В материальном мире всё обречено на неизбежную гибель: все мы прекратим своё физическое существование — так устроен наш мир. В нашем обществе говорить о смерти считается неприличным. Однако, вопреки всякой логике, когда человек тяжело заболевает, мысли о смерти начинают преследовать его, мешая выздоровлению, радости, счастью, самой жизни.

СМЕРТЬ НЕИЗБЕЖНА

Почему смерть неизбежна? Она кажется нам величайшей несправедливостью, наказанием, злом, лишающим жизнь всякого смысла. Почему мы думаем о смерти? Мы боимся того, чего не можем понять — неизвестности. А смерть — это неизвестность, которая всегда воспринимается нашей психикой как опасность и угроза жизни. Что будет с нами после смерти?

Мыслить — значит существовать. За всё время своего существования человечество создало множество теорий о жизни и смерти. Однако ни одну из них не удаётся ни подтвердить, ни опровергнуть — даже самые далёкие и загадочные объекты нашей Вселенной более доступны для изучения, чем то, что находится за порогом смерти.

В юности мы не задумываемся о конечности бытия, но с годами неотвратимость смерти начинает ощущаться всё сильнее. Пожилые люди испытывают смутное беспокойство о приближающемся конце земной жизни. Умирать ни кто не хочет — это факт.

«У меня обнаружили рак на ранней стадии. Опухоль удалили, провели курс химиотерапии. Казалось бы, живи и радуйся, ведь прогноз хороший. Но мне неспокойно. Я хочу думать о жизни, но вместо этого всё время думаю о смерти. Эти мысли пугают меня. Я боюсь, что они вернутся, и я умру… Помогите мне перестать думать о смерти».

Почему животные боятся смерти? Неужели и они испытывают страх перед неизбежным? Что же такого таинственного в этом акте умирания, что каждое живое существо, даже не обладающее разумом, инстинктивно боится смерти и всеми силами стремится к жизни? Что это за инстинкт такой? Получается, что он в нас вложен при творении.

Можно бояться смерти, а можно научиться не бояться её. Но не думать о ней никогда не получится. Её значение в жизни слишком велико — оно второе по значимости после рождения. Смерть — это не конец, а начало иного бытия, в совершенно иных условиях, сохранив способность видеть, слышать и чувствовать.

Ничто не может защитить от смерти, ничто не спасёт от могилы. Ни родственные связи, ни почёт, ни знатность, ни богатство, ни друзья, ни возлюбленные не спасут от неизбежного.

Не помогут ни золото, ни серебро, ни красота, ни роскошные одежды, ни дары, ни приношения. Даже могущество и власть не могут защитить от конца. Сопровождающие лишь проводят до могилы и оставляют там, как незнакомцев.

Нет смысла в слезах и печали, в скорби и воплях. Умершему сопутствуют лишь его дела, которые будут сопровождать его и после смерти.

У «КОНЦА ЖИЗНИ» ЕСТЬ ЧЕТКИЕ ПРИЗНАКИ

Человек, приближаясь к смерти, всегда осознает свое состояние. Он ощущает это на уровне своего тела, даже если не говорит об этом вслух. Обычно он тихо готовится к уходу, и родственники, которые не могут смириться с этой мыслью, лишь усугубляют его состояние.

Наталья Савва, медицинский директор хосписа «Дом Фрупполо», рассказывает: «У пациентов существует стадия, которая называется «конец жизни». Она может длиться от нескольких недель до 72 часов, но чаще всего составляет примерно трое суток. Состояние умирающего человека постепенно ухудшается с каждым днем или часом: появляются отеки, одышка, он реже мочится и отказывается от еды и воды».

Достоевский в своем дневнике описывает, как стоял перед казнью, в последний раз оглядывая мир. Он наслаждался чудесным воздухом, открывающимся его взору, голубым небом и птичьим щебетом, которые вскоре исчезнут. В его голове звучала лишь одна мысль:

Если бы мне даровали жизнь, я бы не потерял ни одного мгновения из нее.

