Мы познакомились с Настей на моём новом месте работы. В те годы производственная база фирмы, куда я устроился, находилась в пригороде Воронежа. Утром нас доставляли туда служебным транспортом, а вечером возвращали обратно в город.
Дорога в одну сторону занимала около 45 минут, столько же — в обратную. Для перевозки использовали две старые газели, каждая из которых ездила по своему маршруту. Однако часто одна из машин ломалась, и нам приходилось всем тесниться в одной. Мы садились по три человека на двухместные сиденья, а четвёртый устраивался на коленях у впереди сидящего — как сельди в бочке.
В такие моменты мы возвращались в Воронеж с юмором, как говорится, «в тесноте, да не в обиде».
В течение месяца я познакомился со многими сотрудниками фирмы. В основном это были молодые люди в возрасте от 25 до 35 лет, и лишь одному из них было далеко за 50. Мы с Настей выходили на одной остановке — «Динамо» — и шли в одном направлении до канатной дороги. Затем наши пути расходились: ей нужно было подняться в гору, чтобы попасть в свою любимую Березовую Рощу, а мне — через парк в частный сектор.
ИСКУШЕНИЯ
Апостол Иаков однозначно говорит, что «Бог не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1: 14).
В начале своего духовного пути, когда человек только начинает приобщаться к Церкви, он делает первые шаги: посещает храм, молится, принимает причастие, читает Евангелие и так далее. В этот момент он испытывает необъяснимый духовный подъём. Это действие благодати Божией, которая укрепляет его веру. В такие моменты человек словно парит, как говорят в подобных случаях — «ног под собой не чувствует».
После того как человек призывается к вере, наступает период обучаемой благодати, который продолжается большую часть жизни верующего. Удивительно, но некоторые люди, недавно пришедшие к вере, в этот важный духовный период уходят из храмов, потому что не ощущают в себе действие благодати Божией.
И не только новички, но и монахи, и священники могут столкнуться с такой проблемой. Причина этого проста: внешняя молитва не помогает увидеть внутреннего врага, который обитает в каждом из нас. Только мысленная молитва, совершаемая умом, может помочь обнаружить лукавого, который вступает в открытую борьбу с теми, кто стремится к мысленной духовной жизни (внутреннему человеку).
То же самое происходит и с призывающей благодатью в практике Иисусовой молитвы. Поначалу молитва даётся легко, и за короткий срок верующий может ощутить духовные дары, о которых он читал у святых отцов.
Вскоре благодать Божия побуждает подвижника молитвы к мысленной молитве. Неосознанно начинающий молитвенник вторгается в мир своих мыслей, где сталкивается с противодействием мысленного врага рода человеческого.
В этот период благодать Божия как будто исчезает, и молящемуся приходится молиться только своими силами. Я много раз анализировал этот период и понял, что всему виной был я сам. Всё оказалось очень просто — страсти, которые жили во мне, продолжали управлять мной.
Верующий должен быть уверен, что благодать Божия всегда готова помочь тому, кто молится. Однако она не всегда явно проявляется, чтобы молящийся мог научиться правильно использовать её.
В начале пути может быть тяжело, но со временем приходит духовный опыт, и человек начинает понимать, как действует невидимая сила.
Если же молящийся нарушает заповеди и проявляет непослушание, то сразу же испытывает скорби и искушения. В такие моменты особенно необходим опытный духовник, который на своём примере знает, как преодолеть все трудности и остаться верным своему пути.
В это время страсти оживают, и молящийся вступает на путь, полный испытаний. Его путь будет похож на путь мученика, в котором череда падений и побед сменяет друг друга.
Внешние искушения становятся всё более частыми: скорби, притеснения, обиды, досады, оскорбления и унижения, которые приносят другие люди или обстоятельства жизни, могут стать серьёзным испытанием. Но в этих испытаниях человек открывает для себя самого источник своих бед — внутреннюю гордость.
