Адам назвал его Сифом, сказав, по словам Писания: «Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин». В те далёкие допотопные времена у Сифа, родился собственный сын и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа. Славянский текст имеет здесь свою вариацию, вместо слов «тогда начали» — «сей упова». Так зародилась духовная практика общественного богослужения. Именно за праведный образ жизни, верующие в Бога, стали именоваться «сынами Божьими».

История призывания имени Господа продолжалась на протяжении всей Библии. Господа призывали Авраам (Быт. 12:8), Исаак (Быт. 26:25), Моисей (Втор. 4:7), Иов (Иов. 12:4), Иавис (1 Пар. 4:10), Самсон (Суд. 16:28), Самуил (1 Цар. 12:18), Давид (2 Цар. 22:4), Иона (Ион. 1:6), Илия (3 Цар. 18:24) и Иеремия (Плач. 3:55). Ветхозаветные святые не только сами призывали имя Господа, но и пророчествовали, что другие тоже будут призывать Его имя (Иоил. 2:32; Соф. 3:9; Зах. 13:9). Многие знакомы с пророчеством Иоиля о Святом Духе, однако не многие обращали внимание на то, что принять излитого Святого Духа можно, только призвав имя Господа. С одной стороны, Иоиль пророчествовал, что Бог изольёт Своего Духа; с другой стороны, он пророчествовал, что люди будут призывать имя Господа. Его пророчество исполнилось в день Пятидесятницы (Деян. 2:17а, 21). Божье излияние требует нашего содействия, то есть нашего призывания.

ОЖИДАНИЕ МЕССИИ ИЗРАИЛЬСКИМ НАРОДОМ

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Стремление к Богу заложено в самой природе человека. Вера в Бога — не есть врождённое чувство. Бог посылает благодать для всех людей, которая называется призывающей благодатью, и отклик на нее мы называем верой.

«Бог многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне». Уста человеческой плоти Иисуса Христа это уста Божии.

Бог избрал Авраама, от Авраама произошел еврейский народ. В эпоху Ветхого Завета израильский народ свято хранил веру в единого истинного Бога. Согласно многочисленным пророчествам, именно среди этого народа должен был родиться Спаситель мира. Иоанн Предтеча, обращаясь к еврейскому народу, проповедовал и крестил людей в водах реки Иордан, возвещая о приближении Царства Божьего и скором приходе Мессии — Христа.

Однажды Иоанн увидел идущего к нему Спасителя и, по вдохновению свыше, провозгласил: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

В течение земной жизни Иисус Христос строго следовал законам Моисея и ни разу не отступил от них. Как человек, Он не только не нарушал, но и неукоснительно соблюдал Божий закон. Однако Христос пришёл в этот мир не только для того, чтобы продемонстрировать нам, как следует исполнять Божий закон. По воле Бога, Он дополнил его новыми заповедями.

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить», — говорил Иисус. (Матф. 5: 17)

По Галилее прошел слух о необыкновенном проповеднике и целителе — Иисусе из Назарета. Люди бросали свои дела и семьи и шли за Ним. От Иисуса ждали чудес и исцелений — здоровье и зрелища заботили людей в первую очередь. А Христос стал учить их Небесному. Делами и чудесами являл приблизившееся Царство Божие, в котором нет «ни печали, ни воздыхания», раскрывал тайну этого Царства и условия достижения его в Своих поучениях, потому что  ветхозаветный закон не мог привести человека к совершенству. Он мог ограничить зло и ввести в жесткие рамки поведение человека, но не мог помочь человеку преодолеть зло внутри себя.

Заповеди блаженства и другие поучения Христа были необычны для слушателей, привыкшим к безжизненному учению раввинов и формальному соблюдению закона. По этой причине многие из евреев не приняли учение Христа, продолжая следовать ветхозаветному закону.

«Иудейский народ с нетерпением ожидал прихода Мессии, но когда тот явился, не смог узнать его народ еврейский. Причина, по которой евреи не приняли Христа, заключалась в том, что Господь умер на Кресте вместо того, чтобы с царственной силой искоренить зло и страдания и начать новую, справедливую историю избранного народа».

