Ветхозаветная религия, несмотря на свое исключительное превосходство над всеми естественными религиями, ввиду своего явно Божественного характера, была только приготовлением к религии христианства.
Независимо от того, как мы к этому относимся, христианство возникло на основе иудаизма и, по сути, является его логическим продолжением. Иудаизм — это религия еврейского народа, поэтому неудивительно, что первыми христианами были также евреи.
Среди них были Иисус Христос, Богородица, Иоанн Креститель, евангелисты Марк, Матфей и Иоанн, а также апостолы Павел, Пётр, Иоанн, Иаков, Матфей, Андрей, Филипп, Фома, Иаков и Иуда, Симон, Варфоломей, Матфий и ещё семьдесят апостолов. Все эти люди воспитывались не в какой-то далёкой стране, а в своих собственных еврейских семьях. Это сформировало их менталитет, который можно охарактеризовать словами пророка Исайи:
«Увы, народ грешный, народ обременённый беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, — повернулись назад» (Ис.1:4).
В Коринфской церкви среди верующих были те, кто, несмотря на свидетельства апостолов о воскресении Христа, всё же считал, что люди после смерти не воскресают. Апостол Павел, объясняя ошибочность таких взглядов, писал в 15 главе Послания Коринфянам:
«Если нет воскресения из мёртвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша».
Если Христос не воскрес, то все усилия проповедовать, поститься, молиться и соблюдать заповеди становятся бессмысленными. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на соблюдение условностей.
Чрез смерть «Христову» мы сделались бессмертными; таковы действия Креста.
В этом отличие христианства от других религий мира. В христианстве нет неопределённой надежды на «может быть», здесь всё ясно и практично. «Если воскресение Христово достоверно, то достоверно и будущее воскресение людей» (1 Кор. 15:12—34).
Христос воскрес — воскреснем и мы.
Поэтому, когда мы говорим о нашем Христе и о спасении, которое Он дарует, мы призываем сомневающихся:
«Проверьте — и увидите! Приходите и убедитесь!»
Каждый может экспериментально убедиться в том, что Христос воскрес. Знаете, как? Если к вам придёт бес, перекрестите его — и он убежит! Зачем бесу бояться креста, если Христос не воскрес? Ну, умер ещё один человек на кресте — и что с того?
Знак креста становится символом победы над демонами только после воскресения Христа. Это знак того, что жертва Христа принята, и мы спасены. Поэтому, если бесы бегут от крестного знамения, значит, Христос действительно воскрес.
Некогда священномученик Киприан спрашивал беса: «Которым оружием возбраняется вам и что ослабляет вашу силу?» Бес отвечал: «Не можем смотреть на крестное знамение, но бежим от него; как огонь, оно опаляет нас и далеко от себя гонит».
Крест, которым себя осеняет верующий, призывает силу Святой Троицы, то есть Сына, Отца и Святого Духа. Когда человек прикладывает троеперстие ко лбу, животу и плечам, он отводит от себя греховные мысли и привлекает Божью благодать, которой очень боятся бесы. Например, преподобный Антоний Великий писал, что демоны страшатся молитвенного жеста, потому что «крестом отъяв у них силу, посрамил их Спаситель».
Сердцем веруем и устами исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, Крестом упразднив смерть, даровал нам в нем живот вечный и что всякий желающий приобщиться сего живота, должен подъять некоего рода свой крест. Вот сокращенно все учение о жизни, даруемой Крестом!
Призывая имя Господа, человек освобождается от злых духов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».
В этом сила «непрестанной» практики Иисусовой молитвы.