В библейской традиции существует характерное представление о неверии как о состоянии, близком к безумию, но не как о психическом заболевании, а скорее как о духовной патологии, выражающейся в любви к греху, крайней степени разврата и нечестия. Святые отцы рассматривали неверие как состояние болезни, слепоты и духовной омертвелости.
ЧТО ТАКОЕ ВЕРА
Вера в Бога представляет собой результат личного опыта, который позволяет осознать, что мир вокруг нас устроен гораздо сложнее, чем нас учили в учебных заведениях. Истинная вера в Бога основывается на знании Бога, приобретённом через личный опыт общения с Ним.
НАУКА УТВЕРЖДАЕТ
Наука, как известно, представляет собой сложный и многогранный феномен, который имеет свои особенности и ограничения. С точки зрения науки, вера в Бога не может быть подтверждена или опровергнута с помощью традиционных научных методов, поскольку она основана на религиозных убеждениях, которые не поддаются эмпирической проверке. Однако это не означает, что вера в Бога является ненаучной или иррациональной.
Напротив, наука и религия могут сосуществовать и взаимодействовать, не вступая в конфликт друг с другом. Наука предоставляет инструменты для понимания мира и его законов, а религия предлагает систему ценностей и смыслов, которые могут быть важны для многих людей.
Важно отметить, что наука не претендует на абсолютную истину и не может дать окончательные ответы на все вопросы. Она постоянно развивается и меняется, открывая новые горизонты и перспективы. Поэтому утверждение, что наука не видит Бога, является лишь гипотезой, которая не может быть доказана или опровергнута с помощью научных методов.
ХРИСТИАНСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ АТЕИЗМА
Область человеческих знаний весьма ограничена, у каждого человека существует предел, за которым знание уступает место вере.
Есть ещё атеисты, которые верят в отсутствие Бога, но не могут это доказать. Однако в наше время атеист — это скорее редкость. Сегодня больше людей, которые просто равнодушны к религиозным вопросам.
Атеизм — это отрицание существования Бога, ангелов и демонов. Это мировоззрение, согласно которому естественный, материальный мир является самодостаточным и единственным. Атеисты считают, что религии и верования — это творение человека, а появление Вселенной рассматривают с научной точки зрения.
Христианское осмысление атеизма как духовного феномена можно найти на страницах Священного Писания Ветхого Завета. В Псалме (13:1) читаем: «Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога»…» Святитель Иоанн Златоуст в образе безумца видит не психически больного человека, а «развращённого умом».
Византийский богослов и экзегет XII века Евфимий Зигабен в «Толковой Псалтири» писал, что думать, что нет Бога, но что всё произошло само собой — это верх всякого зла. Безбожие — начало всякой необузданности, всякого беззаконного действия.
Профессор МДА А. Д. Беляев главной причиной отрицания истины бытия Божия видит гордость. «Никакая страсть, — пишет он, — не доводит так легко и так часто одних до сумасшествия, других до безбожия, как гордость». Гордость — начало греха, и она же — венец его, потому что завершается величайшим из всех грехов — безбожием.
Гордость ведёт до крайнего и упорно нераскаянного развращения. Именно она поставляет вместо Бога собственное «Я» человека и вместо закона Божия — личный произвол, нашептывая оправдания самых гнусных преступлений, заглушая голос совести и страх суда.
А ЕСТЬ ЛИ ОН?
Когда старенькой бабушке говорили о том, что нельзя работать в определённые дни, потому что это Благовещение, Ильин день или какой-то другой церковный праздник, она отвечала: «Бог любит трудящихся, в труде нет греха».
Однажды бандиты схватили её мужа-коммуниста и увели в неизвестном направлении. Бабушка молилась всю ночь напролёт, прося сохранить мужу жизнь не для себя, а ради детей — малолеток. Но молитвы не помогли, утром привезли её мужа, порубленного на куски, в ящике из-под снарядов.
После этого случая бабушка перестала молиться и ходить в церковь. На вопрос, почему она не ходит в храм, отвечала: «А есть ли Он?» Таких примеров много. У кого-то умирал больной ребёнок, родители места себе не находили от свалившегося горя, умоляли Бога оставить ребёнка в живых, но молитва не была услышана, и смерть была неумолима.
