В современном мире, где царит спешка и информационная перегруженность, люди все чаще ищут тишину и покой. Окружающая суета лишает нас внутреннего равновесия, мирного духа. Люди всё больше погружаются в виртуальный мир страстей, забывая о реальном Боге. Комфортная жизнь делает нас равнодушными к духовным ценностям. Желание получать удовольствия здесь и сейчас поглощает, затмевает грозные предупреждения о будущих последствиях. Мы в своем обольщении забываем Бога, забываем небо, забываем вечность.

Создавать семью и растить детей становится всё сложнее из-за высоких цен на жильё и продукты. Поэтому внебрачные отношения стали обычным явлением. Доступ к качественной медицине ограничен. Третий год СВО. Цены растут, кредиты держат в ежовых рукавицах — такова реальность наших дней.

Когда беда приходит в дом, человек последней инстанцией ищет помощи у Бога, она не всегда не приходит вовремя. Человек начинает роптать на Бога. Разве Бог виновен в том что все эти годы человек не вспоминал о Нем? А как «клюнуло» — помоги. С какой кстати тебе должны помогать?

Бог призывает: «Не говори, что Бог забыл тебя, вечный Бог никого не забывает!»

Господь прежде всего напоминает о вечности Своего бытия: «разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог…»

«Но какое отношение имеет атрибут вечности Бога к проблемам людей?»

В силу присущего нам непостоянства мы очаровываемся и разочаровываемся, мы строим, а затем разрушаем, мы забываем данные обещания и помним обиды. Вечный Бог не страдает нашим комплексом неполноценности.

Вечный Бог неизменен не только в своем строгом «нет» греху. Он также постоянен в своем великодушии и радости по отношению к святому образу жизни. Он говорит праведникам: «… любовью вечной Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение». (Иер. 31:3)

Этот завет основан на драгоценной Крови Иисуса Христа. Бог ясно говорит: «Верующий в Сына Божьего получает вечную жизнь»!

Заповеди Христовы — духовно-нравственные указатели на пути в Царство Божие, проповеданные Иисусом Христом своим ученикам и последователям.

Христианство — это сердце нашего мира, полного равнодушия. Православие — сердце христианства. А исихазм — сердце православия. Иисусова молитва направлена к нашему Спасителю Христу, а умное делание происходит от Господа Иисуса. Поэтому исихазм можно назвать Иисусовым деланием.

Православие немыслимо без исихастской традиции. Практика исихии — ключевой критерий для определения подлинности христианства.

Исихазм — это путь к восстановлению первозданного состояния человека, очищению его божественного образа. По словам преподобного Максима Исповедника, исихазм помогает человеку перейти из противоестественного состояния в естественное и достичь сверхъестественного.

Цель исихазма — очищение сердца и ума от страстей и помыслов. Страсти преобразуются из порочных в непорочные, а помыслы, как добрые, так и плохие, отстраняются. Этот процесс Святые Отцы Церкви называют терапией, так как он исцеляет ум и возвращает его к естественному состоянию. Святой Дух молится «непрестанно» (Рим. 8:24; 1 Фес. 5:17), пока ум продолжает свою природную деятельность.

«Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:23–24). Из Ветхого Завета Святитель приводит слова: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.» (Притч.4:23) «Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль.» (Втор.15:9). Заповедь о любви к Богу (Лк.10:27; Мф.22:37) свт. Игнатий Брянчанинов объясняет как повеление устремляться к Нему всем сердцем и душою.

Митрополит Иерофей (Влахос) утверждает, что исихия — это необходимость для очищения человека от страстей и его духовного роста, ведущего к спасению. Святитель Григорий говорит: «Чтобы чисто общаться с Богом, нужно молчать мыслью (не идти на поводу у страстей) и хотя бы ненадолго отвлекаться от мирского».

Не покаяние спасает человека, а Христос. Покаяние без Него бессмысленно. Христос — наше покаяние. Иисусова молитва — это Сам Христос. Через Него мы каемся, внутренне преображаемся и соединяемся с Духом Святым. Поэтому христианство — это умное делание. Погружаясь в умную молитву, христианин постоянно предстает перед Христом в покаянии. Христос — наше покаяние.

Жизнь христианина тесно связана с молитвой. Святые отцы считали, что Иисусова молитва и псалмопение — это разные этапы духовного роста. Они сравнивали Иисусову молитву с добрым вином, а псалмопение — с виноградными отжимками, которые остаются после его производства.

В современном религиозном контексте, несмотря на наличие множества источников, предоставляющих практические рекомендации по освоению Иисусовой молитвы, лишь немногие христиане достигают желаемого уровня мастерства (духовной практики). Это обусловлено тем, что умное делание требует непосредственного наставничества со стороны обладающего соответствующим молитвенным опытом, на личном опыте познавшего всесторонний искус, стяжавшего опыт борьбы и победы над дьяволом через искушения, попускаемые благодатью Божией.

Таким образом, можно констатировать, что феномен умной молитвы представляет собой область духовной практики, требующей практического применения под руководством опытного наставника.

В исихазме важно следовать проверенной традиции: наставник – ученик, где опытный наставник молитвы не навязывает жестких правил, а дает начинающему свободу выбора — метод проб и ошибок. Это позволяет ученику найти свой путь в молитве. Здесь мудрость наставничества. Общение между учителем и учеником не обязательно должно быть личным. Современные технологии, такие как WhatsApp и Telegram, позволяют поддерживать связь на расстоянии, что подтверждает возможность эффективного наставничества без непосредственного контакта.

Традиционное старчество исчезло. Старых старцев и послушников больше нет. Подвиг послушания в том идеале, о котором пишут святые отцы, в наше время практически невозможен по причине отсутствия тех по-настоящему духоносных наставников, могущих вести по пути послушания.

Делателей Иисусовой молитвы в наши дни практически невозможно найти ни в миру, ни среди монашествующих. Однако, при желании, все возможно, было бы у желающего непреодолимое устремление научиться сей молитве. Господь тому помощник.

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 366Регистрация: 30-12-2019