В основу сокровенной жизни человеческой души должна быть положена молитва. «Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом» – писал замечательный подвижник христианского благочестия прошлого века святитель Игнатий (Брянчанинов).

По сути своей и по внутреннему состоянию души, я мирянин, стремящийся жить в соответствии с принципами православной веры. Во мне не было желания и устремления к монашеской жизни, я незнаком с внутренним укладом жизни монахов и не стремлюсь к этому. Я семьянин, по жизни активен, однако, несмотря на это, вот уже 20 лет молюсь Иисусовой молитвой, живя в миллионном городе Воронеже. По природе своей я холерик, утренние и вечерние правила для меня накладны, из всех молитв, больше всего мне понравилась восьмисловная Иисусова молитва, о которой узнал из святоотеческих трудов, то есть из работ монахов, подвизавшихся в монастырях прошлых столетий. В течение прошедших лет моего молитвенного делания, познал разнообразные благодатные состояния, описанные в трудах святых отцов.

Мне есть чем поделиться с теми, кто хочет практиковать эту молитву покаяния. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Познание Иисусовой молитвы начинается с изучения святоотеческого наследия. Особенно близким и понятным для меня стал святитель Игнатий Брянчанинов. Он строго предупреждает: «Не ищи в молитве наслаждений, они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение уже самообольщение. Ищи, чтобы ожило мертвое, окаменевшее сердце, чтобы раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтобы оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние».

Я до сих пор руководствуюсь наставлениями святого Игнатия Брянчанинова, и время лишь подтверждает их мудрость. С уверенностью могу сказать, что они стали неотъемлемой частью моей жизни, благодаря этому моё сердце наполнилось истинным покаянием.

Каждый, кто начинает изучать и применять на практике Иисусову молитву, должен понимать, что её удивительная сила заключена в самом имени Богочеловека, Иисуса Христа. Со временем это осознание станет для вас очевидным.

На первый взгляд, практика Иисусовой молитвы может показаться рутинной и не обещающей быстрых результатов. Из-за этого некоторые верующие, едва начав свой молитвенный путь, оставляют молитву, полагая, что она им не подходит.

Основная причина заключается в нашей лени, нежелании трудиться. Наверное, каждому знакома ситуация, когда нужно что-то обязательно сделать, но так не хочется! И тогда мы придумываем отговорки: и работа не интересная, и нет у меня к этому способностей… А, может быть, стоит честно признаться себе: мне просто лень? О лени за тысячелетия написано много, и нет такого народа и такой культуры, где бы лень не порицалась.

За каждым грехом стоит бес. Есть бес алкоголизма, есть бес гордыни, и, конечно, есть бес лени. И этот бес лени парализует волю человека. Потому-то лентяй перестает быть личностью. А ведь главное – быть личностью. Лентяй, даже если он одарен, не личность, потому что он ничего не создает. Это сонное существо, которое близко к овощу. И он легко становится обманщиком, потому что готов на всё, чтобы жить благополучно, но при этом ничего не делать. Так что лень, действительно, мать всех пороков.

Человек, живущий греховно, не желающий исповедаться, не участвующий в других спасительных церковных таинствах, не имеет защиты и легко пленяется бесами: «Кто делает грех, тот от диавола» (1 Ин. 3:8). Св. ап. Павел предупреждает: «не давайте места диаволу» (Еф. 4:27). Поэтому так много в наш век неверия духовно и душевно больных. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола» (1 Иоан. 3:8).

Мой личный опыт свидетельствует о том, что Иисусова молитва не только обнаруживает присутствие бесов в человеке, но и изгоняет их оттуда. Мнимая сила диавола проявляется тогда, когда человек духовно бессилен. В Священном Писании ясно и полно открыта эта истина: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф. 6:11); «а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6:16).

Каждый верующий может проверить на личном опыте, стоит начать призывать имя Господа Иисуса, сатана сразу же ощущает смятение и начинает противодействовать молитве. В этот момент страсти в человеке активно проявляются, помимо всего дьявол может привести делателя молитвы в угнетенное состояние, вызывая различные болезни, внешние скорби и.т.д. Но этого бояться не стоит, нельзя оставлять Иисусову молитву, надо продолжать дальше молиться и вскоре все в вас и вокруг вас устаканится.

