Для начала давайте разберемся для чего необходим верующему Рождественский пост? Ответ —  Рождественский пост установлен для того, чтобы христиане ко дню Рождества  Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом.

Заповедь поста является первой, что дано первозданному человеку в Эдеме. Человек состоит из духа, души и тела. И дух и душа в повседневной жизни находятся в угнетенном, подавленном состоянии — властвует тело над душой с его потребностями, привычками, удовольствиями. Для того, чтобы дать духу свободу в устремлении к Богу, необходимо «утеснить» свою плоть постной снедью.

Рождество для верующих — это завершение Ветхого Завета и начало Нового Завета. Это то, чего ожидали ветхозаветные праведники, и еврейский народ, сохранившие веру в истинного Бога. Это событие, изменившее судьбу человеческого рода, начало спасения.

Ветхозаветные верующие опытно усвоили — обильная животная пища и разнообразные гастрономические удовольствия мешают не только умственной, но и духовной составляющей, расслабляют тело, делают человека невосприимчивым к духовной жизни. Равнодушие в духовной жизни — явление тревожное, и если человек заметил у себя такое состояние, надо срочно принимать меры. К сожалению, это явление встречается повсеместно. Мы живём в такое время, когда верующие часто не имеют грамотного духовного руководства. Это влечёт за собой неизбежные ошибки в духовной жизни, которые приводят к апатичному, безразличному состоянию. У человека опускаются руки, он разочаровывается в Церкви и вере — это прямые следствия таких ошибок.

Вера и духовная жизнь — это процесс, а не какое-то статическое состояние. У многих людей апатия и равнодушие приходят только потому, что они остановились в своем духовном развитии.

Приведу пример:

«Я всегда считал себя неплохим человеком. Да, у меня были смертные грехи, но я искренне раскаялся в них и решил больше не повторять. После этого, как мне казалось, начал вести христианскую жизнь: молился утром и вечером, а иногда и днём, постился, исповедовался и причащался каждый месяц, посещал службы в храме и, на первый взгляд, не совершал ничего по-настоящему плохого. Однако в последнее время, возможно, под влиянием чтения святоотеческой литературы, начал осознавать, что всё это было лишь лицемерным исполнением внешних норм. Внутри меня оказалось множество страстей, которые я даже не пытался скрыть. Среди них были самые пагубные: Гордость, проявляющаяся в раздражении на окружающих, прекословии даже начальству на работе, непринятии чужого мнения и спорах. Тщеславие — трудно что-либо сделать без мыслей о похвале и людском мнении. Осуждение — невозможно даже взглянуть на человека без осуждения. Самомнение. Неприязнь к некоторым людям. Злоба. Чувство, что внутри нет искреннего добра и любви ни к кому, даже к самым близким. Даже молитвы в храме и дома оказались бесплодными, кажется что гордый ум противится словам молитвы и происходит некое губошлепство, а не молитва«.

Состояние, о котором мы говорим, ненормально, но оно неизбежно. Мы ведь, как правило, слабые и часто невежественные, и поэтому должны периодически переживать кризисы веры, чтобы осознать свою немощь и обратиться ко Христу. Ведь только Он может помочь наполнить всё смыслом и оживить. Но прежде нужно честно взглянуть на своё духовное состояние, осознать что мы остановились в духовном развитии. Кризисный период — это явление и плохое, и хорошее, потому что после него, если мы всё правильно осознаем, начинается обновлённая духовная жизнь.

Священное Писание представляет нам жизнь верующего человека как постоянное развитие, как рост, обучение, стремление к чему-то, возрастание. То есть постоянный процесс развития. Апостол Павел пишет:

«Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе«. (Послание к Филиппийцам 3 глава)

Апостол Павел пишет, что, несмотря на благородное иудейское происхождение, несмотря на то прекрасное образование, которое он получил, несмотря на то, что уже впоследствии он совершил такой большой труд в лоне христианской церкви, он говорит, что он не хочет останавливаться на достигнутом.

