Святые отцы давали наставления о том, как нужно работать над собой, следить за своими мыслями и сохранять спокойствие ума. Эти наставления основываются на словах самого Господа, который говорил: «От сердца исходят помышления злые и оскверняют человека» (Мф. 15:19–20). Он также советовал: «Наблюдайте же за собой» (Лк. 17:3).

ЗЛАТАЯ СВЯЗЬ СО СПАСИТЕЛЕМ

В христианстве существует множество молитв, начиная с молитвослова и заканчивая Псалтирью. Жизнь христианина невозможно представить без молитвы, к которой мы обращаемся в самые разные моменты жизни — и в скорби, и в радости. Духовное развитие христианина подразумевает постоянное возрастание и укрепление в молитве.

Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, «христианину необходима молитва: без неё человек чужд Богу, а чем чаще он упражняется в молитве, тем ближе становится к Богу».

Мало кто из верующих христиан не произносил хотя бы раз: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Эта короткая, но емкая молитва отражает всё Евангелие: «Господи Иисусе Христе» — это исповедание Бога, а «Сыне Божий, помилуй мя грешного» — просьба о прощении.

Согласно апостолу Павлу, каждый христианин призван стать εύχάριστος (Кол. 3, 15) — человеком, совершающим благодарение. Вся христианская жизнь по сути своей — это Литургия, приношение Богу всего себя. Именно поэтому апостол говорит, что верующий может и должен «непрестанно молиться» (1 Фес. 5, 17), молиться «ночью и днём» (1 Фес. 3, 10) и «всегда» (2 Фес. 1, 11). Эти слова были обращены к обычным людям, жившим в семьях, ежедневно ходившим на работу и воспитывавшим детей.

Священник Валерий Духанин, размышляя об Иисусовой молитве, обращает внимание верующих на то, что она является золотым мостом, соединяющим человека со Христом в любых обстоятельствах: «И в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и среди врагов: молитва Иисусова – это драгоценная связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не позволяет мыслям упасть в бездну мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом».

С помощью Иисусовой молитвы мы можем сохранять внутреннюю свободу в любых обстоятельствах, не порабощаясь нечистыми, греховными и лукавыми помыслами, а воссоединяя свой ум с Господом.

Обычно наш ум занят беспорядочными мыслями, которые сменяют друг друга, не давая нам покоя. В сердце также царят хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться греховные мысли и чувства. Иисусова молитва — это лекарство для души, больной страстями.

Духовная жизнь — это жизнь духа, и она не прекращается ни на мгновение, как не прекращается жизнь самого духа. Дух человеческий всегда либо общается с Богом, либо вступает в общение с демоном.

Удивительно, но факт: все верующие знают о пользе Иисусовой молитвы, но никто ей не молится. Причина этого — 70-летний период безбожного времени, за который был подрублен духовный корень наставничества. Из-за этого с возрождением православия в России внутреннее молитвенное делание не возродилось, хотя ещё в начале 2000-х были живы многие известные старцы, но не было учеников, которые бы постигали эту священную молитву. С уходом старцев нарушилась духовная молитвенная связь времён.

Из-за отсутствия духовных наставников многие верующие опасаются творить Иисусову молитву без благословения духовника. Другие называют её «православной медитацией». Третьи считают, что это монашеское делание, недоступное мирянам. Священство поддерживает эти мысли мирян.

СИЛА ИМЕНИ ХРИСТА

С непоколебимой уверенностью великий апостол Пётр утверждает: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Имя Господа Иисуса Христа неразрывно связано с Его Божественной Личностью. Постоянное призывание этого Имени открывает дверь в благодатное Присутствие Божие для тех, кто произносит Его Божественное Имя с верой, вниманием, благоговением и преданностью Богу. Призывание Имени Господа Иисуса является исполнением заповедей Христовых. Иисусова молитва делает своих делателей друзьями Креста Господня и причастниками благодати и блаженства Христова Воскресения.

Если Иисусова молитва столь важна, то почему в наше время её так редко используют? Назовите хотя бы одного настоятеля храма (за редким исключением), который призывает прихожан практиковать эту молитву? Я таких не встречал. Причина этого легко объяснима: сами священники не были научены этой молитве в семинариях, что создаёт стену безразличия к ней. Молитва отсутствует, как и те, кто мог бы её передать. Поэтому мы «мучаем» домашний молитвослов, доводя его до состояния потрепанного.

