Вопрос что происходит с душой после смерти волнует человечество на протяжении всей истории. Наши предки говорили – «Когда человек рождается – он плачет, а все радуются. Когда человек умирает – радуется он, но плачут все».

Многие люди не задумываются о будущей своей смерти, как будто они никогда не умрут. Большинство из них считают, что со смертью все заканчивается, типа — за чертой смерти нет ничего, кроме смерти, а посему надо успеть все в земной жизни. Наивная простота — за гранью смерти всё только начинается.

Смерть надо понимать двояко: смерть физическую, то есть отделение души от тела, и смерть духовную, то есть нарушение заповедей Божиих, которое убивает и душу, и тело грешного человека.

После того, как душа отделилась от тела, тело умирает, то есть разлагается, а над душой совершается Частный суд Божий. На этом Частном суде душе определяется участь ее в загробном мире вплоть до всеобщего воскресения по плоти (оживление всех умерших тел начиная с Адама и Евы), после которого произойдет окончательный – Страшный суд.

Сегодня все чаще слышится мнение, что мучения грешников после Страшного Суда не будут длиться вечно. Но как тогда понимать слова Писания, которые говорят об обратном?

«И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:43).

«Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13).

«И пойдут сии в мýку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

Как можно это сопоставить? Как понять? Разве «неугасимый огнь» погаснет? Разве «неумирающий червь» умрёт? Разве «кромешная тьма» рассеется и наполнится Божественной зарей? Разве «скрежет зубов» сойдёт на нет? Неужели злодеи присоединятся к Царству святых?

В Священном Писании неоднократно и вполне определённо говорится о вечности грядущего наказания для грешников. В частности, в книге пророка Даниила сказано: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).

В Евангелии от Матфея говорится: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46). А в Евангелии от Марка сказано: «Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3:29).

В послании апостола Павла к фессалоникийцам говорится: «Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа… подвергнутся наказанию, вечной погибели» (2 Фес. 1:8, 9).

В Священном Писании грешники сравниваются с соломой. Этим наглядно показан их «срок жизни» при попадании в огонь. Ещё древний пророк предсказывал: «Ибо вот, придёт день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, так что не останется от них ни корня, ни ветвей» (Малахия 4:1).

Апостол Иоанн Креститель говорил: «Солому сожжёт огнём неугасимым» (Матф. 3:12).

Апостол Павел в послании к иудеям пишет: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (Иуды 7).

И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

Озеро огненное — это место, где нечестивые претерпевают вечные муки после смерти в христианской традиции. Оно упоминается в Книге Откровения (Откр. 19:20, Откр. 20:10, Откр. 21:8).

Озеро огненное символизирует «смерть вторую», которая является окончательной и бесповоротной, в отличие от первой смерти, вызванной грехом Адама, после которой возможно воскресение (1 Кор. 15:21, 22). В Библии нет упоминания о том, что находящиеся в озере огненном могут быть освобождены, поэтому «смерть вторая» представляет собой состояние, из которого нет возврата.

Быть брошенным в озеро огненное означает быть уничтоженным полностью и навсегда. В Евангелиях озеро огненное также называется Геенной огненной, что подразумевает место, куда выбрасываются бесполезные и ненужные вещи для окончательного уничтожения.

«…Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения». (Ин. 5, 28–29)

Ад, или геенна, представляет собой обособленное место, где обитают демоны и куда отправляются души нераскаянных грешников после смерти.

В конце времён, когда история человечества подойдёт к своему завершению, Господь наш Иисус Христос вновь явится на землю, чтобы судить живых и мёртвых. Тогда воскреснут все, кто когда-либо жил на земле, и праведники, и грешники, христиане и язычники, умершие тысячи лет назад или незадолго до второго Пришествия Христова. Не останется ни одного мертвеца во гробе — все воскреснут для грядущего Страшного Суда.

В Священном Писании нет выражения «вечная смерть», встречается только «вторая смерть» (Деян. 20 и 21). Понятие «второй» смерти разъясняется у Святых Отцов. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечал, что «преисподние темницы представляют странное и страшное уничтожение жизни при сохранении жизни». Это вечное прекращение личного общения с Богом будет главным страданием осуждённых.

Святитель Григорий Палама поясняет соединение внешних и внутренних мук: «при отъятии благой надежды и при отчаянии во спасении невольное обличение и грызение совести плачем будет увеличивать надлежащую муку».

Душа, попадая в загробный мир, отчётливо понимает, что не может быть согласия между добром и злом, между Богом и сатаной. Пред лицом Божественного Света человеческая душа видит сама себя и ясно осознаёт соотношение света и тьмы в себе. Это и есть начало частного суда, в котором человек сам себя судит и оценивает. А окончательный, последний Страшный суд связан со Вторым пришествием Спасителя и окончательными судьбами мира и человека.

— От чего страдают в аду те, кто отвергал Бога, сознательно выбравшие жизнь без Бога, за время земной жизни ни в чем не покаявшиеся?

