Преподобный Паисий Величковский и святитель Игнатий Брянчанинов были хранителями и продолжателями древней святоотеческой традиции в области богословия и аскетизма.

Паисий Величковский и Игнатий Брянчанинов черпали вдохновение для своих творений из писаний святых отцов, которые стали для них неистощимым источником знаний. Эти святые отцы сформировали в них непоколебимую веру в то, что истина, дарованная человеку свыше, содержится в учении Православной Церкви. Преподобный Паисий и святитель Игнатий были верными исповедниками этого учения.

1. Оба этих святых с раннего возраста стремились к монашеству. Преподобный Паисий рассказывал, что с юных лет его душа начала тянуться к Господу и не могла быть удовлетворена земными радостями.Во время учебы в Киевской Духовной Академии Петр Величковский высказал префекту свое мнение о том, что в учебном заведении недостаточно внимания уделяется изучению творений святых отцов и преподаванию языческой философии. Вскоре он покинул академию и отправился в странствия по монастырям. Дмитрий Брянчанинов же заявил о своем желании стать монахом уже в пятнадцать лет.

2. Оба святых не окончили духовных школ, но в молодости они учились духовной жизни у старцев, которые встречались на их пути, а впоследствии — у святых отцов Православной Церкви.

3. Преподобный Паисий и святитель Игнатий с юности стремились к уединению и бедности под руководством опытного старца.

4. По воле Божией, в юности они странствовали по многим монастырям.

5. Общая черта в жизни обоих святых — это стремление найти наставника, который был бы живым воплощением аскетического учения Отцов православной Церкви, и глубокая убежденность в необходимости руководствоваться их творениями.

В своих трудах преподобный Паисий и святитель Игнатий, руководствуясь одной и той же мыслью, раскрывают цель человеческого существования на земле: восстановление связи с Богом и подготовка к жизни вечной. Эти святые учат, что достичь такого общения с Богом можно, только исполняя заповеди Божьи и исповедуя Православную веру. Только в рамках Православной Церкви можно найти путь к покаянию, стяжанию Святого Духа и восстановлению нарушенной грехом связи с Богом.
Основная идея и содержание их творений — это призыв к покаянию и указание путей, которые помогут восстановить нарушенное грехом общение с Богом.

«Чтобы достичь истинного понимания Священного Писания, необходимо читать святых отцов», — утверждают верующие. Благодаря глубокому знанию Слова Божьего, эти авторы могли точно и безошибочно выражать свои мысли.
На вопрос о том, каких отцов следует читать христианину, святитель Игнатий Брянчанинов давал такой ответ: «Христианину, живущему в миру, не следует читать святых отцов, писавших для монахов. Какой смысл изучать добродетели, которые невозможно воплотить в жизнь? Это не только не принесет пользы, но и может навредить, ведь такие размышления могут вызвать мечтательность, которая не свойственна мирянам».

На вопрос о том, как можно спастись в современном мире, преподобный Паисий отвечал: «Христос Спаситель, желающий всем людям спастись и прийти в разум истины, узаконил добрые дела, то есть Евангельские Заповеди, для всех православных христиан». Те же, кто преступает эти заповеди и не кается, не смогут получить прощения и не будут отвечать за свои деяния перед Вторым Пришествием Господа.

Святитель Игнатий полностью разделял учение старца Паисия. Он писал: «Внимательно слушай Евангелие и святых отцов, которые объясняют его. Постепенно в тебя вселится живая вера, требующая исполнения евангельских заповедей. За их соблюдение ты получишь надежду на спасение. Исполнение евангельских заповедей приводит к единению человека с Богом».

Святитель Игнатий, обращаясь к своим духовным чадам, призывает следовать за Христом. Он напоминает о завете Спасителя: «Кто хочет идти за Мной, да отвержется себя и возьмет крест свой, и со Мной грядет».
Под «взятием креста» святитель Игнатий подразумевает добровольную и благоговейную покорность воле Божией, которая проявляется во всех скорбях, посылаемых и попускаемых Провидением. Ропот и возмущение в трудные времена — это отречение от креста.