Как сказал преподобный Иоанн Пророк: «Нам, немощным, остаётся только прибегать к имени Иисуса, ибо страсти, как было сказано, суть демоны — и они покидают человека, когда он призывает это имя».

Бесы, словно опытные психологи, исследуют нас и ищут наши слабости, чтобы искушать нас именно ими. Господь говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26: 41). Без постоянства молитвенного и бдительности невозможно распознать козни лукавого.

Бесы работают индивидуально с каждым человеком, учитывая его слабости и пристрастия. Поверьте, это очень серьёзно, потому что искушение — это особое испытание, которое допускает Промысел Божий, чтобы очистить нас от греховной грязи и утвердить в Истине.

Каждый, кто имеет молитвенную практику Иисусовой молитвы, может подтвердить всё, о чём здесь пишется. Святые Отцы дают молящемуся душеспасительное наставление: «Желающий очистить сердце да разжигает непрестанно памятью Господа Иисуса. Те, которые хотят отвергнуть ветхость, не должны иногда молиться, а иногда нет, но непрестанно пребывать в молитве, блюдя свой ум, хотя бы они и находились вне молитвенных храмов. Мы сражаемся за спасение наше. От победы или поражения наших зависит наша вечная участь».

Среди современных делателей Иисусовой молитвы есть те, кто не использует постоянство молитвенное, а прибегает к молитве только в определённые часы. Протоиерей Сергий Баранов как раз призывает всех делателей Иисусовой молитвы к (непрестанному) постоянству молитвенному, потому что сам усвоил этот опыт на Афоне. Святейший Каллист, патриарх Константинопольский, тоже наставляет в том же духе: «Непрестанная молитва состоит в непрестанном призывании имени Божия. Беседует ли кто, сидит ли, ходит, делает ли что, ест ли, или занимается чем другим — должен во всякое время и на всяком месте призывать имя Божие, по завещанию Писания: „Непрестанно молитеся“ (1Сол. 5:17)». Таким образом, постоянство молитвенное помогает нам защититься от искушений и не дать сатане возможности навредить нам.

При упражнении Иисусовой молитвой происходит духовная борьба. Лукавые бесы вступают в противостояние, вызывая возмущение страстей, которое проявляется в виде смятения и беспокойства в сердце. Однако, с помощью имени Господа Иисуса Христа, мы можем разрушить их злые уловки.

Когда мы переходим от устной молитвы к мысленному повторению Иисусовой молитвы, мы входим в область, захваченную сатаной в нашей душе. С этого момента для подвижника молитвы начинается трудный период. Без совета опытного практика лучше не рисковать, поскольку последствия могут быть непредсказуемыми. Дело в том, что сатана активно противостоит подвижнику молитвы, потому что не хочет оставлять захваченную территорию.

Следует осознавать, что когда бесы изгоняются из глубин сердца именем Иисуса, они не отступают и продолжают свою мысленную борьбу против подвижника молитвы. Они атакуют разум, вызывая внешние видения и смятение. Те, кто вступает на путь Иисусовой молитвы, должны быть готовы к тому, что сатана будет преследовать их до конца дней. Он не оставит человека в покое, пока тот не покинет этот мир. Но этого не стоит опасаться. Когда мы «носим в себе Христа» через молитву Иисусову и «стучимся в двери милосердия» через покаяние, никакие бури, порождённые врагом, не страшны нам, ибо с нами Христос. Это многолетний опыт.

Человек с малых лет «варится в своих мыслях», не осознавая, кому он служит. Поэтому ум не сразу начинает ощущать тишину и безмолвие в себе. Для этого потребуются годы непрестанной молитвенной практики.

В молитве Иисусовой есть своя последовательность. Сначала молитва воздействует только на ум, поэтому она суха. По мере того как благодать Божия приближается к сердцу, оно пробуждается от смертного сна и оживает, проявляя чувства умиления и плача.

ЧТО ТАКОЕ ПЛАЧ?

Авва Пимен утверждал, что плач является не только проявлением печали, но и средством очищения и утешения.

Преподобный Исаак Сирин же говорил, что слёзы, проливаемые в молитве, являются знаком милости Божией, которая очищает душу от грехов и помогает ей достичь совершенства духовного.

