«Блудная мысль — это сила, которая управляет миром. Она определяет почти все мотивы человека. Стоит только немного ослабить бдительность, и ты уже в её власти! От этой силы никто не застрахован: ни болезнь, ни возраст не могут дать никакой гарантии. Это почти неконтролируемое влечение, настоящая магия, которая действует на подсознательном уровне. Блуд — это сила, которая правит всем миром…» (Монах Симеон Афонский).
Евагрий Понтийский учит: «Духовная брань, возникающая между человеком и нечистыми бесами, ведётся только из-за духовной (внутренней) молитвы, и ничего другого. Ведь для бесов эта молитва чрезвычайно неприятна и тягостна, а для молящегося — спасительна и благотворна».
В письмах святого Игнатия Брянчанинова мы находим такие строки: «Иногда восстание страстей и нашествие помыслов на подвижника молитвы настолько сильно, что это возводит его в душевный подвиг. Это время невидимого мученичества. Страсти укрощаются непрестанной молитвой, когда они восстают на подвижника молитвы. Следует произносить Иисусову молитву неспеша, и мало-помалу она уймёт восставшие внутри него страсти… Будь терпелив и великодушен в такие минуты: искушения — только пугалы, чучела безжизненные, страшные для одних неверующих, для смотрящих одними плотскими глазами. Будь осторожен, благоразумен перед ругателями, подражай Христову молчанию — и ничего не бойся, влас главы твоей не падёт… Страх, приходящий по вечерам, нужно отражать верою и непрестанною молитвою».
ДЕМОНЫ ИСПОЛЬЗУЮТ ВРЕМЯ СНА
Непрекращающаяся до последнего вздоха борьба с блудными помыслами может проявляться в самых различных формах. Демоны используют сновидения, чтобы смущать и повреждать человеческие души.
Во время сна тело человека, согласно замыслу Творца, находится в состоянии отключения. Однако, несмотря на это, процессы, происходящие в организме, продолжают функционировать: кровь движется, желудок переваривает пищу, легкие дышат, кожа выделяет пот. В то же время в душе рождаются мысли, вызванные бессознательным началом. Из этих мыслей и мечтаний и составляются сновидения.
Во сне наша душа не спит, а продолжает жить своей жизнью, отличной от состояния бодрствования. Особенность сна заключается в том, что рассудок человека либо полностью отключается, либо работает лишь кратковременно. Вместе с рассудком утрачивается самоконтроль и связность мыслей. В этот момент падшие духи получают свободный доступ к нашей душе, находящейся в состоянии сна. Они используют это время, чтобы смутить, запугать и осквернить душу человека. Злые духи могут мучить христианина во сне, вызывая переживания того, чего он больше всего боится.
Непрестанная молитва была заповедана для того, чтобы верующие могли пребывать в памяти Божией. Если человек постоянно молится, то память Божия без труда обретается в молитве. Следовательно, чем более мы постоянны в молитве, тем большую память Божию имеем в уме. Сатана не оставляет ни на минуту того, кто решает непрестанно молиться Иисусовой молитвой. Он будет чинить пакости тому, кто занимается внутренним деланием, до самой смерти. Об этом свидетельствуют святые отцы, которые на собственном опыте познали всесторонний сатанинский искус.
ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА
С первых же слов Иисусовой молитвы на меня начали нападать. Сначала это проявлялось через близких людей, а затем и через окружающих. Однако самое сильное воздействие сатаны я ощутил, когда перешёл от внешней устной молитвы к внутренней, произносимой умом.
В это время со мной творилось что-то невообразимое, и это сложно описать словами. Навязчивая мысль о том, чтобы прекратить молитвенное делание, не отпускала меня ни на минуту в течение многих дней и недель.
С самого начала моя практика Иисусовой молитвы осуществлялась по благословению духовного отца Владимира, настоятеля Владимирского храма в Воронеже. Сам он не молился этой молитвой, но благословлял меня читать святых отцов и сверяться с их опытом. Однако среди них я не нашёл начальной покаянной практики, которая помогла бы мне разобраться в сложившейся ситуации. Единственным источником, который я смог найти, были «Аскетические опыты» святого Игнатия Брянчанинова. Эти два тома стали моей настольной книгой, которую я перечитывал много раз. Причина была проста: по мере моей личной практики мне открывалось то, что раньше было непонятно.
