Жизнь человека отражается в его молитве, а молитва, в свою очередь, влияет на его жизнь. Поэтому необходимо уделять внимание не только внешней стороне духовной жизни, но и в первую очередь — внутренней составляющей.

Прп. Серафим Саровский говорит о цели христианской жизни – стяжание Святаго Духа в сердце своем. А у нас, у современных христиан, сердце забито помыслами, страстями, всевозможными грехами — под завязку. Исихазм – это главная часть православного учения, без которой невозможно достичь духовного совершенства. В основе исихазма лежит практика умного делания, то есть молитва Иисусова, которая является неотъемлемой частью предания Православной Церкви. Все христиане без исключения должны призывать Бога в молитве покаяния. Согласно учению святых отцов, Иисусова молитва – это Божественная заповедь данная нам самими Господом. Восемь слов молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» – это наше исповедание веры во Христа и наше пред Ним покаяние. Очистить свое сердце от страстей возможно только непрестанным покаянием, а по другому и не получится. Непрестанное покаяние и есть Иисусова молитва.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Восемь слов, в которых заключено Евангелие. Это наше исповедание веры во Христа и наше покаяние. Молитва Иисусова – это генератор, который бесконечно вырабатывает Божественную благодать. 

Для того, чтобы стать ближе к Богу, современные верующие обращаются к духовным книгам. С первых шагов на пути воцерковления христиане узнают о молитве Иисусовой из святоотеческих книг. Главная трудность обучения по книгам связана с тем, что отцы указывали в них только общие, универсальные положения, пригодные для всех вообще и мирян и монахов. Когда же дело доходит до конкретных частных проблем личной молитвенной практики, ученик-читатель остается с ними один на один. Спросить не у кого и что делать дальше — непонятно. Именно в этой ситуации необходим опытный наставник, который прежде исцелился сам насколько это возможно в наше время и может помочь нуждающемуся.

Как может лечить тот, кто прежде не исцелился сам и даже не вкусил начатков лечения? Только опытно познавший всесторонний искус от лукавого, знает как помочь наставляемому ибо в этом случае благодать Божия таинственно действует через наставника, и сам он по опыту знает это таинственное действие Божией благодати.

«Ко мне, дитя! Со мной пойдешь ты к Богу!»

Меня он за руку держал, сам шел передо мною,

И так мы двинулись вперед, отправились в дорогу».

В свое время я сам оказался в положении нуждающегося. С первым моим духовным отцом протоиереем Владимиром (Кириловым), настоятелем Владимирского храма г. Воронежа, мы довели устную молитву до того отрезка молитвенной практики, когда пришло время перевода на мысленную (умом произносимую). И вскоре у меня начались реальные проблемы, а спросить об них не у кого. Сам батюшка Владимир не молился Иисусовой молитвой, в близлежащих монастырях таких не находилось и единственным моим наставником был свт. Игнатий Брянчанинов. Его книга «Аскетические опыты» на многие годы стала моей настольной книгой. В этом году моя мечта наконец то сбылась: в начале июня 2024 года паломнической поездкой в Ярославль, посетил женский Толгский монастырь, где находятся мощи святителя Игнатия. Вот радость то была.

Истинным наставником в умном делании может быть только тот монах или мирянин, который сам прошёл все начальные этапы молитвенного пути, понес многообразие скорбей, как внешних, так и внутренних от мысленного врага рода человеческого, знает как им противостоять, имеет личный многолетний молитвенный опыт, был наставляем опытным старцем и обладает даром учить других. Вот такого и надо искать. Сколько ныне таких наставников? Кот наплакал. Дожили.

МНЕ РЕАЛЬНО ПОВЕЗЛО

С мая 2006 года Господь даровал переписку с архимандритом Рафаилом (Карелиным), опытным старцем грузинской церкви. Вот уже 18 лет я имею возможность задавать вопросы Господу, а старец мне на него отвечать.

Сам отец Рафаил в 24 года стал монахом, его духовными наставниками стали в те годы Глинские старцы, в частности, митрополит Зиновий Мажуга, преподобный Гавриил Ургебадзе, а духовным наставником был схиигумен Савва (Остапенко).

В декабре этого года отцу Рафаилу исполнилось 93 года, он достиг высочайшего молитвенного делания — созерцания. Для тех, кто интересуется трудами старца, действует сайт самого отца Рафаила, где можно найти полезную информацию. Вот адрес сайта — http://karelin-r.ru/.

Заниматься исключительно умной(мысленной) молитвой необ­ходимо под руководством опытного наставника, имеющего личный опыт. Надо усвоить раз и навсегда — умной молитвы не бывает без духовного наставника, потому что неофита молитвы лукавый вмиг уничтожит, заведя в непроходимые мысленные дебри. И вот признак прельщенного человека — прель­щенный не соглашается с тем, что он в прелести. Он — фанатик молитвы, ревность у него не по разуму до фанатизма. я имел возможность общения с прельщенными — у одного крыша съехала напрочь после десяти лет молитвенной практики. У второго (между прочим преподавателя высшего учебного заведения) начались такие тараканы, что — мама не горюй. Третий ударился в перевод Библии, ибо к нему пришел «ДАР СВЫШЕ» и теперь он отвергает Священное Писание, настаивая, что нас обманули. С его слов, у него в голове постоянно идет молитва, утренние и вечерние правила и.т.д.