Откровенно говоря, одно дело — читать о гордости и методах борьбы с ней, но совсем другое — видеть эту гордость в себе и начинать ей противостоять. Это не просто выполнение внешнего правила, это нечто большее.
Бог — прекрасный наставник для тех, кто стремится к молитве. Испытания, которые словно стеной встают на пути, подобны горьким лекарствам, данным Господом для исцеления души.
Это единственный верный способ познать самого себя: через боль унижений и оскорблений, насмешки, как в лицо, так и за спиной. И через всё это необходимо пройти, иначе исцеление не будет полным. Плач становится твоим верным спутником на этом пути.
Если мы ослабеваем и спотыкаемся, Господь утешает нас слезами, и скорби лишь усиливаются. Я узнал об этом на собственном опыте в 2005 году. В то время мне не с кем было поговорить о происходящем, и я ориентировался на книгу святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты», которая на долгие годы стала моей настольной.
Искушения стали моими наставниками, хотя тогда я не понимал, что происходит. Я был искушаем по полной программе, чего не встречал ни у святых отцов, ни у современников. Лишь в мае 2006 года у меня завязалась переписка с архимандритом Рафаилом (Карелиным).
Подвижнику молитвы следует усвоить, что искушения не только тяжелы, но и продолжительны — на годы и десятилетия. Об этом пишет святитель Игнатий Брянчанинов, основываясь на своём личном опыте, и это подтверждается моей многолетней молитвенной практикой и практикой Насти.
«В христианской жизни необходимы искушения, чтобы испытать наше духовное состояние — покорны ли мы Божиим повелениям, объявленным в Евангелии, и живём ли по духу или по плоти?»
«Не будь искушений, никто бы не спасся, говорит авва Евагрий».
Когда человек начинает мысленно молиться, он сталкивается с внутренними искушениями, о которых раньше даже не подозревал. Во время молитвы он вторгается в ту область, которой управляет лукавый — в наш ум.
Скорость сатаны превышает скорость нашей мысли, поэтому он может осквернять то, что рождается в наших мыслях, и подмешивать свои помыслы. Мы не осознаём, как происходит этот процесс, и думаем, что наши мысли — это наши собственные мысли.
Заповеди Божии даны нам, чтобы мы могли научиться отличать добро от зла, и особенно в тех случаях, когда наши мысли начинают блуждать.
НЕ ПРЕКОСЛОВЬ ПОМЫСЛАМ
«Погибели предшествует гордость» (Притч. 16:18). Поэтому важно не допускать злых мыслей, чтобы избежать падений. Однако часто люди не обращают внимания на свои мысли, позволяя им свободно блуждать, и не стремятся направить их к разумным занятиям. В результате в этой внутренней суматохе к нам может подобраться враг, который посеет зло в сердце, обольстит и склонит к его исполнению. Тогда человеку остаётся либо исполнить скованное сердцем зло, либо бороться с ним. Но, к сожалению, большинство людей не борются, а, как связанные, идут на поводу у зла.
Святые отцы учат, что человек, повреждённый грехом, не может самостоятельно справиться с лукавыми помыслами без помощи Божией. Поэтому одно из главных оружий в мысленной борьбе — это молитвенное обращение к Богу с покаянием и просьбой о милости и помощи.
При этом они советуют не противиться помыслу, не вступать с ним в рассуждения и беседы, а сразу обращаться к Богу с молитвой.
«Не прекословь помыслам, всеваемым в тебя врагом, но лучше непрестанною молитвою к Богу прерывай беседу с ними»(прп.Исаак Сирин)
«Не прекословь; потому что враги сего желают и (видя прекословие) не перестанут нападать; но молись на них Господу, повергая пред Ним немощь свою, и Он может не только отогнать, но и совершенно упразднить их»(преп. Варсануфий и Иоанн)
Святой Игнатий (Брянчанинов) призывает бороться с мыслями печали, уныния, тоски и отчаяния с помощью Иисусовой молитвы, обращенной к Богу. При этом важно не вступать в диалог с этими мыслями.
