ПРЕДИСЛОВИЕ
Наш приход начал формироваться в 2001 году вокруг строящегося Владимирского храма в Воронеже. Первым его настоятелем был всеми уважаемый и любимый протоиерей Владимир (Кирилов), вокруг которого сплотился наш дружный коллектив.
В основание храма была заложена земля, привезённая с мест русской воинской славы: Куликова поля, Бородинского поля, Мамаева кургана и Прохоровского поля. Место, на котором стоит храм, пропитано кровью: здесь в годы Великой Отечественной войны проходили жестокие бои. Рядом находится ротонда — часть разрушенной областной больницы, где немцы заживо сожгли советских раненых, захваченных в плен.
Протоиерей Владимир был полон жизнерадостности и энергии, и его задора хватало на всех. На исповеди, в беседах и в любых жизненных ситуациях мы могли рассчитывать на то, что он разделит с нами груз наших проблем. И хотя мы не всегда благодарили батюшку за это, его помощь была бесценна.
Однако в 2011 году пришла беда: протоиерей Владимир покинул этот мир, и наша паства осиротела. Светлая ему память и Царствие Небесное нашему дорогому отцу Владимиру. В последующие годы многие прихожане переходили в другие храмы, которых в Воронеже множество.
ПЕРВЫЙ РАЗ
Знакомые офицеры порекомендовали сходить с ними в православный храм, согласился. В субботу вечером пришел друг с женой, принес 10 литров разливного пива. У меня отличная таранка припасена. Замариновали шашлык и стали бухать весь вечер. Разошлись, когда все было выпито, все домашние остатки — вино, водка, какой то ликер. Однако до полной кондиции не хватало, требовался поход в магазин, жены не пустили, пора типа расходиться.
На воскресную службу явился с хорошего похмелья, не протрезвевший. Зашел в храм, встал в сторонке, чтобы никого не пугать исходящим от меня перегаром. Подошел знакомый, поздоровались, посмотрел на мое состояние, покачал головой и ушел в первые ряды. Рядом лавочка, как раз для меня. Служба идет, верующие крестятся, подпевают за хором, кланяются, на колени становятся — для меня в диковину все это. Немного посидев, встал. Стою истуканом, наблюдаю за всем происходящим.
Время окончания службы, верующие выстроились в одну очередь, подходят к священнику, прикладываются к кресту. Насторожился – один крест и масса людей, если кто нибудь из них болен типа сифилисом, инфекционной болезнью, или еще какой заразой, приложишься, потом доказывай жене, что не верблюд.
Знакомый успокоил — решился, приложился. При выходе из храма, обратил на определенные изменения, произошедшие со мной – стал трезв, как стеклышко. Для меня это было реальным чудом — был пьян и протрезвел и не похмелялся. После этого случая еще несколько раз еще появлялся на службе в таком вот безобразном состоянии и каждый раз становился трезвым.
Незаметно для себя, втянулся, бросил пить, прекратились пьяные посиделки. Начал воцерковляться, соблюдать многодневные посты, часто исповедоваться и причащаться. После 25 лет активного курения, доходившего до двух пачек в день, бросил окончательно, расставшись с этой дурной привычкой.
Семья, с которой мы дружили, вначале потянулась в храм, вскоре им это надоело, вернулись к обычному образу жизни. Жена с дочкой рады — бросил пить и курить, как говорят в таких случаях — за ум взялся. Незаметно пробежали два года воцерковления.
ОБЪЕДИНЕНИЕ БИЗНЕСА
Всё это время я добирался до Покровского Собора в центре города, но это было далеко и неудобно. Однажды, проезжая по транспортной улице, обратил внимание на железнодорожный спальный вагон, который был переделан под храм, а рядом заложен фундамент будущего собора. Я познакомился с настоятелем протоиереем Владимиром (Кириловым), который стал моим духовным наставником. С февраля 2002 года начал ходить сюда на службы.
В этот период времени объединил свой бизнес с другой фирмой. Оба хозяина этой фирмы были верующими: один — пятидесятник, второй — адвентист седьмого дня. Это был период моего воцерковления и формирования, и опыт общения с протестантами оказался очень полезным для меня.
Наш коллектив насчитывал около 100 человек. Работа занимала много времени, часто приходилось ездить в командировки в другие города, и к концу недели я чувствовал себя измотанным. Однако никогда не пропускал воскресные службы.
Я заметил, что мои компаньоны не соблюдают посты, не признают святых отцов, слушают пасторов и критикуют православную церковь.
