В материальном мире всё обречено умереть: все мы в свое время прекратим своё физическое существование на земле – так устроен наш мир. Что для человека может быть страшнее всего? Смерть. Да, именно смерть как наказание прародителей за грехопадение в раю. Смерть неизбежна. О смерти думают все, редко кого посвящая в свои «думы». Если я не просто тело, но и бессмертная душа, то что будет с моей душой за порогом смерти?

В среде пытливых верующих едва ли отыщется человек, который не задавался бы вопросом о сущности Рая и Ада, о Страшном Суде, о том, где они находятся и являются ли они реальными явлениями. Признавая бессмертие человеческих душ, вполне естественно интересоваться образом их посмертного бытия. Об этом статья.

Во все времена и у всех народов, наряду с верой в высшее существо, всегда существовала вера в будущую загробную жизнь. Древние греки и римляне, персы и арабы, дикари Полинезии, Меланезии, центральной и южной Африки, американские алеуты и другие – все так или иначе верили и верят, что жизнь человека не заканчивается вместе со смертью, а продолжается по ту сторону могилы.

Воскресение Иисуса Христа – не только предмет нашей живой веры, но и засвидетельствованное историческое событие. «Как Христос воистину воскрес, – говорит тот же знаменитый первосвятитель московский Филарет, – так воистину воскреснем и мы». Христианство – религия Воскресшего, победившего смерть.

Следуя православному учению, после смерти человека его душа, ведомая ангелами, восходит к Богу на частный суд, чтобы определить её участь до всеобщего воскресения и Страшного Суда. Апостол Павел сказал: «людям положено однажды умереть, а потом суд». Из притчи Спасителя о богатом и Лазаре также открывается, что после смерти происходит суд.

МЫТАРСТВА

Частный суд Божий над душами предваряется истязанием или испытанием их в так называемых мытарствах, через которые они, в сопровождении ангелов, проходят в области воздушной, где злые духи, будучи в своей области, задерживают их и обличают все грехи, совершённые ими в жизни.

По этому пути душу ведут два ангела. Процесс этого обвинения называется мытарствами или истязаниями. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству, а ангелы – добрые дела, совершённые душой при жизни. Прохождение мытарств бывает в третий день после смерти.

Учение о мытарствах, подобно учению о местонахождении Рая и Ада, встречается как учение общеизвестное и общепринятое на всём пространстве богослужения Православной Церкви. Пресвятая Дева, Богоматерь, извещённая Архангелом Гавриилом о приближающемся своём преставлении, принесла слёзные молитвы Господу о избавлении Её души от лукавых духов поднебесной.

Мытарства — это испытания, которые проходят только христианские души после смерти. Те, кто не верит в Христа и не знает истинного Бога, не проходят через эти испытания. Когда их тела умирают, бесы без всяких испытаний забирают такие души и уносят в преисподнюю земли — Ад.

Каждым из 20 мытарств управляют бесы — нечистые духи, которые пытаются забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы представляют список грехов, относящихся к данному мытарству, а ангелы — добрые дела, совершённые душой при жизни.

Вот что поведала блаженная Феодора: «Когда я приблизилась к концу своей жизни и настал для меня час разлучения с телом, то увидела я множество эфиопов, стоявших около моей постели; лица их были черны, как сажа и смола, очи – как раскаленные угли, а взгляд страшный до того, что и сказать нельзя. Они, яростно, смотря на меня, скрежетали зубами, как будто хотели пожрать меня. Тут же они приготовляли бумаги, как бы ожидая какого судию, и развертывали свитки, в которых были записаны все мои грешные дела. Бедная душа моя была в несказанном страхе и трепете. Страшен вид эфиопов, и не слышно голосов их».

Если добрые дела перевешивают злые, то душа переходит к следующему испытанию. Если же злые дела перевешивают добрые, и ангелам нечего предъявить для оправдания души, то бесы уносят душу в ад и такая душа не уподобится встречи с Богом. Но если ангелы представят добрые дела к оправданию души, а злые духи припомнят столько же грехов к её осуждению, и будет равновесие, то побеждает человеколюбие Божие.

Святой Нифонт свидетельствует о том, как ангелы вступают в прения с духами злобы из-за душ, подлежащих суду. Злые духи, обвиняя одного из умерших, утверждали, что он тяжко грешил на земле и умер без покаяния. Ангелы же отвечали: «Не поверим ни вам, ни отцу вашему — сатане, доколе не спросим ангела-хранителя этой души».

