Среди верующих часто молитва и жизнь существуют отдельно друг от друга. Не всегда утром и вечером христианин находит время для молитвы, после чего погружается  мирские заботы, забывает Христа. В результате жизнь христианина мало чем отличается от жизни тех, кто не знает Бога: человек легко поддаётся страстям, его мучают душевные бури, виртуальный мир поглощает на многие часы, такой верующий остается один на один с жизненными обстоятельствами.

Это происходит потому, что верующие не используют главное оружие христианина — молитву. Почему? Потому что об этом мало кто знает. В приходах этому священство не учат, потому что в семинариях им это не преподают. Монахи и монахини часто заняты внешними делами и физическим трудом по послушанию, а не внутренним деланием. Преподобный Серафим Саровский, всея России чудотворец произнес знаковые слова: «Те монахи, которые не соединяют внешнюю молитву с умной — суть не монахи, а черные головешки». Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) вообще считает сомнительным постриг над человеком, не имеющим деятельной молитвы Иисусовой: «Без умного делания монашество есть тело без души».

Преподобный Исаак Сириянин говорил: «Кроме непрестанной молитвы, мы не можем приблизиться к Богу».

Святитель Григорий Богослов учил: «Нам нужно не только самим всегда молиться, но и учить этому других. Всех: монахов и мирян, мудрых и простых, мужчин и женщин, детей. Побуждать их молиться непрестанно».

Святой Симеон Новый Богослов утверждал: «Тот, кто постоянно молится, соединяет в этом все доброе».

Святые отцы делились опытом: «Если ты молишься только во время молитвы, то ты никогда не молишься». Верующие в миру постоянно сталкиваются с искушениями: в мыслях, чувствах, на работе, во время отдыха, в кругу семьи. Поэтому основное средство борьбы с ними — молитва.

Молитва есть сердечное собеседование человека с Богом. Может ли быть такое собеседование без внутреннего мира? Нет. Может ли быть мир внутренний без согласия души с телом? Нет. Уникальность человека заключается в его причастности к обоим мирам: по телу причастен к миру вещественному, а по душе – к миру духовному. Свидетельствует и псалмопевец Давид, восхваляя Бога: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс. 138: 14).

Человек состоит из души и тела, и Бога он должен прославлять и в душе и в теле. Следовательно, и молитва должна быть как внутренней, то есть мысленной, так и внешней, то есть слышимой и видимой для других. При внутренней молитве человек беседует с Богом умом и сердцем, без наружных действий. Так, Моисей при виде войск фараона у Чермного моря не произносил вслух слов молитвы, но Господь сказал ему: Что ты вопиешь ко Мне? (Исх. 14, 15).

При внешней молитве человек свои прошения и желания сердца выражает словами, поклонами, коленопреклонением, крестным знамением и другими наружными знаками благоговения, например: воздеянием рук к небу, слезами, воздыханиями.

Господь в Евангелии призывает верующих к внутренней молитве: «Ты же, когда молишься, войди в клеть твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Тем самым Господь устанавливает новое молитвенное делание, отличающееся от ветхозаветного внешнего — поклонение в духе и истине, присовокупляя «Дух есть Бог и иже кланяется Ему духом и истиною достоит кланятися».

Что это за «клеть», куда Господь призывает войти молящегося?

По мнению Августина, клеть, о которой говорит Христос, — это человеческое сердце.

Амвросий Медиоланский объяснял слова Спасителя так: «Это место для молитвы, которое всегда с тобой. Здесь, в этом месте, лучше всего уединяться, даже если ты среди людей».

Святитель Иоанн Златоуст советовал: «Извлеки из глубины сердца своего глас и сделай молитву твою тайной».

В книгах Царств есть яркие примеры, подтверждающие это учение. Святая Анна, молча молясь в сердце своем и веря в Бога, высказала свое желание и была сразу услышана. Даниилу, который втайне молился вместе с тремя отроками, Бог даровал дар толковать видения и сны. Корнилий, еще не знакомый с евангельскими учениями, уединенно молился в своей комнате и услышал голос ангела. Иона, молившийся не в покое, а во чреве морского чудовища, был услышан и вышел живым из глубины моря и чрева страшного зверя.

В борьбе с невидимыми (мысленными) врагами рода человеческого, молитва Иисусова становится мощным оружием. «Все народы», – так Давид называет многоглаголивых и коварных демонов, – «обступили меня», но «именем Господним я противостоял им. Они окружили меня, как пчелы улей, и разгорелись, как огонь в тернии, но я противостоял им именем Господним» (Пс. 117, 10–12).

Что это за молитва такая, к которой призывает Господь? Это восьмисловная Иисусова молитва. Моление молитвой Иисусовой есть установление Божественное. Установлено оно не через посредство пророка, не через посредство Апостола, не через посредство Ангела – установлено Самим Сыном Божиим и Богом. 

«Именем Иисуса бей врагов, так как ни на небе, ни на земле нет никакого более крепкого оружия» (прп.Иоанн Лествичник)

Прообраз Иисусовой молитвы можно найти в Евангелии (Марк 10:46–52). Когда Иисус Христос выходил из Иерихона, у дороги сидел слепой Вартимей, сын Тимея. Услышав, что это Иисус Назорей, Вартимей начал кричать: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня». Многие пытались заставить его замолчать, но он продолжал: «Сын Давидов! Помилуй меня…»

Также можно увидеть сходство Иисусовой молитвы с обращением хананеянки: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Матфей 15:22). Вартимей и хананеянка просили Бога о помиловании, как и мытарь из евангельской притчи, который сказал: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» (Лука 18:13).