НУЖДАЮЩИЙСЯ ВО ВРАЧЕ

В течение многих лет я путешествовал по России, не пропуская ни одного монастыря. В доверительных беседах с монахами, как мужчинами, так и женщинами, я слышал одну и ту же фразу: «Некому научить, ежедневное трудническое послушание — основа основ монашества». Это означало, что монахи работали с утра до вечера, и им некогда было молиться.

Много лет назад я сам пришёл в храм, чтобы следовать за духовником. Каждое утро я получал благословение на работу, а вечером возвращался домой. Уже тогда во мне зародилось недоумение: я приходил в храм, чтобы получить духовное окормление, а вместо этого мне приходилось заниматься физической работой. Через полгода такого «спасения» ушёл в мир на оплачиваемую работу, чтобы содержать семью.

Преподобный Серафим указал путь, который ведёт душу к единению с Богом: «Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Это означает, что главное — не внешние труды, а внутреннее состояние души человека. Монахи, которые не соединяют внешнюю молитву с умной, не являются монахами, а просто не понимают, что Бог внимает уму.

Невозможно приобрести духовные добродетели без внимательного хранения ума. Преподобный Серафим говорил: «Кто не внимает себе, тот не может быть нищ духом, не может плакать и рыдать, или быть кротким и смиренным, или алкать и жаждать правды, или быть милостивым и миротворцем, или изгнанником правды ради». Он добавлял: «От бдительного хранения сердца рождается внутри чистота, там зрится Господь по уверению истины вечной: Блажени «чистыи сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8)».

Батюшка Серафим наставлял: «Всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она всегда в руках наших, как оружие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему подать, да нищего нет либо нечего дать; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да сил нет или случая сыскать не можно. А до молитвы уже это никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность — богатому и бедному, знатному и простому, сильному и слабому, здоровому и больному, праведнику и грешнику».

По словам святого апостола Павла, «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Поэтому человеку становится возможным соединиться со Спасителем Богом, только если он дерзает приблизиться к Нему как «нуждающийся во враче» и с сердцем сокрушенным, которое жаждет нетленного ходатайства и утешения Духа Божия. В этом заключается цель непрестанного призывания Имени Господа Иисуса Христа, Единого Истинного и Праведного «Ходатая», Которого «мы имеем пред Отцом», и Который может нас исцелить и искупить от всякого греха и всякой неправды. Поэтому призывание Имени Господа Иисуса Христа является исповеданием Воплощения Сына Божия ради спасения рода человеческого. Одновременно с этим, оно есть выражение крайней нужды человека в исцелении и соединении с Господом. Непрерывным призыванием Имени Господа Иисуса мы исповедуем, как сказано в Евангелии от Иоанна, что без Него, Бога Спасителя нашего, Которого мы призываем в молитве, человек есть ничто и не может делать ничего.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Призывание имени Иисуса Христа заключается не только в произнесении слов, но и в постоянном молитвенном обращении к Нему. Слова Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную)» — лишь внешнее выражение мыслей и чувств, которые содержатся в них.

Тот, кто освоил молитву, не может не молиться. Святой Дух способствует молящемуся в его духовном труде. Если вдруг вы начинаете «спотыкаться» при произнесении слов Иисусовой молитвы, это верный признак того, что вы нарушили Заповедь Божию. Но как только осознаете это, покаетесь, молитва возвращается. Это своего рода духовный барометр для нарушителя.

Постоянно творимая Иисусова молитва сближает и соединяет подвижника с Господом Иисусом Христом. Эта невидимая глазу внутренняя связь становится стражем мыслей и чувств, не позволяя водвориться в душе ничему нечистому и недостойному.

Иисусова молитва учит человека собранности. Она освобождает его от власти страстей, которые порабощают разум. В результате человек может здраво и трезво видеть все, что его окружает, включая чисто житейские интересы.

Внимание к словам молитвы помогает преодолевать блуждание и рассеяние мыслей, очищает саму мысль от назойливых праздных помыслов, охраняет сердце от нечистых движений. Это внутреннее упорядочение души отражается на всех внешних действиях человека.

Св. Исихию Иерусалимскому, ученику св. Григория Богослова, принадлежат замечательные слова: «Если внутри сердца не сотворит человек волю Божию и не сохранит заповеди Его, то он и вовне не сможет этого сделать».

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 1 час

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 350Регистрация: 30-12-2019