Ангел-хранитель подтвердил, что этот человек действительно грешил, но лишь когда он заболел, начал плакать и исповедовать свои грехи.

Православная церковь верит, что после смерти душа человека проходит суд в течение сорока дней. Этот суд начинается для каждой души отдельно и продолжается до самого конца, поскольку каждый человек умирает в своё определённое время. Некрещёные же люди сразу после смерти попадают во власть дьявола.

Что происходит с душой после суда?

Если душа проходит суд и остаётся чистой, её встречают ангелы. Святой Нифонт видел, как ангелы выходили из врат небесных навстречу одной праведной душе и, приветствуя её, прославляли Бога, который не предал её в руки врагов.

Богоносные отцы учат нас, что если душа оказывается достойной по своей благочестивой жизни, то ангелы Божий принимают её, и она уже без печали совершает своё шествие, имея святые силы в качестве спутников. Если же дела души побеждены, ангелы воспевают ей хвалебную песнь и ведут её с радостью пред лицо Божие. В этот момент душа забывает всё, что принадлежит земной жизни, и все труды, которые она понесла.

Святой Нифонт также видел, как ангелы радовались, когда душа достигала неба. Они начинали лобызать её.

Что касается душ грешных, то сначала они также сопровождаются ангелами. Но в дальнейшем они задерживаются и по воле бесов низвергаются в ад. Святой Нифонт видел, как в ад был низведён человек, который был блудником, волшебником и грабителем и умер без покаяния.

Святитель Кирилл Александрийский говорит, что если какая-либо душа оказывается жившей в небрежении и распутстве, святые ангелы оставляют её, и она попадает во власть мрачных демонов.

В житиях святых мы находим свидетельства о том, что видения Бога доступны лишь достойным. И после смерти только достойные смогут предстать перед Богом.

Частный Суд заключается в прохождении мытарств, где бесы будут предъявлять грехи и злые дела, а ангелы — защищать и показывать добродетели. И то, что перевесит, будет присуждено.

Такой Суд нужен не Богу, Он и так всё знает. Он нужен душе и всему духовному миру: ангелам, душам праведников и даже бесам. Суд Божий должен быть праведным в их глазах. Но и милостивым. Такая воля Бога. Ею руководствуются ангелы, ею управляется Вселенная, по ней проходит Частный Суд каждого человека. Всё в руках Божиих.

Местопребыванию душ праведников до всеобщего воскресения (Страшного Суда) именуется Раем. В Новом Завете это слово встречается только два раза в обетовании Господа благоразумному разбойнику: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43), и у апостола Павла, который был восхищён в рай и слышал неизречённые слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 4).

АД

Место пребывания душ грешников (до Страшного Суда) в Новом Завете носит наименование ада. Это греческое слово выражает понятие темноты, что совершенно соответствует ветхозаветному представлению о шеоле, как царстве тьмы. Ад обозначается в Священном Писании «темницей духов» (1Пет. 3:19), «тьмой внешней», где «плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13), «печью огненной» (Мф. 13:50), вместилищем мертвых (Откр. 20:13). Место пребывания душ нечестивых называется в Новом завете «преисподними местами земли» (Еф. 4, 9); «преисподнею» (Флп. 2, 10).

Традиционная точка зрения заключается в том, что ад расположен в центре Земли и имеет как минимум один выход на поверхность. 

По свидетельству Ветхого Завета, ад характеризуется как замкнутая область со множеством обиталищ душ, которые «подобны ложеснам» (3Ездр. 4:41), с местами для обрезанных и необрезанных, среди которых различаются более низменные и более возвышенные (Иез. 32:18-23). Область ада подобна загону, где господствует смерть: «как овец, заключат их в преисподнюю, смерть будет пасти их» (Пс. 48:15).

Св. Ефрем Сирин: «В Евангелии мы слышали о различных видах мучений, ожидающих грешников в будущем мире. Существует тьма кромешная (Матф. 8, 12), что свидетельствует о существовании ещё более глубокой тьмы; геенна огненная (Матф. 5, 22) — ещё одно место мучения; скрежет зубов (Матф. 13, 42) — также особое место; червь неусыпающий (Матф. 9, 48) — ещё один вид мучения, ожидающий в другом месте; езеро огненное (Апок. 19, 20) — ещё один вариант; тартар (2 Петр. 2, 4) — ещё одна страна; огонь неугасающий (Марк. 9, 43) — ещё одна особая область; преисподняя (Фил. 2, 10) и пагуба (Матф. 7, 13) — каждая на своём месте; дальнейшие страны земли (Еф. 4, 9) — ещё одно место; ад, где пребывают грешники, и дно адово — самое мучительное место».

