Святые отцы называют Иисусову молитву наукой из наук и искусством из искусств.
Священник Сергий (Баранов) известен на всю страну как яркий проповедник, автор книг и фильмов, отмеченных на международных конкурсах. Он стал центром исихазма в России благодаря своему опыту в практике Иисусовой молитвы. К батюшке приезжают за опытом священники, монахи и миряне.
Опыт отца Сергия основан на афонской традиции пятисловной Иисусовой молитвы.
Священник Сергий Баранов рассказывает о себе: «Будучи настоятелем кафедрального собора, я часто посещал Афон, как паломник и иконописец. Весной и осенью, когда я начинал расписывать первую келью, мне приходилось проводить там по несколько месяцев. На Афоне я постигал искусство Иисусовой молитвы».
Вот как описывает отец Сергий практику, которую он освоил на Афоне:
«В нашей женской общине мы не практикуем медленную молитву с перерывами на размышления. Мы просто не позволяем своему уму думать. Думать — это сложно. Мы произносим молитву, как бы погружаясь внутрь себя, в противоположность размышлению. Мы просто повторяем молитву, не думая ни о чём. В этом и заключается наше внимание.
Много раз я пытался бороться с помыслами — выходил им навстречу и спорил, но всё было безрезультатно. Пока я не понял, что нужно направлять ум внутрь, в сердце, находить там Христа, обхватывать Его ноги, закрывать глаза, уши и замирать, повторяя одно и то же: «Иисусе, Иисусе…». Помысел кружит возле тебя, но подойти не может, и через некоторое время уходит посрамлённый.
Помыслам нужна мутная вода — много мыслей. Убегая от помысла, мы останавливаем логику и держим в уме одну короткую мысль — «Иисусе…», которая движется не поступательно вперёд, а по кругу, одна сменяя другую.
Думать и молиться — это разные состояния ума. Умная молитва — это не думать, это — жить. Не путайте внимание с думанием. Мы просто держим ум в словах молитвы, и всё».
Здесь у священника Сергия Баранова возникает серьёзное расхождение с русским опытом практики восьмисловной Иисусовой молитвы. На это стоит обратить особое внимание. Давайте рассмотрим всё по порядку.
В византийском мистическом богословии XIV века особое место занимают два Григория: святой Григорий Синаит (1255–1346) и святой Григорий Палама (1295–1359).
Св. Григорий Палама, известный как богослов исихазма, посвятил свою жизнь распространению аскетической и мистической традиции исихастов в христианском учении. Благодаря его усилиям было заложено прочное догматическое основание для молитвы.
Святой Григорий Синаит был наставником и практическим руководителем. Его главной целью было объяснить ученикам, как они должны действовать, и дать им точные и подробные инструкции по молитве. Он писал проще и более непосредственно, чем Палама, поэтому его труды всегда были более популярны.
Когда читаешь труды святого Григория Синаита, сразу замечаешь, какое важное место в них занимает Иисусова молитва. Впервые она упоминается в «Житии аввы Филимона», написанном в VI-VII веках и пришедшем из Египта. В этой книге молитва звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» (без добавления слова «грешного»).
Однако стандартная восьмисловная форма Иисусовой молитвы с добавлением слова «грешного» впервые встречается в «Житии святого Григория Синаита», описанном Каллистом, святейшим архиепископом Константинополя.
Исихастское движение, зародившееся на Афоне и в Константинополе, распространилось на Балканы, а затем и в Валахии, Молдавии и на Руси, благодаря духовным наследникам преподобного Григория Синаита.
Молодой подвижник Паисий Величковский, пообщавшись с валашскими старцами, освоил искусство умной сердечной молитвы. Он попросил у старцев благословения на поездку на Афон, куда и отправился в 1746 году, в возрасте 24 лет.
