Мир духовный, мир невидимый скрыт от наших глаз. Мы не можем увидеть его, поэтому не всегда верим в его существование. Если бы не было ночи, мы бы не верили в то, что над нашими головами есть вселенная.
Каждому православному христианину известен Символ Веры, в котором сказано: «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого».
Из этих слов ясно, что помимо видимого мира, в котором мы живём, существует мир невидимый — неощущаемый ни зрением, ни слухом, ни осязанием, ни обонянием, ни вкусом.
В одной суфийской притче слепые люди спросили, какой слон. Один, держась за хобот, сказал, что он похож на трубу, другой, держась за хвост, сказал, что он похож на плеть, а третий, держась за ногу, сказал, что он похож на столб. Каждый пощупал только часть слона. Из-за ограниченности зрения слепые не смогли умом охватить всего слона.
За пределами нашего земного (видимого) восприятия есть духовный мир, который существует независимо от того, знаем мы о нём или нет. Невидимый мир обширен, но из-за ограниченности нашего восприятия мы подобны заключённым в темнице, которые представляют о мире только ту информацию, что доходит от четырёх стен и зарешеченного окна под потолком.
Если мы что-то не можем увидеть глазами, потрогать руками, услышать запах, то есть, физически почувствовать невидимый мир, это не значит, что этого мира нет. «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Что же собой представляет мир невидимый? Вспомним слова: «Царствие Божие внутри вас есть…».
Всё живое на Земле начинается с малого семени. В нём уже заложено то, что будет в зрелой особи, и то, что обеспечит взаимодействие семени с окружающим миром во время его роста. Силы, участвующие в этом процессе, представляют собой невидимый для нас мир, который не менее разнообразен, чем мир видимый, состоящий из невероятного множества форм жизни. В основе каждой из них лежат определённые силы. И даже в самом основании творения лежит невидимое Слово. Произносимые слова соединяют в себе оба мира.
Если слова человека лживы и нечестивы, то и его сердце полно лжи и нечестия. Такой человек будет осуждён. «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься», — эта истина была известна ещё в Ветхом Завете.
Дьявол и бесы существуют в реальности, а не являются плодом воображения. Они представляют серьёзную опасность для человека, так как желают его погибели. Многие современные люди, услышав что-то о диаволе и его кознях, считают это сказкой. Если задать им вопрос о существовании злых ангелов, злых духов или демонов, некоторые из них ответят: «Нет, не существуют». Но чем они могут это доказать? Тем, что их никто не видел.
Однако если злые духи действительно существуют и могут влиять на нашу душу, вредить ей, то как быть с нашим неверием? По мнению одного французского писателя, величайшей победой диавола стало то, что он смог внушить людям, будто его нет.
Какое отношение имеет к нам мир бесовский? Он окружает нас, злые духи тесно живут с нами, как мы тесно живём с нашими мыслями и чувствами, через которые на нас воздействуют бесы. Эти тайные враги человечества следят за нами каждую минуту нашего бытия, наблюдают за нашими шагами, замечают наши поступки и всё фиксируют в некую хартию, по записям которой предъявят нам обвинение при прохождении мытарств.
«Когда пришло время, чтобы моя душа покинула тело, я увидела вокруг постели множество эфиопов. Они были чёрными, как сажа или смола, а их глаза горели, словно уголья. Они подняли ужасный шум и крик. Некоторые из них ревели, как дикие звери, другие лаяли, как собаки, третьи выли, как волки, а четвёртые хрюкали, как свиньи. Они все смотрели на меня с яростью и угрожали, скрежетали зубами, словно хотели меня съесть.
Они готовили хартии, на которых были записаны все мои грехи. От этого видения моя душа пришла в ужас. Муки смерти показались мне ничтожными по сравнению с тем, что я увидела. Эти эфиопы были для меня страшнее самой смерти. Я отворачивалась, чтобы не видеть их ужасных лиц, но они были повсюду, и их голоса звучали отовсюду».