Говорит нам о будущей участи грешников сам преподобный Ефрем (Сирин) «Различны мучения, как слышали вы в Евангелии. Посему тьма кромешная — в особой стране; гиена огненная — иное место; скрежет зубом — особое место; червь неусыпающий — в еще одном месте; озеро огненное — вновь иное место; тартар — особое место; огонь неугасимый — в особой стране; река огненная — в ином месте. На эти мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехопадений своих. И как есть различия в грехах, так различны и мучения»; опять же: «Как страшны мучения, о которых учит Божественное Писание, — эта огненная река, этот неугасимый огонь, эта тьма кромешная, это скрежетание зубов, эта гиена огненная, этот червь неумирающий, эта пещь огненная! И в какое из этих мучений надлежит идти мне, грешному?»

Ад представляет собой место, где грешники получают наказание после смерти. В чем это наказание? Страсти в человеке, такие как убийство, насилие, курение, наркомания, алкоголизм, блуд, прелюбодеяние, обжорство, гордыня, жадность, гнев, зависть и прелюбодеяние, не могут быть удовлетворены, поэтому и называются адскими муками. Это ощущение невозможности исполнить желание, которое страстно хочется, но никогда не получается реализовать. Можно проверить на личном опыте ныне живущим. Пусть курильщик с многолетним стажем попробует бросить курить, или наркоман откажется от своей дурной привычки.

Ад представляет собой место, где грешники получают наказание после смерти. В русском языке есть синоним для этого понятия — «преисподняя». Православная церковь связывает ад с такими явлениями, как вечные муки, тартар и геенна огненная. Это место, куда попадают грешники после Страшного Суда и остаются там навсегда. Об этом говорится в словах Бога: «…в геенну, в огонь неугасимый…», «…и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную…».

ВСЕОБЩЕЕ ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ — И О СТРАШНОМ СУДЕ

Под смертью человека мы понимаем отделение души от тела. А так как тело без тела существовать не может, оно по смерти разлагается на свои составные элементы, или стихии; но эти стихии не исчезают бесследно из мира и не уничтожаются, а сохраняются к общей жизни. Когда мы рассуждаем о воскрешении из мёртвых, то подразумеваем под этим процессом возвращение жизни в тела усопших, когда души вновь вселяются в эти тела, и те оживают, и восстанавливается целостный человек.

Это вполне закономерно и обоснованно, поскольку, по сути, души никогда не погибают, ведь бессмертие души — это дар, ниспосланный Богом изначально. Наши тела умирают, и под воскрешением из мёртвых мы понимаем именно возвращение жизни в наши тела.

Справедливо взывает Исаия: «оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис.26:19).

В Ветхом, и в Новом Заветах немало мест, где говорится о всеобщем грядущем воскресении. Например, пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец: «ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище» (Иез. 37, 10).

«Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей,
и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи.
И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.
И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!»
Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете.
И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь.
Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею.
И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.
Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.
И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище».(Иезекииль 37:1-10).
Кости были легшего в поле битвы войска. В Талмуде (Sanhedr. XCII, 2) доказывается, что это воскресение имело место в действительности, что воскресшие воины возвратились в Ханаан и имели потомство; к потомству одного из воскресших причисляет себя и автор этого мнения.

В Новом Завете Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54).

В Евангелии от Матфея приводится пример момента смерти Христа: «…гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27, 52–53).

В 25-я главе Евангелия от Матфея, совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем Страшном Суде: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25, 31–32).

Воскреснет каждый человек, который когда-либо жил на земле. «…Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28–29).

Апостол Павел пишет: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). Однажды созданный Богом человек не может исчезнуть. Наивны те, кто накладывает на себя руки, стремясь покинуть сей мир через повешение, выпрыгивания из окон многоэтажных домов, иным каким способом, там вас ждет вечный ад — преисподняя.

Христос говорит: «Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк. 20,35-36).

Все люди достигнут одного возраста. В одном из тропарей мы поем: «И все единого возраста будут». Это означает, что все люди будут иметь возраст взрослого человека. И младенец, который умер в младенчестве, и человек, доживший до глубокой старости, достигнут этого возраста, который, как говорят, является возрастом Христа. По естественному ходу вещей, люди достигают возраста взрослого человека примерно к тридцати годам.

Воскресение тел связано с восстановлением всех частей тела, которые были утрачены по разным причинам. В день воскресения даже та часть человеческого тела, которая тысячу лет назад была съедена плотоядными птицами, снова обретёт свою целостность, как будто и не терялась. Также воскреснут те члены, которые были съедены китами, акулами или другими морскими животными. Тела, которые были уничтожены огнём, съедены в могилах червями или разрушены тлением, будут возвращены земле целыми и невредимыми. Все недостающие части тела будут восстановлены, и человек предстанет в своём полном составе. Это означает, что у нас будет наше собственное тело, но оно не будет подвержено тлению и смерти.

Это событие неизбежно, потому что оно связано с самим творением человека Богом. Бог создал человека не для того, чтобы тот умирал. Смерть — это результат и следствие греха.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Потому Христос говорит: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет за вами» (Мф. 24,37-42).

И в конце притчи о десяти девах Христос сказал: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф,25,13).

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 10 часов

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 359Регистрация: 30-12-2019