты держишь веру. Не гордись, но бойся. Если Бог не пощадил природные ветви, то посмотри, пощадит ли Он и тебя. Ты видишь благость и строгость Божию: строгость к тем, кто отпал, и благость к тебе, если ты останешься в благости. Иначе и ты будешь отсечен» (Рим. 11:16-25).
«Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти…» (Рим. 9:1—5)
Аминь! (автор: Виктор Шипилов)