Так описывается страшное видение, которое увидела блаженная Феодора в момент смерти.
Почему мы чувствуем робость, находясь одни в позднее время? Почему мы боимся выйти из дома, как будто за порогом нас поджидает опасность?
Почему нам страшно оставаться одним на берегу озера или реки в вечернее время, а также в лесу? Почему так страшно выходить из дома глухой ночью (после полуночи)?
Почему кладбища кажутся нам страшными в сумраке ночи, как будто это место, где покоятся наши предки, стало жилищем злых духов?
Почему мы ощущаем трепет, когда входим в пустой полуразрушенный дом, где когда-то жил злой человек? Что это за сила, которая нас останавливает?
Это не детский страх, потому что его испытывают люди с сильным духом. В этом случае наше внутреннее чувство, которое действует независимо от тела, без труда обнаруживает влияние невидимых существ, бесовских сил, которые обитают в небе.
Как мы можем познать Бога? Через нашу совесть, которую также называют голосом Бога или голосом человеческого духа, просвещённого Святым Духом.
Мы часто представляем себе Божий суд похожим на суд человеческий. Однако Божественный суд происходит в нашей земной жизни уже сейчас, а не потом. Богу было угодно включить суд в саму природу человека. Мы способны судить себя сами. По какому закону? По государственному? Нет, по закону совести. И мы знаем, что часто именно суд совести оказывается для нас самым строгим.
Мне доводилось общаться с преступниками, приговорёнными к длительным срокам заключения. И когда в доверительной беседе я спрашивал, что для них сейчас самое тяжёлое, очень часто они отвечали: «Совесть. Не могу успокоиться. Приговор вступил в силу, наказание позади, но совесть не отступает».
Убийцы не могут спокойно спать, их мучают кошмары, в которых к ним является убиенный и задаёт один и тот же вопрос: «За что?».
Последствия Великой Отечественной войны не давали спокойно спать многим орденоносцам и победителям той войны. Они боялись ложиться спать ночью. Чтобы хоть как-то забыться, они напивались и только тогда проваливались в глубокий сон.
То же самое происходит и с участниками современных войн, которые убивали врага.
Суд совести – это самый строгий и беспристрастный суд. Это суд Божий, потому что Господь заложил в нашу природу нравственное чувство. Человек – единственное живое существо, которое может судить самого себя. И, возможно, Страшный Суд станет продолжением этого суда.
По своей ограниченности мы многое забываем: из памяти уходят грехи и конфликты, и совесть успокаивается. А иногда совесть разрушается пороками, пьянством или просто привычкой совершать беззаконие. Но Страшный Божий Суд восполнит все недостатки нашего собственного человеческого суда: плохую память, цинизм, небрежение, отступления от Божественных заповедей – всё то, что не давало нам возможности справедливо осудить себя при жизни.
Дьявол — это воплощение зла и ненависти. Он искушает людей и завлекает их в греховную жизнь. Духовных людей он соблазняет различными духовными вещами: виртуальным миром, новыми философскими учениями, шедеврами искусства, телевизором, вседозволенностью.
Дьявол — мастер обмана, он может обмануть любого человека. Успех, богатство и слава — это те соблазны, которые дьявол предлагает людям.
Отсутствие совести означает, что человек полностью отдалился от Бога и попал под влияние дьявола. Человек без совести неправдив, бесстыден и нагл. Отсюда и пошло выражение «человек без совести».
Люди без совести ориентируются на внешние авторитеты:
* они подчиняются мнению большинства;
* они шаблонны и банальны;
* они склонны следовать общепринятой морали;
* всё, что поступает в их голову, они считают истиной. Даже информация, не соответствующая проверенным знаниям и опыту, воспринимается ими как достоверная.
Люди, лишённые совести, могут проявлять патологические наклонности и извращённые потребности. Они без колебаний совершают обман, убийство, насилие или воровство, не задумываясь о том, кто перед ними — член семьи или незнакомец. Если им хочется, они убивают, обманывают, насилуют или воруют. У них нет внутренних ограничений (совести), которые могли бы их сдерживать.
