«Господь не предписывал нам путешествовать в Иерусалим как обязательное доброе дело… Перемена места не приближает нас к Богу. Где бы вы ни находились, Господь придёт к вам, если ваша душа станет тем местом, где Он сможет жить и ходить…» (Свт. Григорий Нисский).
Каждый православный христианин хотя бы раз в жизни совершал паломничество к святым местам. Посещение монастыря оказывает огромное благотворное влияние на душу верующего и на его мысли.
Отдаляясь от городской суеты, вы словно попадаете в маленький райский уголок, где всё ухожено, упорядочено и настолько красиво, что просто невозможно отвести взгляд. Время здесь течет по-другому, и когда оказываешься за стенами обители, словно попадаешь в иное измерение.
В святых местах как будто расходятся облака, проясняется мысленное сознание, и человек начинает больше задумываться о Боге, вечности и смысле жизни. Часто говорят, что это намоленное место, и это не просто образное выражение, а реальность, которую можно ощутить на себе.
Монастырь — это дом для монахов, их семья, квартира и крепость. Это религиозная община, которая имеет единый устав и единый комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек.
ВСЕ БОЛИТ И НИКАКОЙ НАДЕЖДЫ
В наши дни особенно актуальны слова, произнесённые святителем Василием Великим в IV веке. Однажды его друг написал ему письмо и спросил: «Ну, как твоя Церковь, как твоя епархия?» На что Василий Великий ответил: «Всё болит и никакой надежды». И это в те времена, когда Церковь стала государственной в Византийской империи!
Преподобный Антоний Великий, основатель монашества, говорил, что главной добродетелью христианина (имел в виду монахов, потому что речь шла об обители) должна быть трезвость ума (рассудительность). Не молитву, не пост, не послушание игумену он ставил во главу угла, а рассудительность: трезвое и правильное отношение к Богу, к вере, к догматике и к человеку.
Современные монастыри напоминают институты без профессоров. Вчера ещё только окончил четвёртый-пятый курс, а сегодня уже ректор. На таком положении живут многие монастыри, когда только что посвящённый в монашество, рукоположенный иеромонах через пару тройку лет становится настоятелем и духовником монастыря, или епископом.
«ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНОГО»
Святые отцы видят причину оскудения монашеской жизни во многих монастырях, в недостатке опытных и духоносных подвижников. Настоящих старцев, обладающих особым духовным даром и способных видеть волю Божью не только для себя, но и для других, становится всё меньше, можно сказать, что их практически нет.
Поэтому появляются младостарцы, которые используют стремление людей получить совет, наставление или рекомендацию в своих интересах. Такие священники могут подменять Бога для христиан, уводя их за собой и предлагая им иной, неправославный духовный опыт. Всем памятен схиигумен Сергий (Романов), которого церковный суд Екатеринбургской епархии лишил сана схиигумена.
Старец — это молитвенник. Стоит признать, что в современных монастырях не хватает опытных старцев, потому что нет молитвенников, занимающихся «умным деланием». Ещё в XIV веке преподобный Григорий Синаит с сожалением рассказывал, что обошёл гору Афон и среди тысяч монахов нашёл лишь троих, кто имел представление об «умном делании». А сто лет назад наш святитель Игнатий Брянчанинов писал, что «ныне они так редки, что можно безошибочно сказать — «их нет»».
Умное делание — это основа монашества, а монашество — это сердцевина христианства.
Умное житие было основой духовного бытия монашества, его душой. Опытные практики «умного делания» были живым руководством для монахов. Однако со временем монашество утратило свою глубину, и «умное делание» стало редкостью.
ЧТО ТАКОЕ ТРУДНИЧЕСТВО?
В Русской Православной Церкви существует традиция трудничества, которая может быть как кратковременной, так и длительной, без последующего принятия иноческого или монашеского пострига.
Согласно словарю Даля, трудник — это человек, который работает на монастырь по обету, бесплатно. Быть трудником при монастыре или храме означает добровольно и бескорыстно выполнять ежедневные послушания, получая при этом кров и питание. Как правило, такой труд основывается на идее угождения Богу.
Причины, по которым люди становятся трудниками, могут быть различными. Кто-то выбирает этот путь ради личного духовного подвига, кто-то — для исполнения епитимии, кто-то — чтобы решить конкретные душевные или духовные проблемы. Для некоторых трудничество становится первым шагом на пути к монашеству, а кто-то просто ищет убежища в монастыре от мирских забот.
Цель трудничества — расти духовно, учиться смирению и человеколюбию, чтобы приблизиться к Богу. Однако на практике многие сталкиваются с тем, что их труд становится рабским, когда они работают за еду, не получая взамен духовного.
Некоторые люди приезжают в монастырь, чтобы пожить, поработать и помолиться вдали от мирской суеты и искушений. Они хотят быть ближе к Богу и уравновесить свое духовное состояние с мирской жизнью.
СОВРЕМЕННОЕ ТРУДНИЧЕСТВО В МОНАСТЫРЯХ
Трудник — это человек, который живёт при монастыре и безвозмездно трудится на благо обители, как говорится, «во славу Божию». В православии считается, что такой труд полезен в первую очередь для самого человека, поскольку он помогает спасти свою душу.
Кто-то приезжает в монастырь, чтобы глубже понять Бога и православие. Кому-то просто некуда больше идти или негде жить. Некоторые пытаются забыть или залечить душевные травмы, занимаясь монастырским трудом и аскезой. Некоторые чувствуют груз вины от прошлых неблаговидных поступков (я встречал и таких людей). Некоторые бегут от зависимостей — алкогольной, наркотической и других. Кто-то пытается изменить себя.
