Почему некоторые люди не верят в Бога, хотя Он создал их? Почему одни обращаются к Богу, а другие нет? Почему для одних Бог так же очевиден, как сама жизнь, а для других — нет?
Когда люди страдают, они, казалось бы, должны обращаться к Богу за помощью. Но многие, страдая, обращаются к алкоголю, забывая о Боге.
Неверие в Бога может передаваться по наследству от неверующих родителей. Ребёнок растёт в семейном кругу, где его окружают близкие люди, и он уносит с собой во взрослую жизнь привычки этой семьи. Часто вера спрятана глубоко в душе человека, и без жизненных потрясений она не раскрывается. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
Ребёнок полностью зависит от своего родителя. Родитель обеспечивает его, защищает, даёт ему знания, силу и любовь. Родитель учит ребёнка в категоричной форме: надо и нельзя, должен и это плохо. Ребёнок ещё не способен анализировать информацию, ему не с чем сравнивать. Поэтому он принимает мир таким, каким его видит родитель.
В ребёнке личность ещё не сформирована. У него нет внутреннего психического стержня, который помогал бы ему воспринимать, оценивать, делать выводы и поступать на основе этих выводов. Для ребёнка таким управляющим и регулирующим механизмом является родитель. В процессе воспитания ребёнок «проглатывает» модель родителя без «разжёвывания, переваривания и усвоения». Если семья неверующая, то и ребёнок станет неверующим.
Путь к знанию для человека всегда начинается с веры. Человек верит родителям, учителю, книге и так далее. И только последующий личный опыт укрепляет или ослабляет веру в правильность полученной информации, превращая веру в знание. Таким образом, вера и знание становятся единым целым. Так происходит рост человека в науке, искусстве, экономике, политике…
ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО
Вера в Бога так же важна для человека, как и вера в другие религии. Она отражает духовные стремления человека, его поиски и часто начинается с доверия тем, кто уже обладает соответствующим опытом и знаниями в этой области. Постепенно, с приобретением собственного религиозного опыта, вера человека становится более осознанной, а его знания увеличиваются. Это происходит благодаря правильной духовной и нравственной жизни, а также очищению сердца от страстей. Как сказал один из великих святых, «душа видит истину Божию по силе жития».
Христианин на этом пути может достичь такого познания Бога (и существа тварного мира), когда его вера становится неразрывно связанной со знанием, и он становится «одним духом с Господом» (1 Кор. 6:17).
Однако у людей сложилось неверное представление о Боге, которое противоречит Библии и здравому смыслу. Библия раскрывает природу Бога:
— Бог есть Дух (Иоанна 4:24).
— Потому что не плоть и кровь открыли это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Матфея 16:17).
— Ибо в Боге живем, двигаемся и существуем (Деяния 17:28).
Вопрос о том, кто создал Бога, является одним из самых популярных в религиозных запросах. Этот вопрос возникает в человеческом разуме, который опирается на правила логики. Однако логические рассуждения и конструкции разума не могут объяснить то, что находится за пределами естественного. Тот, кто создал материальную сферу, пребывает вне этой сферы.
Христианство видит в науке одно из средств познания Бога (Рим. 1:19-20). Для того Бог и дал человеку разум, чтобы он изучал и познавал мир. М. В. Ломоносов говорил: «Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал Свое величие, в другой — Свою волю. Первая книга — видимый мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на величие, красоту и стройность его частей, признавал божественное всемогущество, по мере своего понимания. Вторая книга — Священное Писание. В ней показано благоволение Спасителя к нашему спасению… Наука и вера суть две родные сестры, дочери одного Всевышнего Родителя».
ВЕРУЮ, ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ
Человек познаёт природу через наблюдения и эксперименты. Он изучает её содержание, свойства, такие как строение атомов и атомных ядер, а также законы, действующие в живой и неживой природе. Результаты этого познания составляют основу науки.
Наука постоянно развивается, всё глубже проникая в тайны окружающего мира. Её успехи в понимании природы колоссальны. Однако, несмотря на все достижения, мы всё ещё не знаем многого. В частности, остаётся неясным вопрос о происхождении жизни и сознания.
Святые отцы и учители Церкви положительно относились к научным открытиям древних греков и римлян. Никто из них не думал о пересмотре геометрии Евклида, медицины Гиппократа, физики Аристотеля или географии Страбона. Отцы Церкви видели в этих великих греческих мудрецах своих учителей.
Большинство учёных на протяжении веков были верующими людьми. Христианство служило для них фундаментом, на котором они строили здание современной науки. Поэтому блаженный Августин был прав, когда провозгласил: «Верую, чтобы понимать».