На Афоне преподобный Паисий поселился в каливе под названием Кипарис. Он посещал отшельников и пустынножителей, стараясь найти наставника, который бы безмолвствовал один, преуспел в монашеской жизни и знал божественные и отческие писания. Однако он не встретил никого, кто бы соответствовал его ожиданиям.
Оскудение Церкви живыми сосудами благодати и духовное невежество, царившее тогда во многих обителях, привели юного подвижника к отшельничеству, что стало для него настоящим духовным одиночеством.
Но даже в этом уединении на Святой Горе преподобный Паисий нашёл источник спасительного наставления и совета — писания богомудрых отцов-подвижников, которые запечатлели свой опыт Богообщения в своих творениях.
Старец Паисий осознал значимость и животворную силу этих писаний и посвятил свою жизнь их собиранию на языке оригинала (греческом) и духовно точному переводу на славянский. Он понимал, что старые переводы были неточными и иногда искажали истинный смысл текстов.
Он заложил на Афоне основу для великого дела — духовного возрождения практики умной, созерцательной сердечной молитвы. Окончательную редакцию текстов греческого Добротолюбия осуществили Макарий Нотарас, архиепископ Коринфский, и преподобный Никодим Святогорец, который в 1777 году встречался с Паисием Величковским. Последний активно занимался исследованием и распространением святоотеческих творений.
Подводя итог 17-летней афонской деятельности преподобного Паисия Величковского, можно сказать, что он внёс значительный вклад в возрождение исихастской традиции как на Афоне, так и в России.
Преподобный Паисий Величковский и святитель Игнатий Брянчанинов являлись продолжателями древней святоотеческой традиции в богословии и аскетике. Вот что пишет святитель Игнатий Брянчанинов о молитве Иисусовой: «Молитва Иисусова произносится так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Первоначально она произносилась без добавления слова «грешного», и лишь впоследствии это слово было присоединено к словам молитвы».
С 2006 года я состою в духовной переписке с архимандритом Рафаилом (Карелиным). О себе он писал, что воспитан старцами. Его духовными наставниками были Глинские старцы, схиигумен Савва (Остапенко) и преподобный Георгий (Ургебадзе).
В одном из своих писем я задал вопрос батюшке: какой практики Иисусовой молитвы следует придерживаться — восьмисловной или пятисловной? Архимандрит Рафаил (Карелин) ответил: «В русской традиции святыми отцами установлена практика восьмисловной Иисусовой молитвы, а не пятисловной. Пятисловная молитва рекомендуется на время для начинающих, по их начальной немощи».
ПОЧЕМУ НА АФОНЕ ПЯТИСЛОВНАЯ, В РОССИИ — ВОСЬМИСЛОВНАЯ?
Новиков Н.М. (https://nnproekt.ru/), опытный практик Иисусовой молитвы и автор серии книг на эту тему, пишет: «Поскольку народы южных и северных регионов отличаются друг от друга по темпераменту, это неизбежно сказывается и на аскетической практике. Поэтому методы обучения молитве, которые подходят одним, не всегда могут быть эффективными для представителей других этнических групп.
Динамичным южным натурам требуется повышенная активность в аскезе: усиленный телесный подвиг, который помогает преодолеть плотские желания, и интенсивные внешние нагрузки. В связи с этим акцент делается на поклонах, частом и быстром совершении крестного знамения и скоростном произнесении молитвы. Таким натурам необходимо снизить свою эмоциональность, выпустить пар и остудить свой пыл. Кроме того, им требуются более активные усилия для подавления страстей и смирения плоти по сравнению с северянами».
Одной из отличительных черт греческой традиции является её быстрый темп. Молитва обычно произносится без пауз, с большой скоростью. Это можно увидеть из поучений известных святогорских наставников.
Прп. Иосиф Исихаст предлагает начинающим «произносить несколько раз молитву на один вдох». Он рекомендует молиться «вначале быстро» и «произносить на одном дыхании пять и более молитв».
Архимандрит Ефрем Филофейский также советует «одну, две или три молитвы произносить на вдохе и две на выдохе».
