В православной христианской традиции существует множество постов, что заставляет многих, интересующихся дохристианскими верованиями, задаваться вопросом: был ли пост в других религиях древности? Во времена Ветхого Завета иудеи именовали язычниками всех, кто не знает истинного Бога, каковыми являлись все окружающие их народы.
Духовная практика поста известна с древних времён и характерна для всех религий и культур. История поста уходит своими корнями в далекую допотопную эпоху. Разные религиозные культуры, порой совершенно не связанные между собой, использовали пост как особую духовную практику.
ИСТОКИ ПОСТА
Заповедь поста была дана Богом людям ещё в раю.
— В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь,— заповедал Бог человеку.
«Заповедал» — это церковно-славянское слово. На русский язык оно переводится как «запретил».
Адам и Ева были изгнаны из рая за то, что нарушили заповедь Божию и не раскаялись в содеянном. Адаму Бог сказал:
— За то, что ты преступил (нарушил) Мою заповедь, земля отныне будет проклята за твой грех. Она будет производить для тебя лишь колючки и кустарники, и ты будешь вынужден добывать себе пропитание в поте лица своего, пока не вернёшься в землю, из которой был взят. Ибо ты — прах земной, и в прах же обратишься.
Духовной смертью умер Адам сразу после нарушения заповеди, и с тех пор она стала состоянием всего человечества до пришествия Спасителя в мир и виновницей телесной смерти. Следствием смерти духовной является телесная смерть, которая, как и всякое наказание Божие, содержит в себе человеколюбие. Смерть останавливает в человеке действие зла, и тем самым, отделяет человека от диавола.
Грехопадение повредило человеческую природу. Грех распространяется по лицу земли и всё глубже вкореняется в природу человека. Зародившись в недрах личной воли прародителей, грех привёл к искажению человеческой природы, в силу вступили новые законы. Согласно преподобному Максиму Исповеднику, в человеческую природу вошли тленность, смертность и страстность, неведомые человеческому естеству до грехопадения.
Человечество, на протяжении веков мучают одни и те же вопросы: почему происходят страдания? Почему болеют дети? Почему умирают и погибают люди? Откуда берётся зло в мире? И для чего рождается человек, если рано или поздно все равно приходится умирать? Свобода воли, дарованная каждому Божьему творению, предоставляет выбор между добром и злом, поэтому каждый несёт ответственность за свои поступки лично. Рабы обстоятельств, не помнящие, откуда пришли, и не знающие, куда пойдем…
ИСТОКИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Первое убийство на планете было совершено Каином, который убил родного брата Авеля. Историю Каина знают все. Каин был старшим сыном, Авель младшим. Первый занимался земледелием, второй пас овец. Когда Каин принес жертву Богу, то Бог не принял ее. Вместо этого он принял жертву от стада Авеля. Каин разгневался и убил брата. Бог наказал Каина и изгнал его из Эдема, наложив на него метку, чтобы никто не смог причинить ему вред. Каин отправился в землю Нод, которая находилась к востоку от Эдема. Несмотря на проклятие Бога, изгой неплохо устроился: женился, родил сына и построил первый город на Земле. Там «познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт.4:17).
Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией. Об одном из них, Иувале, сказано, что “он был отец всех играющих на гуслях и свирели”. Другой, его брат Тувалкаин “был ковачем всех орудий из меди и железа”, провозвестником “медного” и “железного” веков. Потомки Каина начали вооружаться – первое братоубийство предопределило неизбежность дальнейших войн. А сельскохозяйственные орудия, сделанные Тувалкаином, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, которые она перестала давать людям, оросившим ее кровью. Искусство служило потомкам Каина опорой в противостоянии с той пустотой, что вторгалась в их бытие.
ПОТОМСТВО СИФА
Как утешение, данное от Бога, у Адама и Евы родился третий сын – Сиф, которого Ева так назвала, «потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт. 4.25). У Сифа родился
сын Енос, и «тогда начали призывать имя Господа [Бога]» (Быт. 4.26), т.е. среди потомков Сифа началось общественное богослужение. Именно в это время возрождается пост среди верующих, нарушенный прародителями в Раю. В противовес каинитам, сифиты стали носителями истинного богопочитания и обетования о грядущем Спасителе, которое было дано Адаму и Еве. Поэтому сифиты стали называться «сынами Божьими» (Быт. 6.2). Обетование в целостности передавалось от одного поколения к другому через патриархов (отцов рода), которые, по особому промыслу Божию, были наделены необыкновенным долголетием, и каждый из них почти целое тысячелетие мог быть живым хранителем и истолкователем вверенного им обетования.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА НАРОД ЗАБЫВАЕТ БОГА
Пророк Иоиль говорил о посте: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши» (Иоил. 2:12–13).
