На протяжении всей своей жизни человек испытывал страх — страх перед смертью, перед неизвестностью, перед тем, что принято называть потусторонним миром. Однако в современном обществе, где господствуют материальные ценности и физические ощущения, люди редко задумываются о более абстрактных вопросах, таких как существование Бога, духов и загробной жизни.
Современный человек полностью погружен в свои повседневные заботы и не обращает внимания на то, что происходит вокруг него в каждый миг его жизни. В эпоху технологий люди стали до наивности беспечными. Цивилизация, проникшая во все сферы жизни, заменила нам реальный мир на виртуальный.
Однако существует мир, который мы не видим и не можем потрогать, но постоянно оказывающий влияние на нашу повседневную жизнь. Этот мир ближе к нам, чем то, что мы видим, слышим и осязаем каждый день.
Как связан с нами мир бесов? Мы окружены им, и злые духи живут с нами так же тесно, как мы сами живём со своими мыслями и чувствами.
Бесы, демоны, черти, нечистые духи, лукавые духи, падшие ангелы, диавол — все это названия бесплотных существ, которые когда-то были светлыми ангелами, но взбунтовались против Бога и были изгнаны с небес.
Почему мы чувствуем робость, когда сидим одни в глубокой ночи, и боимся ступить за порог своего дома, словно за ним нас поджидает душегубец? Отчего мы боимся оставаться одни на берегу озёр и рек в вечерний час, словно встречаем там не человека, а привидение? Почему кладбища кажутся нам страшными в ночном сумраке, словно эти места, где покоится священный прах наших предков, являются жилищами злых духов? Отчего мы ощущаем насильственный трепет, когда входим в пустой полуразрушенный дом, где некогда жил и веселился не совсем праведный богач, или когда опаздываем в глубине мрачных рощ и лесов, хотя и уверены, что здесь нет ни опасных зверей, ни злых людей? Почему всё это происходит?
Это не просто детский страх, потому что его испытывают даже самые крепкие духом люди. В таких ситуациях наше внутреннее чувство, действуя независимо от тела, без труда угадывает влияние невидимых существ. Наша душа, не занятая внешними предметами, становится ближе к духовному миру и как бы физически ощущает прикосновение тёмных сил.
У всех народов существует вера в существование злых духов, и поэтому существует бесчисленное множество народных сказаний о действиях и явлениях таких духов. Часто можно услышать выражения: «Это место недоброе», «Такие-то часы неблагополучные и чёрные в нашей жизни» и т. п. Конечно, в этих простых сказаниях много ложного и суеверного, но их главное основание справедливо, ибо действительно есть дни и часы в нашей жизни, когда диавол нападает на нас с особенной силой.
Сам апостол Павел называет такие дни злыми, лютыми и бедственными для нас: «Приимите всеоружие Божие, — говорит он, — дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять» (Еф. 6:13).
Общество падших духов имеет строгую иерархическую структуру, где все подчинены князьям тьмы, а во главе стоит сам сатана (диавол). Некоторые земные сообщества людей также вовлечены в эту структуру и служат злым духам.
Несмотря на своё падение, бесы сохранили некоторые свойства ангельской природы. Они обладают сознанием, высоким интеллектом, памятью, чувствами, имеют самосознание, но при этом бесплотны и мгновенно перемещаются в пространстве. Они способны преображаться в тот вид, в который захотят, если Бог им это позволит.
Святитель Феофан Затворник говорил: «Падшие Духи витают между небом и землёй — в воздухе, и как воздух обнимает человека повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы, и непрестанно принуждают к согрешению греха, как комары в сыром месте».
Бесы могут влиять на человека различными способами. Они способны ослеплять разум, делая его неспособным видеть и воспринимать истину. Также они могут вызывать порочные желания и недобрые чувства. Злые духи любят внушать человеку дурные мысли, которые кажутся его собственными решениями.
Бесы могут воздействовать и на человеческое тело, вызывая болезни. В Евангелии от Матфея и Луки мы находим примеры такого воздействия, а в Деяниях апостолов описывается физическое насилие, совершаемое бесами. Они также могут влиять на внешнее благополучие людей.
Архиепископ Иннокентий (Борисов) предлагает оригинальную концепцию, объясняющую процесс беснования. Он считает, что бес действует на мозг и низшие способности человека, то есть на его нервную систему. В психологии такое состояние называется «беснованием», а в религии — одержимостью. Это состояние, когда человек теряет контроль над своими эмоциями и поведением, становясь агрессивным и опасным для окружающих.
Когда Иисус сошёл на берег, его встретил человек, одержимый бесами. Долгое время этот человек не носил одежды и не жил в доме, а обитал в гробницах. Увидев Иисуса, он закричал и упал к его ногам, громко вопя: «Что тебе до меня, Иисус, Сын Всевышнего? Умоляю тебя, не мучай меня!»
Иисус повелел нечистому духу выйти из человека. Много раз он овладевал им, и хотя тот был скован по рукам и ногам и находился под стражей, он разрывал свои цепи и был гоним бесом в пустынные места. «Легион» — ответил он, потому что многие бесы вселились в него. И они неоднократно просили Иисуса не приказывать им идти в преисподнюю.