Их единственное препятствие — это страх перед уголовным наказанием и страх смерти. Они хотят совершать преступления, но не хотят умирать, поэтому яростно и изощрённо борются за свою жизнь. Моральные нормы общества для них не существуют и не оказывают на них никакого влияния. Они действуют аморально, руководствуясь только своими извращёнными потребностями.
Гёте говорил: «Обыватель не замечает дьявола, даже когда тот держит его за горло». Это значит, что даже когда такому человеку прикажут убить кого-то из близких, он может это сделать. Для него важно только то, что ему приказали, и он будет слепо следовать этому приказу.
Расскажу вам один случай, который произошёл в наши дни в одном из храмов Русской православной церкви Московского патриархата.
Во время богослужения произошёл удивительный случай. В храме совершалась Божественная литургия, и в молитвенной тишине раздался страшный крик. Кричал мужчина грубым басом, но в его крике было что-то неземное и потустороннее. Это было так неожиданно, что все присутствующие мгновенно пришли в себя.
Мы сразу же подумали, что это, возможно, был крик человека, который столкнулся с чем-то сверхъестественным. Но когда мы посмотрели на человека, который кричал, мы были удивлены. Это была стройная и миловидная девушка лет двадцати. Она стояла среди прихожан и была совсем незаметна. Но когда настоятель храма вышел со Святой Чашей для причастия, она снова привлекла к себе внимание.
Считается, что во время причастия люди, страдающие духовным недугом, начинают вести себя неспокойно при виде Святой Чаши. Иногда их невозможно подвести к Чаше, и тогда несколько крепких людей связывают такого человека и подводят к Чаше. Даже самые слабые на вид люди, страдающие таким недугом, в этот момент могут обрести невероятную физическую силу, что приводит в изумление всех присутствующих в храме.
В этот раз ничего подобного не произошло. Однако взгляд девушки, когда она смотрела на Святую Чашу, был необычным. Он напоминал взгляд спортсмена или человека, которому предстоит совершить прыжок через непреодолимое препятствие. Я уже не помню, причащалась ли она в тот день, но больше ничего особенного в конце службы не произошло.
В течение следующей недели я общался с клиросным хором нашего храма, и мы обсуждали эту тему. Оказалось, что девушка ходила к «бабке» в соседнее село, которая имеет сомнительную духовную ориентацию. «Бабка» что-то ей начитывала. Церковный опыт показывает, что после таких посещений у человека могут возникнуть непредсказуемые духовные последствия. И это был яркий пример из жизни, который невозможно описать только в книгах.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Мысль о смерти неприятна, потому что она напоминает нам о нашей собственной смертности. Мы можем прийти к неутешительному выводу, что все мы когда-нибудь умрём. Такой вывод пугает многих людей.
Обычно мы думаем о смерти не как о конце физического существования, а как о чём-то пугающем и непонятном. В такой ситуации у большинства людей срабатывает своеобразная защита — они стараются не обсуждать эту тему, чтобы не расстраиваться. Это можно сравнить с поведением страуса, который прячет голову в песок.
Всех людей интересует их будущее, не только ближайшее, но и отдалённое. Чем дальше мы пытаемся заглянуть, тем больше наше будущее покрыто мраком и вызывает беспокойство. Мысль о смерти усиливает это беспокойство.
Чем старше человек, тем более актуальным для него становится вопрос смерти. С древних времён каждого человека волнует вопрос: «Что будет со мной после смерти?» Эта мысль одновременно притягивает и вызывает мистический страх.
Почему страх? Потому что с приближением смерти человек предчувствует некий переход в другой мир, который может быть вознаграждением или наказанием за его жизнь.
Смерть — это наш последний экзамен. Если мы сможем понять, что смерть — это не конец, а лишь переход в другой мир, то наше отношение к жизни может измениться. Как говорится в народной поговорке, «готовь сани летом, а телегу зимой».