Погружение в виртуальный мир может стать причиной зависимости. В эпоху информации мы не замечаем, как подпадаем под её влияние через интернет. Доступность виртуальной реальности открывает перед нами двери ко всему, что раньше казалось запретным. Исполнение наших тайных желаний стало реальностью, и противостоять соблазнам становится все сложнее.
Не об этом ли времени говорится в Библии: «Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле? Ибо Сын беззакония будет иметь такую силу, что прельстит и избранных» (Евангелие от Матфея 24:24)?
Вера — это убеждение, не требующее доказательств. Она охватывает не только то, что еще не познано, но и то, что остается за пределами нашего понимания. С развитием науки знания приближают человека к вере, объясняя научным языком то, во что мы верим.
Вера — это дар Божий, который можно сохранить только с помощью Божественной помощи, испрашиваемой в молитве. Молитва — это естественная потребность человеческого духа, выражение веры и надежды на Христа Иисуса. Там, где есть вера, есть и молитва.
Молитва Иисусова, словно вспышка молнии, озаряет и очищает душу от всего темного и греховного. Когда сердце молящегося наполняется Божественной благодатью, оно становится нерушимой опорой спасительной веры. Усердный молитвенник не поддается искушениям маловерия, поскольку он отчетливо ощущает присутствие и действие Божественной благодати внутри себя.
Душа и сердце молящегося тонко реагируют на малейшие отклонения от норм духовной жизни, заставляя его пристально следить за чистотой своей совести перед Богом и окружающими. Мои слова подтвердит любой, кто имеет личный опыт внутреннего молитвенного делания.
Усердная молитва служит ключом к пониманию и изучению слова Божьего, содержащегося в Священном Писании Ветхого и Нового Завета.
Тот, кто молится, на собственном опыте убеждается, что внутренняя молитва, совершаемая в глубине человеческого духа, не находит внешнего проявления.
Одним из ярких примеров такой молитвы является сердечный зов Моисея к Богу, когда он вёл израильтян к Красному морю. Никто не видел, как он молился или взывал к Богу в это время, потому что всё это происходило в тайниках его сердца. Однако Господь обратился к нему: «Что ты вопиешь ко Мне?» (Исход 14:15).
Точно так же Анна, мать пророка Самуила, ничего не говорила вслух, но лишь из глубины сердца воздыхала ко Господу — и её молитва была услышана (1 Царств 1:13).
Чтобы обрести постоянную молитвенную благодать, необходимо чаще повторять в уме: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Как гласит древняя римская пословица, «непрестанно каплющая капля долбит камень». Только непрестанная, как капли дождя, молитва смягчает наши сердца, оледеневшие без неё, и даёт возможность Божественной благодати действовать в молящемся человеке.
Через молитву каждый верующий познаёт Бога. Без молитвы невозможно познать Бога. «Воззови ко Мне, и Я услышу и отвечу тебе…» (Иеремия 33:3).
Однажды Иисус сказал ученикам: «Ещё многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Иоанна 16:12). Почему Господь им так сказал? Потому что апостолы еще не были постоянны во внутренней молитве, через которую мы находимся в непрестанном общении со Святым Духом и таким образом вмещаем в себя законы Божьи.
Не случайно святыми отцами египетских пустынь была усвоена Иисусова молитва. Призывать «спасительное» имя Иисуса — значит находиться в присутствии и близости к нам самого Спасителя, Который исцелит от телесных и душевных недугов. Призывание имени Иисуса сопровождается мольбой о помощи и милосердии: «Помилуй меня… помоги мне!» В Священном Писании мы находим множество свидетельств о святости и силе Имени Божьего, например: «Свято Имя Его» (Луки 1:49).
Апостол Петр утверждал, что нет другого имени, через которое мы могли бы спастись (Деяния 4:12).
Апостол Павел писал, что невозможно назвать Иисуса Господом, если только не по откровению от Духа Святого (1 Коринфянам 12:3).
Первый учитель «Иисусовой молитвы» — это Сам Господь наш Иисус Христос. Второй учитель — это наш собственный опыт. Также нам нужно усердие, старание, прилежание и вопрошание опытных в этом деле.
Святой Григорий Синаит называл молитву Богом. Он говорил, что молитва сама будет учить молящегося, как и святой Лествичник утверждал: «Молитва даётся молящемуся неленостно».
Святой Макарий Великий говорил, что молиться как-нибудь (но часто) — это в нашей воле, а молиться истинно — это дар благодати.
Преподобный Исихий говорил, что частота молитвы становится навыком и обращается в привычку. Он утверждал, что без частого призывания имени Иисуса Христа невозможно очистить сердце от страстей и греховных влечений.
Святые преподобные Каллист и Игнатий советовали начинать с призывания имени Иисуса Христа часто и беспрерывно, потому что это возводит нечистую молитву к чистоте.