ТАМ, ЗА ПОРОГОМ СМЕРТИ
«Я знал, что умираю, — рассказывал больной, — но не мог ничего сделать, чтобы сообщить об этом состоянии, потому что меня никто не слышал. Я словно находился вне своего тела — я видел его на операционном столе. Моя душа покинула тело. Над головой засиял свет. Сначала он был неярким, а потом засиял ярким лучом. Я чувствовал исходящее от него тепло. Свет окутывал всё вокруг, но не мешал мне видеть операционную, докторов, медсестёр и всё остальное.

Сначала я не понимал, что происходит, но потом голос из света спросил меня, готов ли я умереть. Он звучал подобно человеческому голосу, но никого вокруг не было. Спрашивал именно Свет… Теперь я понимаю, что Он знал, что я ещё не готов к смерти.

С того момента, как Свет начал говорить, мне стало легко; я почувствовал себя в полной безопасности и осознал, что Он любит меня».

Когда человек находится на грани жизни и смерти, его душа, покинув тело, с удивлением обнаруживает, что она стала как бы отдельным существом, способным видеть и слышать. Эти новые ощущения вызывают у неё сильный шок, ведь она впервые видит себя со стороны.

Душа, парящая в воздухе, инстинктивно пытается связаться с окружающими: что-то сказать или дотронуться до кого-то. Однако, к своему ужасу, она осознаёт, что её голос никто не слышит, а прикосновения остаются незамеченными.

Несмотря на это, душа испытывает невероятное облегчение, умиротворение и радость. Она понимает, что больше нет той части её, которая страдала, требовала чего-то и постоянно жаловалась. Ощутив такое умиротворение, душа не желает возвращаться в своё тело.

В современном мире реанимация умерших стала почти обычным делом во многих медицинских учреждениях. Это позволяет провести различие между рассказами о загробном мире, которые можно найти в древней и более традиционной литературе, и современными историями, записанными врачами-реаниматорами.

В древних религиозных книгах, повествующих о явлении душ умерших, рассказывается о видениях рая или ада, о встречах с ангелами или демонами. Эти рассказы можно описать как «дальний космос», поскольку они содержат картины далекого от нас духовного мира.

Современные истории, записанные врачами-реаниматорами, напротив, преимущественно описывают «ближний космос» — первые впечатления души, только покинувшей тело. Они интересны тем, что дополняют древние рассказы и помогают нам лучше понять, что ожидает каждого из нас.

Описание К. Икскуля, опубликованное архиепископом Никоном в «Троицких Листках» в 1916 году под названием «Невероятное для многих, но истинное происшествие», охватывает оба мира — ближний и дальний. В 1959 году Свято-Троицкий монастырь переиздал это описание отдельной брошюрой.

Господь говорит о моменте разлучения души с телом как о «вкушении смерти» (Мф. 16, 28; Мк. 9, 1; Лк. 9, 27), указывая на особые переживания, которые душа испытывает в эти минуты. Смерть — это великое и страшное таинство.

ЕЩЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ УЧИЛИ: «Memento mori», то есть «ПОМНИ О СМЕРТИ».

В современном обществе, где уровень благосостояния высок, люди не хотят мириться с фактом существования смерти — она воспринимается как нечто чуждое, как конец мечтам и планам, которые человек строит в течение своей земной жизни. Молодые люди, полные сил и здоровья, считают смерть чем-то далёким и абстрактным.

Человек бежит по жизни, не замечая, как она проходит, в суете повседневных забот и проблем. И вдруг, в один момент, всё меняется — человек умирает. И остаётся только память о нём в сердцах близких — жены, детей, матери. Остальным же, например, соседям, до него нет никакого дела.

В небольших городах и деревнях ещё сохраняется традиция хоронить всем миром. Дети присутствуют на похоронах, слышат разговоры взрослых о том, кто умер или скоро умрёт, и воспринимают смерть как естественную часть жизни, как часть вечного круговорота.

А в крупных городах смерти будто и нет. Здесь не увидишь похоронной процессии во дворе, не услышишь похоронного оркестра, как это было 25–30 лет назад. Если кто-то умер, приедет катафалк, тихо заберёт тело и увезёт его в последний путь, соседи даже не заметят или не обратят внимания.