Молитва, совершаемая вне тела, не позволяет верующему человеку увидеть врага рода человеческого. Однако мысленная Иисусова молитва выводит лукавого на свет, и он вступает в открытую борьбу с тем, кто посвятил себя молитве. Эта борьба проявляется в виде навязчивых греховных помыслов, которые настойчиво предлагает враг.
Ум, поврежденный грехом, легко поддается влиянию через помыслы, ведь всякий грех исходит из помыслов. Но беда в том, что пока ум остается оторванным от сердца, он остается в плену у суетных помыслов рассудка. В таком состоянии ум продолжает отравлять сердце, наполняя его страстными помышлениями.
«Великая ошибка, и ошибка всеобщая, – почитать рождаемые в нас мысли кровною собственностью, за которую должно стоять, как за себя. Все греховное, рождаемое в нас, в наших мыслях, есть пришлое к нам. Кто хочет вести брань с собою, тот должен разделить себя на себя и на врага, кроющегося в нем»(свт. Феофан Затворник)
НЕМНОГО О СЕБЕ
К моменту встречи с Настей у меня уже был 12-летний опыт внутренней мысленной молитвы. За это время я также шесть лет состоял в духовной переписке с архимандритом Рафаилом (Карелиным) и с Новиковым Н. М. (http://nnproekt.ru/). За это время накопил достаточно опыта в молитвенном делании, чтобы быть в состоянии помочь тому, кто в этом нуждался. И Господь подарил мне такую возможность.
УМ МОЛИТСЯ СЛОВАМИ — СЕРДЦЕ МОЛИТСЯ ПЛАЧЕМ
Когда я садился в служебный транспорт, замечал, как молодые люди сразу же погружались в виртуальный мир, уткнувшись в свои смартфоны. Я же старался сосредоточиться на внимательной молитве.
На своём опыте я понял, что ничто так не отвлекает от молитвы, как постоянно открытый рот. Именно поэтому Премудрый советует: «Для слов сделай вес и меру, а для уст – дверь и запор» (Сир. 28:29).
В такие моменты, закрыв глаза, я мысленно повторял слова Иисусовой молитвы, сосредоточивая мысленное внимание на два пальца выше соска левой груди. Многолетняя практика позволяла быстро уходить в самого себя, выключая внешнее. Отвернувшись к окну, я стараюсь не показывать слёзы, но они всё равно предательски выступали. Хорошо, что в такие моменты мне никто не задает вопросов и не обращают на меня никакого внимания.
В течение нескольких лет я практиковал так называемое «художественное делание». Это особый вид молитвы, который включает в себя усаживание на специальный афонский стульчик, состоящий из трех не широких брусков дерева, высотой не более 25 см и сосредоточенное произнесение молитвенных слов, склонив голову налево и направив внимание на два соска левой груди. При этом нужно сдерживать дыхание, стараясь дышать неглубоко (не борзо).
По мере сдерживания дыхания, оно начинает успокаиваться, подстраиваясь под ритм сердца, при этом движение крови в теле замедляется. Тело перестает быть — его нет, только сердце глубоко и молитва, заполняющая все внутреннее пространство сердца, давящее на внутренние стенки самого сердца. Ты испытываешь состояние заполняемости огромным умом небольшого внутреннего объема сердца, ум словно втискивается внутрь сердца, заполняя там все пространство, не оставляя свободного места, которого просто нет.
Ум начинает опускаться вглубь сердца, помыслы остаются где то там наверху. Самое интересное в том, что само «сердце глубоко» в полном смысле этого слова — словами не объяснить. Слова молитвы и биение сердца становятся едины. Такая молитва непостижима внешнему человеку. Сердце начинает истаивать от произносимых слов молитвы, дыхание перестает быть в нашем понимании, ибо само дыхание есть мысленная молитва.