По моей инициативе мы организовали коллективную паломническую поездку в Задонск рабочего коллектива. Согласовал это с компаньонами, и они согласились. Мы заказали два больших автобуса, и в воскресный день рабочие отправились к святым местам Задонска. Поездка всем понравилась, и через три недели организовали очередную поездку в Костомаровский женский монастырь.
После возвращения я пригласил батюшку Владимира на работу, чтобы он освятил наши рабочие места. Батюшка согласился, и коллектив попросил его пособоровать их. Во время службы одна девушка упала в обморок, остальные с трудом держались: у них подкашивались ноги, начинало тошнить, кружилась голова. Многие с трудом дождались окончания службы. После соборования многие работники стали ходить в храм на воскресные службы.
Однако моих компаньонов словно подменили. Их слова о вере во Христа исчезли, а на смену им пришёл фанатизм с горящими глазами. Это стало причиной нашего расставания. Стало невозможно работать.
ПЕРВЫЕ ШАГИ ВОЦЕРКОВЛЕНИЯ
В первый год моего воцерковления мне было трудно понять смысл вычитываемых молитв, которые я повторял каждое утро и редко когда вечером. Условия выживания в 1990-2000-х годах, в эпоху перестройки, когда все вокруг рушилось, научили меня быстро усваивать получаемую информацию и добиваться своего любыми способами. Если меня не пускают в дверь, я искал вход со двора. Память была настолько цепкая, что всю получаемую информацию, держал в голове. Поэтому, ежеутреннее вычитывание молитв, не укладывалось в моей голове.
Раньше считал, что если обидел человека, то нужно попросить прощения, пожать друг другу руки, и конфликт будет исчерпан. Но в православии я столкнулся с тем, что изо дня в день каюсь, но не понимаю, в чём именно. Вроде бы перечислил на исповеди все известные мне грехи, а всё равно чувствую себя грешником. Это было мне непонятно.
Через некоторое время я устал быть постоянно грешным и не понимать, в чём именно я грешен. От чтения молитвослова появилась какая-то сухость, безразличие к православию. Я всё реже брал его в руки, потому что повторение одного и того же не для меня. По складу характера я холерик, динамичный, подвижный человек, с цепким умом, а здесь какая-то тягомотина.
Отложив молитвослов до времени, начал изучать святоотеческие труды, чтобы понять, откуда растут корни этой проблемы. Я читал много, но не всё понимал. Постепенно, шаг за шагом, начал разбираться в том, что к чему и почему. Вскоре всё встало на свои места, и я возобновил хождение в храм и начал воцерковляться дальше.
ИНТЕРЕС К ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ
Заинтересовала меня краткая молитва Иисусова, которую выудил у святых отцов в их трудах. Во мне начало формироваться необъяснимое желание молиться Иисусовой молитвой. Почему? Потому что эта молитва освобождала меня от утренних и вечерних молитв, возможностью молиться в любое время суток — в чем я имел необходимость. Стал у всех знакомых верующих спрашивать:
-Эй народ, а почему никто ею не молится?
Отвечали знакомые монахи, священники и миряне:
— Сия молитва опасна, ею можно повредиться.
А в догонку нахлобучивали:
-Молитва умерла по причине отсутствия опытных духовных старцев.
Знакомые священники убеждали:
— Эта молитва не для мирян, она монашеская.
Сами монахи признавали непреложный факт, в монастырях Иисусовой молитвой никто не молится за редким исключением.
Среди православных знакомых многие верующие ездили трудниками в известные монастыри России, с их слов:
– Не молятся, потому что это опасно, а почему опасно – никто толком не объяснял, потому что не вникал.
Какой то замкнутый круг получался – почему мирянине не могут молиться Иисусовой молитвой? По моему это полная глупость. Я же упертый, 90 годы за спиной. Стал искать ответы у святых отцов, которые наоборот, призывали к внутреннему молитвенному деланию.
О ПЕРВОМ ДУХОВНИКЕ — БАТЮШКЕ ВЛАДИМИРЕ (КИРИЛЛОВЕ)
Мне повезло встретить замечательного духовника — протоиерея Владимира. Наш храм создавался с нуля, и первые годы службы проходили в старом железнодорожном вагончике. Батюшка — человек неравнодушный, мудрый и справедливый, а также грамотный руководитель. Эти качества помогали ему реализовывать разнообразные духовные проекты с Божьей помощью.