Соблюдение поста — это не только отказ от пищи. Пост — в первую очередь для очищения Души и укрепления Духа. Как говорил Иоанн Дамаскин: «Если бы в посте всё дело было бы в еде, то святыми были бы коровы».
Интересен ответ Бога на вопрос пророка Исаии о том, почему он не помогает евреям, несмотря на их пост, молитву и жертвоприношения. Бог сказал: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды… раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся».
По мере отступления от поста, Сыны Божии отступили от самой веры в Бога и стали смешиваться с потомками Каина, беря в жены их дочерей. Потомки Каина не следовали за Господом, и, выходя замуж за праведных потомков Сифа, развращали их. Существует мудрое изречение, что ночная кукушка всех перекукует. Поддаваясь женскому очарованию, сыны Божии уступали своим новым избранницам и следовали за их взглядами и желаниями.
По этой причине, Сыны Божии извратили путь свой и забыли Господа Бога Своего и доверились лжи. Жизнь людей стала плотской и бездуховной. Они прелюбодействовали и строили храмы для других богов. Этот путь отступничества повторяет ветхозаветный мудрый Соломон, когда в угодность своим жёнам-язычницам построил капища т. е. языческие, или идольские храмы, в которых, чтобы умилостивить языческих богов и приносились жертвы. Он не только позволял строить жертвенники «другим богам», но даже принимал участие в ритуалах чуждых религий.
Из за отступничества и умножения нечестия земля «растлилась пред лицом Божиим и наполнилась … злодеянием», когда «всякая плоть извратила путь свой на земле», при виде такого состояния людей … раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт.6:3). Господь навел всемирный потоп. Это был суд Божий над человечеством, забывшим Бога и погрузившимся в пучину растления. В водах потопа погибло допотопное человечество.
Лишь патриарх «Ной был человек праведный и непорочный и ходил пред Богом» (Быт.6:9) спасся со свим семейством. Так как Ной со своим семейством являлся новым родоначальником человечества на земле, то Бог повторил ему благословение, данное прародителям: «И благословил Бог Ноя и сыновей его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею…» (Быт. 9:1).
НАЧАЛО ИДОЛОПОКЛОНСТВА
Как только возобновилась жизнь на земле по окончании всемирного потопа, возобновился и грех, склонность к которому люди унаследовали от прародителей. И стали забывать они Бога, заменив почитание Его сначала почитанием светил небесных, а потом, спускаясь все ниже и ниже душевным разумением, упали до грубого идолопоклонства. Греховные наклонности проявились вначале в Хаме, чье имя стало нарицательным. Общеизвестна история о том, как он насмехался над опьяневшим отцом, что и послужило в дальнейшем прообразом непочтительного, «хамского» поведения.
Возникли первые послепотопные государства, такие как Шумерское, Аккадское и Вавилонское. Библия повествует, что основателем первого Вавилонского царства и покорителем Ассирии был Нимрод из потомства Хама… «сильный зверолов пред Господом». По характеру деятельности Нимрод напоминал первого строителя городов братоубийцу Каина. Вавилон быстро разросся в столицу Вавилонского царства под управлением Нимрода.
Под влиянием грозных явлений окружающей природы люди стали искажать истинное понятие о Боге, а потом и вовсе забыли Его. Однако в глубине их духовной природы жило религиозное чувство, осталась потребность в духовной жизни, их души тяготели к Богу. Но, потеряв понятие о невидимом Боге, они стали обожествлять предметы и явления видимой природы. Так появилось идолопоклонство. Идолопоклонство – поклонение идолам с принесением им жертв, в том числе человеческих.