Такое состояние длится час — полтора, после чего ум начинает подниматься из глубин сердечных на поверхность. Его встречает свора помыслов обрадованное. Оживает тело, тысячи иголочек прокалывают отсидевшие ноги, тело совершенно холодное — зуб на зуб не попадает. Ты встаешь, а идти не можешь, ноги не слушаются.
Внутренняя молитва — это молитва, возносимая без проявления внешних признаков моления, возносимая в уме независимо от внешних занятий человека. Ум молится словами, сердце молится плачем. Не восплачет сердце, если не умилится от слов молитвы, не стяжет ум внимательной молитвы, если сердце не будет содействовать и вспомоществовать ему плачем.
Подвижник молитвы, не познавший плача, не познал и сути покаянной молитвы. Господь назвал блаженными плачущих: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4). Таким образом, плач по Боге и происходящие от него слезы заповеданы Христом. Слезы — это образ жизни. По словам аввы Пимена, «плач — это путь, переданный нам Писанием и отцами, говорящими: «Плачьте. Нет иного пути, кроме этого».
Что такое плач? Духовный плач не возникает от человеческих усилий, он имеет иную природу.
Когда я сосредоточиваюсь на словах молитвы, независимо от моего желания, находит некая сила, объемлет все моё сердце, и сдавливает его. Это можно сравнить с куриным яйцом в ладони человека, который сжимает его полностью. Появляется боль сердечная, иной раз не вздохнуть ни выдохнуть и вследствие этой боли, из глаз вначале брызжат слёзы, постепенно переходя в состояние истекания. Как нашла, так и отошла невидимая сила, отпустило сердце, плач прекратился.
ТЕМЫ ДЛЯ РАЗГОВОРА
Во время поездки молодые люди обсуждали вопросы, которые они только что прочитали в своих смартфонах. В обсуждение включались остальные, и иногда жаркие споры прерывались, когда несколько человек выходили из маршрутки на остановке.
Однажды кто-то заговорил о смерти на дорогах и о том, что в автомобильных авариях погибали их знакомые или близкие. Один из пассажиров привёл в пример семейную пару, которая разбилась насмерть, а ребёнок, по слухам, выжил. Некоторые делились воспоминаниями о людях, которых они знали и которые теперь погибли на дороге.
Я решил присоединиться к обсуждению и задал вопрос о дальнейшей судьбе души после смерти. Я напомнил, что все мы смертны, и в любую минуту может произойти авария, в которой многие из нас могут погибнуть. Я спросил, верят ли они в Бога, и оказалось, что никто не верит.
Тогда я начал объяснять, что под смертью следует понимать отделение души от тела и её дальнейшее определение — суд. Одна из сотрудниц маршрутки начала истерить, чтобы я замолчал, потому что они молоды и всё у них будет хорошо. После её истеричного крика я закрыл тему. В маршрутке установилась гробовая тишина, и это означало, что тема задела всех без исключения.
О НАСТЕ
Насте было 32 года, когда мы с ней познакомилась, Со своим будущим мужем они учились в СХИ и встречались несколько лет, прежде чем пожениться. У них был восьмилетний сын. Семья крепкая и дружная.
Однако, у Насти были причины для беспокойства. В её роду по материнской линии все рано уходили из жизни. У её мамы было два брата и пятеро сестёр, но почти все они, включая её саму, ушли из жизни.
Настя страдала от головных болей и чувствовала себя ужасно. Она понимала, что может повторить судьбу мамы, и переживала за своего сына.
Мы часто говорили с ней о Боге. Я приводил примеры из Библии и из жизни моих знакомых верующих. Насте эта тема была близка, и я видел, что она размышляет о Боге.
