Святые отцы называют Иисусову молитву наукой из наук и искусством из искусств.

Священник Сергий (Баранов) известен на всю страну как яркий проповедник, автор книг и фильмов, отмеченных на международных конкурсах. Он стал центром исихазма в России благодаря своему опыту в практике Иисусовой молитвы. К батюшке приезжают за советом священники, монахи и миряне из разных регионов России и зарубежья.

Опыт отца Сергия основан на афонской традиции пятисловной Иисусовой молитвы. Священник Сергий Баранов рассказывает о себе: «Будучи настоятелем кафедрального собора, я часто посещал Афон, как паломник и иконописец. Весной и осенью, когда я начинал расписывать первую келью, мне приходилось проводить там по несколько месяцев. На Афоне я постигал искусство Иисусовой молитвы».

Обретенный опыт молитвы отец Сергий ввел в женском монастыре, где является духовным отцом: «В нашей женской общине мы не практикуем медленную молитву с перерывами на размышления. Мы просто не позволяем своему уму думать. Думать — это сложно. Мы произносим молитву, как бы погружаясь внутрь себя, в противоположность размышлению. Мы просто повторяем молитву, не думая ни о чём. В этом и заключается наше внимание. Много раз я пытался бороться с помыслами — выходил им навстречу и спорил, но всё было безрезультатно. Пока я не понял, что нужно направлять ум внутрь, в сердце, находить там Христа, обхватывать Его ноги, закрывать глаза, уши и замирать, повторяя одно и то же: «Иисусе, Иисусе…». Помысел кружит возле тебя, но подойти не может, и через некоторое время уходит посрамлённый. Помыслам нужна мутная вода — много мыслей. Убегая от помысла, мы останавливаем логику и держим в уме одну короткую мысль — «Иисусе…», которая движется не поступательно вперёд, а по кругу, одна сменяя другую. Думать и молиться — это разные состояния ума. Умная молитва — это не думать, это — жить. Не путайте внимание с думанием. Мы просто держим ум в словах молитвы, и всё».

Здесь у священника Сергия Баранова возникает серьёзное расхождение с русским опытом практики восьмисловной Иисусовой молитвы. На это стоит обратить особое внимание. Давайте рассмотрим всё по порядку.

В византийском мистическом богословии XIV века особое место занимают два Григория: святой Григорий Синаит (1255–1346) и святой Григорий Палама (1295–1359).

Св. Григорий Палама, известный как богослов исихазма, посвятил свою жизнь распространению аскетической и мистической традиции исихастов в христианском учении. Благодаря его усилиям было заложено прочное догматическое основание для молитвы.

Святой Григорий Синаит был наставником и практическим руководителем. Его главной целью было объяснить ученикам, как они правильно действовать, и дать точные и подробные инструкции по молитве. Он писал проще и доступнее, чем Палама, поэтому его труды более популярны.

Когда читаешь труды святого Григория Синаита, сразу замечаешь, какое важное место в них занимает Иисусова молитва. Впервые она упоминается в «Житии аввы Филимона», написанном в VI-VII веках и пришедшем из Египта. В этой книге молитва звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» (без добавления слова «грешного»).

Однако стандартная восьмисловная форма Иисусовой молитвы с добавлением слова «грешного» впервые встречается в «Житии святого Григория Синаита», описанном Каллистом, святейшим архиепископом Константинополя.

Исихастское движение, зародившееся на Афоне и в Константинополе, распространилось на Балканы, а затем и в Валахии, Молдавии и на Руси, благодаря духовным наследникам преподобного Григория Синаита.

Молодой подвижник Паисий Величковский, пообщавшись с валашскими старцами, освоил искусство умной сердечной молитвы. Он попросил у старцев благословения на поездку на Афон, куда и отправился в 1746 году, в возрасте 24 лет.

На Афоне преподобный Паисий поселился в калитве под названием Кипарис. Он посещал отшельников и пустынножителей, стараясь найти наставника, который бы безмолвствовал один, преуспел в монашеской жизни и знал божественные и отческие писания. Однако не встретил никого, кто бы соответствовал его ожиданиям.

Оскудение Церкви живыми сосудами благодати и духовное невежество, царившее тогда во многих обителях, привели юного подвижника к отшельничеству, что стало для него настоящим духовным одиночеством.

В этом уединении на Святой Горе преподобный Паисий нашёл источник спасительного наставления и совета — писания богомудрых отцов-подвижников, которые запечатлели свой опыт Богообщения в своих творениях.

Старец Паисий осознал значимость и животворную силу этих писаний и посвятил свою жизнь их собиранию на языке оригинала (греческом) и духовно точному переводу на славянский. Он понимал, что старые переводы были неточными и в некоторых местах искажали истинный смысл текстов.

Он заложил на Афоне основу для великого дела — духовного возрождения практики умной, созерцательной, сердечной молитвы. Окончательную редакцию текстов греческого Добротолюбия осуществили Макарий Нотарас, архиепископ Коринфский, и преподобный Никодим Святогорец, который в 1777 году встречался с Паисием Величковским. Последний активно занимался исследованием и распространением святоотеческих творений.

Подводя итог 17-летней афонской деятельности преподобного Паисия Величковского, можно сказать, что он внёс значительный вклад в возрождение исихастской традиции как на Афоне, так и в России.