Не заполучив мессию в качестве земного царя-освободителя, евреи распяли Христа. И хотя сделали это римские легионеры, по приказу Понтия Пилата, наместника Рима в Иудее, обвинили в этом евреев, потому что они осудили Иисуса на казнь.

ХРИСТИАНСТВО

Без еврейства христианство было бы немыслимо. Без еврейства не было бы Голгофы. Ненависть к евреям не является христианским чувством. Христиане должны относиться к ним с пониманием и сочувствием.

Краеугольным камнем христианства является вера в то, что Христос есть Воплотившийся Бог. Краеугольным камнем, на котором строится христианство как религия, является вера в то, что Иисус Христос не просто человек, или пророк, не просто учитель нравственности, но это Воплотившийся Бог. Тот самый Бог, Который извечно существовал, Который сотворил небо и землю. Тот самый Бог, в Которого верили иудеи на протяжении веков и продолжают верить.

Суть христианства заключается в личной встрече человека с Иисусом Христом. Эта личная встреча является основой христианства, и её невозможно заменить ничем другим. Она происходит внутри Церкви — особого сообщества людей, о котором апостол Павел говорит: «вы — Тело Христово» (1 Кор. 12, 27). Это означает, что Церковь, как собрание верующих, представляет собой Тело Христа, а Христос — её Главу.

ЗАПОВЕДИ БОЖИИ — СУТЬ ЕВАНГЕЛИЕ

Господь наименовал все учение Свое, все Слово Свое и все слова Свои заповедями (Ин. 14:21 — 23). Глаголы, — сказал Он, — я же Аз глаголах вам, Дух суть и живот суть (Ин. 6:63). Они плотского человека претворяют в духовного, мертвого воскрешают, потомка ветхого Адама соделывают потомком Нового Адама, сына человеческого по естеству — сыном Божиим по благодати. «Приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марк, 1:15).

«Просите, и дано будет вам, ищите, и найдёте, стучите, и отворят вам» (Матф. 7:7).

Вопрос — что искать?

«Ищите прежде Царства Божия и правды Его» (Матф. 6:33).

Где искать это царство?

«Царство Божие внутри вас есть» (Лук. 17:21).

Как обрести это царство?

«Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф. 11:12).

Каждое слово Евангелия наполнено глубокой мудростью, которая важна для нашего спасения в вечности. Хочется выделить ключевую фразу о христианской жизни, которая содержится в этом отрывке: «Иисус говорит ей: поверь Мне, наступает время, когда не на этой горе и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:21,23,24).

Иными словами, христиане должны поклоняться Богу так, как Он того желает, а не так, как человеку кажется правильным. Бог — сердцеведец и знает наши истинные намерения. Он хочет, чтобы мы изменились в глубине души, потому что снаружи мы можем казаться религиозными: посещаем воскресные службы, читаем утренние и вечерние правила, акафисты, Евангелие, Псалтирь, святых отцов, но почему-то не меняемся.

Вера есть сила, и верою, через усилие, человек воздвигается в новую сферу жизни по Боге, в жизнь Духа и Бога. В верующем христианине сеется «семя Божие», и он становится «рожденным от Бога», и «Бог в нем пребывает» (1Ин. 3:9, 4:12). А «что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1Ин. 4:13). Когда же верующий носит в себе от Духа Божия, тогда, конечно, он выше мира и его условных порядков, выше законов земли, «ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1Ин. 4:4). Вот почему «рожденный от Бога побеждает мир» (1Ин. 5:4).

НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ

Порицая многословие, Господь в то же время многократно заповедует неустанные молитвы, научая, что должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18:1), и Сам ночи проводя в молитве. Далее в наставлении: «Просите и дастся вам» (Мф. 7:7) Господь учит постоянству, терпению и усердию в молитве. Истинный христианин, помнящий наставление Господа: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его» не станет в своей молитве домогаться получения чего-либо суетного. Ев. Матфей говорит: «Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него», а св. Лука словами: «Даст Духа Святаго просящим у Него» разъясняет, какие это блага, о которых стоит и нужно просить. Господь дает человеку только то, что является подлинным благом для человека.