Однажды она призналась мне, что уже много лет общается с Богом, рассказывает Ему о своих делах и часто плачет перед Ним. Также она рассказала, что ждёт второго ребёнка и мечтает о девочке. Её муж тоже хочет дочь, ведь у них уже есть мальчик.
Наступил декретный отпуск, и мы с Настей договорились, что через две недели посетим храм. Это будет первая служба в её жизни, и мы хотели, чтобы она исповедалась и причастилась. Я подарил Насте молитвослов и был уверен, что она не перезвонит — не тот случай. Но в этот раз я ошибался.
Настя встретила меня в «Динамо» после работы. По дороге мы обсудили последние детали предстоящего события. На улице стояла прекрасная осенняя погода, было тепло.
На следующее утро за окном бушевала метель, ветер был такой сильный, что было сложно даже пошевелиться. Признаюсь, мне совсем не хотелось выходить из дома, на календаре была суббота — выходной день. «В такую погоду хороший хозяин собаку из дома не выгонит» — это поговорка про плохую погоду. Но я обещал прийти на службу и сдержал слово.
Добирался до храма с трудом, снега было по колено. Думал, что в такую погоду Настя не придёт, но ошибся. Она всё же пришла. Эта служба стала для неё знаменательной. Она почувствовала благодать Божью настолько явственно, что не поверила, что такое возможно.
После службы мы расстались на время родов. Настя успела ещё раз сходить на службу, исповедаться и причаститься.
Настя родила легко. Как она рассказала, в момент родов молилась Иисусовой молитвой. В отличие от предыдущих родов, когда она рожала сына — натерпелась, настрадалась, прежде чем родила, эти прошли без особых трудностей.
После того как она вернулась домой и пришла в себя, позвонила мне, и мы поговорили о том, как начать практиковать Иисусову молитву. Я посоветовал ей читать Евангелие и Псалтирь, а также молиться Иисусовой молитвой.
Однажды Настя рассказала мне, что с ней говорил внутренний голос. Он запретил ей встречаться со мной, утверждая, что я учу её плохому. Я объяснил Насте, что это не её внутренний голос, а самый настоящий бес.
За свой внутренний голос шизофреники, психически нездоровые люди и современная молодежь, принимают голос беса.
Какова природа этих голосов? Откуда они берутся? — на эти вопросы не знает ответа ни один психиатр или больной шизофренией. Очень часто этот внутренний голос говорит из ада или рая, как это было у меня. «Голос» появляются оттуда, во что мы больше верим — если в инопланетян — то это другие планеты, если в Бога — то это рай или ад, или спецслужбы — если больше интересуешься именно ими. Одураченные этим голосом, люди, далекие от веры в Бога, исполняют все его пожелания, кто то из окон выпрыгивает, кто то идет топиться. Именно бес подводит таких людей к последней черте, когда они сводят счёты с жизнью.
А еще очень страшно, когда в голове несколько голосов ругают или обсуждают тебя. Очень хочется сбежать от них, но куда от самого себя сбежишь? Очень сложно рассказывать о «голосах» тем , кто их никогда не слышал.
С Настей бес ещё несколько раз пытался установить контакт. Он хотел убедить её отказаться от практики Иисусовой молитвы. Однако Настя, которую я предупредил о недопустимости любых контактов, не отвечала на его предложения. Из-за этого попытки установить связь прекратились.
Однако иногда с Настей происходили необъяснимые вещи. Часто в полночь с двенадцатого этажа раздавались крики пожилой женщины. Она запрещала Насте молиться Иисусовой молитвой и обвиняла её во всех тяжких грехах.
Никто не испытывал такого счастья? А зря. Не самое приятное ощущение, когда волосы встают дыбом от душераздирающего крика. Эти крики будили Настю. Она не была знакома с этой женщиной, и та её не знала. Настя жила на пятом этаже, бабушка — на двенадцатом.
Просыпаясь, Настя начинала молиться, и крики вскоре прекращались, как будто захлебываясь и переходя в всхлипы, а затем и вовсе умолкали.