Авва Исаия также рассуждал о плаче: поначалу он очищает душу от грехов, а затем помогает ей обрести духовные видения. Он преобразует ум и чувства, принося благодатные изменения, которые невозможно постичь плотским умом.

О плаче мы поговорим подробнее позже, поскольку это важная тема, требующая более детального рассмотрения.

Преподобный Григорий Синаит утверждал, что молитва начинает воздействовать на все части души и тела, изгоняя грех и побеждая влияние демонов на человека. По мере молитвенного делания, с переходом на мысленную (умом произносимую) молитву, УМ человека исходит из головы и переводится в область сердца. Там он устанавливается на два пальца выше соска левой груди. В этом месте УМ начинается стучать в двери милосердия Божии. Именно об этом месте Господь и наставлял нас в Евангелии: «проситеи дано будет вамищитеи найдетестучитеи отворят  вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находити стучащему отворят».

Для чего мы должны просить Христа, чтобы мы вошли? Господь объясняет: «для того, чтобы благодатью Божией войти в клеть сердца своего, и затворив двери за собой, помолиться Отцу твоему, Иже в тайне».

О ЧЕМ ЗДЕСЬ ГОВОРИТСЯ?

Сердце человека может стать нездоровым и «омертвелым», если оно начинает следовать не воле Бога, а желаниям диавола. Это состояние называется «духовным омертвением сердца».

Преподобный Исихий, пресвитер иерусалимский, утверждал, что подобно тому, как невозможно одновременно пропустить огонь и воду через один канал, так и грех не может войти в сердце, если он предварительно не постучится в дверь сердца через мечтание лукавого прилога.

Именно воображение, или мечтание, может стать причиной диавольского прилога. После грехопадения человека воображение, которое тоньше мысли и грубее разума, превратилось в источник зла. В творениях святых отцов говорится об «утрате сердца», то есть о том, что благодать Христова больше не действует в сердце. Потеря сердца означает потерю спасения.

Одной из болезней сердца является неведение и забвение. Сердце, утратившее благодать Христову, словно покрыто облачком или покрывалом.

Мечта — это то, что создано воображением и представлено мысленно. Все мы любим мечтать, но это может привести к тому, что мы будем жить иллюзиями, подменяя реальную жизнь фантазиями.

Доверься Богу, верь в Него, и Он всё сделает как надо.

Высшая цель человека — приобрести ведение Бога, поскольку в этом заключается его спасение. Когда человек восходит от плотского ведения к душевному, а от душевного к духовному, он созерцает Бога и обретает Его ведение, то есть своё спасение. Для достижения общения и видения Бога необходимо очищение сердца.

В качестве первого целебного лекарства следует назвать покаяние. Сердце должно покаяться и вернуться к своему естественному состоянию. Господь призывает всех верующих изменить образ жизни и добавляет: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».

В покаянии сердце человека сокрушается в буквальном смысле этого слова. Царь и пророк Давид сказал: «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Псалом 50:19).

Сокрушённое сердце — это сердце, полное смирения и покаяния. Бог обитает в таком сердце. Когда мы говорим о сокрушении сердца, важно понимать, что это не просто чувство печали или горя. Это глубокое осознание своих грехов и желание измениться.

Сокрушение сердца происходит во время Иисусовой молитвы, которую мы произносим умом. Это приводит к множеству положительных результатов. Сокрушённое сердце изгоняет всякое лукавство и сжигает все бесовские действия.

Чтобы лучше понять, что такое сокрушение сердца, нужно упомянуть о сердечной боли. Под сердечной болью понимается боль духовного сердца. Духовное сердце может страдать и болеть. Если эта боль вызвана благодатью Божией, то она не причинит вреда плотскому сердцу.

Это означает, что когда духовное сердце сокрушается и страдает от радостной печали во время покаяния, плотское сердце следует этому процессу без каких-либо негативных последствий. В таких случаях кардиологи обычно не находят признаков болезни, поскольку плотское сердце не становится больным.

Сердечная боль необходима, поскольку без неё даже самое строгое подвижничество может быть «притворным и суетным». Через сердечную боль зарождаются все добродетели, и христианская жизнь без боли становится ложной.

Сердечная боль необходима для спасения. «Надобно знать, что верный признак подвига и вместе условие преуспеяния чрез него есть приболезненность. Неболезненно шествующий не получит плода».