Перед священником лежала симпатичная девочка лет четырнадцати. Она лежала в гробу в церкви, священник готовился отпевать её. Рядом были убитые горем родители. Несчастный случай. Говорили, что Оля вместе с мамой и сестрой-близняшкой переходили железнодорожные пути, Оля чуть отстала, машинист не успел вовремя затормозить.
Нет раны глубже и боли сильнее, чем рана и боль потерявшего ребёнка. Ещё вчера полный жизни и энергии, теперь он лежит безжизненный и холодный, унося в могилу и жизнь родителей.
Почему ранняя смерть как явление встречается в нашей жизни и встречается слишком часто? Почему Бог забирает только расцветшую, а иногда и вовсе не успевшую расцвести жизнь?
Что за поветрие охватило молодых людей, сводящих счёты с жизнью, выпадая из окон многоэтажных домов? Сколько горя и неутихающей боли доставляют они своим родителям? Кто их научает совершать такие поступки?
РЕЛИГИЯ ПОМОГАЕТ НАЙТИ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
В Евангелии сказано, что всё в мире находится под властью Господа, и ни один волос не упадёт с головы человека без воли Божией.
Однако в истории человечества происходили и продолжают происходить трагические события, такие как войны, эпидемии, смертельные болезни, авиа- и автокатастрофы, которые уносят миллионы жизней. Люди часто умирают в страшных мучениях, и нередко жертвами становятся ни в чём не повинные люди. Их страдания и смерть приносят много горя близким.
Не каждая несправедливость в мире вызывает у нас такую реакцию. Можно сидя в кафе за чашкой капучино «вздохнуть» об умирающих в это время от голода африканских детях, погибших на СВО, но, допив кофе, мы вернёмся к привычной жизни. Но если вдруг кто-то узнает, что его ребёнка насмерть сбил на тротуаре пьяный водитель, его внутренний мир перевернётся.
Христианину прожить такой личный апокалипсис порой труднее, чем атеисту. Христианин знает, что Бог всемогущ, что Его Милосердие безгранично, что Его имя — Любовь. Но как применить это знание, когда от душевной боли не хочется ни молиться, ни жить?
Слишком часто веры во Христа недостаточно для того, чтобы понять и принять попущенное испытание.
Одно дело, когда родители скорбят о смерти сына-террориста, и совсем другое, когда отец или мать узнают о смерти своей маленькой дочки от рук маньяка-насильника. Ненависть к убийце, жажда мести доставляют некое душевное удовлетворение, но не помогают ответить на главный вопрос: «За что?»
Святитель Феофан Затворник обращается к матери, скорбящей из-за смерти дочери, со словами утешения: «Дочь твоя умерла целомудренной и добронравной. Надо благодарить Бога за то, что он забрал её, не дав ей поддаться соблазнам и искушениям мира. А ты скорбишь — зачем? Бог избавил её от увлечений и взял в Царство Небесное, святую и непорочную. Лучше было бы, если бы она выросла и пустилась во все тяжкие, что ныне стало нормой, особенно для таких, как она, красивых, как ты говоришь. Вот мудрая мать, жалеющая, что дочь её спасена, а не погублена».
Невозможно понять и раскрыть причину ранней смерти каждого человека. Это тайна, сокрытая в глубине Божественного Всеведения и недоступная для нашего разума, по крайней мере, в земной жизни. Не нужно пытаться проникнуть в эту тайну: подобные попытки могут привести человека, потерявшего близкого, к сильнейшей печали и даже к отчаянию. Лучше в свете веры в Бога попытаться осмыслить эту потерю, ибо только сердце верующего человека однажды, в тихую минуту грусти, сможет услышать утешительную весть: «Не плачь, твой любимый со Мною».
