В Библии ясно указано, что соблюдение субботы есть залог отношений между Богом и народом Израиля, как напоминание об освобождении их от рабства Египетского. В книге Исход, находим следующее: «И пусть хранят сыны Израилевы субботу, как завет вечный; это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исход 31:16–17).
И созвал Моисей Израиль и сказал им: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их. Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве; не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы. Далее Моисей формулирует десять заповедей для следующих поколений израильтян, объясняя, почему суббота дана народу Израиля: «И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний и свято хранить его». (Второзаконие, 5:15).
Для христиан должно быть понятно, что цель установления субботы для израильтян заключалась в том, чтобы они не забывали о своем египетском рабстве и избавлении от него благодаря Господу. Обратите внимание насколько строгими были требования к соблюдению субботы: «человек, находящийся под законом о субботе, не имел права покидать свой дом в этот день» (Исход 16:29), «не мог разводить огонь» (Исход 35:3) и «не мог заставлять кого-либо работать» (Второзаконие 5:14). Нарушителей субботнего закона подлежали смерти (Исход 31:15; Числа 15:32-35).
ДОЛЖНЫ ЛИ ХРИСТИАНЕ СОБЛЮДАТЬ ДЕНЬ СУББОТНИЙ?
Суббота установлена для народа Израиля, а не для Новозаветной церкви. Суббота входит в состав Ветхозаветного закона, от которого христиане освобождены Христом (Галатам 4:1-26; Римлянам 6:14).
Христос упразднил иудейскую субботу на кресте, «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас» (Колоссянам 2:14).
«Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам, или хотите еще снова поработить себя им?» (Галатам 4:9-10).
В сочинениях христиан первых веков почитание воскресного дня предстаёт как повсеместная общепризнанная традиция. Схожие мысли содержатся в «Послании апостола Варнавы» (II в.): «мы в радости проводим восьмой день, в который Иисус воскрес из мёртвых».
Также любопытен отрывок из письма римского государственного деятеля Плиния-младшего (II в.) о том, что христиане «в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога».
Это свидетельство соответствует Священному Писанию и Преданию. Так, евангелист Марк пишет, что жёны-мироносицы пришли ко гробу Христа в воскресенье «весьма рано», «при восходе солнца» (Мк.16:2), а апостол Иоанн уточняет, что это произошло «рано, когда было ещё темно» (Ин.20:1).
Первые христиане «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога» (Деян.2:46-47). Как сказано в первом правиле Феофила Александрийского (IV в.), «и обычай и долг требуют чтить воскресный день и праздновать оный: понеже в сей день Господь наш Иисус Христос проявил нам воскресение из мертвых».
Так, 20 правило Первого Вселенского собора запрещает в воскресенье преклонять колена. 18 правило Гангрского собора ( 340 г.) и 64 правило «Апостольских постановлений» возбраняли поститься в воскресный день. 11 правило Сардикийского собора (340-е гг.) гласит: «если кто из мирянин, пребывая во граде, в три воскресных дня, в продолжение трёх седмиц, не придёт в собрание, да будет удалён от общения церковного». 29 правило Лаодикийского собора (IV в.) предписывало «день воскресный преимущественно праздновать». Карфагенский собор (419 г.) в 72 правиле запрещает зрелища и игры «в день воскресный».
Спаситель отменяет и временные, и пространственные ограничения в поклонении Богу: «наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин.4:21). Таким образом, в Православной Церкви соборное служение Богу (литургия) совершается ежедневно и повсеместно. Воскресенье выделяется в седмичном круге не как единственный день для освящения и поклонения, а как праздничный день.
О ДЕСЯТИНЕ
Ветхозаветная десятина являлась способом выражения благодарности Богу за всё, что человек имел, а также признанием того, что Господь является владельцем всего.
Почитание Господа материальными благами в Ветхозаветные времена являлось неотъемлемой частью поклонения: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» (Притч.3:9-10)
В Новом Завете нет ни одного стиха, который бы заповедовал христианам отдавать десятину – 10% от своего дохода. Однако Новый Завет не отрицает ветхозаветный принцип «спонсирования» служителей. Как и в Ветхозаветные времена Божьи служители имели право существовать от десятины, так же и служители Нового Завета имеют право жить от благовествования.
Сам Господь Иисус, когда посылал Своих учеников проповедовать, заповедал им следующее: Мф.10:9-10 «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания».
И Слово Божье призывает нас делиться: Гал.6:6 «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим». 1Тим.5:17-18 «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей».
Обратите внимание на то, что апостолы, будучи служителями Нового Завета, касаясь финансовых вопросов служения, ссылались на Ветхий Завет и цитировали Ветхозаветный принцип: «не заграждай рта у вола молотящего». «Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1Тим.5:18, 1Кор.9:9).
Вы никогда не задумывались, почему апостолы в этом вопросе руководствовались ветхозаветным принципом?
Ответ прост:
Закон никто не отменял. Об этом же сказал сам Господь Иисус в (Мф.5:17) «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».
Сегодня некоторые утверждают, что поскольку в Новом Завете нигде нет повеления о десятине, то он отменяет Ветхозаветную десятину. Но сам факт, что заповеди о десятине в Новом Завете нет, должно заставить нас задуматься, а случайно ли это? Нет, не случайно.
Мы видим, что учение о десятине не ограничивается повелением Ветхозаветного Закона. А стало быть, учение о десятине не может быть отменено Новым Заветом.
Слово Божье призывает нас быть щедрыми и доброхотными в своих даяниях: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. (2Кор.9:6-11)».
автор: (Виктор Шипилов)