Адам в Раю познал сладость любви Божией, и потому, когда был изгнан из Рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал на всю пустыню. Душа его терзалась от мысли: «любимого Бога я оскорбил». Не так жалел он о Рае и красоте его, как о том, что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу. Адам болел душою и много слез проливал он от скорби.
«Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: помилуй меня, падшего!»
Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны его; звери и птицы замолкали в печали; а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь. Велика была скорбь Адама по изгнании из рая, но когда он увидел сына своего Авеля, убитого братом — Каином, то еще большею стала скорбь его, и он мучился душою, и рыдал, и думал: «от меня произойдут и размножатся народы, и все будут страдать и жить во вражде и убивать друг друга».
R.S. Ученым давно не дает покоя вопрос — возможно ли, что один мужчина и одна женщина были первыми обитателями Земли и прямыми прародителями всего человечества. Споры между богословами и учёными ведутся не первое столетие. Современные методы анализа ДНК подтверждают библейское повествование об Адаме и Еве. 
Эксперты проанализировали штрих-коды более пяти миллионов животных, принадлежащих к 10 000 различным видам, населяющим Землю, и пришли к выводу, что несколько тысяч лет назад имела место некая катастрофа, которая привела к вымиранию всего живого. В результате на планете осталось «каждой твари по паре», и от этих пар зародились новые виды. Это служит подтверждением библейской истории о Ноевом ковчеге.

УСТНОЕ И ПИСЬМЕННОЕ ИУДЕЙСКОЕ ПРЕДАНИЕ 

Апостол Павел пишет: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15). В этом месте апостольского послания обозначаются две формы передачи истины – устная и письменная.
Согласно иудейскому и христианскому преданию, священная ветхозаветная литература берёт своё начало со времён Моисея, который считается первым богодухновенным автором Ветхого Завета. Однако прежде чем говорить о богодухновенных писаниях Моисея, важно рассмотреть, как в народной памяти сохранялись воспоминания о древних событиях.
Общепризнанным способом сохранения информации о давних событиях было устное предание, которое передавалось из поколения в поколение без изменений. В древности память древних народов была крепкой и сохраняла полученные знания на долгое время. Согласно ветхозаветной хронологии, древнейшие предания передавались через небольшое количество поколений до Моисея из-за необычайного долголетия патриархов. Например, до потопа это предание могло сохраниться лишь через два-три поколения: Ада дожил до отца Ноева, Ламеха, и, тем более, до его деда, Еноха, а Енох передал свои знания своему внуку Ною (Быт. 5 гл.).
В послепотопный период также было мало людей, способных сохранить устные предания. Сын Ноя, Сим, в старости был современником Евера, а Евер — Нахора, который, в свою очередь, был современником Фарры и Авраама (Быт. 11). Среди семьи Авраама, до того как Иаков поселился в Египте, предание, несомненно, сохранялось неизменным.
Таким образом, устные предания о древнейших временах и событиях передавались из поколения в поколение благодаря народной памяти. Однако с течением времени древние народы перестали довольствоваться только устными традициями и начали постепенно разрабатывать письменные знаки.
Древнееврейский алфавит, известный как сиро-финикийский, использовался в царствах Израиль и Иудея, а также по всему Ханаану в период с X по VII век до нашей эры.
В то время, когда евреи находились в Египте, искусство письма и книжность были распространены не только в этой стране, но и в Малой Азии, и даже у племен, населявших Аравийскую пустыню. При Иисусе Навине у хананеев был город Кириат-Сефер (Нав. 15:15–16), который, очевидно, был назван так из-за множества письменных памятников, находившихся в нём. Телль-Амарнские и другие памятники подтверждают, что среди других народов Азии в то время была развита грамотность и существовали постоянные международные письменные связи.
Сиро-финикийский алфавит, заимствованный евреями у малоазийских народов, оставался неизменным на протяжении многих веков. Моисей использовал его как общеупотребительный, и все другие ветхозаветные писатели также пользовались им. Поэтому в ветхозаветных книгах не говорится об изобретении этого алфавита ни Моисеем, ни его предшественниками.
 После вавилонского пленения евреи постепенно отказались от финикийского алфавита и перешли на «квадратную» форму арамейского письма. Этот «квадратный» вариант арамейского языка стал основой для создания еврейского алфавита во времена Второго Храма. Он оставался основным языком еврейского законодательства, священных писаний и науки.
Согласно Торе, Бог передал Моисею скрижали с Десятью Заветами, которые были начертаны на каменных скрижалях. В книге Исход (32:16) говорится, что эти скрижали были созданы Богом и текст на них был написан Его рукой. Первые книги Библии были записаны еврейским квадратным письмом, и этот стиль написания букв сохранился до наших дней.
Причина использования квадратного шрифта объясняется просто: в те времена ещё не было бумаги, и тексты высекали на камне или писали на хрупком папирусе или глиняных табличках. Квадратный шрифт был наиболее удобным для этих материалов.
Евреи писали справа налево и обходились без гласных по тем же причинам: правшам было удобнее высекать цидулки на ближайшей скале именно в этом направлении, а также чтобы сэкономить ценное место.
Еврейский алфавит также использовался для записи иврита во время его возрождения в качестве повседневного современного языка в XVIII-XIX веках.
В БИБЛИИ ПРИСУТСТВУЕТ ВЫРАЖЕНИЕ «ХОДИТЬ ПРЕД БОГОМ» —  ЧТО ОНО ОЗНАЧАЕТ?
«Путь, указанный нам отцами, лежит от внешнего к внутреннему: от внимания к помыслам и непрестанной молитве. Тот, кто следует этому пути, тот на правильном пути, ведь христианская жизнь — это жизнь внутренняя. Так утверждают святые отцы».