Там на склоне холма паслось большое стадо свиней. Демоны попросили Иисуса позволить им войти в свиней, и он дал им разрешение. Когда демоны вышли из человека, они вошли в свиней, и стадо бросилось вниз по крутому склону в озеро и утонуло. (Луки 8:27-32)
Беснование может проявляться как в виде осознанного насилия над слабыми, так и в виде неконтролируемой реакции на стресс или гнев. Человек может ломать и крушить всё вокруг, кидать предметы, не контролируя свои действия. В состоянии аффекта он может совершать противоправные действия, о которых потом будет сожалеть всю жизнь.
Грань между беснованием и психическим заболеванием тонкая, их трудно отличить друг от друга. В науке (психиатрии) такое состояние называется заболеванием, а в Церкви — одержимостью. Медицина предлагает лекарства, которые купируют приступы гнева и агрессивности у одержимого больного, превращая его, как говорят в народе, в «овощ». Однако если отказаться от этих лекарств, то жизнь окружающих может превратиться в настоящий ад. Церковные средства — это исповедь и причащение такого одержимого, если он сам согласен на это.
Согласно христианскому мировоззрению, источником страстей является дьявол. Если человек сознательно следует на поводу страсти, отказываясь от Бога, он становится одержимым. В самом широком смысле этого слова одержимость — это овладение духом и душой человека внешними посторонними силами, например, навязчивыми идеями. Человеку, который живёт только своими страстями, навязанными ему злыми духами, трудно понять это и разобраться в себе. Он не хочет этого, потому что получает удовольствие от того, что им овладела страсть.
Зависимость от курения, алкоголя, наркотиков, от виртуального мира, от гордыни, высокомерия, тщеславия, зависти и жажды обогащения — всё это формирует в человеке зависимость от греха. Попробуйте не курить хотя бы один день или на сутки отключить свой смартфон. И не говорите, что это легко — сначала попробуйте, а потом говорите. Обратите внимание, как страсть (бес) курения ведёт современную молодёжь к зависимости. В каждой страсти есть своя причина. Попробуйте преодолеть хотя бы одну из своих страстей — и вы сразу поймёте, насколько сильна зависимость.
Мы часто говорим: «Я свободен». Но от чего ты свободен, дорогой человек? Курят все — девушки, парни, женщины, мужчины, бабушки и дети. Вы не курите и не проводите сутками в виртуальном мире? Вы не завидуете обеспеченным людям? Вы не стремитесь обогатиться? В вас нет скрытой зависти? Если вы утверждаете, что свободны от греха, то вы лжёте, потому что «всяк человек — ложь, всяк человек — грех».
Когда мы слышим фразу «всяк человек ложь», мы не задумываемся о том, что она взята из псалма 115. Эту фразу произносит псалмопевец, который жил задолго до Христа. Человек ненадёжен. Совершая грехи, он идёт на ложь, подкуп и прочее. Он меняет своё мнение в зависимости от жизненных обстоятельств. Наш внутренний греховный человек склоняет нас к мысли, что если мы поступаем определённым образом, то и другие люди так же поступают. Однако человек с добрым сердцем несёт в себе добро. Добрый человек не будет никого осуждать, как бы тяжело ему ни было в этом мире. Злой же человек полон злых мыслей и осуждает всех вокруг, меряя их по себе.
Верующие в Господа Иисуса Христа обладают особыми средствами, чтобы противостоять искушениям — это пост и молитва. «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29). Могущественным средством против злых духов является призывание имени Иисуса Христа. Сам Господь сказал, что Его именем «будут изгонять бесов» (Мк. 16:17).
Бог открывает православному верующему грехи, совершаемые людьми. Удивительно, но факт: до воцерковления христианин (крещёный в младенчестве) жил «как все», не замечая ни в себе, ни в окружающих эти самые страсти. А тут вдруг «стал прозревать», «замечать в людях их согрешения». Откуда это в нём?
Молитва — это постоянное пребывание с Господом, постоянное осознание того, что Христос рядом. Мы не начинаем день, пока не обратимся к Нему: «Господи, благослови!» Садимся ли мы в машину, общественный транспорт или самолёт, мы осеняем себя крестным знамением и говорим: «Господи, благослови».
Практикуя Иисусову молитву, вы всегда будете со Христом, в любой ситуации и в любом месте. Мир полон тёмных сил, которые могут овладеть умом, волей и душой человека. Человек беззащитен перед ними, и эти силы могут управлять им настолько, что он не осознаёт своих действий. Почему так происходит? Потому что мы не используем своё главное оружие — не носим с собой имя Иисусово и не творим крестного знамения.
Иисусова молитва — это мощное оружие в борьбе со страстями и дьявольскими искушениями. Враг всячески старается отвлечь христианина от этой молитвы, потому что она для него страшнее всего.
Слава Богу за всё!
Аминь! (автор: Виктор Шипилов)