Архимандрит Харалампий Дионисиатский подчеркивает, что наше «первое упражнение заключается в том, чтобы произносить молитву как можно более отчетливо и быстро. Будешь устами быстро-быстро произносить молитву».
С другой стороны, людям с темпераментом, свойственным северным народам, в частности русскому народу, ближе неторопливая, глубокая и вдумчивая молитва. Это более утончённый способ обращения к Богу. Молитва в медленном темпе, так, чтобы «ум успевал вмещаться в слова, как в формы», позволяет глубже осознать и прочувствовать смысл произносимых молитвенных фраз.
Быстрое течение мыслей не позволяет глубоко погрузиться в молитву и почувствовать её, что приводит к формальному, механистичному подходу. Порывистость и горячность, характерные для южан, могут быть связаны с поверхностностью. Спокойствие, неспешность и вдумчивость, свойственные северянам, напротив, способствуют более глубокому восприятию молитвы.
Если южанин стремится к внутренней тишине, забивая мысли словами, то северяне используют другой подход. Они не забивают мысли, а просачиваются сквозь них, уходя умом в глубину молитвы и наслаждаясь благодатной тишиной.
Северяне не сталкиваются с мыслями напрямую, а спокойно их игнорируют, направляя всю мысленную энергию на вдумчивое и живое обращение ко Христу.
В духовной борьбе южане отличаются напором и силой, а северяне — мудростью. Они не стремятся нанести прямой удар по врагу, а направляют свои усилия на то, чтобы привлечь божественную благодать, которая способна сокрушить неприятеля.
Наша, северная, тактика борьбы с помыслами основана на том, чтобы полностью посвятить себя призыванию Бога. Если ум с полной сосредоточенностью следует за словом молитвы, у него не остается сил на посторонние размышления. Такой подход делает для подвижника не столь важным физический труд и внешние нагрузки — основной акцент делается на внутреннем духовном труде.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Мой личный опыт практики Иисусовой молитвы начался в октябре 2004 года. С первых дней эта молитва творится по послушанию. Первым духовным наставником был настоятель Владимирского храма г. Воронежа протоиерей Владимир (Кириллов). С мая 2006 года стал архимандрит Рафаил (Карелин). Поэтому многие годы молюсь согласно русской традиции — восьмисловной Иисусовой молитвой. На личном опыте познал многолетний всесторонний искус от врага рода человеческого. Прошел все духовные ступени молитвенной практики, описанные святыми отцами.
С 2016 года переписываюсь с Новиковым Н.М., который духовными советами помог лучше разобраться в определенных тонкостях молитвенного делания. Имею многолетний личный опыт наставничества.
28 марта 2023 г. В Общественной палате РФ состоялось заседание Благородного собрания, посвященное исихазму – как практике мистического богословия. На этот форум были приглашены Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, и секретарь Орской епархии, духовник Иверского монастыря протоиерей Сергий Баранов.
Сразу же после заседания, мною было написано два письма: одно — секретарю Орской епархии, духовнику Иверского монастыря протоиерею Сергию Баранову, второе — непосредственно в Иверский женский монастырь на имя духовника Сергия Баранова. Ответа так и не получил ответа.
Для сравнения, в мае 2006 году мною было написано письмо архимандриту Рафаилу (Карелину), ответ пришёл сразу же. И вот уже 18 лет мы переписываемся с батюшкой. А вот мирские священники не отвечают, оно и понятно, мирян они не воспринимают ни коем образом. В первые годы воцерковления постоянно с этим сталкивался. Еще один пример.
Десять лет назад написал письмо священнику Андрею Ткачеву в Киев, он не ответил. Я написал ему год назад, после того, как он переехал в Россию, но снова безрезультатно. Мирские священники — они где то там на небесах, до них мирянам «достучаться» невозможно. Ну, ладно, пусть спасаются.
Аминь!
автор: (Виктор Шипилов)