Сегодня 2.06.2024 года венчалась моя дочка с зятем. Вместе с мужем они девять лет и вот наконец то «созрели» для венчания. Торжество проходило в известном населенном пункте пригорода Воронежа. Дети решили никого не приглашать, только родители и их шестилетняя дочка. Батюшка понравился, многоопытный, храм восстанавливал еще тридцать лет назад, став в те годы молодым настоятелем.
По окончании службы над храмом прошел небольшой, минутой не более, дождик — хороший знак для венчающихся. У меня возникло желание написать небольшую статью касаемо истории венчания для тех, кому эта тема интересна.
С чего начать? С того, что человек состоит из тела, души и духа. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7).
Святитель Григорий Палама говорит, что душа, которой принадлежит тело, созданное вместе с нею, «находится по всему телу, а не в одном месте, и не она содержится в теле, но сама душа владеет телом, через нее живо само тело».
Человек создан по образу Божию. Этот образ относится не к телу, а к душе. Душа — это образ Божий. И как Бог триедин: Ум, Разум (Логос) и Дух, так и человеческая душа обладает тремя силами: умом, разумом и духом. В человеке образ Божий сильнее, нежели у ангелов, поскольку человеческая душа оживотворяет соединенное с нею тело.
Человеческая душа бессмертна по благодати, а не по природе — это надо знать всем. Бессмертие человека — это преодоление смерти с помощью благодати Христовой. Один Христос дал нам ключ к жизни вечной, где нет смерти и тления. Чтобы преодолеть смерть, надо преодолеть грех, ибо он и есть смерть и разложение не только для тела, но и для души; и пока мы остаёмся рабами греха, мы не в состоянии преодолеть смерть. Никакого другого решения проблемы смерти нет.
Отсюда вывод — жизнь во Христе делает человека бессмертным, поскольку без нее грозит омертвение, в то время как благодать Христова дает жизнь душе. «Кто любит Меня, соблюдает заповеди Мои, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. И Мы, Я и Отец Мой, придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23).
ВЕНЧАНИЕ ЕСТЬ БОЖИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА СЕМЕЙНУЮ ЖИЗНЬ И РОЖДЕНИЕ ЗДОРОВОГО ПОТОМСТВА
В современном мире молодые люди часто спешат заключить брак в ЗАГСе, а затем устраивают праздник с застольем, где их поздравляют и кричат «Горько!». Люди веселятся, расходятся, и начинается семейная жизнь, но без Божьего благословения.
А там, где нет Бога, есть место для сатаны. Ведь «свято место пусто не бывает». Если в душе человека нет места для Бога (венчание), то его обязательно займёт дьявол с бесами (ЗАГС).
Важно понимать, что в душе либо есть место для святости, либо для нечисти. Третьего не дано. Выбор за вами: быть с Богом или с сатаной.
Современная молодёжь привыкла, что все решения за них принимают родители. С малых лет ребёнок растёт эгоистом, не помогает родителям по дому. Он ест, бросает тарелку и уходит, а мама убирает за ним.
Современная молодёжь не стремится поддерживать чистоту и порядок в своей комнате, не помогает родителям с уборкой и посудой, не стирает и не гладит свои вещи. Они предпочитают проводить время за компьютером, выпивать пиво, курить вейпы или сигареты, вступать в половые связи до совершеннолетия и во всём перечить родителям.
Порой в жизни людей случаются неожиданные повороты — например, любовь. Взрослеет ребёнок, влюбляется и заявляет: «Хочу жениться» или «Хочу жить в гражданском браке».
Сейчас девушки стали более разумными и сразу предлагают расписаться в ЗАГСе, минуя сожительство. Они говорят: «Мы и так уже давно вместе». Свадьба — так свадьба.
В этот момент в дело вступают родители. Они хотят, чтобы всё было как у людей, чтобы свадьба была пышной, чтобы родственники наконец собрались вместе. Венчание может подождать — сначала свадьба, а потом уже венчание.
Берутся кредиты, праздник устраивается на широкую ногу. Но через полгода молодые разводятся, потому что не сошлись характерами. Ребёнок возвращается к родителям, у которых теперь есть немалый долг перед банком. И хотя ребёнок не просил такой свадьбы, родители всегда найдут оправдание: «Я же тебя не просил такую свадьбу».
Ребёнок возвращается к привычной жизни, а родители снова берут на себя все заботы.
Необходимо знать, что венчание как символ духовного единства было установлено Господом ещё в раю.
Первыми людьми, которые венчались, были Адам и Ева. Господь дал им благословение на создание семьи задолго до того, как они совершили грехопадение (Бытие 1:28; 2:22).
Господь сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворю ему помощника, соответственного ему». Господь Бог создал всех животных полевых и птиц небесных и привёл их к человеку, чтобы тот дал им имена. И нарек человек имена всем тварям, но для него не нашлось помощника, равного ему. Тогда Господь Бог навёл на человека крепкий сон, взял одно из рёбер его и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привёл её к человеку. И сказал человек: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа». Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Бытие 2:18–24).