Бог посылает ребёнку смерть, желая избавить его самого и близких от тяжкого креста. Пример из жизни декабриста Рылеева, рассказанный преподобным Варсонофием Оптинским, является замечательным откровением Божиим о возможной причине младенческой смерти. Мать декабриста рассказывала преподобному Варсонофию, что её сын тяжело заболел в трёхлетнем возрасте. Всё говорило о скорой кончине, и мать, не желая мириться с этим, упала на колени перед иконами Спасителя и Божией Матери и горячо молилась со слезами. В ответ она услышала: «Опомнись, не проси Господа о выздоровлении ребёнка… Из благости и милосердия покажу будущее — неужели и тогда будешь молить о выздоровлении?» И был показан жизненный путь. «Одумайся, безумная! Лучше покорись, не выпрашивай жизнь ребёнку, теперь ещё такому ангелу, не знающему зла». Но мать крикнула в ответ: «Нет, нет, хочу, чтобы жил». Задыхаясь, она поспешила за занавес и увидела виселицу, на которой суждено было быть повешенным её сыну. После видения ребёнок быстро стал поправляться, и мать вскоре забыла об открытом ей видении.
БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ. ПОЧЕМУ? ЗА ЧТО? ГДЕ БОГ?
В чём причина тяжёлых детских заболеваний? Ведь онкологические болезни — это страшная участь, особенно для маленьких детей. Мы можем понять, почему болеют взрослые, но как объяснить страдания малышей? Они ведь ещё не успели совершить ничего плохого, чтобы заслужить такие страдания. Ветхозаветный принцип ответственности за грехи предков присутствует в жизни каждого человека – об этом говорит генетика
Дети становятся жертвами грехов своих родителей. Нераскаянные грехи, безверие, нежелание ходить в церковь — всё это может привести к тяжёлым заболеваниям у детей. В моей жизни было много примеров таких ситуаций.
Молодая женщина «уводит мужа» из семьи и создаёт новое семейное гнездо. Часто в таких семьях рождается ребёнок с детским церебральным параличом — это заболевание, при котором движения ребёнка ограничены или отсутствуют, а поддержание вертикальной позы и ходьбы затруднено. Часто сопровождается сниженным интеллектом, задержкой речи и эпилепсией.
Первый ребёнок в семье родился здоровым. Через полгода мать «загуляла» от мужа. Через некоторое время решили завести второго ребёнка — родился больной ребёнок, родители приняли решение отказаться от него, оставив в роддоме.
Виртуальная реальность — мечта и обещание лучшей жизни. Золотой телец игровой компьютерной индустрии, добывающий миллионы долларов из стремления человека покинуть мир повседневности и реализовать за его пределами свои потаенные мечты. Обезличенная виртуальная реальность, создаваемая интернет-пространством, даёт человеку ощущение полной свободы, не ограниченной социальными нормами и правилами. Современная молодёжь, получив опыт в виртуальном мире, стремится к полной свободе, не ограничивая себя ни в чём и ничем (курим, пьем, материмся, ранние половые связи, аборты и все в том же духе).
К тридцати годам, насытившись, молодые люди создают семьи и пытаются зачать ребёнка, но не могут. В таких семьях начинается совместное «хождение по мукам». Ребёнок рождается нездоровым, скорее, болезненным, как раньше говорили, «чахлым», хотя на первый взгляд кажется что все о кей.
Дети стали чаще болеть детскими садиками и школами, их родители винят в этом экологию, питание, атмосферу — всех, кроме самих себя. Через болезни детей Господь обращается к родителям. Болезнь детей затрагивает сердце и душу родителей, и некоторые из них начинают осознавать происходящее и приходят к вере, но таких единицы.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Как говорили древние отцы: «Здоровье – это дар Божий, а болезнь – бесценный дар». Господь ближе к тем, кто страдает и болеет.
«Болезнь невольно заставляет человека задуматься о будущем, Бог всё творит во благо человека. Мы привязаны к земным благам, а Господь хочет даровать нам будущие блага через кратковременные болезни здесь, на земле. Есть много причин, которые мы сегодня не можем постичь. Терпение болезни с благодарением Бога — выше других исправлений перед Богом: через них мы очищаем свои грехи и избавляемся от страстей» (Из письма преподобного Макария Оптинского духовной дочери).
автор: (Виктор Шипилов)