СТРАХ СМЕРТИ

Чувство страха — это естественная реакция человека на опасность, и размышления о смерти вызывают у людей сильный страх перед надвигающейся неизбежностью. Не думать о ней, не говорить о ней, не обсуждать её с друзьями и близкими, не придавать ей значения — всё это кажется спокойным способом жизни, но на самом деле это ненормально.

Человеку, отрицающему существование Бога, особенно трудно преодолеть страх перед неизбежной смертью. Поэтому неверующие люди стараются подавить свой страх и не думать о смерти. Причина их страха — неизвестность того, что ждёт их за чертой смерти. Упоминания о похоронах и кладбище могут вызвать у таких людей приступ паники.

Великие философы древности, такие как Платон и Сократ, верили в бессмертие. Платон учил, что душа человека бессмертна, и все её надежды и стремления переносятся в другой мир. Истинный мудрец желает смерти как начала новой жизни.

ЧУВСТВО СТРАХА СМЕРТИ НА СВО

В процессе подготовки к отправке на специальную военную операцию, многие испытывают страх. Это чувство может настигнуть во сне, заставляя просыпаться среди ночи.

Ни один учебный полигон не способен воссоздать атмосферу реального боя. Можно сколько угодно храбриться, но ничто не сравнится с реальными обстрелами. Страшно, когда вражеский танк начинает обстреливать соседние позиции. Когда впервые слышишь свист и прилёты снарядов, ещё не понимаешь, далеко это или близко. Страшно, когда начинают обстреливать твои позиции, когда понимаешь, что снаряды ложатся всё ближе и ближе к окопу.

Главная мысль, которая успокаивает в такие мгновения: «не все гибнут и не всех подряд ранят». И такая тихая-тихая, но теплящаяся внутри надежда: «меня это не коснётся».

В госпитале рассказывают разные истории. Страшно ли снова оказаться на линии боевого соприкосновения? Да, потому что больше двух месяцев в госпитале наблюдаешь возможные последствия. Каждый день.

Почти все, кто возвращается домой после боевых действий, боятся громких звуков, испытывают повышенную тревожность, раздражительность, агрессию. Через несколько месяцев после возвращения, может возникнуть посттравматическое стрессовое расстройство, которое характеризуется навязчивыми болезненными воспоминаниями, повышенной тревожностью, ночными кошмарами.

«Когда слышу хлопки или взрывы, становится не по себе. Когда кто-то из соседей по палате громко закрывает тумбочку или роняет на пол книгу в твёрдом переплёте или телефон, у других начинается паника, как будто вот-вот прилетит и получишь ранение. Если низко летит самолёт, истребитель — тоже».

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА ЧЕЛОВЕК УЗНАЕТ О СМЕРТЕЛЬНОМ ДИАГНОЗЕ

— Шок от осознания неизбежности смерти часто называют «экзистенциальной пощечиной», — говорит Несса Койл, известная медсестра и один из пионеров паллиативной медицины. — Эмоциональное потрясение от столкновения с новой реальностью может быть даже сильнее, чем физические страдания от болезни. Ваша прежняя жизнь заканчивается. Это как на полной скорости столкнуться с каменной стеной.

Во все времена смерть окутывала тайной и мистикой. Непредсказуемость, неожиданность и порой незначительность причин, приводящих к смерти, делали само это понятие за пределами человеческого понимания. Однако, если внимательно рассмотреть обстоятельства жизни умершего, становится ясно, что смерть приходит в своё время.

Неверующие люди часто испытывают страх перед смертью. Этот страх может быть глубоко запрятан, но он всё равно присутствует. Причина страха — привязанность к земной жизни и неизвестность того, что ждёт человека за её пределами.

«Велик страх в час смерти, когда душа с ужасом и скорбью покидает тело. В этот миг перед ней предстают все её дела — добрые и злые, совершённые днём и ночью. Ангелы спешат изгнать её, но душа, видя свои поступки, боится расстаться с телом. Душа грешника со страхом покидает земную обитель и с трепетом ожидает встречи с бессмертным Судилищем. Принуждённая покинуть тело, она со страхом смотрит на свои дела и молит: «Дайте мне хоть один час времени…» Но её поступки, собравшись вместе, отвечают ей: «Ты нас создала, с тобой мы и предстанем перед Богом»» (Преподобный Ефрем Сирин).

