Центром жизни каждого христианина является Господь Иисус Христос и дарованное Им Евангелие – благая весть о спасении человечества от рабства греху и смерти. В Своем земном служении Сын Божий дал целый ряд важных ориентиров для духовной жизни каждого человека. Одним из них стало указание на необходимость постоянного молитвенного общения верующего со своим Творцом.

Молитва – это состояние человека, когда он в видимой форме обращения к Богу ведет с Ним личный духовный диалог. В этом диалоге верующий обращается к Творцу со своими бедами, переживаниями, чаяниями, надеждами. В ответ на это обращение, если оно искреннее, Господь Бог оказывает милость человеку, принимает его моления, помогает ему в жизни.

Молитва есть главное наше оружие, которое вооружает нас сильной верой, надеждой, любовью, терпением, постом и истиной, так что мы становимся всесильными и со Христом побеждаем начальства, власти, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной (ср.: Еф. 6:12).

Наша постоянная радость о Господе происходит от непрестанной молитвы ко Господу, а эта молитва откуда? От принуждения себя к ней до тех пор, пока Господь не даст нам Свою благодать, так что молитва станет радостной необходимостью, как дыхание. Господь дает благодать Свою по мере духовного подвига, совершаемого каждым христианином.

Чем больше и усерднее принуждаешь себя к молитве, тем большую благодать даст Господь, и твоя молитва станет благодатной привычкой и постепенно превратится в твою вторую природу; и тогда сердце твое будет молиться и когда ты спишь, когда ходишь, сидишь, разговариваешь. Тогда и жизнь твоя станет непрестанной молитвой, и ты будешь жить молитвой, которая превратится во все добродетель, непрестанно взращивающую в твоей душе все евангельские добродетели. Да будет известно вам и то, что без молитвы ни одна новозаветная добродетель не может совершиться и возрасти; через молитву добродетели и начинаются, и живут, и совершенствуются. Поэтому непрестанно молитесь. (Иустин Попович)

Ярким примером формы непрестанного моления является практика совершения непрерывного псалмопения, осуществлявшаяся в обители «неусыпающих», основанной на рубеже IV–V вв. св. прп. Александром на берегу реки Евфрат. Впоследствии эту практику переняли многие другие монастыри.

В современной Русской Православной Церкви жива традиция чтения «неусыпаемой псалтири» как способа непрестанной молитвы, хотя сама практика Иисусовой молитвы повсеместно не возрождена. Мы упускаем чтото важное, ибо Святый Дух устами апостола Павла призывает всех верующих христиан к непрестанной молитве и предупреждает о важности этого делания: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (Фес. 5:16).

И в других посланиях святой Павел заповедует пребывать (Рим. 12:12) и терпеть в молитве, бодрствовать в ней (Кол. 4:2), всякою молитвою и молением молиться на всяко время духом (Еф. 6:18). Постоянству и неотступности в молитве научает и Сам Спаситель притчею о вдовице, неотступностью прошения умолившей неправедного судью (Лк. 18:1).

Поэтому, духовник, учи, советуй и побуждай кающихся и всех христиан всегда в своем сердце посредством вышеприведенной молитвы поучаться в имени Иисус Христове. Потому что эта умная и непрестанная молитва в сердце дана не только инокам и монахам, но и всем христианам. Поэтому апостол Павел повелевает и мирянам всегда молиться: и когда работают, и когда едят и пьют, и когда находятся в своих домах, и когда находятся вне, и когда сидят, и когда идут. Если только пожелают оставить многословие и собрать свой ум в сердце. (Никодим Святогорец)

Молитва Иисусова имеет основополагающее значение в жизни христианина. Это кратчайший путь к достижению Царствия Небесного. К сожалению, в наши дни христианами не востребована практика Иисусовой молитвы. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Восемь слов, в которых заключено Евангелие. Это наше исповедание веры во Христа и наше покаяние. Господь предупреждает всех христиан: «В чем застану (в момент смерти), в том и сужу». Молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», – как раз и позволяет удобнее всего исполнить заповедь «возлюби Бога всем сердцем, всею душою, всем помышлением, всею крепостью» (Мф. 22:37).

Греховные помыслы — это мысли, которые противостоят божественной воле и вращаются в области человеческого мышления, независимо от того, хочет человек того или нет. Священное Писание говорит о значении помыслов в жизни души: «Слово Божие судит» не только дела и слова, но и «помышления сердечные» (Евр. 4, 12).

Человек, утратив связь с Богом и внимание к себе, начинает заботиться не о небесном, а о земном, погружаясь в бездну страстей и похотей мира сего. Ум его непрерывно занят повседневными заботами и отвлекается от молитвы по всякому поводу на различные жизненные обстоятельства. Что же получается? Апостол Павел предъявляет заведомо невыполнимое требование? Отнюдь. На практике происходит следующее: хранение внимания сердца от суетных, лукавых и похотливых помыслов, увлекающих человека от общения с Богом, возможно только через постоянство в краткой молитве.

По учению святых отцов Церкви, самая емкая и действенная форма краткой молитвы – Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Отсюда вывод: помыслы бесовские невозможно остановить человеческими усилиями, им нужно противопоставить непрестанную молитву, Иисусову молитву. Здесь все просто: клин клином вышибается.

Пилоты постоянно поддерживают связь с центром управления, сообщая диспетчерам направление, высоту, состояние бортовых систем. Ведь приборы могут отказать или показывать неверное направление. Если диспетчер обнаруживает расхождение между сообщениями пилотов и данными наземных служб, он дает указание следовать его командам.

Так и в нашей жизни молитва есть наша связь с Богом, а через Свое Слово Бог связывается с нами и корректирует наш путь. Поэтому молитва является средством нашей духовной безопасности. Апостол Петр предупреждает каждого верного христианина: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).

КАЖДЫЙ ИЗ НАС ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО

Грех не живет неподалеку от нас. Он живет в каждом из нас, в членах нашего тела: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:22-24). «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоан.15:7). Если в вашей жизни возникли проблемы, и вы должны их решить – молитесь! Другого совета быть не может!

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Непрестанно молиться христианин начинает тогда, когда исполняет волю Божию, предстоя Ему в мыслях и чувствах, пребывая в непрестанном внутреннем диалоге со Христом.

(автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 12 часов

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 367Регистрация: 30-12-2019