Иисус говорил о важности такой молитвы. Когда мы молимся наедине, мы можем открыто и искренне поделиться своими мыслями и нуждами с Богом. В такие моменты, как послушные дети любящему отцу, мы можем рассказать Господу обо всем, что у нас на душе. Только наедине с Богом мы можем без страха и посредников открыть свое сердце Небесному Отцу.

В словах Иисуса Христа слышится призыв: молясь в людных местах, найдите уединение внутри себя или уйдите в свою клеть, чтобы молиться там втайне. За искреннюю молитву, совершенную тайно, «Отец твой, видящий тайное, вознаградит тебя явно».

Иисус предпочитал молиться в уединении. Он уходил в безлюдные места, чтобы сосредоточиться на личной беседе с Богом. Это не было связано с трудностями концентрации в толпе, а помогало создать атмосферу доверия и интимности.

Иисус учил молиться тайно, не напоказ. Это значит, что во время молитвы нужно уединиться не только от людей, но и от посторонних мыслей. Важно сосредоточиться на общении с Богом, объединить все чувства и помыслы в стремлении к Нему.

Августин Блаженный считал, что дверь в словах Спасителя символизирует чувственный вход в человеческое сердце. Через него в сознание проникают хаотичные чувства и желания. Августин утверждал, что под видом чувств часто стучится искуситель. Если закрыть дверь нашего сердца для злых чувств (помыслов), искуситель уйдет и оставит нас в покое.

Господь говорит: «Бог есть Дух, и поклоняться Ему нужно в духе и истине». Спаситель уточняет: «Истинные поклонники поклоняются в духе и истине». Поклонение в Иерусалиме иудеев и самарян – это лишь образ и тень истинного служения Богу, «тень будущих благ». Бог – это дух, а не материя, не идол, не буква закона и не место. Поэтому поклоняться Ему следует в духе и истине.

Нет молитвы, нет поклонения Богу, говорит Господь. Недостаточно молиться во храме Божием словами, надо чтобы молитва была и во внутреннем храме души человеческой.

«Спаситель сказал: духом и истиною достоин кланяться. Не напрасно Господь прибавил такие слова: духом и истиною. Кто не молится духом, или сердцем, тот не молится истиною. Это, вероятно, всякий испытал на себе. Не молясь сердцем, не чувствуешь пользы от молитвы, остаешься почти таким же, каким бываешь до молитвы, а молясь сердцем, получаешь услаждение в сердце. Поэтому во время молитвы каждое слово молитвы должно пройти чрез сердце». (Иоанн кронштадтский)

«Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине
т.е. дух человека должен принимать участие в молитве, т.е. дух человека должен принимать участие в молитве».

Так как Бог есть дух, то есть бестелесен, то и поклоняться Ему должно бестелесно, то есть душою. Кто суть те «истинные поклонники», которые «будут поклоняться Отцу» и Богу «не на горе сей, и не в Иерусалиме»?

«В духе» значит мысленно, душевно, духовно. И сие есть истинное поклонение, называемое также мысленною молитвою, божественным поучением, умственною добродетелью и духовным богозрением.

Ведь, как научает [апостол] Павел, «видимое временно», будь то жертвы или приношения, а «невидимое вечно» (2Кор. 4:18); Это же невидимое есть то, что в сердце происходит «в духе и истине».

Что значит поклоняться духом? Это значит воздавать поклонение Богу той частью нашего существа, которая подобна Ему. Эта часть нашего существа — наш ум. Таким образом, поклоняться Богу духом — это значит познавать Его умом через умную молитву.

«Господь велел верующим молиться Богу не только словами, но и всем сердцем. Духовная молитва проникает глубже, чем слова, она живет за пределами речи и песнопения». (Иоанн Отшельник, преподобный, †XI век)

Апостол Павел в своем первом послании к Фессалоникийцам (1 Фес. 5:17) призывает: «Непрестанно молитесь». Это значит, что нужно постоянно обращаться (молиться) к Богу в любой ситуации, где бы вы ни находились и чем бы ни занимались.

Вопрос: Можно ли упоминать имя Божие во время разговора?
Ответ: Имя Божие можно призывать всегда и везде — во время беседы, до и после неё. Писание говорит: «Непрестанно молитесь, и тогда всякое искушение исчезнет» (Варсонофий и Иоанн, преподобные, VI век).

Преподобный Никодим Святогорец учил непрестанно молиться; «Духовник должен наставлять кающихся и всех христиан на умную и непрестанную молитву. Эта молитва в сердце доступна не только монахам, но и каждому христианину. Апостол Павел призывает мирян всегда молиться, говоря: «Непрестанно молитесь». Это возможно, когда они работают, едят, пьют, находятся дома или вне его, сидят или идут. Главное — оставить многословие и сосредоточиться на молитве в сердце».

«Спаситель учит нас постоянству в молитве через притчу о вдовице, которая, не отступая, умолила неправедного судью (Лк. 18:1–8). Из этого следует, что непрестанная молитва — не просто рекомендация, а важная черта христианского духа. По словам Апостола, жизнь христианина скрыта со Христом в Боге (Кол. 3:3). Он должен постоянно пребывать в Боге, чувствуя Его присутствие. Это и есть непрестанная молитва.
Кроме того, христианин — храм Божий, в котором живёт Дух Божий (1 Кор. 3:16; 6:19; Рим. 8:9). Этот Дух всегда ходатайствует за нас и молится о нас «воздыханиями неизглаголанными» (Рим. 8:26), побуждая нас к непрестанной молитве». (Свт. Феофан Затворник)

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Как писал апостол Павел: «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».

Аминь! (автор: Втор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 366Регистрация: 30-12-2019