Идолопоклонство выражалось в трех основных видах: сабеизме – обоготворении звезд, солнца и луны; зоотеизме – обоготворении животных; и антропотеизме – обоготворении человека. Эти три вида идолопоклонства нашли впоследствии наиболее резкое выражение в Месопотамии, Египте и Греции. Волны греха и суеверия, заполнили землю.
Первые гороскопы, как показывают археологические раскопки в районе Месопотамии, где развивалась вавилонская цивилизация, были составлены там. Первое обожествление звезд было именно там. Это древняя жреческая языческая религия.
Астрологи – вавилонские жрецы, – когда видели, что, согласно гороскопу, ребенок родился под сильным знаком зодиака, забирали его и приносили – сакрально, эзотерически, то есть тайно, – в жертву, чтобы его энергию взять себе. Это магия. Магизм в том и заключается, чтобы напитаться энергией ради обладания тайными знаниями и манипулировать людьми. И современный оккультизм черпает все свои знания как раз из учений и практик вавилонской и египетской цивилизаций – бесовских учений и практик.
А этих избранных младенцев приносили в жертву так: им просто отрывали головы и возливали их кровь на идол Иштар или Мардука. А других сжигали…(У современных ученых волосы дыбом встали, когда они при раскопках обнаружили тысячи черепов младенцев. Причем у всех этих младенцев как-то странно были надломлены шейные позвонки. Не разрублены, а именно надломлены).
С ростом Вавилона росло и могущество Нимрода. Он создавал законы, согласно которым вавилоняне должны были подчиняться его правительству, а не законам Бога, которого чтил Ной и Авраам. Нимрод силою навязал своему народу поклонение диаволу, а не Богу (Рим 1:21-23). Нимрод утверждал, что диавол обладает таинственным знанием, которое мог открыть своим последователям только сам Нимрод. Его последователи навязывали греховную традицию поклонения дьяволу в образе Вила — название верховного божества, почитаемого в Вавилоне за бога солнца и света, что означает «Господь». Он же Мардук. Вил — это вавилонское слово, означающее «Господь», эквивалент финикийского «Ваала». Ещё его называли Меродах, и он являлся вавилонским «Богом Войны» — верховный бог хананеев, которому поклонялись изменявшие своей вере израильтяне.
Данный бог имел множество ипостасей. Был он богом древних арабов, солнца, бури, войны, плодородия, вод, счастья, неба и вообще всего сущего. С развитием культа Баал стал именоваться творцом мира и Вселенной.
Именно для него воздвигли Вавилонскую башню. Нимрод укрепляя свою власть, объявил себя верховным жрецом Ваала. Таким образом, в Вавилоне Нимродом возрождено, погубленное вместе с человечеством, всемирным потопом, поклонение сатане. Хронологически первые истоки сатанизма кроются в самых древних религиях, где воздавалось почести суровым и жестоким божествам. Язычник не только верит в существование злого духа, но и служит ему.
БОГИНЯ НЕБА — АСТАРТА
Смерть Нимрода стала неожиданностью для его последователей. Ложь как инструмент дьявольской деятельности просматривается во всем. Сатана не собирался оставлять своих попыток отвернуть людей от их Создателя. Он использовал смерть Нимрода для того, чтобы, шокировав людей, вновь вернуть их к идолопоклонству. Чтобы понять, что там произошло, мы должны познакомиться с женой Нимрода, которую называли Иштар или Истер.
В Библии она упоминается как Астарта. Многие называют ее Семирамидой. Ее культ, преисполненный похоти, все еще сохранился на крайнем юге Африки – в Уганде (ср. Фразер Золотой сук, 275). Символом Семирамиды является золотой голубь, она также известна под именами Фригийской Сивиллы или Сирийской Атаргаты. Имя Атаргатис является греческим вариантом имени супруги Ваала, которому поклонялись в Тарсе, что является территорией сегодняшней Сирии. Когда-то ее имя звучало как Атех-атех и обозначало богиню Тарсы. Ей поклонялись на севере, в долине реки Евфрат, на территории, называемой Иерополис- Бамбис (Фразер там же).
Со смертью ее мужа правление государством перешло в ее руки. Семирамида боялась потерять контроль над своими подчиненными, так как многие из них уже не верили в то, что Нимрод являлся тем солнцеподобным, которым он себя представлял. После смерти Нимрода, Семирамида родила сына. Она объявила, что у ее сына нет земного отца, и что он появился на свет от волшебного луча от великого бога-солнца Вила. Его стали называть сыном Нимрода, который пришел на смену своему отцу.