В начале пути Настя столкнулась с трудностями в освоении Иисусовой молитвы. Однако её упорство и стремление к цели помогли преодолеть этот непростой этап. Она часто обращалась за помощью, подробно разъяснял ей все возникающие вопросы.
Ребёнок Насти много спал и просыпался только на время кормления. В свободные моменты Настя посвящала себя молитве, уделяя ей всё своё внимание. Многие из нас склонны к лени и склонны искать в трудах святых отцов готовые методы молитвы, полагая, что чем глубже мы будем погружаться в их наставление, тем больше найдём для себя полезного. Но Настя, напротив, каждый день посвящала всё больше времени молитве, постепенно увеличивая её продолжительность. Именно настойчивость дала свои плоды.
Я посоветовал Насте найти духовного отца. В Вознесенском храме, который находится в Березовой роще, куда стала ходить на службы, познакомилась со священником Павлом (Семеновым). Вскоре он стал не только её духовным наставником, но и крёстным отцом новорождённой дочери. Так мы образовали тройственный союз.
Когда я давал Насте рекомендации по практике Иисусовой молитвы, она согласовывала их с духовным отцом, получала благословение и приступала к их выполнению. В то время ещё был жив старец отца Павла — иеросхимонах Силуан (Сухаревский), с которым батюшка консультировался. Также о происходящем были осведомлены (из моих писем) архимандрит Рафаил (Карелин) и Новиков Н. М., который подарил Насте свою книгу «Молитва Иисусова: Опыт двух тысячелетий».
Настя начала произносить Иисусову молитву в феврале, а к маю уже молилась весь световой день, с восьми утра до шести вечера, до возвращения семьи домой — мужа и сына. Вот это и есть упертость.
У Насти начала болеть голова Это первый признак вывода ума из головы. Раньше нельзя.
Пришло время вывести ум из головы. Причина тому, начались головные боли — это первый признак того, что пришло время. Настя строго следовала моим указаниям, и вскоре её ум переместился в область ниже кадыка, туда, где мы обычно глотаем слюну. Чтобы убедиться в этом, сами найдёте это место. Настя сосредоточила своё мысленное внимание на этом месте и в течение всего светового дня молилась в этом месте.
Спустя месяц мы с Настей перевели мысленное внимание в область левой груди. У мужчин, в отличие от женщин, в этом плане всё гораздо проще. Я решил воспользоваться советом, который получил от Новикова Н.М. Мне очень понравилась его рекомендация.
Вот как её можно применить: положите ладонь правой руки на левую часть груди так, чтобы большой палец лёг на ключицу. Нижняя часть ладони должна располагаться на два — три пальца выше соска левой груди. Отметьте это место маркером и еще раз проверьте, чтобы точка отметки была выше соска. У женщин посложнее, чтобы не рисковать, мы с Настей определили точку чуть выше, предполагаемого места и этот выбор был правильным, что и подтвердилось в дальнейшем.
С этого момента надо мысленное внимание сосредоточить на этой точке. Примерно через два-три месяца вы почувствуете, как начинает формироваться болевая точка. Она обязательно будет находиться выше соска. С этого момента всё ваше мысленное внимание должно быть сосредоточено именно на этой болевой точке — очень важный момент в практике Иисусовой молитвы. Что это за болевая точка такая? Благодать Божия показывает подвижнику молитвы «место при дверях», место входа в словесную часть духовного сердца.
Со временем боль станет всё сильнее, и в какой-то момент будет казаться, что невозможно вдохнуть или выдохнуть. В прошлом некоторые подвижники, сталкиваясь с такой болью, старались уменьшить количество молитв, которые они произносят про себя, чтобы облегчить свои страдания. Однако другие, в том числе и автор этой статьи, продолжали молиться, чтобы облегчить свои чувства.
