Среди православных верующих в последнее время наблюдается повышенный интерес к практике Иисусовой молитвы. Однако, когда люди хотят научиться этому искусству, они сталкиваются с проблемой — отсутствием опытных духовных наставников.
В связи с этим многие начинают изучать труды святых отцов, но иногда им бывает сложно понять написанное в прошлые века, когда ещё не было такой развитой цивилизации и такого информационного потока, как сейчас.
Давайте обсудим, почему в наше время так важна Иисусова молитва. В последнее десятилетие стремительного развития информационных технологий люди оказались в ловушке искусственного виртуального мира. Конечная цель этого мира — деградация общества, которая начинается с отказа от умственного и духовного развития. Люди перестают читать, размышлять и решать задачи, что приводит к слабоумию.
Что значит слово «деградация»? В переводе с латинского оно буквально означает «шаг назад».
Духовная деградация — это утрата таких качеств, как доброта, искренность, достоинство и сопереживание. На их место приходят деньги, которые создают иллюзию счастья, защищённости и радости. Однако на самом деле они лишь ускоряют процесс деградации общества.
На первых порах деградация может показаться привлекательной, подобно вредной привычке, которая приносит удовольствие и расслабление. Сознание на некоторое время словно погружается в виртуальный мир грез. Профессор И. Ф. Гончаров был прав, когда утверждал: «Мы переживаем духовный геноцид в отношении русской культуры».
Только вера в Бога может защитить человека от нравственного падения. Дьявол — опытный мысленный враг, и человеку невозможно противостоять ему своими силами.
Святые отцы учат, что бесы постоянно находятся рядом с душой, стремясь вовлечь каждого человека в грех. Они делают это через чувства, когда предмет находится рядом, через мечтания, когда лицо или предмет удалены, или через восстание блудной плоти.
Весь человек, состоящий из души и тела, подвергается воздействию и пленению сатаны.
Святитель Григорий Нисский пишет: “Если люди уподобляются Богу, от ненависти и зависти бесы сохнут, поскольку сами отпали от близости к добру”.
Диавол, или, как его ещё называют, сатана, больше всего ненавидит христиан и стремится победить тех, кто посвящает свою жизнь внутренней молитве. Он хочет проникнуть в их сердца и установить там своих истуканов — страсти.
Один из самых лёгких способов, которыми сатана пытается победить, — это мечтания. Они могут быть связаны с прошлым или с будущим, с добрыми делами или со злыми. В любом случае, они занимают ум и мешают сосредоточиться на призывании имени Иисуса.
Чтобы противостоять этим мечтаниям, нужно постоянно призывать имя Иисуса и сосредотачиваться на словах молитвы. Это поможет очистить ум и укрепить волю.
Цель Иисусовой молитвы — достичь соединения с Христом в сердце. Это позволит нам ощутить искру благодати, которая в настоящее время скрыта под слоем греха.
После грехопадения наших прародителей наш духовный разум был вынужден покинуть духовное сердце и переместиться в голову, где он объединился с нашим телесным рассудком.
Только наш ум, через человеческий дух, способен воспринимать и общаться с Богом, который есть Дух. Не рассудок. Постижение Бога, богопознание — это исключительное право ума. Если же к вниманию ума, направленному к Богу, начинает примешиваться рассудок, то это уже не молитва.
Главная цель верующего — освободить ум от телесного рассудка, поднять его в область сердца и там, «при дверях», возносить «непрестанную молитву». К этому призывает верующих Господь, говоря: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф 7:7–11).
Только с помощью Иисусовой молитвы можно вернуть ум в сердце. В этом заключается её ценность, и не случайно святые отцы выбрали её главным духовным упражнением.
КАК НАУЧИТЬСЯ МОЛИТЬСЯ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВОЙ В МИРУ?
1.Надо приучать себя постоянно молиться устной (гласной) восьмисловной Иисусовой молитвой. Сколько по времени? Световой день, или не менее восьми часов в день. Чтобы этому научиться, потребуется в среднем полгода. Спешить никуда не надо. Основное правило при произнесении слов молитвы, понимать что вы произносите. Проще говоря, внимать произносимым словам молитвы.
2. Когда усвоите устную молитву, начинайте заменять устные слова молитвы на мысленные (умом произносимые). Это то же самое, когда читаете что либо (про себя). На это уйдет еще полгода. Спешить никуда не надо, нашему УМУ требуется время для понимания того, что мы от него хотим. Не забывайте апостольские слова «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Если молитесь Иисусовой молитвой, значит к этому вас подвигла благодать Божия. А значит вы на верном пути.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МОЛЯЩЕМУСЯ
В одном из духовных наставлений говорится: «Внемли себе. Каким образом? С помощью ума, ибо никаким другим способом это сделать невозможно».
Поэтому призывают к необходимости сосредоточить внимание и удерживать его в груди, называют этот способ «молиться умом в сердце». Однако это не совсем верно. На самом деле, это не ум находится в сердце, а лишь внимание ума.
Отсюда следует, что «собрать ум в сердце» или «опустить ум в сердце» — это не сам ум, а лишь наше внимание. Мы можем управлять вниманием, но не энергией. И только когда Господь даст нам возможность, вслед за вниманием придёт и энергия.
Симеон Новый Богослов пишет, что после грехопадения наших праотцев сатана получил возможность влиять на мыслительную природу души. Поэтому, когда мы встаём на молитву, сатана пытается помешать нам сосредоточиться и молиться внимательно.
Наверное, каждому (кто имеет в этом опыт) знакомо это состояние: как только начинаешь молиться Иисусовой молитвой, вскоре понимаешь, что слова молитвы не затрагивают сердца, произносятся механически, а мысли переключаются на бытовые проблемы. Здесь необходимо над собой первоначальное усилие, некоторый труд и вскоре осознаете, что «по вере твоей, да будет тебе».
В начальной стадии Иисусовой молитвы надо научиться молиться устной молитвой. Для того, чтобы умом не парить, надо заключать УМ в слова молитвы. Это верный принцип, изложенный святыми отцами: сколько бы ум во время молитвы ни уклонялся в сторону, каждый раз надо возвращать его обратно в слова молитвы. Какая бы ни приходила блестящая и умная мысль, во время Иисусовой молитвы, всё отвергать, ибо это отвлекает от самого главного – от общения с Господом.
Иисусовой молитвой надо приучать себя молиться в любое время суток, в любом месте, когда вы находитесь в суете повседневной жизни: дома, в дороге, в общественном транспорте, на рынке, в магазине, среди большого скопления людей, на работе, во время службы в храме — везде, чем бы вы в этот момент не занимались, чтобы вы ни делали — всегда молитесь Иисусовой молитвой.
Вначале будет сложно, пройдет малое время и вы осознаете на личном опыте, что без Иисусовой молитвы жить уже не можете и это и есть та самая благодать Божия, способствующая вам неприметным образом «без Мене не можете творите ничесоже» (Ин. 15:5). «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне».
«Я есмь лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего»..
Аминь!
(автор: Виктор Шипилов)