Идеал христианства — достичь такого состояния, чтобы вся его жизнь превратилась в непрестанную молитву, чтобы каждое дело и каждая мысль были проникнуты молитвой. Молитва является определенным «каноном», по которому можем определить наше духовное состояние: если любим молиться, значит — мы на пути к Богу, если нет — в нашей духовной жизни не все в порядке. По молитве можно проверить любое дело — угодно оно Богу или нет. Один купец долго убеждал преподобного Силуана Афонского, что курение — не грех. Старец Силуан посоветовал ему всякий раз, прежде чем взять сигарету, помолиться. Купец возразил: «Молиться перед тем, как курить, как-то не идет». Силуан сказал в ответ: «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».

ИМЕНЕМ ТВОИМ БЕСЫ ИЖДЕНУТ

Молитва Иисусова — это внутренняя молитва, которая проникает в самые потаённые уголки нашего грешного существа и преобразует его. Она помогает нам обрести истинную радость от общения с Господом.  Именно к этому призывает всех христиан Дух Святый устами апостола Павла: «всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

Молитва Иисусова помогает нам сосредоточиться на Божественном присутствии и отвлечься от суеты и тревог повседневной жизни. Она наполняет наше сердце миром и любовью, помогая нам обрести внутреннюю гармонию и покой. В молитве Иисусовой мы обращаемся к Богу с доверием и уверенностью, зная, что Он всегда готов выслушать нас и помочь нам в наших нуждах.

Между непостижимыми, чудными свойствами имени Иисуса находится свойство и сила изгонять бесов. Это свойство объявлено Самим Господом, сказавшего, что верующие в Него, «именем Его бесы ижденут». Молитва Иисусова и открывает присутствие бесов в человеке и изгоняет из человека. Сила сатаны, пребывающая в человеке при рассеянной жизни, когда услышит имя Господа Иисуса, призываемое молящимся, приходит в смятение. В этом смысле сказал преподобный Иоанн Пророк: «Нам немощным остается только прибегать к имени Иисуса: ибо страсти, как сказано, суть демоны – и исходят из человека от призывания сего имени». Это значит: действие страстей и демонов – совокупное: демоны действуют посредством страстей.

ВСТАНЬ СПЯЩИЙ

Молитва представляет собой универсальный инструмент аскезы, так как она объединяет в себе внешние и внутренние аспекты этого учения. Согласно Исааку Сирину, сердце — это «духовный Божий жертвенник», где ум приносит Богу жертву в виде чистой молитвы (Слово 16,70).

Древние аскеты считали «умно сердечную Иисусову молитву» высшей формой аскезы, целью которой — пробудить внутреннего человека от состояния полусна. «Встань, спящий!» — это призыв, обращенный к внутреннему человеку.

Внешний мир, или «широкий путь», согласно Евангелию, занимает главенствующее положение, в то время как роль внутреннего человека иерархически подчинённая и служебная. Задача аскезы — сделать бытие внутреннего человека непрерывным. Аскеза должна освободить его от спячки и вернуть к полноценной жизни.

Богу не нужно внешнее служение, Ему нужно служение в Духе и в Истине, потому что «Бог есть Дух…» (Ин 4:24). Бог хочет, чтобы мы служили Ему сердцем – сердечными намерениями, со всей искренностью, а не заученными молитвами.

АПОСТОЛ ПАВЕЛ ПРИЗЫВАЕТ

В своих посланиях святой Павел неоднократно призывает нас пребывать в молитве (Рим 12:12), быть терпеливыми и бодрствовать в ней (Кол 4:2), а также молиться в любое время и с полной самоотдачей (Еф 6:18). Сам Спаситель учит нас постоянству и неотступности, приводя в пример неотступность вдовы побудившая судью неправедного заступиться за неё. Над этой вдовой, над душой, постоянно просящей у Бога защиты от соперника её — диавола, Бог умилостивляется, так как докучливость молитвенная побеждает Его. (Лк 18:1–14). Это свидетельствует о том, что непрестанная молитва не является случайным предписанием, а представляет собой неотъемлемую черту христианского духа.