Сначала боль распространилась на всю левую сторону груди, а затем охватила и правую. Невозможность вдохнуть или выдохнуть. Эта боль рождает плач и никак раньше.
Как говорил Исаак Сирин, «молитва без боли подобна недоношенному ребёнку перед Богом». Если эта боль, которую испытывает духовное сердце и, не причиняя вреда, ощущает и плотское, развивается в соответствии с требованиями православного предания, то она необходима для нашего спасения. Она помогает собрать воедино все силы нашей души. Тогда ум с большей лёгкостью обращается к сердцу.
Эта боль, представляющая собой своего рода рану, часто сочетается с рыданием. Человек разрывается от слёз и рыданий. Это и называется рыданием. Из творений святых отцов нам хорошо известно, что эта рана, ведущая к спасению, более чувствительна, чем телесная. Человек, переживающий сокрушение сердца, испытывает большую боль, чем получивший телесное увечье.
По свидетельству преподобного Иоанна Синайского, основанному, вероятно, на его собственном опыте, у некоторых эта выше естественная боль была столь велика, так сильно болело сердце, что уста их чувственным образом извергали кровь: «Видел я в некоторых крайний предел плача: от скорби болезненного и уязвленного сердца они чувственным образом извергали кровь из уст. Видев это, я вспомнил сказавшего: «уязвлен бых яко трава, и изсше сердце мое» (Пс.101:5)» (Леств.7:65). Следствием этой боли является и истечение слез. Господь назвал блаженными плачущих: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф.5:4). Таким образом, плач по Боге и происходящие от него слезы заповеданы нам Христом. Слезы — это образ жизни. Если образом жизни можно назвать покаяние и плач, то это относится и к слезам, которые струятся из кающегося и сокрушенного сердца. Говоря о слезах, необходимо заметить, что существуют внутренние слезы сердца и внешние, телесные слезы. Сердце часто плачет, умываясь реками слез. Подвижник духовной жизни, проникнутый духом православного предания, многократно «вынуждает» сердце плакать. В большинстве случаев эти сердечные слезы обнаруживают себя внешне.
Настя терпела боль, правда пришлось сбросить обороты (уменьшить молитвенное делание), все таки кормящая мать. Вскоре к ней пришел плач. Теперь Настя много плакала, опытно познав что значит духовный плач очищающий душу.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Прошло восемь лет. В этом году дочка Насти пошла во второй класс. Настя занимает руководящую должность, у неё много работы и семья. Несмотря на все эти заботы, она продолжает «непрестанно держать молитву» в своём сердце, где когда-то почувствовала боль — место, где открывается дверь в её духовное сердце. Теперь она «непрестанно» обращается покаянной молитвой к Богу, прося впустить её в своё духовное сердце.
ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ПРИТЧА
Говоря о необходимости молитвы, Иисус Христос рассказал притчу о неправедном судье. В одном городе был неправедный судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, судебное дело которой должен был решить этот судья; она ходила к нему много раз и все просила оградить ее от несправедливых притязаний ее противника; но все ее просьбы были безуспешны. Наконец судье надоели постоянные хождения вдовы к нему и просьбы ее; и он сказал: «Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать».
Окончив эту притчу, Господь сказал: Слышите, что говорит судья неправедный? Если он, будучи неправедным, все-таки заступился за несчастную вдову, неотступно просившую у него защиты, то Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Говорю вам, что подаст им защиту вскоре. – Итак, надо всегда молиться и никогда не унывать, если просимое не так скоро подается, как желалось бы.
А чтобы показать Своим слушателям, как надо молиться, Господь сказал другую притчу: Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей стал впереди всех, чтобы все видели его молящимся; признавая себя праведником, он не просил у Бога милости, а лишь благодарил Его: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешному».– Окончив эту притчу, Господь сказал: «Говорю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, чем тот фарисей; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Аминь! (автор: Виктор Шипилов)