«У меня есть цель, — пишет Павел, — я хочу достичь воскресения мертвых, я хочу, чтобы это было достойное воскресение с наградой, с радостью, чтобы потом не постыдиться, чтобы достичь высшего звания«. Он говорит, что хочет достичь высшего звания.

Жизнь спортсмена предполагает тренировки. Тренировки — это то, когда человек уделяет определенное время для того, чтобы находиться в хорошей спортивной форме. Он убирает все, что ему препятствует сохранять хорошую форму.

Священное Писание представляет нам жизнь человека верующего как постоянный рост, как постоянное развитие, обучение, возрастание, возгревание даров, стремление к цели, даже духовные тренировки и упражнения. В Библии нет учения об остановке после обращения, о бездействии, о успокоенности, о том, что надо опустить руки, плыть по течению, расслабляться.

Но почему же в жизни верующего человека возникает духовный застой, состояние безразличия? Может быть, когда все как-то остановилось и нет желания вообще никуда дальше двигаться, что-либо делать, к чему-то стремиться, что-то менять. У некоторых это даже перерастает в какое-то долговременное такое состояние. Причем, я бы сказал, это не какие-то грешащие верующие, не какие-то хромающие на обе ноги или, может быть, поверхностно уверовавшие, но это воцерковленные верующие, спасенные, возрожденные.

И первая причина, на мой взгляд, по которой верующий человек может остановиться и не желать идти дальше, это нежелание выходить из зоны комфорта, связанной с духовной незрелостью. То есть верующий человек достиг определенного духовного возраста. Он от младенца начал двигаться и дошел до такого состояния, как духовная подростковость. А дальше его все устраивает. Он решил, что он уже все знает, все умеет, всему научился.

И верующий, достигший подросткового духовного возраста, просто не хочет идти дальше и не хочет расти, двигаться. Он привык довольствоваться тем, что он уже понял.

Павел пишет Коринфянской церкви: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое». (1-е послание Коринфянам 13 глава)

То есть он говорит, что духовно незрелый человек мыслит незрело, поступает незрело. А незрелость означает, что он выбирает только то, что ему удобно. То есть незрелость, она проявляется в том, что человек выбирает то, что ему удобно. Ему хорошо и все.

Господь удивительнейшим образом устроил наш мир. Человек нуждается и в постоянстве, и в обновлении. Бог сочетал это в повторении различных циклов нашей жизни: день и ночь, времена года, церковные праздники. У нас есть возможность осмыслять снова и снова и Пасху, и Рождество, и периоды постов. Мы делаем это регулярно, чтобы более глубоко понять смысл. Движемся вперёд, но всё время возвращаемся к тому, что было — на другом качественном уровне. За это нужно быть всегда благодарными Богу.

Духовная зрелость – это та цель, которой христианин идет на протяжении всей жизни. Это не означает, что если вам много лет, вы уже пришли, вы также еще в пути.

Телесный пост и есть выход из зоны комфорта, из подросткового возраста для обуздания телесных страстей, языка и сердца. Избавление от гордыни и строптивости, по учению святых отцов, без поста невозможны. Телесный пост влияет на состояние души, освобождает дух человека от привязанности к вещественному, от постоянной обращённости к земному. Сознательное самоограничение служит средством достижения духовной свободы. Если мы не ограничиваем себя телесным постом, плоть начинает властвовать над духом, подавлять духовное, в человеке берет верх животное начало.

НУЖЕН ЛИ БОГУ ПОСТ?

Пост нужен человеку, а не Богу, поэтому каждый христианин сам решает, соблюдать его или нет. Однако стоит помнить, что в библейские времена верующие постились, чтобы через воздержание выразить своё раскаяние в грехах и заслужить Божью благосклонность.

И ЕЩЕ:

Каждый водитель знает, что после определённого пробега автомобилю необходима диагностика, включая замену масла. Если этого не делать, последствия могут быть серьёзными.

В моторе могут появиться коррозия, ухудшение отвода тепла, уменьшение трения, нагар и другие отложения. Из-за этого возникают проблемы с запуском, а на внутренних поверхностях мотора образуются маслянистые отложения, которые забивают каналы и приводят к выходу из строя силового агрегата. В таком случае потребуется дорогостоящий капитальный ремонт.

