«Господь не предписывал нам путешествовать в Иерусалим как обязательное доброе дело… Перемена места не приближает нас к Богу. Где бы вы ни находились, Господь придёт к вам, если ваша душа станет тем местом, где Он сможет жить и ходить…» (Свт. Григорий Нисский).

Каждый православный христианин хотя бы раз в жизни совершал паломничество к святым местам. Посещение монастыря оказывает огромное благотворное влияние на душу верующего и на его мысли.

Отдаляясь от городской суеты, вы словно попадаете в маленький райский уголок, где всё ухожено, упорядочено и настолько красиво, что просто невозможно отвести взгляд. Время здесь течет по-другому, и когда оказываешься за стенами обители, словно попадаешь в иное измерение.

В святых местах как будто расходятся облака, проясняется мысленное сознание, и человек начинает больше задумываться о Боге, вечности и смысле жизни. Часто говорят, что это намоленное место, и это не просто образное выражение, а реальность, которую можно ощутить на себе.

Монастырь — это дом для монахов, их семья, квартира и крепость. Это религиозная община, которая имеет единый устав и единый комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек.

ВСЕ БОЛИТ И НИКАКОЙ НАДЕЖДЫ

В наши дни особенно актуальны слова, произнесённые святителем Василием Великим в IV веке. Однажды его друг написал ему письмо и спросил: «Ну, как твоя Церковь, как твоя епархия?» На что Василий Великий ответил: «Всё болит и никакой надежды». И это в те времена, когда Церковь стала государственной в Византийской империи!

Преподобный Антоний Великий, основатель монашества, говорил, что главной добродетелью христианина (имел в виду монахов, потому что речь шла об обители) должна быть трезвость ума (рассудительность). Не молитву, не пост, не послушание игумену он ставил во главу угла, а рассудительность: трезвое и правильное отношение к Богу, к вере, к догматике и к человеку.

Современные монастыри напоминают институты без профессоров. Вчера ещё только окончил четвёртый-пятый курс, а сегодня уже ректор. На таком положении живут современные монастыри, когда только что посвящённый в монашество, рукоположенный иеромонах через несколько лет становится настоятелем и духовником монастыря, или епископом.

«ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНОГО»

Святые отцы видят причину оскудения монашеской жизни во многих монастырях, в недостатке опытных и духоносных подвижников. Настоящих старцев, обладающих особым духовным даром и способных видеть волю Божью не только для себя, но и для других, становится всё меньше, можно сказать, что их практически нет.

Поэтому появляются младостарцы, которые используют стремление людей получить совет, наставление или рекомендацию в своих интересах. Такие священники могут подменять Бога для христиан, уводя их за собой и предлагая им иной, неправославный духовный опыт. Всем памятен схиигумен Сергий (Романов), которого церковный суд Екатеринбургской епархии лишил сана схиигумена.

Старец — это молитвенник. Стоит признать, что в современных монастырях не хватает опытных старцев, потому что нет молитвенников, занимающихся «умным деланием». Ещё в XIV веке преподобный Григорий Синаит с сожалением рассказывал, что обошёл гору Афон и среди тысяч монахов нашёл лишь троих, кто имел представление об «умном делании». А сто лет назад наш святитель Игнатий Брянчанинов писал, что «ныне они так редки, что можно безошибочно сказать — «их нет»».

Умное делание — это основа монашества, а монашество — это сердцевина христианства.

Умное житие было основой духовного бытия монашества, его душой. Опытные практики «умного делания» были живым руководством для монахов. Однако со временем монашество утратило свою глубину, и «умное делание» стало редкостью.

ЧТО ТАКОЕ ТРУДНИЧЕСТВО?

В Русской Православной Церкви существует традиция трудничества, которая может быть как кратковременной, так и длительной, без последующего принятия иноческого или монашеского пострига.

Согласно словарю Даля, трудник — это человек, который работает на монастырь по обету, бесплатно. Быть трудником при монастыре или храме означает добровольно и бескорыстно выполнять ежедневные послушания, получая при этом кров и питание. Как правило, такой труд основывается на идее угождения Богу.

Причины, по которым люди становятся трудниками, могут быть различными. Кто-то выбирает этот путь ради личного духовного подвига, кто-то — для исполнения епитимии, кто-то — чтобы решить конкретные душевные или духовные проблемы. Для некоторых трудничество становится первым шагом на пути к монашеству, а кто-то просто ищет убежища в монастыре от мирских забот.

Цель трудничества — расти духовно, учиться смирению и человеколюбию, чтобы приблизиться к Богу. Однако на практике многие сталкиваются с тем, что их труд становится рабским, когда они работают за еду.