Царице удалось взять под контроль свое государство. Все большее количество людей считало Нимрода сыном Бога — Солнца. Более того, Семирамиде начали поклоняться как матери Бога. Ее называли «Девой Матерью» или «Богиней Неба» (Иер 7:18; 44:17-19, 25). Она стала первой в мире религиозной правительницей. Отсюда берет начало культ Сивиллы как Матери богини на Среднем Востоке. В наши дни некоторые люди поклоняются «Богине Неба», которой на самом деле никогда не существовало.
ПОСТ У ЯЗЫЧНИКОВ ДРЕВНЕГО МИРА
Диавол обезьяна Бога, потому что может лишь подражать Богу, что прослеживается на протяжении всей истории человечества. Заповедь поста была дана Богом людям ещё в раю. Однако пост стал религиозной необходимостью древнего языческого мира.
Отвернувшись от Бога, древние предки современных язычников обратили свое сердце к поклонению иным низшим существам, «они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим.1:25).
Геродот писал, что египетские жрецы должны поститься перед входом в святилище или приношением жертвы. По словам Плутарха, афинские женщины, участвующие в Темософориях — празднике, посвященном Деметре, постились в течение дня, «сидя на земле».
Особенно значимым пост был в различных ритуалах инициации. Например, индийский мыслитель IV века до н. э. Апаштамбха считал, что правильность проведения ведического ритуала посвящения в брахманы зависит от умеренности жизни новопосвящаемого.
С ритуальной чистотой также был связан пост в знак траура. Так, древние египтяне ничего не ели несколько дней после смерти фараона.
В ближневосточных культах особое, если не центральное, значение имел пост, связанный с воспоминанием смерти и воскресения божества. Например, кульминацией литургического года во фригийском культе Кибелы являлось трехдневное полное воздержание в знак траура по умершему возлюбленному Кибелы Аттису.
Язычники также видели связь между постом и способностью достигать особых экстатических состояний. Философ Ямвлих Халкидский (III век) описал, как пророк Кларосского оракула постился «день и ночь» перед принятием откровения, а священники Аполлона Дидимского в Бранхидах воздерживались от пищи три дня перед объявлением воли божества.
В индоевропейской религиозной традиции, как и в религии откровения, воздержание имело автономное от ритуала этическое измерение, помогая освободиться от страстей и очистить сердце и разум от посторонних примесей. Например, Сиддхартха Гаутама постился перед тем, как достичь просветления под деревом Бодхи. Пост является необходимой составляющей многих индуистских религиозно-этических практик.
Греческие философы также придавали ему важную роль. Один из них, Порфирий, написал трактат «О воздержании».
Малайцы, например, постились, чтобы защитить себя от ран. Чернокожие зулусы верили, что без поста невозможно установить связь с духами, и даже сложили поговорку: «Постоянно сытый не может видеть тайных вещей».
Инки, создатели могущественной империи доколумбовой Южной Америки, также постились. Пост был обязательным требованием для подготовки к большинству празднеств и церемоний, а наиболее религиозные индейцы постились в течение всего года.
ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Начало формирования славянского язычества в Древней Руси относится к I-II тысячелетиям до н.э., то есть к тем временам, когда племена славян начали отделяться от племен индоевропейской группы, расселяться на новых территориях и взаимодействовать с культурными традициями соседей. Именно индоевропейская культура привнесла в культуру древних славян такие образы, как бог грозы, боевую дружину, бог скота и один из важнейших прообразов матери-земли. Мать Сыра Земля — Славянская богиня Земли, плодородия и всего, что связано с явной, земной жизнью. Из её тела появилась вся плодородная земля, которая есть в мире. Посты у славян были необходимы, прежде всего, чтобы правильно подготовить организм к переходу на другой тип питания и совершить этот переход максимально гармонично и с максимальной пользой для физического тела.
ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПОСТЫ
Господь, «не желающий смерти грешника», избрал Аврама в качестве своего орудия и родоначальника еврейского потомства, из которого должен был произойти Спаситель человечества. «Я произведу от тебя великий народ», — сказал Бог Аврааму. (Быт. 12, 2)
Духовная ценность поста ясно видна на страницах Ветхого Завета. Он является выражением внутреннего обращения к Богу и символизирует раскаяние грешного человека. С помощью поста человек смиряется перед Богом. Это смирение сокрушения, проявляемое постным трудом, дает человеку право призывать Божью милость и помощь. Эту уверенность благочестивого израильтянина выражает во многих своих псалмах царь-пророк Давид (Пс.34, 68, 108:24).
Строго постился и пророк Даниил. Он сам так рассказывает о себе: «Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои» (Дан.10, 2-3). Постом и покаянием ответили на проповедь пророка Ионы жители Ниневии: И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого (Иона 3:5). Так они избежали грядущей катастрофы.
Значение поста подчеркивают и ветхозаветные пророки. С помощью поста израильтяне должны были обратиться к живому и истинному Богу.
«Обратитесь ко Мне, — заповедует Сам Бог через пророка Иоиля, — всем сердцем в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему… Вострубите Трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание» (Иоиль 2:12-15).
Сам Бог дал Моисею заповедь о строгом однодневном посте, соблюдавшемся в день Великого Покаяния, или Умилостивления, (Лев. 14:29-30, 23:27-33).
В Библии упоминается множество примеров поста, начиная с законодателя Моисея, который после 40-дневного поста на Синае принял заповеди (Исход 34:28).
Иудифь постилась «все дни вдовства своего», за исключением праздничных и предпраздничных (Иудифь 8:6). Неемия, узнав о разрушенном Иерусалиме и бедствиях соплеменников, молился Всевышнему, подкрепляя молитву постом (Неем. 1:4).
Есть основания полагать, что пророк Илия постился в течение 40 дней (3 Цар. 19:8). Также достоверно известно, что царь Ахав наложил на себя пост после обличения Илией (3 Цар. 21:27–29).
Евреи постились на протяжении одного дня, когда отвергали культы «Ваалов и Астарт» (1 Цар. 7:6). Перед битвой с «сынами Вениаминовыми» «сыны Израилевы» постились в течение дня до вечера (Суд. 20:26).
Накануне возвращения в Палестину крупнейший еврейский законоучитель и религиозно-политический реформатор Ездра провел пост: «И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя, для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути. Ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему благодеющая, а на всех оставляющих Его – могущество Его и гнев Его! Итак, мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8:21–23).
Самый известный у евреев день поста — Йом Кипур (День искупления). Верующие отказываются от еды, питья и супружеской близости, не пользуются горячей водой, кожаной обувью и маслами — от захода солнца до появления на небе звезд вечером следующего дня, то есть более суток.
Иудейская традиция предписывает воздерживаться и в другие дни. Однако большинство постов длятся только с первых признаков наступающего рассвета до появления звезд.
Иудеи воспринимали пост как жертву Богу. Когда человек воздерживается от пищи целый день, его организм истощается, и эта истощенная часть отдается Богу. В Талмуде сказано: «Вот, Боже, я пощусь, у меня оскудевает плоть моя, у меня жир исчезает. Приими это как бы сжигаемое пред Тобою на жертвеннике».
ПОХОЖАЯ ПРАКТИКА СУЩЕСТВУЕТ И В ИСЛАМЕ.
Помимо обязательного для всех мусульман воздержания в месяц Рамадан, есть несколько добровольных периодов говения, которые длятся всего один день.
«Пророк Мухаммед рекомендовал всем поститься по понедельникам и четвергам, а также в первый месяц Мухаррам и в те дни, когда наступает полнолуние. Также в канун праздника Курбан-байрам те, кто не смог поехать в хадж, должны быть солидарны с паломниками и держать пост», — рассказывает заместитель председателя Духовного управления мусульман (ДУМ России), муфтий Московской области Рушан Аббясов.
Коран гласит: «Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан народам до вас». Это подтверждает, что ритуал был в предшествующих религиях — иудаизме и христианстве, и ислам его принял.
ХРИСТИАНСТВО
Пост пришел в христианство из иудаизма. О периодах говения упоминается еще в Пятикнижии, и о его начале объявляли сами цари.