Человек — это своего рода двигатель, но более сложный. Для поддержания чистоты и порядка в организме необходимо устраивать постные дни в году, чтобы организм мог очиститься от всего лишнего и зашлакованного. Если этого не делать, тело начинает преждевременно стареть, внутренние органы болят, а человек чувствует себя нехорошо.

Наши бабушки, которые питались постной едой в годы лихолетья, в среднем прожили 100 лет.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Рождественский пост — это один из самых древних христианских постов. Его история берёт своё начало в IV веке, когда о нём писали Августин Блаженный, Амвросий Медиоланский и Филастрий. Веком позже о нём упоминается в трудах святителя Льва I Великого Римского.

Первоначально Рождественский пост длился семь дней. Однако в 1166 году благодаря усилиям патриарха Луки Хрисоверга его продолжительность увеличилась до 40 дней.

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ

Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Церковь установила определённые периоды воздержания от мясной пищи не для того, чтобы мясо считалось грехом или чем-то нечистым, а чтобы дать возможность нашим телам отдохнуть от обилия мясной пищи и остыть, питаясь растительной во время постов».

По мнению святителя, отказ от мяса при необходимости или болезни является предрассудком, свойственным русскому народу, который иногда слишком строго относится к соблюдению традиций.

В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МОНАШЕСКОГО ПОСТА ОТ МИРСКОГО

В чинопоследовании монашеского пострига игумен в первую очередь спрашивает постригаемого: «Что пришёл еси…?» И тот отвечает: «Желая жития постнического, честный отче», подтверждая, что первая цель, ради которой монах принимает постриг, — жизнь в непрестанном посте.

Именно поэтому монахи не едят мясо, заменяя его рыбой. Пост для такого монаха протекает гораздо легче. В скоромные дни он обязательно двухразовый, а также может позволить себе небольшой перекус — выпить чаю.

Мирянин же, обременённый семейными узами, работая как загнанная лошадь и обложенный кредитами, часто имеет искажённый рацион питания. Утром он завтракает на бегу, в обед перекусывает бутербродами, а вечером ест то, что приготовила жена. Основа рациона мужчины — мясо и мясные изделия (колбасы, котлеты, потроха, и.т.д.).

Начало поста для мирянина — это словно восхождение на эшафот. В редких семьях все верующие, чаще всего только один человек. Именно в этом сложность начинания поста для мирянина — делать усилия над собой, ограничивая желания, когда на кухне готовится скоромная еда, а холодильник загружен скоромной пищей. В продуктовых магазинах полки ломятся от ассортимента, а ты в это время на постном питании. Монашество и рядом не стояло.

Поэтому наставлять мирян должны не монахи, а те миряне, у которых многолетний опыт постов. Такой мирянин порекомендует вначале неофиту отказаться от малого, например, от мяса, а остальное есть. Следующим продолжительным постом ограничить мясные и молочные продукты, а рыбу есть все дни поста. С каждым постом постепенно себя ограничивать, и пост начнёт приносить видимую пользу, а не страдания мученика.

СКОРО НОВЫЙ ГОД

Наверное, каждый, кто хотя бы раз пытался следовать правилам Рождественского поста, задавался вопросом: как быть с новогодними праздниками? Ведь даже у самых воцерковлённых людей есть родные и близкие, для которых Новый год — это любимый семейный праздник, от которого они не готовы отказаться. Как и от ставших «традиционными» блюд: салата оливье, селёдки под шубой, шампанского, мандаринов из Абхазии и новогодней ёлки. Пусть даже искусственной, но она создаёт атмосферу праздника и вызывает тёплую ностальгию по детству, когда мы ждали подарков от Деда Мороза и Снегурочки.

ОТКУДА ПОШЛА ТРАДИЦИЯ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА НА РУСИ

До реформ Петра I в России не было традиции отмечать 1 января. Однако царь Пётр Алексеевич, который ввёл гражданское летосчисление не «от Адама», а на западный манер, от Рождества Христова, решил, что в этот день все должны веселиться. Он приказал наряжаться, пить алкоголь, петь песни и гадать.