Жизнь христианина, по словам апостола, сокровенна со Христом в Боге (Кол 3:3). Поэтому мы должны всегда быть сосредоточены на Боге, что и есть суть непрестанной молитвы.

Самое первое воздействие благодати Божией, обращающей грешника к Богу, проявляется в устремлении его ума и сердца к Господу. Святые отцы говорили об этом так: «железо, пока оно в горниле, горячо. Вынутое же, оно остывает. То же самое свойственно и сердцу человеческому. Как только оно перестает каяться, перестает непрестанно молитвенно взирать на Христа, то остывает, подобно железу, вытащенному из огня».

На практике мы сталкиваемся с таким понятием, как «возгретость сердечная». Что это значит? Когда мы постоянно произносим слова мысленной Иисусовой молитвы в области сердца, оно начинает «возгреваться» и становится тёплым. Если же мы перестаём мысленно молиться, то вскоре чувствуем, как сердце начинает охлаждаться.

Я неоднократно испытывал это на себе. Бывали моменты, когда я опускал руки и оставлял молитву. Через несколько часов сердце начинало охлаждаться, и я опытно ощущал, как его обволакивает что-то чёрное и липкое. Вслед за этим страх обволакивал всё моё тело, каждую клеточку.

Я прекрасно осознавал, что происходит, и с утроенной энергией возвращался к молитве покаяния. Тьма тут же рассеивалась, словно ошпаренная, а вскоре моё сердце вновь начинало «возгреваться».

ПРИЗЫВАНИЕ ИМЕНИ ГОСПОДА

Призывание имени Господа практиковалось новозаветными верующими начиная со дня Пятидесятницы (Деян. 2:21). Когда Стефана побивали камнями, он призывал имя Господа (Деян. 7:59). Новозаветные верующие практиковали призывание Господа (Деян. 9:14; 22:16; 1 Кор. 1:2; 2 Тим. 2:22).

Все ранние святые были людьми, призывавшими Иисуса. Призывание имени Господа было признаком, выделявшим их как христиан. Если мы станем теми, кто призывает имя Господа, наше призывание станет признаком, который покажет, что мы христиане.

Когда апостол Павел писал Послание к римлянам, он подчеркнул вопрос призывания. Он сказал: «Ибо нет различия между иудеем и греком, ибо один и тот же Господь у всех, богатый для всех, кто призывает Его; ибо „всякий, кто призовёт имя Господа, будет спасён“» (Рим. 10:12-13). 

Непрестанная молитва — это результат труда в молитве, который становится естественным и непринужденным. Заповедь святого Павла не ограничивается лишь совершением положенных молитв в определенные часы, но требует всегдашнего хождения перед Богом, посвящения всех дел Ему, всевидящему и вездесущему, и постоянного обращения к Нему с теплом в сердце.

Вся жизнь, во всех ее проявлениях, должна быть пронизана молитвой. Тайна же ее — в любви к Господу. Как невеста, полюбившая жениха, не разлучается с ним ни на минуту, так и душа, сочетавшаяся с Господом любовью, неотступно пребывает с Ним, обращая к Нему теплые и искренние беседы из самого сердца. Как сказано в (1Кор 6:17), «прилепляющийся к Господу есть один дух с Господом».

«Духовник, наставь, посоветуй и вдохнови кающихся и всех христиан всегда в своем сердце через непрестанную молитву сосредотачиваться на имени Иисуса Христа. Эта умная и непрерывная молитва, совершаемая в сердце, доступна не только монахам и отшельникам, но и всем верующим в мире.

Апостол Павел призывает мирян непрестанно молиться: «Непрестанно молитесь» и во время работы, и за едой, и на ходу, и дома, и в пути. Если только они захотят оставить пустые разговоры и сосредоточить свой ум на сердце, то смогут всегда пребывать в молитве».