Нужна осторожность, с этим шутить не стоит — сатана погубил многих самонадеянных. Опытный духовный наставник постепенно введет в молитву, будет контролировать саму практику, помогать исправлять ошибки. Без наставника есть опасность увидеть свет во тьме, свет в себе, впасть в прелесть и помрачиться.

Преподобный Нил Сорский говорил, что «память о Боге, то есть умная молитва, выше всех других дел и добродетелей, как любовь Божия». Он считал, что молитва Иисусова – это прямой путь ко спасению.

Святой Марк Подвижник пишет: «Зачем дьяволу бороться с теми, кто лежит на земле и не встаёт?» Когда человек начинает творить Иисусову молитву и «встаёт с земли», дьявол сразу же приближается к нему. Он знает, что со временем подвижник молитвы перейдёт на мысленную молитву, а это значит, что он вторгнется в его владения. Поэтому с первыми словами молитвы дьявол старается отвлечь человека.

По мере того как человек усваивает молитву, искушения от лукавого только усиливаются.

КАК НАСТАВНИК МОЛИТВЫ МОЖЕТ ПОМОЧЬ?

Проблема современных верующих — их начитанность. Усвоив у святых отцов рекомендации, не разобравшись что к чему, пускаются в плавание. И сразу же всплывают вопросы, которых у святых отцов нет. Отсюда вывод — самому человеку сложно определить, с какой скоростью ему нужно молиться. Часто верующие бездумно назначают себе правило — например, повторять молитву Иисусову триста, пятьсот или даже тысячу раз. Такая ревность не по разуму чаще всего приводит к оставлению самой молитвы. В этом и состоит первоначальная опасность — действие не по разуму, а по страсти.

Хочу привести пример из жития прп. Силуана Афонского: «Силуан, как и все начинающие, начал молиться сутками напролет, изнемогая от усталости и недосыпания. Наставника Иисусовой молитвы у Силуана не было, его наставниками стали Пимен Великий, Антоний Великий, Сисой Великий, Арсений Великий, Макарий Египетский, наш Серафим Саровский, однако этого оказалось мало. Как это похоже на наше время — духовной литературы преизбытком, реальных наставников — «кот наплакал».

Стали тогда приходить к нему помыслы: «Ты живешь свято: покаялся, грехи тебе прощены, молишься непрестанно, послушание исполняешь хорошо». Ум послушника колебался при этих помыслах, тревога проникала в сердце, но по неопытности своей он не понимал, что же, собственно, с ним происходит. Его смущали видения, демонические внушения доводили до отчаяния, дразнили погибелью, то восхваляли его труды и подвиги, то низвергали в пропасть, доводили до полного истощения. Однажды ночью келья его наполнилась странным светом, который пронизал даже и тело его так, что он увидел и внутренности свои. Помысел говорил ему: «Прими, — это благодать», однако душа послушника смутилась при этом, и он остался в большом недоумении.

После видения странного света, стали ему являться бесы, а он, наивный, с ними разговаривал, «как с людьми». Постепенно нападения усиливались, иногда они говорили ему: «Ты теперь святой», а иногда: — «Ты не спасешься». Силуан спросил однажды беса: «Почему вы мне говорите по-разному: то говорите, что я свят, то, — что я не спасусь?» Бес насмешливо ответил: «Мы никогда правды не говорим».

Смена демонических внушений, то возносящих на «небо» в гордости, то низвергающих в вечную гибель, угнетала душу молодого послушника, доводя его до отчаяния, и он молился с чрезвычайным напряжением. Спал он мало и урывками. Крепкий физически, подлинный богатырь, он в постель не ложился, но все ночи проводил в молитве или стоя, или сидя на табуретке. Изнемогая, он сидя засыпал на 15-20 минут, и затем снова вставал на молитву.

Проходили месяц за месяцем, а мучительность демонических нападений все возрастала. Душевные силы молодого послушника стали падать, и мужество его изнемогало, страх гибели и отчаяния — росли, ужас безнадежности все чаще и чаще овладевал всем его существом. Он дошел до последнего отчаяния и, сидя у себя в келье, в предвечернее время, подумал: «Бога умолить невозможно». С этой мыслью он почувствовал полную оставленность, и душа его погрузилась во мрак адского томления и тоски.

Из этого примера святого мы видим сколь опасно самому пускаться в молитвенное плавание, не зная ни глубины водоема, ни подводных течений — ничего. Такое плавание окончится плачевно. Берегите себя.