Отец Владимир умел располагать к себе людей, его искренность подкупала. Несмотря на большую занятость, он находил время для бесед с прихожанами о семье, воспитании детей и поездках на Афон и в Иерусалим. Удивительно, но в эти поездки прихожане словно отправлялись вместе с ним, и батюшка чувствовал нашу молитвенную поддержку на расстоянии.
ИИСУСОВА МОЛИТВА УСТНАЯ
В октябре 2004 года я заболел гриппом, и несколько дней у меня держалась высокая температура, в пределах 40 градусов. От безделья я чувствовал себя подавленным и чуть не сходил с ума — холерик по складу характера.
Попались чётки, и я решил попробовать молиться по ним, повторяя Иисусову молитву. В первый же день я прочитал тысячу восьмисловных молитв. На следующий день я повторил этот опыт, и к концу дня у меня накопилось уже две тысячи молитв.
Я позвонил своему духовному отцу, протоиерею Владимиру, и рассказал ему о своём опыте. Я попросил его благословения на то, чтобы во время болезни молиться по две тысячи молитв в день. Сначала батюшка категорически отказывался, но под моим напором всё же согласился. Однако он предупредил меня, что как только я выздоровею, мне следует сразу же прийти к нему. После этого болезнь затянулась ещё на несколько дней.
В конце октября 2004 года я позвонил своему духовному отцу и попросил о встрече, чтобы доложить ему о своём выздоровлении. Во время встречи батюшка благословил меня на практику восьмисловной Иисусовой молитвы по две тысячи молитв в день с одним условием: один раз в неделю я должен приходить к нему и подробно рассказывать о том, что произошло за прошедшую неделю. Тогда я ещё не понимал, что Бог даровал мне великую благодать.
Получив благословение, я начал ежедневно читать две тысячи молитв уже первую неделю. Каждый понедельник с утра я приходил к батюшке, так как это было лучшее время для собеседования. Словно рентгеном, внимательно и цепко вцепившись взглядом, выслушивал, задавал наводящие вопросы и убедившись, что все нормально – благословлял на следующую сотню. И так каждую неделю. Я и сам был заинтересован в таком общении, потому что мы всегда можем оправдать себя, но со стороны видны все наши достоинства и недостатки.
Время летит незаметно, и вот уже прошло полгода. С каждым днём количество моих Иисусовых молитв росло, занимая всё светлое время суток. На чтение книг совсем не оставалось времени. Я вставал в пять утра и ложился в десять вечера. Молился я внимательно, без спешки, но и не очень медленно.
Постепенно, благодаря практике, у меня выработался определённый ритм произнесения слов молитвы и скорость, с которой я их произносил. Важно было следить за тем, чтобы в процессе молитвы не возникали посторонние мысли.
НАШИ МЫСЛИ
Проблема каждого человека заключается в непрерывном потоке мыслей. Мы постоянно что-то обдумываем, анализируем, просчитываем, ведём беседы с другими людьми, и так далее. Мы не можем заставить себя молчать, это не в нашей власти. Мы рабы своих мыслей.
Молчание — это огромная сила. Это великое красноречие. Святые отцы предлагают заменить этот бесконечный поток мыслей на Иисусову молитву, которую нужно повторять непрестанно, не обращая внимания на ход мыслей. Однако практика показывает, что стоит только начать произносить слова этой молитвы, как наши мысли словно срываются с цепи, не давая сосредоточиться на молитве. Почему так происходит?
Живя в обществе обычных людей, мы с утра до вечера не замечаем, что происходит в наших мыслях, хотя это мозговой центр каждого из нас. «Невидимый мысленный враг рода человеческого» через «невидимую мысленную брань» поработил всё человечество. Мы не можем контролировать свои мысли, они не в нашей власти. При этом скорость сатаны выше скорости человеческой мысли, он вставляет в наши мысли свои помыслы, и даже самые благие наши мысли приобретают иное значение. Злость, раздражение, гордыня, тщеславие, самомнение — все эти элементы вставляемых помыслов от сатаны, которыми он пользуется. А что мы? Мы считаем свои мысли плодом нашего мышления, а значит, они наши. Всевозможные преступления совершаются в состоянии аффекта, но сначала само преступление сначала рождается и обдумывается в наших мыслях, а уже потом мы его совершаем. Так чьи же это мысли? Под чью диктовку мы живём? Кто невидимо руководит нами?