Моя мама восемнадцать лет проработала санитаркой в сельской больнице. За это время она научилась безошибочно определять, кто из пациентов покинет этот мир в ту или иную ночь. Она замечала на лицах умирающих признаки, которые свидетельствовали о приближении часа смерти: заострившиеся черты, отёки и пятна на ногах и руках, а также состояние самого человека.

Хотя мы все смертны, мы живём так, будто бессмертны. Пожилые люди, особенно неверующие, стараются отодвинуть момент смерти как можно дальше. Они боятся этой темы, их пугает приближающаяся неизвестность. Малейший сбой в организме вызывает у них панику, они не готовы к смерти и стараются не думать о ней в течение своей жизни.

Никто не хочет умирать, всем хочется жить вечно. Но смерть неизбежна, и к ней нужно готовиться в течение всей жизни.

ПРИЗНАКИ ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ СМЕРТИ

Перед смертью зрачки человека могут деформироваться, словно кошачьи. Это происходит из-за снижения глазного давления. Естественными признаками скорой кончины являются нарушение терморегуляции и агония, когда конечности становятся холодными. Организм борется за жизнь и старается поддерживать работу основных органов, обделяя конечности. Они могут побледнеть или даже посинеть, покрывшись венозными пятнами.

Многие замечают, что у умирающего человека меняется реакция на окружающий мир. Он может стать агрессивным, нервным или, наоборот, очень пассивным.

Американский психолог Элизабет Кюблер-Росс выделяет пять стадий принятия смерти.

  1. Отрицание. Человек не может поверить, что с ним произошла беда. Однако отрицание необходимо, чтобы уменьшить чувство горя. В противном случае оно может раздавить даже самого сильного.
  2. Гнев. Больной возмущается работой врачей и раздражается на здоровых людей. Гнев может распространяться на друзей, членов семьи и других близких. Поиск виноватого и причины всегда помогает уменьшить боль.
  3. Торг. Мы пытаемся заключить сделку с судьбой. Например, если я выздоровею, то остаток жизни буду помогать другим людям.
  4. Депрессия. Потеря интереса к жизни — это нормальная реакция на плохие новости. Мы пересматриваем свою жизнь и спрашиваем себя: «Стоит ли продолжать? Зачем?»

Ожидание смерти — это мучительно. Начинаешь осознавать, что стоишь на пороге чего-то неизведанного, и тебе предстоит сделать этот шаг либо по своей воле, либо нет.

В такие минуты на границе жизни и смерти отчетливо видна грань между верующим и неверующим человеком.

В последние часы перед смертью у умирающего открываются духовные очи, которые вводят его в мир духов, который он отвергал всю свою сознательную жизнь — «Бога нет». Те, кто присутствовал при смерти близкого человека, становились свидетелями общения умирающего со своими ранее умершими родственниками, которые являлись к нему за несколько часов до его кончины.

СМЕРТЬ ГРЕШНИКОВ

Как мы живём, так и умираем. Если человек потратил свою жизнь в погоне за материальными благами и удовольствиями, ни разу не подумав о Боге и своей душе, он не может найти счастья в жизни. Такой человек, озлобленный на окружающих, тяжело уходит из жизни, он умирает в отчаянии и страхе, цепляясь за жизнь.

В день кончины перед умирающим открываются духовные очи. Это завеса, которая спадает с духовных очей, и умирающий видит тот духовный мир, который скрыт от глаз живущих. Праведные люди, которые уходят с мирным духом, видят светлые картины. Иногда при их кончине можно увидеть свет и почувствовать благоухающий аромат, который чувствуют окружающие.

А что же видит человек, который жил в своё удовольствие, преступал духовные законы и изгнал из своей жизни Бога? Кто его там ждёт, кроме духов злобы, с которыми он вступил в невидимое, но тесное содружество ещё при жизни? Они ждут исхода души, чтобы забрать то, что принадлежит им — душу, и ввергнуть её в соответствующее место.