Поэтому Григорий Синаит предупреждает тех, кто молится самостоятельно, об ожидающей их опасности. Он говорит, что если человек хочет достичь успеха в молитве, он должен выбрать один из двух путей: либо будет стараться своими силами и рискует быть обманутым, либо он не будет стараться и останется без успеха на всю жизнь. Поэтому лучше всего доверить свою молитву наставнику. Даже если наставник не очень опытный, это всё равно лучше, чем молиться без руководства.

Если наставник не сможет правильно указать, что полезно для молящегося, он всё равно сделает большое дело. Он обезопасит молящегося, взяв в свои руки его «личную волю», через которую действует дьявол.

ИИСУСОВА МОЛИТВА СЛОВНО МНОГОЭТАЖНЫЙ ДОМ

В одной духовной книге я прочитал статью о том, как в одном монастыре монахи не советовали обращаться за наставничеством к одному старцу, хотя наместник говорил, что он достиг непрестанной Иисусовой молитвы?

Один из послушников спросил своего старца: «Почему нельзя обращаться за советом к тому монаху?» Старец ответил: «Господь дарует благодать непрестанной молитвы каждому в разной степени. Иисусова молитва подобна многоэтажному дому. Здесь нужен опытный наставник, который прошёл весь путь покаяния и достиг всех ступеней духовного развития. Нельзя учить молодых людей практике Иисусовой молитвы, если наставник сам не имеет личного опыта покаяния в этой молитве — есть и такие, кто получил её даром». О таких говорят: «Он свят, но не искусен».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) ещё 150 лет назад писал, что в наше время нет духоносных старцев, поэтому лучшая форма общения между наставником и наставляемым — это жизнь по совету.

В практике Иисусовой молитвы нет никаких особых секретов, только труд и ещё раз труд. Святые отцы предостерегали тех, кто берется учить других этой молитве, от их же ошибок. Они предупреждали, что нельзя давать наставления, не пройдя через собственный опыт и не испытав все трудности на практике. Ведь невозможно научить человека плавать, если сам никогда не был в воде. Постижение Иисусовой молитвы происходит через личный опыт и мудрое руководство опытного наставника.

Старцы говорили: «Молись от всего сердца, и молитва сама научит тебя всему». Что касается вопроса о том, как привести ум в сердце, то для этого необходим долгий и упорный труд. Нужно очистить ум от ненужной информации, а сердце — от грубых страстей. Когда над умом будет установлен контроль, что в аскетике называется «бдением», а в сердце — подавлены и обузданы страсти, что именуется «трезвением», тогда ум сам будет стремиться к сердцу, как к родному дому, и сердце откроется для него. Однако это происходит благодаря Божьей благодати и зависит от того, как человек живёт. Чтобы приступить к Иисусовой молитве, нужно отказаться от страстных переживаний, которые дают человеку искусство, литература, фанатизм и привязанность к чему-либо.

Если человек не готов к такой жертве и подвигу, то ему не стоит стремиться к тому, что отцы называли «художественным деланием» — глубокой Иисусовой молитве. Вместо этого он может произносить её как мытарь, с чувством покаяния, и такая молитва не останется без плодов. Однако, если человек будет пытаться насильно внедрить свой ум, который «ожирел» от информации и телевизионных передач, в сердце, полное страстей и привязанное к мирским наслаждениям, это может привести не к Богу, а к неврозу.

Святые отцы призывают к непрестанной Иисусовой молитве, а те, кто её запрещает, вероятно, сами не имеют правильного духовного устроения. Некоторые из отцов предупреждают не об опасности самой Иисусовой молитвы, а об опасностях, которые могут возникнуть при её неправильном ее обучении. Об этом подробно пишет святой Игнатий Брянчанинов. Современные старцы также предостерегают от чрезмерных усилий при попытке проникнуть умом в сердце. Себе дороже.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Под наставником следует понимать человека, который так же, как и вы, искренне верит в Бога и имеет опыт практики Иисусовой молитвы. Такой человек может помочь вам на начальном этапе, давая духовные советы и объясняя на доступном языке, как избежать возможных опасностей.

Чтобы лучше понять, как работает наставничество, представьте, что вы никогда раньше не плавали в лодке и не умеете грести. Опытный человек может показать вам, как правильно это делать и как избежать опасностей во время плавания. Когда вы проплывёте некоторое расстояние, могут возникнуть сложности. В этот момент вы можете обратиться к наставнику за помощью по сотовому, и он объяснит, что делать дальше.

В наставничестве важно доверие к тому, кто вас наставляет и следование его советам. Раз в несколько дней вы должны делиться с наставником своими переживаниями и событиями, произошедшими за это время. Важно быть честным с наставником, чтобы он мог вести вас в правильном направлении.

Что касается благословения, то оно содержится в церковном Предании, поэтому благословение на данную молитву от священника необязательна.

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 2 недели

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 344Регистрация: 30-12-2019