Практика призывания имени Господа зародилась в глубокой древности, в третьем поколении человечества. Когда у Сифа родился Енос, как гласит Писание, «начали призывать имя Господа» (Быт. 4:26). Это произошло в то время, когда Сиф отделился от дома Каина, и с тех пор род его стали называть по имени Господа, то есть «праведным народом Господним», или «Сынами Божиими».

Когда Господь явился Аврааму, он сказал ему: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю Мой завет между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя» (Быт. 17:1-2).
О Енохе говорится: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его… ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Быт. 5:24, Евр. 11:5).
В то время как поколение Каина основывало города, изобретало светские ремёсла и искусства, закладывая первый камень мирского могущества, забывших о Боге и думающих только о мирских выгодах и удовольствиях, племя Сифа, призывая Бога, закладывало основу Царству Божию на земле — зарождению Церкви как общества людей, объединенных верой в Искупителя (Иегову) и надеждой на избавление через Него. Иными словами, началось «общественное» богослужение, где и зародилась в «Сынах Божиих» практика призывания имени Господа.

Вот что сообщает Иосиф Флавий: «Потомки Сифа пребывали в продолжение семи поколений в непоколебимой вере, что Господь Бог владыка всего существующего, и были всецело преданы добродетели. Затем, с течением времени, стали уклоняться от отцовских обычаев в сторону зла».

Казалось бы, если речь идёт всего лишь о том, что потомки Сифа стали брать себе в жёны девушек из потомков Каина, что особенного в таком поведении, почему оно должно приводиться как образец нечестия?

Златоуст поясняет: «они устремились к этому делу не по желанию чадородия, но по неумеренной похоти… красота лица была для них причиною блудодеяния и необузданности».

ПОСЛЕПОТОПНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Ной являлся примером праведности и непорочности: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9). 

Ной был представителем десятого поколения после Адама. В те времена люди жили очень долго, порой достигая нескольких сотен лет. Поэтому отец Ноя, Ламех, согласно Библии, был младшим современником самого первого человека Адама. Адам и Ева после изгнания из Рая, находились в отчаянном состоянии, поскольку потеряли Божественную благодать, которая делала их блаженными. Все, что им оставалось, – просить Господа помиловать их.

Во времена Ноя было немало тех, кто помнил праотца Адама: помимо Ламеха, это Мафусал, Иаред, Малелеил, Каинан, Енос и, возможно, другие, чьи имена не сохранились в Книге Бытия. Ной слышал о трагедии грехопадения, произошедшей в начале мира, от тех, кто общался непосредственно с прародителем Адамом.

Именно через Ноя и его сыновей, вначале Аврааму, как отцу и родоначальнику нового поколения верующих, а затем через Исаака, Иакова, Иосифа и.т.д., передался допотопный опыт практики призывания имени Господа. Это наглядно отражено в Псалтири, где находим внутреннюю мысленную молитву, которой молился сам Давид: «Вси языци» – язычниками названы многоглаголивые и многокозненные демоны – «обыдоша мя», – говорит Давид, – «именем Господним противляхся им: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии, и именем Господним противляхся им» (Пс. 117, 10–12).

Давид ходил перед Богом и «хранил Господь Давида везде, куда он ни ходил» (2 Цар.8:6). Стремление Давида ходить пред Богом выражено в псалмах: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15:8); «Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих и, на Господа уповая, не изнемогу» (Пс. 25:1); «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс. 118:1) «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря,- и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138: 7-10); «И будут слова уст моих и помышление сердца моего всегда благоугодны пред Тобою, Господи, Помощник мой и Избавитель мой!» (Пс. 18:15).
Сын Давида, царь Соломон, говорил об отце: «…Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою…» (3 Цар. 3:6).

