Для многих из нас тревога, сомнения и переживания — это неотъемлемая часть жизни. Мы переживаем о финансах, работе, семейных проблемах и боимся увольнения. Жизненные обстоятельства, навязчивые мысли, действия ребёнка, окружающая обстановка, низкая зарплата, нехватка денег, кредиты, рост цен — всё это накапливается, словно снежный ком, и в определённый момент прорывается в нас, выводя из равновесия. Однако иногда тревога становится настолько невыносимой, что начинает мешать нам жить. Мы просыпаемся среди ночи или не можем заснуть вечером, прокручивая в голове неприятные события.
Наши мысли сменяют друг друга, наслаиваются и текут непрерывным потоком. Порой кажется, что мы не можем контролировать их. Если бы мы записывали свои мысли в течение дня, а потом прочитали их, то получился бы бессмысленный набор слов. В этом потоке мыслей возникают негативные, которые могут привести к нарушению Заповеди Божией.
Эмоционально неустойчивым людям, ранимым, легко уязвимым, чувствительным и неуверенным в себе, трудно делиться своими переживаниями и проблемами с окружающими. Они «варятся в собственных мыслях», что часто приводит к психологически срывам.
Частота возникновения раздражительности, особенно среди молодого поколения, растёт. Социальные и экономические изменения, постоянный поток информации и ускоренный темп жизни — всё это может оказывать негативное влияние на наши мысли и эмоции.
Иногда причиной раздражения становятся мелочи, за которыми скрываются более серьёзные проблемы. Нас раздражает, когда мы не можем постоять за себя, когда нарушаются наши права, а мы молчим или соглашаемся, вместо того чтобы возразить или отказаться. Эта беспомощность только усиливает негативные чувства.
Раздражительность, злость, мстительность и другие негативные эмоции могут быть результатом искушений, исходящих от лукавого. Любой действующий в нас грех является следствием его влияния.
Порой мы не понимаем, почему нас что-то злит. Если раздражение присутствует длительное время или становится постоянным, это может быть сигналом того, что негативные эмоции начали отравлять нашу жизнь и портить отношения с окружающими. Причиной всему диавол. Ни в одной другой религии не раскрывается так подробно воздействие диавола на человека, как в христианстве.
Христиане — это особая категория верующих, которых бесы не терпят. Монахи и миряне, посвящающие себя внутренней молитве, становятся самыми яростными противниками бесов. Ведь бесы — это мысленные враги человечества, раскрывающие себя и свою истинную сущность через мысленную молитву верующего, которой он призывает имя Христа: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»
Апостол Пётр писал: «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).
Цель бесов — увести верующего во внешнее. Они поддерживают утренние и вечерние правила, акафисты, чтение Псалтири и святых отцов. Они не вмешиваются в эти практики, как будто говоря: «Молись, крестись, бей поклоны, соблюдай посты и ходи на крестные ходы».
Однако внешний, телесный подвиг — это образ Ветхого Завета, в то время как чистота сердца — это образ Евангелия Нового Завета. Если человек остаётся только во внешних подвигах, не переходя к внутренним, то он переживает лишь этап Ветхого Завета.
ЧТО ЗНАЧИТ ВЗЯТЬ КРЕСТ СВОЙ
В результате грехопадения наших прародителей, разум человека отдалился от духовного сердца и переместился в область головы, где соединился с телесным рассудком. Это повредило естественные силы человека и сам рассудок.
В Священном Писании об этом так и говорится: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (Втор. 32:28).
Главная задача верующего — вернуть разум из головы, отделить его от рассудка и вернуть в область сердца, где ему и следует находиться.
Путь возвращения разума в сердце труден и болезнен — бесы будут сопротивляться, чтобы не отпустить свою добычу. Борьба здесь до кровавого пота. Выражение «дай кровь» означает «взять крест свой и следовать за Христом» (Мф. 16:24).
Главное оружие мысленных бесов против верующего — использование помыслов. Человек наивен и воспринимает логически выстроенные мысли в сердце, как результат своего собственного мышления. Именно на эту уловку сатана и ловит человечество, потому что его скорость многократно превосходит скорость рождаемых человеком мыслей.
Сатана вставляет свои мысли в мысли человека, и человек воспринимает эти мысли как свои собственные. Мысли складываются в пазл не где-нибудь, а в сердце человека, поэтому он считает их плодом собственного размышления. Евангельские слова Христа тому подтверждение: «исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека»(Мф: 15: 19-19).