Бог благословил первых молодожёнов: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Бытие 1:28). Христос же добавил строгое предупреждение: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Евангелие от Марка 10:9).
Согласно принципу римского права, который вошёл и в славянские церковные правовые источники (Кормчая, глава 49), брак — это союз мужчины и женщины, общность их семейной жизни, соучастие в божеском и человеческом праве.
Божие благословение на брак подаётся в Таинстве венчания. В этом таинстве священник читает молитвы о взаимной любви и понимании супругов, а также о даровании детей.
Факт остаётся фактом: гражданская регистрация (ЗАГС) — это союз только для тела, а венчание — благословение Божие для тела и души. Только через таинство венчания молодожёны получают Божие благословение на совместную жизнь.
В жизни есть примеры семей, которые даже не расписывались после войны, но прожили жизнь вместе. Однако их дети не стали верующими христианами. Только в тех семьях, где состоялось венчание, дети выросли верующими и любящими своих родителей.
Молодые люди часто думают, что сначала нужно пожить вместе, притереться друг к другу, а уже потом обвенчаться. Однако стоит задать вопрос: почему многие из вас не могут зачать детей, рожают слабых и больных малышей, а семьи распадаются?
Сравните это с верующими христианами, которые обвенчались в первые дни совместной жизни. У них нет проблем с зачатием, роды проходят легко, а дети рождаются здоровыми. Это лишь один пример из моего личного опыта, который я наблюдаю на протяжении десятилетий.
В дохристианской Руси венчание проводилось весной или осенью на лоне природы. Жениха и невесту надевали венками, пели песни и водили хороводы. Они как бы вручали новобрачных добрым лесным духам.
В дохристианской Греции был распространён обычай украшать вступающих в брак цветами и венками. Христианская церковь переняла этот обычай, но «очистила» его от языческих атрибутов и добавила христианские элементы, главный из которых — Причащение Святых Таин.
Святой Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, писал в своём письме к Поликарпу: «Жениться и выходить замуж следует с согласия епископа, чтобы брак был благословлён Господом, а не совершался по страсти».
Климент Александрийский, живший во II веке, утверждал, что только брак, совершённый со словом молитвы, может быть освящён.
Тертуллиан, живший в III веке, говорил: «Как описать счастье брака, который одобряется Церковью, освящается её молитвами и благословляется Богом?»
Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Амвросий Медиоланский свидетельствуют о священническом благословении и молитве, которые сопровождали вступление в брак.
В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители или выбранные ими лица представляли жениха и невесту для благословения.
К концу V века в восточном христианстве брачное венчание христиан стало обычным явлением. Тот чин венчания, который мы наблюдаем сегодня, сложился к IX–X векам в Византии.
В православном катехизисе брак определяется как таинство, в котором жених и невеста, свободно дав друг другу обещание быть верными супругами, получают благословение на свой супружеский союз. Этот союз сравнивается с духовным союзом Христа и Церкви.
Супруги, по мысли святого Киприана Карфагенского, обретают полноту и цельность своего бытия через духовно-нравственное и физическое единение. Они восполняют друг друга, что достигается в христианском браке.
Церковь молится о том, чтобы Господь даровал брачующимся мирную жизнь, единомыслие, любовь друг к другу в союзе мира. Она просит Бога наполнить их дома пшеницей, вином, елеем и всякими благами, чтобы они могли делиться ими с нуждающимися. Имея достаток, супруги должны изобиловать на всякое доброе и Богу угодное дело, чтобы «благоугодивше пред Богом возсияют, яко светила на небеси, во Христе Господе нашем».
Также в священных текстах и молитвах чина венчания указывается на вторую цель брака – деторождение. Церковь благословляет супругов на создание семьи для рождения и христианского воспитания детей. В молитвах она просит о «доброчадии» и благодати для детей.
В молитвах, которые произносятся во время обручения и венчания, Церковь просит о том, чтобы новобрачные обрели совершенную и мирную любовь, чтобы они всегда жили в согласии и чистоте, чтобы их брак был благословлён детьми, которые продолжат человеческий род и наполнят Церковь.
По древней благочестивой традиции, православные родители жениха и невесты «предварительно благословляют» своих детей. Они делают это не только из любви к ним, но и от имени Господа и святых. Родители благословляют своих детей святыми иконами, а также хлебом и солью — символами основных потребностей жизни.
В Священном Писании можно найти примеры того, как родители благословляли своих детей перед вступлением в брак. Например, Вафуил благословил свою дочь Ревекку, чтобы она стала женой Исаака (Бытие 24:60), а Рагуил благословил свою дочь Сарру, чтобы она стала женой Товия (Товит 7:11-12).
Аминь! (автор: Виктор Шипилов)