Святая Четыредесятница (Великий пост) считается самым благословенным периодом в Церкви для духовной брани верующего. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор 6, 2), — поем на вечерне в Прощеное воскресенье. Почему это время благоприятное для спасения верующего? Потому что после крещения Иисус Христос в течение сорока дней сам постился в иудейской пустыне и ничего не ел все эти дни. «Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» (Лк 4:2).
Христос постился, – не потому, что Ему нужен был пост, для нашего научения.
У пророка Иоиля о посте сказано: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши. Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедайте исцеление» (Иоил. 2,12-13,15).
Великий Пост – древний и продолжительный из всех постов Православной Церкви, перенятый из ветхозаветной церкви.
«И с великим усердием возопили к Богу все мужи Израиля, и смирили души свои в посте и молитвах… И Господь услышал голос их, и призрел на скорбь их: во всей Иудее и Иерусалиме народ много дней постился пред святилищем Господа Вседержителя» (Иудифь 4, 9-13).
«И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища от большого из них до малого» (Иона 3,5).
Сам Господь приводит ниневитян в пример кающимся в следующих словах: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись (пребывая в посте) от проповеди Иониной; и вот здесь больше Ионы» (Мф. 12,41; см.: Лк. 11, 32).
КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ХРИСТИАНСТВА ОТ ЯЗЫЧЕСТВА?
Новозаветный христианин — это человек духовный. Христианство — это великий дар Бога человеческому роду. Совершенствуя свое внутреннее состояние, христианин не может не видеть, не переживать духовных качеств, с которыми согласуется его внутреннее состояние, потому что Дух Божий наполняет христианскую жизнь и движет ею.
В язычестве же внешнее берет верх над внутренним. Обряды играют главную роль, и им уделяется больше внимания, чем содержанию. Смысл жизни язычника заключается в земных благах и наслаждении ими. Они поклоняются силам природы и стихиям, а их вера наполнена мифами, которые не имеют связи друг с другом.
Христианство же представляет собой гармоничное учение, имеющее реальную историю. Это подтверждается многочисленными археологическими находками.
Кроме того, существуют значительные различия с нравственной точки зрения. Языческие храмы часто были средоточием греха и порока, о чем свидетельствуют исторические свидетельства. В христианстве же нет места греху. В языческих культах почти всегда присутствуют женские божества, в то время как христианство признает единого и неделимого Господа.
ПОСТ НАПОМИНАЕТ О ГЛАВНОМ
В Евангелиях (от Матфея и от Луки 4:4), отвечая на искушение сатаны словами: «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», Иисус цитирует Моисея. А Моисей фактически передавал сынам Израилевым Божьи слова, Господь говорил с народом об очень важных вещах, которые Бог совершил в их жизни, и объяснял, почему это важно.
«И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек»
(Второзаконие 8:2-3)
О ПОЛЬЗЕ ПОСТА
Часто люди, не разбирающиеся в вопросах религии, недоумевают: «Зачем православным так много постов?»
Пророк Иоиль говорил о посте: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши» (Иоил. 2:12–13).
МУДРОВАНИЕ ПЛОТИ — ИСТОЧНИК ГРЕХА
В мире правят страсти: гордость, сребролюбие, похоть и другие. Греховность человека обусловлена жизнью по плоти, так как греховные страсти обнаруживают себя в плоти.
Апостол Павел писал: «Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти» (Гал. 5:17).
В каждом человеке два начала: плотское, направляемое чувствами, и духовное — невещественное, стремящееся к Богу.
От апостолов и до наших дней святые отцы и учители Церкви едины — цель и намерение установления поста состоит в том, чтобы укротить плотские страсти и покорить их духу. Это и есть то, о чем апостол Павел говорит: «Усмиряю и порабощаю тело мое» (1Кор. 9,27).
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Христианство значительно отличается от всех религий и культов, когда-либо существовавших на земле. В христианстве нет никаких посредников между Богом и человеком. В молитве человек непосредственно общается с Богом. Это не монолог, а диалог.
Господь Сам указал человечеству путь к соединению с Ним через заповеди. «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля» (Исх. 19:5).
Первые же заповеди призывают человека помнить о Боге, познавать Его и служить Ему. «Я Господь, Бог твой, <…> Да не будет у тебя других Богов пред лицом Моим» (Исх. 20:2–3).
Язычник постится ради идола – христианину ли не поститься ради Бога!
Аминь! (автор: Виктор Шипилов)