Чтобы следовать за Христом, необходимо жить по Его заповедям, изложенным в Евангелии, и отказаться от своих греховных убеждений и желаний, которые противоречат истине и воле Божией. Каждый, кто стремится познать волю Божию, должен обратиться к Евангелию — вечной книге жизни, где он найдет Истину, следуя которой сможет обрести блаженство. Истина — это Христос.
Как говорил священномученик Петр Дамаскин, «Христос сокрыт в Евангелии; тот, кто ищет Христа, может найти Его в Евангелии».

Святитель Игнатий, учитывая недостаток духовных наставников, считал, что лучшим руководством в духовной жизни христиан являются святоотеческие писания. В одном из своих писем он писал: «Кто следует этому руководству, тот уже спасён; а кто опирается на собственный разум или учение лжеучителей, того можно считать погибшим».

Вне Православной веры и Церкви спасение невозможно: «Вера Православная есть Едина Святая Соборная и Апостольская Церковь Восточная, без веры Православной невозможно спастись никому же». Преподобный Паисий учил неуклонно следовать вероучению Православной Церкви. Личность, не принадлежащая к Православной Церкви, лишена благодатного воздействия Святого Духа и не может достичь христианского совершенства — Богообщения.

«По словам святого апостола Павла, — писал преподобный Паисий (Величковский) старцу Афанасию, — един Господь, едина вера, едино крещение. Наша истинная христианская вера, которую соблюдает Святая наша Соборная и Апостольская Восточная Церковь, едина. Остальные верования — ложные и не истинные. Их следует называть ересями, а не верованиями.

Кто не так верует, как верует наша Святая Соборная и Апостольская Восточная Церковь, тот, хотя и исполнит все заповеди Божии, хотя бы и чудеса творил, и мертвых бы воскресил, тот всё равно будет обманщиком и еретиком».

«Для желающего спастись, — писал святитель Игнатий, — необходимо принадлежать к Православной Церкви, единственной истинной Церкви, и повиноваться её установлениям. Произнося Символ Веры, каждый из нас исповедует, что он верует во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, исповедует, следовательно, что, кроме этой Единой Церкви, нет другой Церкви, нет других Церквей… Необходимо для желающего спастись быть крещенным в недре Православной Церкви…»

Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Многие трудятся, многие страдают, многие подвизаются, но увенчаны будут только те, кто подвизается законно. Истинный, законный подвиг совершается во Христе Иисусе и Святом Духе, в ограде святой Восточной Церкви».

Учение святых отцов, по словам святителя Игнатия, можно выразить кратко и точно: «Где нет православия, там нет спасения».

Старец Паисий Величковский считал, что единственный способ достичь единения с Богом — это общаться с Ним через молитву, очищение и хранение ума и сердца, а также безмолвие. Молитва, по его словам, — это «сопребывание и соединение человека с Богом».

Паисий также учил, что молитва Иисусова должна совершаться с трезвением, то есть с полным молчанием ума, где все посторонние мысли изгоняются этой молитвой. Преподобный Максим Исповедник говорил, что первая битва диавола происходит именно с умом. Бесы, цепляясь за существующие в душе страсти, вызывают страстные помыслы, которые сражаются с умом и вынуждают его согласиться на грех. Это великая брань, цель которой — захватить ум и привести его к страстному помыслу. Когда ум оказывается побеждённым, бесы «вводят его в грех мысленный, а по совершении сего как пленника ведут его на самое дело греха».
Такова немощь ума, который не только оказывается в плену, но и заболевает, поскольку в нём остаётся греховный идол — незаживающая рана и причина новых грехов. В таком состоянии ум пленён диаволом и страстями. «Ум, одержимый страстями, замышляет неподобающее; обнаруживаются же его мысли словами и делами», — писал преподобный Фалассий (Добр. Т.3. С.303).