По словам царя, веселье должно было быть «рьяным», а те, кто не хотел веселиться, должны были получать наказание. Этот приказ не понравился Православной церкви, но немногие осмелились выступить против царя.

После смерти Петра I новогодние празднования стали неофициальными, но к началу XX века они стали частью рождественских торжеств. Революция 1917 года изменила устои. Сначала календарная реформа сместила Новый год на время Рождественского поста, а с конца 1920-х большевики полностью отменили празднование Рождества Христова.

С 1948 года 1 января стал официальным выходным днём. Вернулся и Дед Мороз, который появился в Российской империи только в XIX веке, по аналогии с западным Санта-Клаусом (в XIX веке его пытались назвать «Святым Николаем», но эта традиция не прижилась).

Образ Снегурочки как неизменной спутницы Деда Мороза — это чисто советская, сталинская традиция. До 1937 года её не было. На новогодней ёлке в Московском Доме Союзов эти два сказочных персонажа появились вместе, и с тех пор они уже не расставались.

КОНСТИТУЦИЯ – ЗАКОН, ПО НЕМУ МЫ ВСЕ ЖИВЕМ!

Стоит ли верующим людям отмечать Новый год, который приходится на время Рождественского поста? Каждый год в храмах священникам задают один и тот же вопрос: как быть с питанием в новогоднюю ночь?

Ответ очевиден: Новый год — это государственный праздник, и в первой статье Конституции России закреплено, что Россияне живут в демократическом федеративном правовом государстве. Поэтому мы отмечаем Новый год, но при этом продолжаем подготовку к Рождеству Христову, следуя принципу «Богу Божие, кесарю кесарево».

За более чем 20 лет воцерковления в моей семье сложился особый ритуал, связанный с накрытием праздничного стола в новогоднюю ночь. После 33 дней Рождественского поста, который начинается 28 ноября, небольшое послабление телесного воздержания в эту ночь не навредит христианину.

Каждый год в 20 часов вечера мы собираемся все вместе за столом — зять, дочка, внучки, сваха — и поздравляем друг друга с наступающим Новым годом. В этот вечер позволяю себе некоторые послабления: выпиваю немного вина, ем бутерброды с икрой и рыбой, кальмары и не отказываюсь от рыбы (жареной, вареной, тушеной, селедки и т. д.). Оливье само собой, если будет что либо мясное, ем мясное. Одним словом, ем все, что выставлено на праздничном столе — ни в чем себя не ограничиваю. Надо помнить что пост для человека, а не человек для поста.

Ближе к полуночи разъезжаемся по своим домам, чтобы там дождаться боя курантов. В полночь, когда начнут бить куранты, нужно попросить у Господа прощения за грехи прошлого года, перекреститься и с окончанием боя поблагодарить Его за прошедший год и за наступающий, сказав: «Слава Боже Тебе за все!» — трижды. После этого можно приложиться и шампанского, или вина.

О ГРУБОМ СУЕВЕРИИ, УТРАТЕ ИСТИННОГО ХРИСТИАНСТВА, И ПРИВЕРЖЕННОСТИ К ВНЕШНЕЙ ФОРМЕ РУССКОГО НАРОДА 

Дорогая сестра,

Я получил твоё письмо от 12 ноября и решил написать ещё раз на этой неделе, чтобы ты могла немного развлечься во время лечения и уединения.

Обязательно ешь говяжий бульон и другую мясную пищу, которая необходима твоему телу. Церковь в определённые периоды призывает воздерживаться от мясной пищи, чтобы не перегружать организм и давать ему возможность отдохнуть на растительной диете. Это не связано с тем, что употребление мяса само по себе является грехом или нечистотой. Поэтому отказ от мяса в случае необходимости или болезни — это всего лишь предрассудок, который часто встречается у русских людей.

В России многие относятся к христианской вере поверхностно и неглубоко. Они стремятся познать Христа через семинарии и академии, которые не были установлены Христом, но при этом забывают о необходимости очищения души через святые подвиги, заповеданные самим Христом. В результате они остаются вне истинных, живых понятий о вере.