По благословению духовного отца я писал письма во все монастыри России с просьбой помочь мне разобраться в сложившейся ситуации, но никто не отвечал на них.
Денно и нощно искушения следовали одно за другим, и временами мне хотелось завыть от безысходности. Каждое утро я начинал с противостояния набегавшим мыслям: начинал произносить слова Иисусовой молитвы, но меня уносило на мысли о чём-то другом. Я пытался вернуться к словам молитвы, но снова отвлекался. Так продолжалось на протяжении всего дня, неделя за неделей.
Честно говоря, я не мог спокойно произносить восемь внимательных слов Иисусовой молитвы — мысли, словно скакуны, уносили меня прочь от слов молитвы, не давая сосредоточиться. Это было самое трудное время в моей молитвенной практике, и такого воздействия сатаны на слова произносимой Иисусовой молитвы я больше никогда не испытывал.
БЛУДНЫЕ СНЫ
Сон — это время, когда падшие духи могут оказывать на подвижника молитвы своё полное влияние. После ночного сна тело восстанавливает свои силы, но душа, расстроенная ночными сновидениями, наутро оказывается уязвимой для демонических воздействий. Состояние души сразу после пробуждения относится к состояниям повышенной внушаемости. Опытные делатели молитвы советуют начинать молиться Иисусовой молитвой сразу после пробуждения, прежде чем приступать к утреннему правилу.
Параллельно с дневными искушениями, которые приходят в виде нескончаемого потока помыслов, каждую ночь мне стали сниться блудные сны. Они обычно приходят ближе к утру, во время тонкого сна, когда мы наиболее уязвимы. Вот один из таких снов: я уже много лет женат, моя жена спит рядом, но каждую ночь мне снится одно и то же — молодая девушка, источающая возбуждающий запах упругого тела и реагирующая на мои прикосновения. От этого сна я начинаю возбуждаться, меня начинает трясти, и в этот момент срабатывает моя благодатная защита — я просыпаюсь. Меня трясёт от перевозбуждения, я лежу с закрытыми глазами, произношу слова Иисусовой молитвы и накладываю на себя крест.
Самое лучшее средство в такие моменты — встать и умыться холодной водой. Это мгновенно снимает сонную пелену с лица и глаз. Однако в такие минуты воля ещё не полностью проснулась. Сила молитвы и накладываемого креста отгоняют сатану, сонная картинка исчезает, возбуждение проходит, возвращается мирный дух. И я вновь проваливаюсь в сон. Сатана пытается увлечь меня в очередной мысленный блуд, но благодать Божия уберегает от грехопадения через пробуждение. И так каждую ночь.
НАБЕГ МЫСЛИ
Помимо блудного сна, в течение дня подвижника молитвы поджидает ещё одно искушение — мысленное воображение, которое святые отцы называют «набегом мысли».
Святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867) писал: «Бесы искушают подвижника молитвы помыслами, мысленными мечтаниями, воспоминаниями о нужнейших предметах». В плотской брани между духами злобы есть один бес, который действует быстрее и незаметнее всех остальных. Святые отцы называют движимый им помысел «набегом мысли». Именно его следует опасаться, потому что блудная мысль может возникнуть вместе с яркой картинкой воображения, когда вы даже не думаете об этом.
Например, можно представить, как идёшь по улице и произносишь слова Иисусовой молитвы. Навстречу идёт молодая красивая девушка, и ты бросаешь на неё мимолетный взгляд. Бес мгновенно реагирует, происходит незаметный «набег блудной мысли», и ты, сам того не осознавая, мысленно переносишься в постель, целуешь и ласкаешь упругие груди, ощущаешь возбуждающий запах тела, его податливость и покорность твоим действиям. От этой мысленной картинки тебя начинает трясти от перевозбуждения. Всего лишь один мимолетный взгляд с потерей внимания может иметь такие катастрофические последствия. Чтобы вернуться обратно в нормальное умиротворённое состояние, потребуется много часов физических мучений, которые часто заканчиваются элементарным онанизмом. Кто хоть раз испытывал это, тот поймёт, о чём я пишу.