Зачем нам даны заповеди Божьи? Ответ прост: чтобы мы могли отличать добро от зла. Если в нашей голове появляются злые мысли, то они исходят от сатаны. Если эти мысли побуждают нас осуждать ближнего, то они тоже от сатаны. Вот для чего нам даны эти заповеди, чтобы мы могли отделять зло от добра в наших мыслях.
Святые отцы рекомендуют нам непрестанное молитвенное делание, которое помогает ослабить мысленного врага рода человеческого.
Преподобный Антоний Великий: «Всегда дышите Христом».
Авва Евагрий Понтийский: «Бога надобно вспоминать чаще, нежели дышать».
Преподобный Иосиф Исихаст: «Не делай вздоха без молитвы».
Старец Ефрем Филофейский: «Молитвой прикуй свое дыхание».
Старец Емилиан Симонопетрский: «Иисусова молитва основана на вдохе и выдохе».
Иисусова молитва, словно огонь, опаляет сатану. Но почему мы этого не видим? Возможно, потому что мы видим, как сатана управляет нами через наши же мысли. Если вы попытаетесь целый день никого не осудить и не совершить ни одного нарушения в мыслях, то, думаю, вам это не удастся.
ПЕРВЫЕ ШАГИ УМОМ ПРОИЗНОСИМОЙ МОЛИТВы
Мы с батюшкой Владимиром достигли предела, когда я физически не мог больше произносить слова Иисусовой молитвы. Посоветовавшись, мы решили не увеличивать количество устных молитв, а заменять устные молитвы на мысленные.
С этого момента мы встречались каждую неделю, и я рассказывал батюшке о своей молитвенной практике — отчитывался, а батюшка меня рентгеном сканировал. После этого он давал мне благословение на замену следующих ста устных молитв на сто произносимых умом.
Так продолжалось до тех пор, пока я не осознал, что чётки больше не нужны. При этом продолжал перебирать их по привычке, но это было чисто рефлекторным действием. Меня ждал новый этап в молитве — перевод ума из головы в область левой груди.
МЫСЛЕННОЕ ВНИМАНИЕ ПЕРЕВОДИТСЯ В ОБЛАСТЬ ГОРТАНИ
С первых дней перехода на умом произносимую (мысленную) молитву, стал придерживаться совета, который усвоил у свт. Игнатия Брянчанинова — ум надо вывести из головы, перевести в область гортани (в то место, где мы глотаем слюну). Это соединение шеи и туловища, чуть ниже кадыка. Первое время УМ пытался вернуться на прежнее место, однако я его насильно возвращал на новое. Через два месяца мысленное внимание утвердилось в области гортани, выйдя из головы. таким образом, благодатью Божией произошло разделение ума духовного от рассудка телесного.
МЫСЛЕННОЕ ВНИМАНИЕ ПЕРЕВОДИТСЯ В ОБЛАСТЬ СЕРДЕЧНУЮ
Уму, который представляет собой не только помыслы, но и тончайшее внимание, следует обратить внимание на сердце. Этот орган, являющийся основой души, можно сравнить с сокровищницей разума и первым плотным разумным центром. Наша задача заключается в том, чтобы сконцентрировать ум, который обычно рассеивается через органы чувств, и вернуть его в сердце, где хранятся наши помыслы.
Именно поэтому мы направляем наш ум в область сердца, на два пальца выше соска левой груди. Для этого мы накладываем правую ладонь на сосок левой груди, слегка надавливая на него мизинцем. Сверху ладони, на расстоянии четырех пальцев, мы обозначим точку маркером, чтобы её было хорошо видно.
Существует и другой эффективный способ. Мы должны приложить всю пятерню ладони к левой груди так, чтобы безымянный палец находился на ключице, а остальные четыре пальца, плотно прижатые друг к другу, были под ключицей. Под ладонью мы также ставим маркером точку. Посередине между этими двумя точками и находится то место, где мы должны сосредоточить наше мысленное внимание. Продолжая молитвенную практику, мы должны держать это внимание на этой точке, которая должна быть строго вертикальной по отношению к соску груди.
Немощь и лечение души в основном связаны с состоянием ума, сердца и помыслов.
Исихий Пресвитер уделяет особое внимание Иисусовой молитве, поскольку она очищает ум от вредных помыслов. Когда человек страдает от вредной пищи, он принимает рвотное средство и избавляется от неё. Молитва имеет такое же значение для оскверненного ума. «Так и ум, поглотив порочные помыслы и почувствовав душевредную горечь их, поспешит молитвою Иисусовою, из глубин сердца возглашаемою, извергнуть их вон и далеко отбросить их от себя» (Добр. Т.2. С.199).