Какое христианское образование мы можем найти в России? В простом народе — излишнюю скрупулезность во всём вещественном, что привело к расколам. В образованном обществе к этому недостатку добавляется небрежение к форме, которое странно сочетается с врождённым уважением к этой же форме.

Вы можете встретить человека, который получил современное образование, заимствованное из развращённой Европы. Он умеет вести себя на балу или в дипломатическом салоне, имеет свои взгляды на многие вопросы, но при этом относится к религии с неверием и скептицизмом. Рядом с философским скептицизмом Европы можно встретить грубые суеверия, которые кажутся смешными. Например, он ни за что не сядет за стол тринадцатым, очень обеспокоится, если соль будет просыпана, и будет плеваться при встрече с попом или монахом. В человеке, который хвалится своим разумом, могут сочетаться две крайности: неверие и суеверие.

Где же чистая, святая вера? Её нет ни в слепых приверженцах формы, ни в превозносящемся разуме и премудрости человеческой, которые отвергаются Богом. Вера — это око, которым человеческий ум может увидеть и узреть Святую Истину. Она ведёт человека по узкому и прискорбному пути, который ведёт в жизнь, по пути, который почти безлюден и по которому идут лишь немногие. По этому пути ведёт нас Евангелие.

Подробное изучение христианской веры и всего, что ведёт к точному познанию Христова учения, помогает разрешить множество недоумений, рождённых неверием и суеверием. Церковная история сохранила нам следующее событие времён первых христиан.

На острове Кипр жил великий святой епископ Спиридон Тримифунтский, который жил в конце третьего и начале четвёртого столетия и присутствовал на первом Никейском Соборе. В Четьих Минеях есть его житие (см. первые числа декабря).

На первой неделе Великого поста, в пятницу, к нему пришёл странник-христианин. При епископе жила его дочь. Епископ спросил её: «Нет ли у нас чего-нибудь, чем мы можем угостить странника?» Дочь ответила: «Отец мой! Ты не вкушаешь ничего в эту неделю, и я стараюсь подражать тебе, поэтому у нас нет никакой приготовленной пищи. Но есть остаток свиных мяс от мясоеда». Епископ сказал: «Поставь это мясо на стол и приготовь нам трапезу». Дочь исполнила приказание отца, и угодник Божий пригласил к столу своего гостя и сам сел с ним, чтобы поесть. Странник сказал: «Я христианин и не ем мясного в Великий пост». Епископ ответил ему: «Потому-то что ты христианин, а не жид, ты и должен есть: мы воздерживаемся от мяса не потому, что оно нечисто, или чтобы в этом была какая-то добродетель, как воздерживаются от них жиды, но чтобы наши тела не отягчились объедением и пьянством».

Эта повесть содержится в одной из моих драгоценных книг, в которых много интересных и полезных событий и преданий первенствующей Христовой Церкви.

Как древние христиане ставили превыше всего Евангельскую заповедь, а по ней уже чтили и Церковное предание!

Преподобный Кассиан, отец 4-го века, странствуя по Египту, пришёл в постный день к одному святому пустынножителю. Пустынножитель предоставил ему трапезу с некоторым отступлением от постного строго устава. Уходя от старца, св. Кассиан спросил его: «Почему иноки в Египте разрешают пост для посетителей, между тем как иноки Сирии этого не делают?» (Иноки Египта, а между ними иноки Скита, почитались, и справедливо, возвышеннейшими по святости и духовному разуму иноками во всём мире). Пустынножитель ответил: «Пост — моё; когда захочу, могу его иметь; а принимая братьев и отцов, мы принимаем Христа, Который сказал: «Приемляй вас, Мене приемлет, и: не могут сыновобрачные поститися дондеже с ними Жених. Егда же отыдет Жених, тогда постятся». Вот истинное понятие о учении Христовом!  (Свт. Игнатий Брянчанинов)

автор: Виктор Шипилов

Автор публикации

не в сети 21 минута

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 350Регистрация: 30-12-2019