В Евангелии от Иоанна Христос говорит: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанна 4:23).

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗНАЧИТ?

Речь идёт о внутренней, духовной молитве. Апостол Павел чётко разграничивает молитву духом и молитву умом, когда говорит: «стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. Что же, говорит, полезнее? и чего нужно просить у Бога? того, чтобы молиться духом, то есть Божиим дарованием, и умом, то есть мыслью, сознавая слова молитвы».

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА МОЛИТВА ТАКАЯ?

Святые отцы, наставники и делатели истинного покаяния выбрали своим главным оружием немногословную молитву Иисусову, полученную от Духа Святого. Они считали её более значимой, чем другие виды молитв.

Важно знать, что наша душа создавалась вместе с телом в момент зачатия. Хотя душа проявляет свою деятельность вместе с ростом тела, между ними существует чёткое различие, как говорил святитель Григорий Богослов: «душа будет не телом, но бестелесна».

«Душа, соединившись с телом, остается неслитно» (Эмесский Немесий).

Согласно учению Православной Церкви, Бог управляет миром непосредственно, без посредников, но при этом использует Свою нетварную энергию. Эта энергия приводит в движение наше тело и управляет каждым его членом.

Действия нашего тела — это результат воздействия энергии души, которая, в свою очередь, исходит от Бога. Это можно сравнить с тем, как Бог управляет всей природой.

После грехопадения прародителей, тело и душа человека были повреждены. Душа утратила нетварную благодать Божью, ум потерял связь с Богом и помрачился. Это помрачение передалось и телу, которое облеклось в «кожаные ризы» тления и смертности, подобно бессловесным животным.

Ум можно сравнить с глазом души. Если телесный глаз заболевает, он омрачает всё тело. Так и немощный глаз души, то есть ум, омрачает человеческую душу. Именно об этом говорил Господь: «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:23). Когда ум болеет и страдает, покидая сердце и отступая от Бога, сама душа мертвеет.

Именно разум определяет общее состояние человека, так как он питает душу. Наш разум находится между двумя силами: добродетелью и пороком, ангелом и бесом.

Состояние и лечение души связаны с состоянием разума, сердца и мыслей. Святые отцы описывали способы, которые помогают душе воскреснуть, оживиться и исцелиться. Преподобный Антоний Великий говорил о необходимости очищения разума: «Ибо верую, что, будучи всесторонне очищен и приведён в естественное состояние, он может стать прозорливым и видеть дальше демонов, имея в себе Господа, дающего откровения» (Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский. Добротолюбие. Т. 2. С. 197).

«УМ у людей либо обращен ко грехам, либо к Иисусу, либо к людям» (Авва Илия).

Святитель Григорий Палама отмечает, что умственная деятельность, которая проявляется в помыслах, может быть легко очищена у тех, кто практикует молитву, особенно однословную. Когда человек посвящает себя молитвенному деланию, его ум исцеляется.

В трудах святых отцов много говорится о том, как ум обращается к сердцу, а энергия — к сущности. Обращение ума к сердцу, которое было ранее рассеянным, то есть направление энергии к сущности, является исцелением ума, поскольку именно там он обретает своё истинное место.

В процессе этого обращения ум сначала находит плотское сердце, а затем — духовное. Это обращение ума к сердцу представляет собой объединение ума и сердца. Свидетельством такого союза могут быть слёзы умиления и сладкое чувство божественной любви. «Плач умиления во время молитвы — верный признак того, что ум соединился с сердцем и что молитва достигла первой ступени восхождения к Богу. Именно поэтому подвижники так ценят плач».

Ум обращается к сердцу через мысленную молитву, которую называют умной молитвой. В этом случае ум, не отвлекаясь, молится Богу. Сначала Иисусова молитва произносится вслух, но благодаря Божьей благодати она переходит в мысленную форму. Затем ум переносится в область сердца, где и происходит обращение ума к сердцу.

Об этом говорят и слова из Евангелия:

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф 7:7–11).

Господь учит христиан, что истинное почитание Бога не зависит от места. Важны не внешние обстоятельства, а внутренние качества человека.

Не обязательно совершать поклонение Богу только в Иерусалиме или на какой-то конкретной горе. Поклоняться Богу можно в любом месте, где Бог присутствует. Однако это поклонение должно быть духовным и искренним.

Как правильно понимать эти слова? На любом месте нужно постоянно молиться Богу. Но эта молитва должна быть духовной — то есть исходить из глубины души, быть выражением внутреннего стремления человека к Богу. Она должна быть искренней, не лживой, не фальшивой, не лицемерной. Молитва должна отражать действительные чувства и мысли молящегося.

«Приближаются ко Мне людие сии усты своими и устами чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Мене, всуе же чтут Мя» (Матф. 15, 8). «Отъидите от Мене, делающие беззаконие!» (Матф. 7, 23).

«Богу нужно поклоняться на всяком месте в духе и истине». Это означает не только преклонять колени и склонять голову, но и поклоняться сердцем и разумом.

Как же можно преклонить свой дух перед Господом? Ведь дух — это не тело, и он не меняет своего положения в пространстве. Однако дух может преклониться перед Богом, когда человек осознаёт свою ничтожность и смиряется перед жизненными обстоятельствами.

Это означает, что человек признаёт господство всемогущего Бога и соглашается с тем, что всё происходящее с ним происходит по воле Бога, которую он обязан исполнять. Такое поклонение духом также означает «несение креста своего».

«ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?»

Этот вопрос задал Понтий Пилат, но не пожелал услышать ответ. Хотя перед ним стоял Тот, Кто о Себе сказал: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

Истина заключается в том, чтобы признать Иисуса Господом, Христом и Сыном Божьим. Мы можем выразить это признание, говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий…»

А поклонение состоит в словах «помилуй мя грешного», которые выражают наше смирение, покаяние и преклонение перед Богом.

Итак, мы поклоняемся Богу в духе, а не телесно. Мы исповедуем Истину: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Это и есть истинное поклонение Богу. И таким образом мы должны поклоняться Ему не только в храме, но и во время дневных трудов, в дороге, во время еды и даже тогда, когда находимся в местах, которые кажутся неприличными для молитвы.

Нужно молиться всегда и везде, как учат святые отцы. Бог — везде, и нет такого места, где мы имели бы право забыть о Нём. Мы должны исполнять Его волю и смиряться перед Ним в любом месте. Нет такого места, где можно было бы отказаться от обычного рассуждения о том, что есть добро и что есть зло. А там, где человек может делать и добро, и зло, должно присутствовать покаяние.

Поэтому, как сказано в Псалме (102:22), «на всяком месте владычества Его» мы должны благословлять Бога и прославлять Его.

«Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе».

Недостаточно только лишь физического поклонения Богу. Молитва, которая не идёт от сердца, не считается искренней. Молиться нужно с открытым сердцем, вникая в смысл молитв.

Молитва Иисусова — это, конечно, очень важная молитва, но это не значит, что другие молитвы не имеют ценности. В молитвах заключена истина, и если мы просто повторяем слова, не понимая их смысла, то наше поклонение Богу будет пустым.

Если мы низко кланяемся, вычитываем все молитвы и простаиваем все службы, но при этом не понимаем их смысла, то Бог не примет наше поклонение. Потому что «Бог есть дух».

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 9 часов

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 359Регистрация: 30-12-2019