Таким образом, задача очищения ума заключается не только в обнаружении негативных мыслей, но и в их отвержении. Это можно достичь не с помощью логических рассуждений и анализа, а только через непрестанную молитву Иисусову. Когда мы говорим о молитве, мы имеем в виду действие Святого Духа, который приходит в сердце при поминании имени Христова. Святитель Григорий Палама не случайно подчеркивает, что деятельность ума, проявляющаяся в помыслах, легко очищается «у упражняющихся в молитве, особенно однословной».
СКОЛЬЖЕНИЕ УМА
Через некоторое время ваш ум привыкнет к новому расположению над сердцем. Однако вскоре вы столкнетесь с новой проблемой — ваш ум начнёт опускаться ниже соска левой груди. Это может быть опасно, поскольку в верхней части сердца (мыслительной) находится ваш дух, а всё, что ниже — это область, связанная с сатаной.
Если вы заметили, что ваш ум опускается ниже соска левой груди, попробуйте выполнить следующее упражнение: положите правую ладонь под сосок левой груди так, чтобы мизинец касался самого соска. Затем сосредоточьте мысленное внимание на верхней части ладони, где находится точка от маркера, и походите так, пока ваше мысленное внимание не вернётся в исходное положение. Предостережение — если ваш ум опустится вглубь сердца, то плохи ваши дела. вот честное слово, не играйте с огнем.
Я знаком с некоторыми, которые, пытаясь получить удовольствие, опускали своё мысленное внимание в область желудка. Однако вскоре у них начинались проблемы, и они попадали в психиатрическую больницу. В прошлых столетиях многие монахи, которые пытались экспериментировать таким вот образом, также впадали в заблуждение и погибали.
СОКРУШЕНИЕ СЕРДЦА
Произнося Иисусову молитву в уме, необходимо искренне каяться — это ключ к успешному молитвенному труду. Сокрушите сердце молитвой, чтобы сатана, прельщающий вас, был разбит на множество частей. Постоянство (непрестанность) в практике Иисусовой молитвы отгоняет сатану от вас.
Чтобы понять суть сокрушения сердца, стоит упомянуть о сердечной боли. Она возникает примерно на два пальца выше соска левой груди — в том месте, где ум входит в духовное сердце. Эта боль, столь важная для духовной жизни, становится возможной только тогда, когда человек наполняется телесной пищей — устной молитвой.
Молитвенная практика, не сопровождаемая сердечной болью, не принесет плодов: «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11:12). Как говорит Исаак Сирин: «Молитва без боли — как недоношенное дитя перед Богом».
ПРАВИЛЬНАЯ СЕРДЕЧНАЯ БОЛЬ БЕЗ ПОСЛЕДСТВИЙ
Сердечная боль сначала проявляется как небольшой дискомфорт в левой части груди в виде болевой точки, который постепенно охватывает всю её половину, не позволяя сделать вдох или выдох без боли.
Важно понимать, что когда мы говорим о сердечной боли, мы имеем в виду, прежде всего, боль в духовном сердце. Именно духовное сердце страдает и испытывает болезненные ощущения. Если причиной этих страданий является благодать Божия, то для физического сердца они не представляют никакой опасности.
Это означает, что когда духовное сердце проходит через процесс покаяния, сокрушается, скорбит и испытывает радость от печали, физическое сердце естественным образом следует за ним. И хотя этот процесс может вызывать физические страдания, для сердца он не представляет угрозы.
В таких случаях кардиологи обычно не выявляют никаких признаков болезни, и это происходит именно потому, что физическое сердце человека, испытывающего сердечную боль, остаётся здоровым.
СВТ. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК
Феофан Затворник в своих трудах также говорил об этой ране, которая является причиной сверхестественной боли: «Будьте внимательны и сосредоточивайте своё сознание не в голове, а на два пальца выше сердца. Не только во время молитвы, но и в течение всего дня старайтесь удерживать это внимание. Усердно работайте над этим, пока в сердце не возникнет что-то вроде раны. Это настойчивое стремление вскоре приведёт вас к желаемому результату».
Несмотря на то, что это состояние описывается как рана, оно не связано с телесной болью, которая может привести к отчаянию и угрожать жизни. Это рана, вызванная сердечным рачением и опьяняющей любовью, возникающая от соединения кающейся души с Богом, Который заключает человека в Свои объятия, как блудного сына.
ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН СИНАЙСКИЙ
Как свидетельствует преподобный Иоанн Синайский, возможно, основываясь на собственном опыте, некоторые люди испытывали настолько сильную душевную боль, что их сердце болело так сильно, что из уст выступала кровь.
Он писал: «Я видел людей, доведённых до крайней степени плача. От боли и скорби их сердца были настолько уязвлены, что из уст вытекала кровь. Это заставило меня вспомнить слова псалмопевца: Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое (Пс. 101:5)» (Леств. 7:65).
БЛАЖЕННЫ ПЛАЧУЩИЕ
Следствием этой боли является и истечение слез. Господь сказал: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5:4). Плач по Богу и слезы, которые он вызывает, являются заповеданными нам Христом.
Слезы — это образ жизни. Если покаяние и плач можно считать образом жизни, то это относится и к слезам, которые изливаются из кающегося и сокрушенного сердца.
Говоря о слезах, следует отметить, что они бывают двух видов: внутренние, сердечные, и внешние, телесные. Сердце часто плачет, и иногда мы можем увидеть целые реки слез. Подвижник духовной жизни, глубоко проникнутый духом православного предания, часто «вынуждает» свое сердце плакать. В большинстве случаев эти сердечные слезы находят свое внешнее выражение.
ЦЕННОСТЬ СЛЕЗ ВЕЛИКА
Слова святых отцов, которые не понаслышке знакомы с этой реальностью, чрезвычайно важны. Они говорят, что слёзы — это крещение. «Источник слёз после крещения больше самого крещения, хотя эти слова и могут показаться несколько смелыми» (Лествица, 7:6).
Слезы являются признаком возрождённого человека. Как сказал авва Пимен, «плач — это путь, переданный нам Писанием и отцами, которые говорят: «Плачьте. Нет иного пути, кроме этого»» (Γεροντικόν, Σ96, ριθ’). Это не просто путь, а образ жизни.
Нам невозможно познать себя без слёз, потому что как только мы осознаем свою греховность (что свидетельствует о пребывании внутри нас божественной благодати), как только обретаем дар самопознания и самоосуждения, мы сразу же начинаем плакать. Ведь «никто не должен оставить своего мертвеца и идти плакать о чужом» (20). Слезы человека говорят о том, что Христос коснулся его очей, и он прозрел умственно (Преп. Марк Подвижник. Добр., Т.1, С.521).
СЛЕЗЫ ОТВЕРЗАЮТ ОЧИ ДУШИ
Они необходимы, потому что, согласно учению аввы Арсения, человек в любом случае когда-нибудь будет плакать. Тот, кто плачет здесь по своей воле, не будет плакать в следующей жизни. И наоборот, тот, кто не плачет здесь, «вечно будет плакать там».
Отцы учат, что диавол, проникая в человеческую душу, оставляет в ней образы, а затем удаляется, оставляя образ греха. Этот образ можно уничтожить слезами, которые омывают сердце и изгоняют облако, закрывающее его. Таким образом, слезы помогают нам очиститься от грехов.
Авва Пимен говорит, что «желающий избавиться от грехов избавляется от них рыданием». В другом месте тот же святой призывает: «Будем плакать пред лицем благости Божией со всякой болезнью, пока Он не пошлет нам милость Свою». Поэтому там, где есть плач, нет места злословию или осуждению.
Опыт Церкви свидетельствует, что, подобно тому как вода смывает буквы, так и слеза может смыть грехи (Леств. 26:229). Благодаря слезам в наше сердце приходит Всесвятой Дух, который очищает и омывает нас от скверны порока (Исаак Сирин. Указ. соч. С.353).
ХРИСТОС УТЕШАЕТ ПЛАЧЕМ
Согласно Христовой заповеди о блаженстве, с плачем приходит утешение. Это утешение — «охлаждение болезнующей души. Заступление — обновление души, погруженной в печаль, которое чудесным образом превращает болезненные слезы в радостные» (Леств. 7:57).
Никита Стифат также учит, что никто не может в полной мере достичь уподобления Богу, «если он прежде теплыми слезами не смоет приразившейся к нему тины греховной и не прилепится к исполнению святых заповедей Христовых». Таким образом, человек отвергает безобразие (Добр. Т. 5. С. 150) и приобретает способность вкусить славы Божией.
Слава Богу за все! Аминь!
(автор: Виктор Шипилов)