РАССКАЗЫ ОЧЕВИДЦЕВ:

1.»Моя бабушка страдала от рака желудка и находилась в больнице, но была без сознания. Моя мама каждый день приезжала к ней и плакала. В последний раз, когда она видела бабушку живой, та вдруг очнулась и произнесла ясным голосом: «Люба, не плачь, за мной уже пришли». После этого она снова впала в забытье, и ночью бабушка покинула этот мир.»Я много лет работаю врачом-реаниматологом в больнице. Однажды в наше отделение поступила девушка в крайне тяжелом состоянии. У неё были многочисленные травмы головы, таза и рук. В полубреду она потянула меня за рукав и широко открыла глаза, словно увидела что-то ужасное. Все, что я успел услышать, прежде чем её сердце остановилось, было: «Помогите, они меня мучают».

2. «Когда моя бабушка умирала, рядом с ней находилась моя мама. Однажды я услышала их разговор, в котором бабушка постоянно задавала один и тот же вопрос: «Почему они здесь?». Это меня сильно напугало, но, как объяснила мне мама, это был своеобразный переход из мира живых в мир мёртвых».

3. У постели умирающего Александра Осипова, скандально отрекшегося от веры преподавателя Ленинградской Духовной Академии, дежурила секретарша. Она записывала его последние распоряжения, слова и вела дневник болезни. 4 октября 1967 года, за три недели до его смерти, она записала в Дневнике: «Невозможно смотреть на это издевательство смерти, нет слов, чтобы описать медленное угасание страстного борца, оратора, человека, который вынес столько ударов жизни и не согнулся под ними. И вот единственной силе удаётся потеха над этим несгибаемым, неподдающимся Человеком. Как он боялся этого состояния! Он называл его – «идиотия». «Не хочу быть идиотиком!». Рассказывает бредово о галлюцинациях «страшных» и «обыкновенных». Говорит: «Я был там…».

Где там, задаемся вопросом, если Осипов ни в какое там не верил?..

4. Вольтер всю жизнь боролся с религией и Богом. Однако последняя ночь его жизни была ужасной. Он умолял врача: «Заклинаю вас, помогите мне, я дам вам половину своего имущества, если вы продлите мою жизнь хотя бы на шесть месяцев, если же нет, то я пойду в ад и вы последуете туда же». Он хотел пригласить священника, но его свободомыслящие друзья не позволили это сделать. Умирая, Вольтер кричал: «Я покинут Богом и людьми. Я пойду в ад. О, Христос! О, Иисус Христос».

В ответ на предложение отречься от диавола Вольтер ответил: «Теперь не время наживать себе новых врагов».

Сестра милосердия, француженка, провела несколько часов при смертном одре Вольтера. Позднее её пригласили помочь англичанину, который также был при смерти. Она сразу же спросила: «А этот англичанин – христианин?»

«О, да! – ответили ей, – он христианин, живёт во страхе Божьем, но почему вы спрашиваете об этом?»

Она ответила: «Сударь, я служила медсестрой у смертного одра Вольтера, и я вам говорю, что за все богатства Европы я не хочу видеть другого умирающего безбожника. Это было нечто ужасное».

Очевидно, что смерть Вольтера гораздо красноречивее, чем его жизнь, свидетельствует о существовании Бога.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Святитель Игнатий Брянчанинов оставил нам суровое предостережение: «Смерть грешников страшна не из-за физических страданий, которые она приносит, а из-за её внезапности и неожиданности. Ведь после перехода от земного благополучия к бесконечным мукам, которые ожидают нераскаявшегося грешника, наступает момент, когда человек оказывается неподготовленным».

Удивительно, как мир может обманывать и ослеплять людей. Никто не нуждается в доказательствах того, что все мы смертны. Однако немногие понимают это на своём жизненном пути, а большинство ведут себя так, будто им не суждено умереть никогда.

«Молодость — это подготовка к старости, а жизнь — это подготовка к смерти»

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

 

Автор публикации

не в сети 2 недели

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 344Регистрация: 30-12-2019

Добавить комментарий