Вместо того чтобы обращаться к Богу и соединяться с ним, ум обращается к чувственным вещам и становится их рабом. В этом рабстве и пленении и заключается немощь ума, которая, естественно, приводит его к смерти. Немощь ума также характеризуется словом «помрачение». Ум, как образ Божий, является светлым. Однако, удаляясь от Бога и теряя своё естественное состояние, он тускнеет, помрачается. Помрачение также называется ослеплением, поскольку это настоящее ослепление ума. «Ум ослепляется тремя страстями: сребролюбием, тщеславием и желанием удовольствий», — писал преподобный Марк Подвижник (Добр. Т.1. С.529).

Другое болезненное состояние ума — это окаменение, безболезненность и бесчувствие. «Безболезненность сердца ослепляет ум», — говорит Лествичник (Леств.7:13). Немощный ум — это узник, пленник. Сколько бы ни пытался ум взлететь к познанию небесного, он не может сделать этого, если прежде не избавится от страстей. Страсти связывают его и держат пленником на земле. Ум, сделавшийся дебелым от различных страстей, не в состоянии молиться, как должно (Преп. Нил Подвижник. Добр. Т.2. С.213).

Исихий Пресвитер уделяет огромное внимание молитве Иисусовой, поскольку она очищает ум от вредных помыслов. Задача очищения ума заключается не в нахождении проникших в него помыслов, но в их отвержении. Этого можно добиться не логическими рассуждениями и анализом, а только постоянством в произнесении слов Иисусовой молитвы. Когда мы говорим «молитва», то подразумеваем действие Святого Духа, приходящего в сердце при поминании имени Христова (Добр. Т.2. С.199).

Не случайно святитель Григорий Палама подчеркивает, что деятельность ума, состоящая в помыслах, легко очищается «у упражняющихся в однословной молитве». Когда человек предается непрестанному молитвенному деланию, деятельность ума исцеляется, помыслы прекращаются.

Преподобный Паисий собрал воедино учение об умно-сердечной молитве Иисусовой святых учителей и наставников монашеского жития и изложил это учение по темам: откуда сия молитва происходит, что из себя представляет, каковы необходимые условия для её прохождения и советы новоначальным.

Молитва Иисусова приносит великую пользу, если совершается по заповедям святых отцов и под руководством искусного наставника. Святитель Игнатий, опытный делатель и наставник молитвы и умного делания, писал: «Свят, велик, душеспасителен подвиг молитвы. Он — главный и первый между подвигами иноческими. Все прочие подвиги — подвиги служебные этому подвигу».

Из писем святителя Игнатия становится ясно, что в российских монастырях не уделяется должного внимания умному деланию, особенно Иисусовой молитве. Он писал: «Важная примета кончины монашества — повсеместное оставление умного делания».
Святитель обращался к игумену Антонию (Бочкову) с просьбой указать на тех, кто правильно проходит путь духовного подвига, но не получал ответа.
Святитель Игнатий также сформулировал одно из важнейших положений святоотеческого учения о молитве: «Делание покаяния должно быть соединено с деланием молитвы во едино делание». Он утверждал, что осознание своей греховности, немощи и ничтожества — это необходимое условие для того, чтобы молитва была принята и услышана Богом.

Преподобный Паисий и святитель Игнатий верили, что никто не может научить другого тому, чего сам не достиг опытным путем. Наставник должен сначала победить свои страсти с помощью смиренномудрия и молитвы: «Како бо иного наставити на путь может, имже сам не хождаше? Подобает ему самому первое противу всех страстей душевных и телесных до крове стати, и Христовою помощью похоть и ярость победити, и словесное души безумия и гордости смиренномудрием и молитвою исцелити».

Преподобный Паисий Величковский и святитель Игнатий Брянчанинов были близки к святым отцам Православной Церкви. Они внесли неоценимый вклад в возрождение Церкви, не следуя за духом времени, а возвращаясь к святоотеческим путям духовной жизни и стяжания Святого Духа.

Аминь! (составитель Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 7 часов

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 345Регистрация: 30-12-2019