ЧТО ТАКОЕ ПОМЫСЛЫ?
По словам Исихия Пресвитера, наши мысли — это не более чем мечтательные образы вещей, которые мы видим в окружающем мире. Воображение играет важную роль в формировании этих образов. Можно сказать, что наши мысли — это художники, которые рисуют в разумной части нашей души образы и представления, в основном основанные на воспоминаниях о прошлом.
Преподобный Григорий Синаит утверждает, что причина возникновения помыслов кроется в разделении единой и простой памяти человека после его преступления. До преступления память человека была свободной от страстей и полностью обращена к Богу. Однако после преступления единая память разделилась.
Диавол является причиной возникновения помыслов, и большинство из них являются диавольскими. Цель диавола — ввести человека в мысленный или действенный грех. Он нападал и на Самого Христа, но, конечно, ничего не добился. Бесы, которые постоянно ищут души нашей, пытаются через страстные помыслы ввергнуть человека в мысленный или действенный грех.
Когда человек замышляет злое, он совершает мысленный грех. Если же он осуществит своё желание по воле диавола, то согрешит и на деле. Совершение греха называется действенным грехом.
Бесы постоянно сеют помыслы, чтобы пленить ум человека. Входя в разумную часть души, помысел стремится пленить ум. Он старается вызвать страстное чувство наслаждения. Этот этап называется искушением, и здесь ещё нет греха.
Если человек не сможет освободиться от желания наслаждаться, то это может привести к тому, что он будет испытывать к нему расположение, а затем и настоящую тягу. Наслаждение овладевает его умом и волей, ослабляя способность сопротивляться греху.
Преподобный Максим говорил, что помыслы, которые исходят из скрытых в душе страстей, ведут борьбу с умом, пытаясь склонить его к греху. Если ум оказывается не в силах противостоять этому, помыслы могут привести его к мысленному греху, а затем, как пленника, к действиям, которые приведут к реальным нарушениям.
После того как бесы опустошают душу своими помыслами, они уходят, но в душе остается идол греха. Если упорное и постоянное покаяние не сможет его изгнать, он станет источником внутренних конфликтов и нестроений в духовном организме.
Когда ум становится собеседником злых и нечистых помыслов, он лишается возможности общаться с Богом. Бог не может общаться с человеком, чей разум постоянно занят греховными мыслями.
Один из лучших способов избавиться от помыслов — это держать ум в состоянии ада, словно он горит в пламени вечной муки. Старец Силуан учил, что преподобный Макарий Великий, проходя через воздушные пространства, не переставал смирять себя и отвечал бесам, которые пытались его искусить, что он еще не достиг их уровня. Он делал это потому, что привык держать ум в аду, и именно это помогало ему избегать бесовских нападок.
Преподобный Пимен Великий, основываясь на своем опыте борьбы с бесами, понимал, что самый опасный и сильный враг — это гордыня. Он всю жизнь стремился к смирению и говорил своим ученикам: «Поверьте, дети мои, где сатана, там буду и я». Однако в глубине души он верил в милость Господа и надеялся, что Бог спасёт его.
Смирять себя — это лучший способ сохранить ум чистым от страстных помыслов. Это состояние достигается в процессе покаяния, особенно великого и пламенного, которое является даром благодати Христовой. Если же такого покаяния нет, то можно сосредоточиться на мысли о предстоящей смерти и осуждении во аде. Эта мысль поможет избавиться от навязчивых помыслов.
Помыслы, исходящие от бесов, пленяют ум и направляют его к мысленному или действенному греху. Если этот грех повторяется и становится привычкой, возникает страсть.
Святые отцы говорят о силе молитвы, особенно однословной. Человек очищается молитвой при содействии Всесвятого Духа. Исихий Пресвитер утверждает, что невозможно очистить сердце от страстных помыслов и изгнать мысленных врагов без частого призывания имени Иисуса Христа.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Каждый грех начинается с мысли. Если вы стремитесь к очищению своего внутреннего мира, хотите избавиться от негативных влияний и обрести свободу разума, то вам необходимо защитить разумную часть своей души от воздействия мыслей, используя постоянную Иисусову молитву.
Важно осознать, что невозможно остановить мысли своими силами. Сколько бы мы ни каялись в своих грехах на исповеди, мы всё равно возвращаемся к ним под воздействием невидимых мысленных сил. Святые отцы на собственном опыте убедились, что лучшим оружием против этих сил является Иисусова молитва.
Аминь! автор: (Виктор Шипилов)
.