СТРАШНЫЙ СУД

Возможно ли такое? Тому подтверждение нам пример из Ветхого завета. Пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец, «ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище» (Иез. 37, 10).

В Евангелии от Матфея говорится о том, что в момент смерти Христа«гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27, 52–53).

«Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения». (Ин. 5, 28–29)

Пророки и апостолы, возвещая о Втором Пришествии Мессии и о последующем за этим событии всеобщем Суде, именовали этот «День» «Днём Господним», великим и страшным (Иоил. 2:31). Этот День также называется «Днём гнева Божия» (Рим. 2:5).

В новом завете Господь Иисус Христос утверждает истину воскресения яснейшими словами: «аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше, оживут» (Ин.5:25)

Велико и устрашающе будет это грядущее событие для каждого из нас. И не случайно суд, который нас ожидает, именуется Страшным. Ибо в этот день перед всеми будут открыты наши деяния, слова и самые потаённые мысли и желания. И тогда уже не на кого будет уповать, ибо Суд Божий справедлив, и каждый получит то, что заслужил.

Второе пришествие Господа Иисуса Христа на землю является одним из основных догматов православной веры и отражено в седьмом члене Символа Веры. В этом же члене содержится и учение о грядущем Страшном суде Божьем над человечеством за его земную жизнь и дела.

Иисус Христос говорит: «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну… дал Ему власть производить суд» (Ин. 5:22 и 27). В другом месте Он говорит: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27).

Апостолы также проповедовали о суде: «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределённого Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мёртвых» (Деян. 17:31). «Се идёт Господь со тьмами Святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах» (Иуд. 14:15).

Апостол Павел неоднократно свидетельствует о всеобщем окончательном суде, и, наконец, о том же пишет Иоанн Богослов (Откр. 20:11-15).

Блаженный Августин утверждает, что Иисус придёт в человеческом облике, и это увидят не только праведники, но и нечестивые. Он пишет: «И увидят Его те, кто помещён по правую руку, и те, кому суждено быть по левую руку, как написано: «воззрят на Того, Которого пронзили» (Зах. 12, 10; Ин. 19, 37)».

Ипполит Римский дополняет это видение, описывая, как приведут «сына погибели», то есть дьявола, вместе с демонами и служителями его. Ангелы строгие и суровые низвергнут его в огонь неугасающий, к червю неумирающему, во тьму кромешную.

Еврейский же народ увидит Христа в образе человеческом, каким Он явился к ним во плоти от Святой Девы и как они распяли Его. И покажет Он им язвы от гвоздей на руках и ногах, и ребро Своё, пронзённое копьём, и голову, увенчанную тернием, и честный крест.

И разом увидит весь еврейский народ, и будет рыдать и плакать, подобно тому, как возглашает пророк: «воззрят на Того, Которого пронзили» (Зах. 12, 10; Ин. 19, 37). И не будет никого, кто оказал бы им помощь или милость, потому что они не покаялись и не отвратились от пути лукавого.

То есть Христос явится в том самом Теле, в Котором Он и воскрес из мёртвых, с сохранением ран и язв, с каковыми Он по Воскресении дверями затворенными явился ученикам Своим, призывая апостола Фому словами: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27).

Господь Иисус Христос приходит в этот мир уже не спасать его, как во дни Первого Пришествия, но судить.

В Евангелии от Матфея читаем: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую« (Мф. 25, 31–33).

Грешнику говорит Бог: «Изобличу тебя и представлю перед глазами твоими грехи твои» (Пс. 49:21). Думал ты, что никто тебя не видел, когда ты творил дела беззакония. Но Я видел, как ты нарушал Мой закон, и представлю перед тобой беззакония твои (Насадивший ухо не услышит  ли?  и образовавший глаз не увидит ли?). Ты творил их тайно, но Я изобличу тебя перед всем миром, Ангелами и людьми. Тогда ты узнаешь, грешник, что Я все видел, что бы ты ни делал, начинал и замышлял в сердце своем. Укрываешься ты от людей, но от Меня нигде укрыться не можешь. (свт. Тихон Задонский)

Святые Отцы утверждали, что существует некая «память сердца», которая запечатлевает нашу жизнь — как внутреннюю, так и внешнюю. На Страшном Суде эта книга, написанная в глубинах нашей души, раскроется, и мы увидим, кто мы есть на самом деле. Мы увидим, сколько раз благодать Божия призывала нас к спасению, наказывала, милова́ла, и как упорно мы сопротивлялись ей, стремясь к греху и страстям. Даже наши добрые дела окажутся изъеденными, как червями, лицемерием, гордыней и тайным расчётом.