Некоторые люди приезжают в монастырь, чтобы пожить, поработать и помолиться вдали от мирской суеты и искушений. Они хотят быть ближе к Богу и уравновесить свое духовное состояние с мирской жизнью.

СОВРЕМЕННОЕ ТРУДНИЧЕСТВО В МОНАСТЫРЯХ

Трудник — это человек, который живёт при монастыре и безвозмездно трудится на благо обители, как говорится, «во славу Божию». В православии считается, что такой труд полезен в первую очередь для самого человека, поскольку он помогает спасти его душу.

Кто-то приезжает в монастырь, чтобы глубже понять Бога и православие. Кому-то просто некуда больше идти или негде жить. Некоторые пытаются забыть или залечить душевные травмы, занимаясь монастырским трудом и аскезой. Некоторые чувствуют груз вины от прошлых неблаговидных поступков (я встречал и таких людей). Некоторые бегут от зависимостей — алкогольной, наркотической и других. Кто-то пытается изменить себя.

Некоторые приезжают в монастырь ненадолго, чтобы сменить обстановку или разгрузиться. Кто-то просто интересуется монастырским укладом жизни как своеобразной экзотикой. Есть и те, кто кочует от монастыря к монастырю по всей стране в поисках «своего монастыря».

Чем же занимаются трудники в монастырях? Обычно они выполняют любую работу, которую им поручают. Это может быть уборка территории и помещений, помощь в уборке храмов, уход за животными, работа на кухне, покос травы, заготовка, распил и колка дров, работа в монастырских полях, садах и огородах и так далее. Как правило, у трудников очень разнообразные и постоянно меняющиеся задачи.

Работа иногда бывает довольно тяжёлой, но непосильной или слишком изнурительной её не делают. Обычно её соразмеряют с навыками и физическими возможностями каждого трудника. Однако и праздно прогуливаться или устраивать незапланированные перерывы не получится — зададут традиционный ласковый вопрос: «Что, работа закончилась?»

В последнее время в монастырях наблюдается нехватка трудников, и они вынуждены размещать вакансии в социальных сетях.

ОТСУТСТВУЕТ ДУХОВНОЕ ВОЗРАСТАНИЕ ТРУДНИКОВ

Когда в монастырь приезжают новички, они многое могут почерпнуть для себя. Однако, когда туда отправляются люди, уже знакомые с церковной жизнью, они зачастую не находят там ничего полезного.

Почему так происходит? Причина кроется в отсутствии практики Иисусовой молитвы, которая является основой для духовного роста и правильного окормления.

Нам необходимо спасаться в этом мире через «умное занятие», оберегая свой ум и занимая его непрестанной молитвой покаяния. Наш враг — это наш ум, и борьба с ним должна быть такой же умственной, ведь внутренняя деятельность души невидима и совершается на уровне ума. Покаянная работа происходит втайне от Бога, когда мы боремся с помыслами и ощущениями, которые противоречат нашему покаянному пути.

Без этой внутренней работы одна лишь внешняя исправность не может обеспечить устойчивость в борьбе со страстями. Кроме того, она может привести к тому, что мы превратимся в горделивых фарисеев, которые будут противиться Богу.

Призывать имя Божие следует при любых занятиях, в любом месте, в любое время и даже во сне. Это первая ступень непрестанной молитвы, которая требует усилий и практики. Хотя наш ум может блуждать, не стоит возмущаться и печалиться, ведь это естественная часть нашей греховной природы.

«Бей супостатов именем Иисусовым: ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (св. Иоанн Лествичник, сл. 21, гл. 7)

«Внешнего человека легко научить молиться, но не мал труд научить внутреннего», – говорит св. Исихий Иерусалимский.

Евангелие открывается в меру внутреннего очищения сердца. Именно поэтому Господь сказал: «Покайтесь и веруйте в Евангелие».

К сожалению, в современных монастырях практика Иисусовой молитвы отсутствует. Именно это и является основной причиной, по которой нет смысла воцерковленному верующему отправляться в какой-либо монастырь в качестве трудника.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Многочасовой физический труд без должного духовного руководства не может способствовать духовному росту трудника, и в результате само понятие «трудничество» теряет свою суть.

Мне больше по душе индивидуальные паломнические поездки к святым местам, где я могу помолиться святому на месте его духовного подвига, посетить богослужения, приложиться к его мощам и пожить несколько дней в монастырской гостинице без участия экскурсоводов, которые часто бывают дорогими и не всегда интересными.

В этом году я побывал в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, у мощей святителя Игнатия Брянчанинова в Ярославле и совсем недавно вернулся из Александра Свирского мужского монастыря. Такие поездки к святым местам более полезны для души, чем физический труд за кормежку, ибо трудничество — это физический труд за питание и проживание.

автор: (Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 10 часов

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 359Регистрация: 30-12-2019