Некоторые приезжают в монастырь ненадолго, чтобы сменить обстановку или разгрузиться. Кто-то просто интересуется монастырским укладом жизни как своеобразной экзотикой. Есть и те, кто кочует от монастыря к монастырю по всей стране в поисках «своего монастыря».
Хватает среди трудников бывших наркоманов, алкоголиков, судимых, или тех, кто не смог себя найти в мирской жизни.
Чем же занимаются трудники в монастырях? Обычно они выполняют любую работу, которую им поручают. Это может быть уборка территории и помещений, помощь в уборке храмов, уход за животными, работа на кухне, покос травы, заготовка, распил и колка дров, работа в монастырских полях, садах и огородах и так далее. Как правило, у трудников очень разнообразные и постоянно меняющиеся задачи.
Работа иногда бывает довольно тяжёлой, но непосильной или изнурительной. Обычно её соразмеряют с навыками и физическими возможностями каждого трудника. Однако и праздно прогуливаться или устраивать незапланированные перерывы не получится — зададут традиционный ласковый вопрос: «Что, работа закончилась?»
В последнее время в монастырях наблюдается нехватка трудников, размещаются вакансии в социальных сетях.
ОТСУТСТВУЕТ ДУХОВНОЕ ВОЗРАСТАНИЕ ТРУДНИКОВ
Когда в монастырь приезжают неофиты, они для себя открывают что то новое, непознанное. Однако, когда туда отправляются люди, уже знакомые с церковной жизнью, они зачастую не находят там ничего полезного для себя, кроме физического труда, бесплатной кормежки и ночевки. Ни о какой духовной составляющей не идет даже речи.
В своё время я был послушником в строящемся храме. Каждое утро настоятель благословлял нас на физический труд, не вспоминая о духовном. Сколько нас было тогда? Пять человек. Мы были не только прихожанами этого храма, но и его духовными детьми. Сколько времени потребовалось бы батюшке, чтобы исповедовать каждого из нас и благословить на духовное делание? Полчаса. Сколько храмов в России? Теперь мы удивляемся, что после воскресной службы люди расходятся по домам. Почему так происходит? А всё потому же — нужно было работать с людьми в духовной сфере с самого начала. Тогда и были бы настоящие приходы.
Та же проблема в монастырях. Обязанность трудника — трудиться, обязанность монаха — молиться. Трудники трудятся, вместе с ними трудятся и монахи. А когда же им всем молиться? Каждый ден ь служится Божественная Литургия, кроме священников там лишь редкие миряне, приехавшие паломнической поездкой.
Хотя бы во время их физического труда благословляйте трудников и монахов молиться Иисусовой молитвой, которая является основой основ. Противодействие помыслам и страстям достигается только через «непрестанное» мысленное молитвенное делание. Внешняя, устная молитва, которой большинство из нас молится, здесь не поможет — нужна именно мысленная, внутренняя молитва.
Без этой внутренней работы одна лишь внешняя исправность не сможет обеспечить устойчивость в борьбе со страстями. Кроме того, она может привести к тому, что мы превратимся в горделивых фарисеев, которые будут противиться Богу.
Призывать имя Божие следует при любых занятиях, в любом месте, в любое время и даже во сне. Это первая ступень непрестанной молитвы, которая требует усилий и практики. Хотя наш ум может блуждать, не стоит возмущаться и печалиться, ведь это естественная часть нашей греховной природы.
«Бей супостатов именем Иисусовым: ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (св. Иоанн Лествичник, сл. 21, гл. 7)
«Внешнего человека легко научить молиться, но не мал труд научить внутреннего», – говорит св. Исихий Иерусалимский.
Евангелие открывается в меру внутреннего очищения сердца. Именно поэтому Господь сказал: «Покайтесь и веруйте в Евангелие».
К сожалению, в современных монастырях практика Иисусовой молитвы отсутствует. Именно это и является основной причиной, по которой нет смысла воцерковленному верующему отправляться в какой-либо монастырь в качестве трудника.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Многочасовой физический труд без должного духовного руководства не может способствовать духовному росту трудника, и в результате само понятие «трудничество» теряет свою суть.
Мне больше по душе индивидуальные паломнические поездки к святым местам, где я могу помолиться святому на месте его духовного подвига, посетить богослужения, приложиться к его мощам и пожить несколько дней в монастырской гостинице без участия экскурсоводов, которые часто бывают дорогими и не всегда интересными.
В этом году (2024 г) в начале июня, паломнической поездкой на личном автомобиле, был в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Оттуда поехал в Ярославль к святителю Игнатию Брянчанинову. В ноябре был в Александра Свирском мужском монастыре, где жил целую неделю. Это незабываемые поездки, они полезны для самого верующего, укрепляющие его в вере православной. Монастырское течение жизни отличается от мирского. Это в первую очередь многочасовые службы в монастыре, исходящая благодать от мощей святого, все это заряжает внутренней благодатью паломника.
Древние монастыри хранят молитвенный дух святых, что почивают мощами в них.
Певица Ольга Арефьева советует: «не надо ездить в большой монастырь шумной компанией, набитые экскурсионные автобусы – это проскакивание по поверхности, человеку обязательно ехать в одиночестве, на длительный срок, тогда выветривается всякая дурь и ты или возвращаешься обновленным, или остаешься навсегда ни о чем«.
Аминь! автор: (Виктор Шипилов)