КОГДА ПРОИЗОЙДЕТ СТРАШНЫЙ СУД?

Страшный Суд – последний, всеобщий Суд Божий над миром, который состоится при втором Пришествии Господа Иисуса Христа (при этом мертвые люди воскреснут, а живущие изменятся (1Кор.15:51-52), и каждому будет определена вечная участь по его делам (Мф.25:31-46, 2Кор.5:10), словам (Мф.12:36) и помышлениям.

 В ДОМЕ ОТЦА МОЕГО МНОГО ОБИТЕЛЕЙ

Вселенная представляет собой безбрежный океан, в котором заключено бесчисленное множество миров, как в доступном человеческому глазу диапазоне, так и в недоступных нашему восприятию спектрах. Вне всякого сомнения, самое замечательное зрелище, доступное глазу человека, – вид звездного неба в безоблачную ночь. Мир звезд … Он неисчислим. «Сосчитай звезды, если ты можешь счесть их» (Быт.15:5), – говорит Господь Аврааму.

Слово Божие призывает нас: «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Книга пророка Исайи 40:26).

Существование Вселенной – убедительное доказательство существования Бога. Бесконечный в Своем разуме Бог сотворил мир вместе с его законами. Святитель Василий Великий говорит: «Бог наш ничего не создал сверх потребности, так же не создал и недостающего чего-либо!»

Апостол Пётр говорит: «Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, рушатся, земля и все дела на ней растают» (2 Пет. 3: 7, 10, 12).

Кончина мира не означает полное разрушение и уничтожение вселенной, а лишь её изменение и обновление, после чего она предстанет в новом, лучшем и совершенном виде. Псалмопевец говорит, что «небо и земля лишь изменятся» (Пс. 101:27). «Будет бо небо ново и земля нова» (Ис. 65:17; 66:22).

Хотелось добавить, что на сегодняшний день Вселенная находится в состоянии активного расширения, причём скорость этого процесса значительно превосходит прогнозы, основанные на существующих теориях.

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:1–3).

ЧТО БУДЕТ С ТЕЛОМ?

Грядущее всеобщее воскресение будет воскресением человека в единстве духа, души и тела. Воскреснут все, кто когда-либо ступал по земле, восстанут из могил как праведники, так и грешники, как христиане, так и язычники, почившие тысячелетия назад и ушедшие из жизни перед самым Вторым Пришествием Христовым. Ни единого мертвеца не останется во гробе — все воскреснут для грядущего Страшного Суда.

Православная Церковь исповедует не бессмертие души, как многие древние религии, а именно телесное воскресение. При этом новые тела будут абсолютно здоровыми, совершенными, ни в чем не нуждающимися. Об этом грядущем преображении убедительно говорит апостол Павел: «не все мы умрем, но все изменимся» (1 Кор. 15, 51). При этом апостол Павел указывает существенный признак нового преображенного, обоженного тела. Этот признак — нетленность.  «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 35–49, 53).

После суда тело постигнет та же участь, что и душу — праведники будут и внешне проявлять то состояние, в котором находятся, а вид грешников будет омерзителен. То есть даже самая красивая внешность будет каждой своей чертой выдавать тот бушующий ад и клубок противоречий, который находится внутри человека.

ВЕЧНОЕ ВОЗДАЯНИЕ

Господь Иисус Христос сказал о всеобщем воскресении: «…наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения». (Ин.  5, 28-29)

Св. Иоанн Дамаскин пишет: «грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу» (Точное изложение православной веры).

Апостол Павел о суде над невидимой, тайной душевной деятельностью пишет: «Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения и тогда каждому будет позвала от Бога» (1 Кор. 4:5). Итак, на суде каждый человек отдаст строгий и полнейший отчет за всю свою деятельность, как за внутреннюю, духовную (Мф. 12: 36), так и за видимую, внешнюю, т.е. за все слова и дела воздаст Господь каждому (Рим 2: 6; 2 Кор. 5: 10).

«СЕ, ГРЯДУ СКОРО»

«…Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. » (Откр. 22:11-13).

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 2 недели

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 344Регистрация: 30-12-2019