«Кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем», — говорит преподобный Исаак Сириянин.
В последнее время среди православных верующих наблюдается возросший интерес к практике Иисусовой молитвы. Однако, когда люди пытаются освоить это искусство, они сталкиваются с проблемой — отсутствием опытных духовных наставников. В связи с этим многие начинают изучать труды святых отцов, но часто им бывает сложно понять тексты, написанные в прошлом, когда ещё не было такой развитой цивилизации и такого информационного потока, как сейчас.
Давайте обсудим, почему в наше время так важна Иисусова молитва. В последнее десятилетие стремительного развития информационных технологий люди оказались в ловушке искусственного виртуального мира. Конечная цель этого мира — деградация общества, которая начинается с отказа от умственного и духовного развития. Люди перестают читать, размышлять и решать задачи, что приводит к слабоумию.
Что значит слово «деградация»? В переводе с латинского оно буквально означает «шаг назад». Духовная деградация — это утрата таких качеств, как доброта, искренность, достоинство и сопереживание. На их место приходят деньги, которые создают иллюзию счастья, защищённости и радости. Однако на самом деле они лишь ускоряют процесс деградации общества.
На первых порах деградация может показаться привлекательной, подобно вредной привычке, которая приносит удовольствие и расслабление. Сознание на некоторое время словно погружается в виртуальный мир грез. Профессор И. Ф. Гончаров был прав, когда утверждал: «Мы переживаем духовный геноцид в отношении русской культуры».
Только вера в Бога может защитить человека от нравственного падения. Дьявол — опытный мысленный враг, и человеку невозможно противостоять ему своими силами. Святые отцы учат, что бесы постоянно находятся рядом с душой, стремясь вовлечь каждого человека в грех. Они делают это через чувства, когда предмет находится рядом, через мечтания, когда лицо или предмет удалены, или через восстание блудной плоти.
Весь человек, состоящий из души и тела, находится под влиянием и контролем сатаны. Как писал святитель Григорий Нисский, «Если люди уподобляются Богу, бесы сохнут от ненависти и зависти, потому что сами отпали от близости к добру».
Диавол, или сатана, как его ещё называют, больше всего ненавидит христиан и стремится одолеть тех, кто посвящает свою жизнь внутренней молитве. Он стремится проникнуть в их сердца и установить там свои страсти.
Один из самых простых способов, которыми сатана пытается достичь своих целей, — это мечтания. Они могут быть связаны с прошлым, будущим, добрыми делами или злыми. В любом случае, они занимают ум и мешают сосредоточиться на призывании имени Иисуса.
Чтобы противостоять этим мечтаниям, необходимо постоянно призывать имя Иисуса и сосредотачиваться на словах молитвы. Это поможет очистить ум и укрепить волю.
Цель Иисусовой молитвы — достичь единения с Христом в сердце. Это позволит нам ощутить искру благодати, которая сейчас скрыта под слоем греха.
После грехопадения наших прародителей наш духовный разум был вынужден покинуть духовное сердце и переместиться в голову, где он объединился с нашим телесным рассудком.
Только наш ум, через человеческий дух, способен воспринимать и общаться с Богом, который есть Дух. Не рассудок. Постижение Бога, богопознание — это исключительное право ума. Если же к вниманию ума, направленному к Богу, начинает примешиваться рассудок, то это уже не молитва.
Главная цель верующего — освободить ум от телесного рассудка, поднять его в область сердца и там, «при дверях», возносить «непрестанную молитву». К этому призывает верующих Господь, говоря: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф 7:7–11).
Только с помощью Иисусовой молитвы можно вернуть ум в сердце. В этом заключается её ценность, и не случайно святые отцы выбрали её главным духовным упражнением.
КАК НАУЧИТЬСЯ МОЛИТЬСЯ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВОЙ В МИРУ?
- Необходимо приучить себя к ежедневной практике устной (гласной) восьмисловной Иисусовой молитвы. Сколько времени уделять этому занятию? Желательно не менее восьми часов в сутки, в течение светового дня. Чтобы освоить этот навык, потребуется около полугода. Не стоит торопиться.
Основное правило — понимать, что вы произносите. Проще говоря, сосредоточьтесь на словах молитвы, вслушивайтесь в них.
- Когда вы освоите устную молитву, начните заменять её мысленным повторением. Это похоже на чтение про себя, но в данном случае вы повторяете слова молитвы в своём уме. На этот этап может потребоваться ещё полгода. Не стоит торопиться, ведь нашему разуму нужно время, чтобы осознать то, что мы от него требуем.
Помните слова апостола Павла: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Если вы молитесь Иисусовой молитвой, значит, к этому вас побудила благодать Божия. Это значит, что вы на правильном пути.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МОЛЯЩЕМУСЯ
В одном из духовных наставлений говорится: «Внемли себе. Каким образом? С помощью ума, ибо никаким другим способом это сделать невозможно».
Поэтому нас призывают сосредоточить внимание и удерживать его в груди, называя это «молиться умом в сердце». Однако это не совсем верно. На самом деле, в сердце находится не ум, а лишь наше внимание.
Отсюда следует, что «собрать ум в сердце» или «опустить ум в сердце» — это не сам ум, а лишь наше внимание. Мы можем управлять вниманием, но не энергией. И только когда Господь даст нам возможность, вслед за вниманием придёт и энергия.
Симеон Новый Богослов пишет, что после грехопадения наших праотцев сатана получил возможность влиять на мыслительную природу души. Поэтому, когда мы встаём на молитву, сатана пытается помешать нам сосредоточиться и молиться внимательно.
Наверное, каждому, кто имеет в этом опыт, знакомо это состояние: как только начинаешь молиться Иисусовой молитвой, вскоре понимаешь, что слова молитвы не затрагивают сердца, произносятся механически, а мысли переключаются на бытовые проблемы. Здесь необходимо над собой первоначальное усилие, некоторый труд, и вскоре осознаешь, что «по вере твоей, да будет тебе».
В начальной стадии Иисусовой молитвы надо научиться молиться устной молитвой. Для того чтобы умом не парить, надо заключать УМ в слова молитвы. Это верный принцип, изложенный святыми отцами: сколько бы ум во время молитвы ни уклонялся в сторону, каждый раз надо возвращать его обратно в слова молитвы. Какая бы ни приходила блестящая и умная мысль, во время Иисусовой молитвы всё отвергать, ибо это отвлекает от самого главного – от общения с Господом.
Иисусовой молитвой надо приучать себя молиться в любое время суток, в любом месте, когда вы находитесь в суете повседневной жизни: дома, в дороге, в общественном транспорте, на рынке, в магазине, среди большого скопления людей, на работе, во время службы в храме — везде, чем бы вы в этот момент ни занимались, чтобы вы ни делали — всегда молитесь Иисусовой молитвой.
Вначале будет сложно, но пройдет малое время, и вы осознаете на личном опыте, что без Иисусовой молитвы жить уже не можете. И это и есть та самая благодать Божия, способствующая вам неприметным образом «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5).
«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне».
«Я есмь лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».
Аминь!
(автор: Виктор Шипилов)