Когда на подвижника молитвы находит блудное возбуждение, молитва не помогает, и человеком овладевает страсть через попущение Божие. Мы сами являемся источниками греха, позволяя ему войти в нас через помыслы и страсти, гнездящиеся в сердце. И возвращаемся «на блевотину свою». Чтобы вернуть утраченную благодать Божию, иногда требуется несколько недель, чтобы умилостивить Христа через покаяние. Воин набирается опыта во время сражений, а подвижник молитвы — во время искушений.
СВЕТ В ОКНЕ
После нескольких лет непрекращающегося внутреннего конфликта, мыслительная борьба начала утихать, и разум постепенно начал «впитывать» слова молитвы.
СВЯТЫЕ ОТЦЫ
Апостол Павел писал: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5, 3). Под блудом он подразумевал грех, совершенный телом, а под нечистотой — страстное желание прикасаться к своему и чужому телу, смеяться и свободно общаться с окружающими. Эти изречения безымянных старцев отражают понимание чистоты и целомудрия, которое было присуще ранней христианской традиции.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин писал: «Нам предстоит долгий и трудный путь борьбы с духом блуда. Эта брань более продолжительна, постоянна и жестока, чем другие, и лишь немногие одерживают в ней полную победу. Начиная беспокоить с юности, она не прекращается, пока не будут преодолены все остальные страсти. Поскольку нападение бывает как на тело, так и на душу, то и сопротивляться нужно двумя способами, иначе невозможно одержать победу, если только тело и душа не будут сражаться вместе».
Он также утверждал: «Если мы хотим законно вступить в духовный подвиг и победить нечистого духа блуда, то должны полагаться не на свои силы (ибо это не под силу человеку), но на помощь Божию. Душа неизбежно будет испытывать нападения этой страсти, пока не осознает, что ведет войну, превышающую ее возможности, и не сможет одержать победу только своим старанием и трудом, если не будет подкреплена помощью и защитой Господа».
Блаженный Феофилакт объяснял: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5, 32). Моисей повелел, чтобы муж, возненавидевший свою жену, развелся с ней, чтобы избежать худшего, ведь ненавидимая женщина могла быть убита. Однако такой муж обязан был дать жене разводную, которая называлась отпускною, чтобы бывшая жена не возвращалась к нему и не возникло смуты, если он станет жить с другой.
Господь не нарушает Моисеев закон, но исправляет его, запрещая мужу ненавидеть свою жену без причины. Если он оставит её по уважительной причине, то есть за прелюбодеяние, он не подлежит осуждению. Но если не за прелюбодеяние, то подлежит суду, потому что тем самым заставляет её прелюбодействовать. Но и тот, кто возьмет её, становится прелюбодеем, потому что, если бы никто не взял её, она, возможно, возвратилась бы к прежнему мужу и покорилась бы ему.
Христианину должно быть миротворцем и для чужих, тем более для своей жены, которую Бог соединил с ним.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Демоны представляют собой невидимых падших духов, являющихся источником наших грехопадений. Они оказывают влияние на людей через мысли, чувства, образы, ощущения, воспоминания, представления и побуждения. Чтобы противостоять страсти, необходимо понимать причины её возникновения.
Святые отцы уделяли особое внимание изучению источников блудной страсти. Они осознавали, что все страсти взаимосвязаны и одна порождает другую.
Борьба с блудной страстью начинается с трезвения ума и сердца. Это означает своевременное обнаружение и немедленное отсечение нечистых помыслов (образов), что возможно лишь при постоянной молитве. Также важно обратить гнев против этих помыслов.
Святые Отцы делятся своим опытом, утверждая: «Целомудрие — совокупность всех добродетелей».
Борьба с блудным похотением — самая трудная и жестокая. Христианин должен вести её до самой смерти. Отцы говорят, что не стоит верить своему телу до тех пор, пока оно не ляжет во гроб и его не забьют гвоздями.
Аминь! (автор: Виктор Шипилов)