Откуда, в таком случае, Давид усвоил мысленную внутреннюю молитву, которой постоянно молился. «Вси языци» – язычниками названы многоглаголивые и многокозненные демоны – «обыдоша мя», – говорит Давид, – «именем Господним противляхся им: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии, и именем Господним противляхся им» (Пс. 117, 10–12).

Что означает «ходить пред Богом»? Это значит «когда можно видеть Господа перед собой без образа, с чистой мыслью». Именно такое состояние и называется «хождением пред Богом». К этому призывают нас святые отцы: «Именем Иисуса бей врагов, так как ни на небе, ни на земле нет никакого более крепкого оружия». 
Священное Писание призывает христиан «непрестанно молиться» (1 Сол. 5, 17). В своих посланиях апостол Павел также призывает нас пребывать в молитве (Рим. 12, 12) и терпеливо переносить её, «бодрствуя в ней» (Кол. 4, 2).
Сам Спаситель учит нас постоянству и неотступности в молитве, приводя в пример историю о вдовице, которая своей неотступностью в мольбах смогла убедить неправедного судью (Лк. 18, 1 и далее).
Непрестанная молитва — это не просто рекомендация, а неотъемлемая часть христианского духа. Как говорит апостол, жизнь христианина «сокровенна со Христом в Боге» (Кол. 3, 3). Мы должны постоянно пребывать в Боге, внимая Ему и ощущая Его присутствие, что и есть непрестанная молитва.
Христианин — это храм Божий, в котором живёт Дух Божий (1 Кор. 3:16, 6:19; Рим. 8:9). Этот Дух всегда пребывает в нас и ходатайствует за нас, молясь о нас «воздыханиями неизглаголанными» (Рим. 8, 26). Он учит нас непрестанной молитве, и мы должны следовать этому примеру.
Бог не имеет зримого облика, и потому ищущие истину стремятся достичь такого духовного состояния, когда они способны воспринимать Господа без каких-либо мысленных образов, лишь посредством ясной и чистой мысли. Это и есть вершина совершенства, и это есть хождение пред Богом. Этим путём ходили допотопные святые (праотцы), которые, согласно Библии, считались образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона. Ходили этим путём ветхозаветные праведники, возвещавшие волю Бога современникам. Шли этим путём и новозаветные святые. И нашему времени следует устремляться вслед всем святым.

МОЛЕНИЕ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВОЙ ВОЗРОЖДЕНО ХРИСТОМ

Адам плачет Богу: «Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшего!» Господь поистине Милостивый и Щедрый, поскольку зов Адама не был в пустоту. Иисус Христос – ответ на молитвы Адама и всего человечества в его лице.

Не зря Адам вопиет, поскольку Иисус Христос сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7: 7–8).

Молитва Иисусова — это божественное установление, данное не через пророка, апостола или ангела, а непосредственно Самим Сыном Божиим и Богом. После Тайной вечери, в числе прочих возвышенных и окончательных заповедей и завещаний, Господь Иисус Христос установил этот способ моления как новый, необычный дар, который имеет безмерную ценность.

О том, насколько широко была известна молитва Иисусова, свидетельствует древнее церковное постановление, предписывающее неграмотным людям заменять все молитвословия одной лишь этой молитвой.
В Новом Завете о призывании имени Господа впервые упоминается в книге Деяний (2:21), где апостол Пётр цитирует ветхозаветного пророка Иоиля: «И будет, что всякий, кто призовёт имя Господа, будет спасён». В контексте Нового Завета имя Господа — это Иисус.

Первые христиане повсеместно практиковали призывание имени Иисуса. В книге Деяний говорится, что Савл, до своего обращения и становления апостолом Павлом, преследовал верующих и имел власть связывать всех, кто призывает имя Господа. Савл находил и хватал верующих, потому что слышал, как они произносят имя Иисуса. Это показывает, насколько распространенной была практика призывания Господа среди верующих в те времена.

После своего спасения апостол Павел неустанно призывал имя Господа, уделяя этому особое внимание в своих посланиях. В частности, в (1 Коринфянам 1:2) он обращается к верующим с такими словами: «Церкви Божьей, которая находится в Коринфе, освящённым во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми, кто призывает имя нашего Господа Иисуса Христа во всяком месте — Который есть их и наш». Этот стих свидетельствует о том, что первые христиане призывали имя Господа повсеместно.