Блаженный Диадох утверждал, что если бы человек как можно чаще призывал имя Божие, он не впадал бы в грех.
Читая эти строки, у человека могут возникнуть сомнения: «Возможно ли заниматься «умным деланием» человеку, живущему в миру? Ведь это занятие приличествует живущим в монастыре, а в миру этим заниматься невозможно!»
На это следует ответить словами Господа: «Невозможное человекам — возможно Богу» (Луки 18:27).
Если бы непрестанная молитва была невозможна среди мира, то Дух Святой устами Апостола не призывал бы христиан к этому труду, не внушал бы им: «Непрестанно молитесь» (1 Фессалоникийцам 5:17). Ибо Господь Бог не призывает к невозможному. А поскольку это внушается Духом Божиим, значит, это необходимо, потому что «без непрестанной молитвы к Богу приблизиться невозможно», — говорит святой Исаак Сирский (Слово 69).
Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что «должны заниматься Иисусовой молитвой не только монахи, живущие в монастырях и занятые послушанием, но и миряне» (т. II, стр. 303).
«Христианам можно и должно заниматься сей молитвой с целью покаяния и призывания Господа на помощь, заниматься со страхом Божиим и верою, с величайшим вниманием к мысли и словам молитвы, с сокрушением духа» (т. II, стр. 303).
Святой Василий Великий положил неграмотным людям заменять молитвословия молитвою Иисусовою, и это принято за правило всей Восточной Церковью.
Святой Симеон, архиепископ Солунский, заповедует и советует архиереям, священникам, монахам и мирянам на всякое время и час произносить эту священную молитву, имея её как бы дыхание жизни. Он говорит: «Сие призывание всяк благочестивый да возглашает и да понуждает себя к тому».
Преподобный Серафим Саровский давал те же наставления о молитве приходящим к нему — и монахам, и мирским. Он наставлял: «Всякий христианин пусть занимается своим делом, а во время работы дома или в дороге пусть читает тихо: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». С призыванием имени Божия найдёшь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Святой Дух, источник всех благ, и Он управит тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте» (Житие Старца Серафима, изд. 1877 г., стр. 82-83).
От этой молитвы никто и никогда не получал вреда и не впадал в прелесть. Впадали же в прелесть и страдали душевно не от «умного делания», а от неразумных и горделивых попыток ума достичь высоких состояний, которые не свойственны человеку, находящемуся во власти страстей.
Неопытные и неразумные духовники запрещают молиться Иисусовой молитвой, и многие христиане, под их влиянием, доходили до полного помрачения рассудка, как рассказывает об этом старец Паисий Молдавский. Они так испугались этой святой молитвы, что впали в безумие: святоотеческие книги об умной молитве они потопили в реке, привязав к кирпичам. Разве можно так безрассудно относиться к этой святой молитве?
Иисусова молитва страшит не только невежд, не знакомых с книгами, но и просвещённых, образованных в богословии людей, которые слишком привязаны к земным благам. Об этом говорит опытнейший делатель этой молитвы святитель Игнатий Брянчанинов: «Немудрено, что и наши учёные (богословы), не имея понятия об умной молитве по преданию Православной церкви и прочитав о ней только в сочинениях западных писателей, повторили хуления и нелепости этих писателей» (т. II, 364).
Для тех, кто стремится ко своему спасению, надо следовать предписаниям и наставлениям не современных священников, которые сами не молятся, а святым отцам, которое благословляют всех верующих во Христа, молиться Иисусовой молитве — этой практике внутреннего пути внимания к мыслям и непрестанной молитвы. Христианам нужно спасаться среди мира, занимаясь «умным занятием». «Беречь свой ум», то есть постоянно призывать Христа. Это единственный путь, доступный и открытый для всех христиан — самый действенный путь покаяния.
А мысли сомнения и колебания, которые возникают в нас, — это работа «мысленного растлителя — врага рода человеческого», который утончёнными приёмами сомнений, колебаний и нерешительности пытается окончательно расшатать нашу и без того слабую веру во всемогущество Божие и погубить нас нашим собственным неверием Господу Богу, который всегда остаётся неизменным: «И вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (Евр. 13:8).
«Кто станет нашим духовным наставником на этом сложном пути?» — этот вопрос многих сегодня пугает. К сожалению, в наше время нет опытных старцев, которые занимались бы Иисусовой молитвой.
Однако среди верующих мирян есть те, кто много лет практикует эту молитву, живя в миру. Они открыты для общения в социальных сетях, где публикуют статьи о молитве и делятся опытом тех, кого научили молиться.
Поэтому жива молитва — не исчезла совсем, её продолжают люди, которые переняли эту практику из творений святых отцов. Православный человек — это духовный воин, независимо от пола и возраста. Пусть да пошлет Господь каждому верующему стать таким, каким желает нам быть Священное Писание.
Слава Богу за все! Аминь (автор: виктор Шипилов)