Я рад видеть, что каждый день на мой сайт заходят верующие и читают статьи о практике Иисусовой молитвы в разделе «Исихазм». Многие из них не до конца осознают всю ценность этой молитвы, хотя она значительно отличается от традиционного внешнего молитвословия.

Когда мы молимся дома или в храме перед святыми иконами, совершаем крестное знамение, преклоняем голову и колени, зажигаем свечи и лампады, жертвуем на храм и украшаем его, мы занимаемся внешним, формальным поклонением Богу.

Однако такое поклонение не является истинным поклонением и молитвой в полном смысле этого слова. Оно лишь внешнее проявление нашего молитвенного настроя и приобретает ценность только тогда, когда становится отражением нашего внутреннего состояния.

Истинная, духовная и спасительная молитва — это возношение ума и сердца к Богу. Сам Господь осуждает холодных и рассеянных богомольцев: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня» (Мф. 15:8–9).

Бог — это Сердцеведец, Он знает наши помыслы и намерения. Он стремится к тому, чтобы мы изменились внутри.

Мы можем совершать множество внешних религиозных действий: посещать большие храмы и даже Иерусалим, исполнять заповеди, но при этом не меняться и оставаться прежними. Богу не нужно такое служение. Он ожидает служения в Духе и Истине, ибо «Бог есть Дух…» (Ин. 4:24).

Бог хочет, чтобы мы служили Ему от всего сердца, искренне, а не просто повторяли заученные молитвы или планировали заранее добрые дела. Если мы обратимся к Господу с просьбой изменить наше сердце и скажем: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12), Он сделает это, потому что мы просим по Его воле.

Господь сказал: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:26,27).

Если мы изменимся внутри себя, то изменится и наш внешний мир, всё вокруг преобразится! Видимый мир — это результат нашего невидимого сердца. Всё, что происходит внутри нашего сердца, находит своё отражение в реальности. Поэтому, как сказано: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» (Прит. 4:23).

«Иисус говорит самарянке: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:21,23,24).

«Ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Как учит апостол Павел, «видимое временно», будь то жертвы или приношения, а «невидимое вечно» (2Кор. 4:18); это невидимое есть то, что в сердце происходит «в духе и истине», что не видел глаз, что «не слышало ухо» и что «не приходило на сердце человеку» до Пришествия Христа, но что приготовил и открыл Бог (1Кор. 2:9) нам через Духа Своего, обитающего в нас.

Молящийся в духе и истине чтит благоговейно Творца, не исходя от тварей, но исходя от Него Самого воспевает Его.

Господь наш учит человека, что Творец мира, Единый и Непостижимый, не может быть созерцаем очами земными и представление о Нем не может иметь определенной формы как только в образе воплотившегося ради нашего спасения Сына Божия. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Посему поклонение Творцу мира может быть совершаемо только в духе: только дух человеческий может возвыситься к Господу, «когда привлечен будет Господом» (Ин. 6:44; Ин. 12:32). Таинственное общение Всевышнего с созданием и вознесение духа человеческого к Богу может произойти только через веру в Господа нашего Иисуса Христа при благодатной помощи Духа Святого, «ибо никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 12:3).

Нет молитвы, нет поклонения Богу, говорит Господь, если дух не участвует в них; недостаточно молиться во храме Божием словами, надо чтобы молитва была и во внутреннем храме души человеческой. Св. Августин прекрасно говорит: «Ищешь ли ты возвышенного места для поклонения Богу? Освяти Ему себя в тайниках души твоей, ибо, как сказал Апостол Павел, «ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор. 3:17).

Бог есть невещественен, бестелесен, невидим более, нежели душа человеческая. Подобным стало быть подобное почитается. Сие убо «в духе» значит мысленно, душевно, духовно. И сие есть истинное поклонение, называемое также мысленною молитвою.

Но чтобы кто из сего не заключил, что Бог только ищет единого мысленного поклонения, то присоединил Христос к тому и сие: «и истине». Те убо суть истинные поклонники Божии и служители, которые умственно в молитве Ему кланяются и деятельно (то есть, через дела) Его славословят.

Написано: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр. 2:4). Иисус говорит нам: «…знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15,16).

«Я есть дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10:9). «Я есть путь», потому что «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). «Я есть истинная виноградная Лоза» (Ин. 15:1-4).

автор (Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 2 недели

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 344Регистрация: 30-12-2019