Практика призывания имени Господа приносит пользу тем, кто обращается к Нему с молитвой: «Если ты исповедуешь Иисуса Господом в своём сердце и уверуешь, что Бог воскресил Его из мёртвых, то будешь спасён» (Римлянам 10:9).

Апостол Павел продолжает: «Ибо нет различия между иудеем и греком, ибо один и тот же Господь у всех, богатый для всех, кто призывает Его. «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян.2:21)».
«Именем Иисуса бей супостатов: потому что ни на небе, ни на земле нет оружия более крепкого» (Лествица, Слово 21, гл. 7).

В самом Евангелии находим слова Христа, где Господь призывает христиан к непрестанному молитвенному деланию. В притче о неправедном судье (Лк. 18:1–8) говорится о судье, который не желал защищать вдовицу, но, чтобы та не докучала, согласился помочь. Если неотступность вдовы побудила судью неправедного заступиться за неё, то возможно ли думать, что Судья Праведный, то есть Бог, не услышит непрестанных молитв человека? Ибо Бог защитник «вопиющих в молитве к Нему день и ночь». Увы, настойчивость в молитве и вера человека в защиту Бога является в наши дни редкостью. Зная это, Христос сказал: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»

«ПОМОЛИСЬ ОТЦУ ТВОЕМУ, КОТОРЫЙ В ТАЙНЕ» (Мф. 6: 5–8)

Спаситель заповедал: войти в клеть свою и молиться там Богу Отцу своему втайне. Клеть эта, как толкует святитель Димитрий Ростовский, означает сердце. Следовательно, заповедь Господня обязывает тайно — в сердце — умом молиться Богу. Заповедь эта на всех христиан простирается. Вот и апостол Павел что заповедует, когда говорит, что должно всякою молитвою и молением молиться на всяко время духом (Еф. 6, 18). Заповедует умную молитву — духовную — и заповедует всем христианам без различия. Он же всем христианам заповедует непрестанно молиться (1 Сол. 5, 17). А непрестанно молиться иначе нельзя, как умною молитвою в сердце. Таким образом, нельзя спорить, что умная молитва для всех христиан обязательна; а если обязательна, то нельзя уже говорить, что едва ли возможна, ибо к невозможному Бог не обязывает. Что она трудна, это правда; а чтобы была невозможна, это несправедливо. Но ведь и вообще все доброе трудно; тем паче таковою должна быть молитва — источник для нас всего доброго и верная того опора. (Поучения святителя Феофана Затворника)

Затворив двери сердца твоего, и телесные чувства — зрение и слух, чтобы туда не проникало никакое земное, житейское попечение, никакое греховное пожелание, и таким образом – помолись Отцу Небесному, Который присутствует везде, даже и там, куда не проникает глаз человеческий. К Нему возопий из глубины сердца твоего, как вопиял Моисей, как взывала мать Самуила пророка Анна, как взывал Давид: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи!: – и Отец Небесный, видящий тайное, видящий сокровенное, услышит молитву и воздаст тебе явно.

Возникает вопрос — как попасть в клеть сердца своего, чтобы оттуда вознести Господу молитву? Ответ однозначен — Иисусовой молитвой, а больше никак, других путей туда нет.

«Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. А теперь вопрос? Кто те «истинные поклонники», которые «будут поклоняться Отцу» и Богу «не на горе сей, и не в Иерусалиме»? Как научает апостол Павел, «видимое временно», будь то жертвы или приношения, а «невидимое вечно» (2Кор. 4:18). Это же невидимое есть то, что в сердце происходит «в духе и истине», что не видел глаз, что «не слышало ухо» и что «не приходило на сердце человеку» до Пришествия Христа, но что приготовил и открыл Бог (1Кор. 2:9) внутреннему человеку через Духа Своего, обитающего в нас.

Мы имеем дар всегдашнего молитвенного устремления ко Христу ума и сердца — «непрестанной молитвы», к которой призывает христиан Дух Святый устами апостола Павла. Чем бы не занимался христианин, чтобы он не делал: ходит, работает, отдыхает или общается с людьми, в это время в его сердце мерцает искра благодати и устремляет помыслы ко Господу через покаянную Иисусову молитву. Выражается это в убежденности, в ощущении, что Бог нас видит, слышит, наблюдает за нами, помогает нам. Выражается это в благоговении перед святыней имени Его, то есть в страхе Божьем.

«Мы согрешали и поступали беззаконно, отступив от Тебя Боже, и во всём виновны пред Тобою. Но с сокрушённым сердцем и смиренным духом будем молиться Тебе, принося жертву покаяния, чтобы обрести Твою милость, Боже Наш».

«Жертва Богу – дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс.50:19).

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 2 недели

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 344Регистрация: 30-12-2019