В моём личном опыте эта сердечная боль продолжалась несколько месяцев. Она была настолько сильной, что мне было трудно дышать и двигаться. Я описывал свои переживания в письмах, которые можно найти на моём сайте. В этих письмах я делился своими мыслями с архимандритом Рафаилом (Карелиным).

Я не мог глубоко дышать, наклоняться и спать без боли. Боль была настолько сильной, что я чувствовал её в левой половине груди, а затем и во всей груди.

Среди современных подвижников, кто практикует Иисусову молитву, эта боль не упоминается, но описываются духовные состояния, которых они достигли — это ложь с их стороны. Без боли невозможно достичь духовного развития. Через эту боль нужно пройти.

Что означает эта боль? Это обретение своего духовного сердца. Без боли невозможно принести плод, как говорит Исаак Сирин: «Молитва без боли — как недоношенное дитя перед Богом».

Эта боль сопровождается рыданием. Подвижник молитвы может разрываться от слёз, соединённых с рыданиями. Это и есть рыдание. Из творений святых отцов известно, что эта боль, приводящая к спасению, более чувствительна, чем телесная рана. Человек, переживающий сокрушение сердца, испытывает большую боль, чем тот, кто получил телесное увечье.

Истечение слёз является следствием этой боли. Господь назвал блаженными плачущих: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4). Таким образом, плач по Богу и слёзы, которые происходят от него, заповеданы нам Христом. Слёзы — это образ жизни.

Если покаяние и плач можно назвать образом жизни, то это относится и к слезам, которые струятся из кающегося и сокрушённого сердца.

Слезы имеют большую ценность. Это слова отцов, которые не понаслышке знакомы с этим чувством. Слезы — это своего рода крещение. «Источник слез после крещения больше крещения, хотя эти слова и кажутся дерзкими» (Леств.7:6).

Слезы — это признак возрождённого человека. Авва Пимен говорил: «Плач — это путь, переданный нам Писанием и отцами, говорящими: „Плачьте. Нет иного пути, кроме этого“».

Святые Отцы учат, что диавол, войдя в нашу душу, оставляет там образы греха. Эти образы уничтожаются слезами, которые омывают сердце и изгоняют облако, сокрывающее его. Таким образом, с помощью слёз мы очищаемся от грехов.

Слезы приносят утешение, согласно Христовой заповеди: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Я плачу уже 19 лет, и мой опыт подтверждает, что нет ничего ценнее плача. Цель Иисусовой молитвы — это действенное покаяние для тех, кто живёт в мирской суете.

Плач — это смирение грешной души перед волей Божией. Ценность плача в том, что Господь САМ утешает плачущего грешника, который непрестанно стучится в двери милосердия Божьего молитвой покаяния. И поверьте мне, многолетнему практикующему человеку, это Божие утешение несравнимо ни с чем.

Знаете ли вы, что такое Божье утешение? Это момент, когда во время утренней или вечерней молитвы, или в течение дня на вас находит плач и охватывает с головой. В такие моменты время и пространство исчезают, остаётся только вы (как маленький ребёнок) и Христос, дарующий утешение.

Плач — это и есть Божья благодать, и его ценность заключается в том, что он исходит из глубины сердца, даже когда мы не ожидаем его. Святые отцы оставили нам наставление, основанное на своём опыте: «Плачьте! Другого пути, кроме плача, нет».

Об этом можно было бы написать больше, но не сегодня.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Молитва, исходящая из глубины души, есть дар Божий, и Бог принимает её. Когда человек молится, сокрушаясь духом, постоянно, со страхом Божиим и вниманием, сам Бог постепенно помогает ему совершенствоваться в молитве.

Внимательная и смиренная молитва вызывает духовное действие и теплоту (возгретость сердечную), которые оживляют сердце. Ожившее сердце привлекает ум и становится храмом для благодатной молитвы. В этом храме мы можем обрести духовные дары, которые она приносит.

Великие подвижники и учителя молитвы говорят: «Приложи усилия, чтобы приобрести теплоту и молитву через сердечное страдание, и Бог даст тебе возможность иметь их всегда. Забвение же изгоняет их, а само оно рождается от небрежности».

Аминь! автор: Виктор Шипилов

Автор публикации

не в сети 2 недели

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 344Регистрация: 30-12-2019