ЧТО ЗНАЧИТ «ВОЙТИ В КЛЕТЬ СВОЮ»

«Спаситель завещал: войди в клеть свою и молись там Богу Отцу своему втайне». Клеть, согласно толкованию святителя Димитрия Ростовского, символизирует сердце. Таким образом, заповедь Господа призывает нас тайно молиться Богу в сердце, умом. Эта заповедь касается всех христиан.

Теперь вопрос ко всем читающим: что значит «войти в клеть сердца своего»? 

Кто нибудь из вас читающих данную статью, может объяснить это на личном опыте? Думаю, что вряд ли. Как же исполнить то, что завещал Христос всем христианам? Только Иисусовой молитвой мысленной, держа УМ в области сердца, можно благодатью Божией «войти в клеть сердца своего». И никак иначе. А что это значит? Бог не обязывает нас к невозможному. Как и всё доброе, Иисусова молитва должна быть сложной и трудной. Ведь она — источник нашего духовного роста.

Господь сказал: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:26-27).

Если мы изменимся сердцем, то изменится и наш внешний мир, всё вокруг преобразится! Видимый мир — это отражение нашего невидимого сердца. Всё, что происходит внутри нас, впоследствии проявляется и в реальном, видимом мире. Поэтому говорится: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит. 4:23).

Святитель Игнатий Брянчанинов считал, что молитва — это дыхание души христианина. Если мы не молимся, то наш дух замирает, и мы умираем заживо. Часто мы недооцениваем силу и значение молитвы.
Подвижники благочестия предсказывали, что в последние времена враг с особым успехом будет искушать христиан лицемерием и внешним, вещественным образом жизни.

ДУХОВНОЕ СВЯЩЕНСТВО — ЕСТЬ ЦАРСТВЕННОЕ СВЯЩЕНСТВО

Сам Господь Иисус Христос сказал об уверовавших в Него: «Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17—18).

Все мы, христиане, стремящиеся соблюдать заповеди Христовы, облекаемся во Христа в святом крещении и таким образом становимся причастниками Его царственного, пророческого и архиерейского званий.

Учение об этом присутствует в новозаветных текстах. Евангелист Иоанн пишет в Откровении: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр.1:5–6). Апостол Петр говорит: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Пет.2:9). И апостол Павел пишет христианам Рима: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим.12:1).

Все верующие, крещенные во имя Святой Троицы и живущие по воле Святого Триединого Бога, являются священниками, обладая духовным священством. Термин «духовное священство» для нас предпочтительнее всех других (например, «всеобщее», или «мирское», священство), потому что обладать таким священством могут и клирики, и миряне, а также потому, что им обладают не все крещеные, но лишь те, кто соделался обиталищем Святого Триединого Бога. Духовным священством обладают те верующие, которым присуща умная молитва, и главным образом те, которые достигли степени благодати, позволяющей им молиться за весь мир. Таково духовное священнослужение, совершаемое ради вселенной. Молитвы таких людей, которые приносят себя в жертву, молясь за всех, удерживают вселенную и исцеляют людей. Ведь молитва делает их экзорцистами, способными изгонять бесов, которые господствуют в человеческих обществах. Это великий труд тех, кто непрестанно молится обо всем мире.

По словам преподобного Григория, умная молитва – это «тайное священнодействие ума». Характерно его высказывание: «Начало умной молитвы есть очистительное действо или сила Духа Святого и таинственное священнодействие ума» (Добр. Т.5. С.204. Гл.111). Тот, кому достается дар умной молитвы, ощущает в своей душе действие благодати, которая бывает очистительной, просветительной и таинственной. Таково внутреннее священство и внутренняя божественная литургия.

Те, кто достиг этого состояния, являются священниками. Истинное священство – это сердце, движимое Духом и свободное от помыслов. «Истинное священство, еще прежде будущего жития, есть без помыслов сердце, наполненное Духом. Ибо там все совершается и говорится духовно…» (Св Григорий Синаит Добр Т.5 С.181) .

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 2 недели

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 344Регистрация: 30-12-2019