Преподобный Паисий создал крайне важную для того времени и для будущего православия школу духовной жизни, перевел и распространил утерянные на тот момент книги о молитве. Он пробудил духовное движение угасавшего православного монашества, во многих иноках возбудил стремление к внутреннему монашескому подвигу. Его последователями в России стали Оптинские и Валаамские старцы, преподобные Зосима Верховский и Василиск Сибирский.

Преподобный Паисий Величковский и святитель Игнатий Брянчанинов являлись продолжателями древней святоотеческой традиции в богословии и аскетике. Вот что пишет святитель Игнатий Брянчанинов о молитве Иисусовой: «Молитва Иисусова произносится так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Первоначально она произносилась без добавления слова «грешного», и лишь впоследствии это слово было присоединено к словам молитвы».

Мой молитвенный путь с первых дней делания соответствует святоотеческому — послушание. С 2006 года завязалась переписка с архимандритом Рафаилом (Карелиным). О себе он писал, что наставлен старцами, некоторые из них причислены к лику святых. Его духовными наставниками стали Глинские старцы, схиигумен Савва (Остапенко) и преподобный Георгий (Ургебадзе).

В одном из своих писем я задал вопрос батюшке: какой практики Иисусовой молитвы следует придерживаться — восьмисловной или пятисловной? Архимандрит Рафаил (Карелин) ответил: «В русской традиции святыми отцами установлена практика восьмисловной Иисусовой молитвы, а не пятисловной. Пятисловная молитва рекомендуется на время для начинающих, по их начальной немощи».

ПОЧЕМУ НА АФОНЕ ПЯТИСЛОВНАЯ, В РОССИИ — ВОСЬМИСЛОВНАЯ?

Новиков Н.М. (https://nnproekt.ru/), опытный практик Иисусовой молитвы и автор серии книг на эту тему, пишет: «Поскольку народы южных и северных регионов отличаются друг от друга по темпераменту, это неизбежно сказывается и на аскетической практике. Поэтому методы обучения молитве, которые подходят одним, не всегда могут быть эффективными для представителей других этнических групп. Динамичным южным натурам требуется повышенная активность в аскезе: усиленный телесный подвиг, который помогает преодолеть плотские желания, и интенсивные внешние нагрузки. В связи с этим акцент делается на поклонах, частом и быстром совершении крестного знамения и скоростном произнесении молитвы. Таким натурам необходимо снизить свою эмоциональность, выпустить пар и остудить свой пыл. Кроме того, им требуются более активные усилия для подавления страстей и смирения плоти по сравнению с северянами».

Одной из отличительных черт греческой традиции является её быстрый темп. Молитва обычно произносится без пауз, с большой скоростью. Это можно увидеть из поучений известных святогорских наставников.

Прп. Иосиф Исихаст предлагает начинающим «произносить несколько раз молитву на один вдох». Он рекомендует молиться «вначале быстро» и «произносить на одном дыхании пять и более молитв».

Архимандрит Ефрем Филофейский также советует «одну, две или три молитвы произносить на вдохе и две на выдохе».

Архимандрит Харалампий Дионисиатский подчеркивает, что наше «первое упражнение заключается в том, чтобы произносить молитву как можно более отчетливо и быстро. Будешь устами быстро-быстро произносить молитву».

С другой стороны, людям с темпераментом, свойственным северным народам, в частности русскому народу, ближе неторопливая, глубокая и вдумчивая молитва. Это более утончённый способ обращения к Богу. Молитва в медленном темпе, так, чтобы «ум успевал вмещаться в слова, как в формы», позволяет глубже осознать и прочувствовать смысл произносимых молитвенных фраз.

Быстрое течение мыслей не позволяет глубоко погрузиться в молитву и почувствовать её, что приводит к формальному, механистичному подходу. Порывистость и горячность, характерные для южан, могут быть связаны с поверхностностью. Спокойствие, неспешность и вдумчивость, свойственные северянам, напротив, способствуют более глубокому восприятию молитвы.

Если южанин стремится к внутренней тишине, забивая мысли словами, то северяне используют другой подход. Они не забивают мысли, а просачиваются сквозь них, уходя умом в глубину молитвы и наслаждаясь благодатной тишиной.

Северяне не сталкиваются с мыслями напрямую, а спокойно их игнорируют, направляя всю мысленную энергию на вдумчивое и живое обращение ко Христу.

В духовной борьбе южане отличаются напором и силой, а северяне — мудростью. Они не стремятся нанести прямой удар по врагу, а направляют свои усилия на то, чтобы привлечь божественную благодать, которая способна сокрушить неприятеля.

Наша, северная, тактика борьбы с помыслами основана на том, чтобы полностью посвятить себя призыванию Бога. Если ум с полной сосредоточенностью следует за словом молитвы, у него не остается сил на посторонние размышления. Такой подход делает для подвижника не столь важным физический труд и внешние нагрузки — основной акцент делается на внутреннем духовном труде.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Святыми отцами из множества молитв, которые даны нам святой Церковью, для того, чтобы по легкости и краткости молитва была присуща нашему уму, сердцу, языку, дыханию, была выбрана и узаконена молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Пятисловная молитва рекомендуется для начинающих «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» по их немощи на первоначальном этапе.

Аминь!  автор: (Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 5 часов

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 345Регистрация: 30-12-2019