В 1914 году был проведён анонимный опрос тысячи американских учёных. Выяснилось, что 58% из них верят в Бога. Среди 400 наиболее крупных учёных верующих оказалось около 70%. Опрос 1934 года показал аналогичные результаты: 67% и 85% соответственно. Опрос 1996 года дал следующие результаты: 60,7% учёных не верят или сомневаются в Боге.
Ученый Деннерт опросил через анкеты 432 учёных-естествоиспытателей о их вере в Бога. 56 человек не прислали ответы, но из оставшихся 349 учёных 56% оказались верующими, а 18% заявили, что не верят или равнодушны к вере. Результаты этого опроса совпадают с результатами других подобных исследований.
Английский учёный Бэкон говорил: «Только полузнание приводит людей к безбожию. Никто не отрицает бытия Божия, кроме тех, кому это выгодно». Великий учёный Ньютон, открывший законы движения небесных тел и как бы разоблачивший величайшую тайну мироздания, был верующим человеком и занимался богословием. Когда он произносил имя Божие, то вставал и снимал шляпу в знак благоговения.
Великий математик Блез Паскаль, один из основателей новой физики, был не только верующим человеком, но и одним из самых выдающихся религиозных мыслителей Европы. Он говорил: «Все противоречия, которые, казалось бы, отдаляют меня от позиции религии, на самом деле приводят меня к ней».
Луи Пастер, великий основатель современной бактериологии и учёный, который глубже других проник в тайну органической жизни, сказал: «Чем больше я изучаю природу, тем больше останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца».
Многие верующие учёные любили цитировать слова английского философа Фрэнсиса Бэкона: «Поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, а глубины философии обращают умы людей к религии».
Вера — это больше, чем просто чувство. Она является важным аспектом жизни в этом мире, и люди могут основывать свою веру на разуме, знаниях и интуиции. Знания имеют доказательства, подтверждающие их достоверность, но вера не нуждается в этом, потому что вера, а не знание, формирует основу веры. Библия определяет веру иначе, чем наука, что делает их взгляды разными, несмотря на то, что обе они являются влиятельными силами, формирующими нас как личностей.
Факт: Молекула ДНК так рационально уложена в хромосому, что такой способ «упаковки» был назван «выдающимся достижением в области инженерии».
Вопрос: Как такой порядок мог возникнуть в результате неуправляемых событий?
Факт: Способность ДНК хранить информацию не имеет аналогов в наш век компьютерных технологий.
Вопрос: Если инженеры не могут достичь таких результатов, то как это получилось у материи без интеллекта?
Факт: ДНК — это «книга», содержащая инструкции, необходимые для построения уникального человеческого организма и поддержания его на протяжении жизни.
Вопрос: Могла ли такая книга появиться без писателя и такая программа — без программиста?
Факт: Чтобы ДНК работала, команда сложнейших молекулярных роботов, называемых ферментами, должна копировать, прочитывать и корректировать её за доли секунды и с предельной точностью.
Вопрос: Неужели думаете, что сложнейшее, надёжное устройство может появиться случайно? Разве без веских доказательств такая вера не будет равносильна слепой вере?
Где бы ни проводились раскопки стоянок древних людей, везде можно обнаружить следы религиозных верований. В первую очередь о них говорят захоронения: рядом с усопшим его соплеменники оставляли еду, оружие и посуду, которые должны были пригодиться ему в загробной жизни.
Это вызывает удивление: люди видят, что тела разлагаются, но при этом верят, что человек будет существовать и после смерти. Это кажется нелогичным и противоречит жизненному опыту.
Наше время — эпоха научных знаний и технического прогресса. Мы создали интернет, который полностью изменил нашу жизнь, и отправляем исследовательские аппараты на другие планеты. Однако 84% населения Земли по-прежнему верят в Бога.
СМЕРТЬ НЕИЗБЕЖНА
Страх перед смертью – это естественное чувство, которое присуще каждому человеку. Однако общество старается не говорить о смерти, будто её не существует.
Для атеистов тема смерти – это своеобразное табу. О ней не принято говорить, и люди стараются не думать о ней. Но подавленный и вытесненный страх перед смертью может стать источником неврозов.
Мы все умрём, но люди продолжают искать способы достичь вечной жизни. Они верят в различные эликсиры и пытаются обмануть смерть. Однако, несмотря на все научные достижения, мы все равно остаёмся смертными.
Согласно библейской легенде, Адам и Ева нарушили запрет Бога и лишились вечной жизни. Из-за этого продолжительность жизни человека сократилась. Если Адам жил тысячу лет, то современный человек живёт максимум 70-80 лет.
Но даже после смерти наша душа продолжает жить. Она может воспарить в небо, как птица. Но если в нашей душе есть грех, он может сжечь её. И тогда мы не сможем сиять на небе, а будем плакать и стенать в неволе.
Когда-нибудь мы встретимся за дверью гроба, где Господь есть Сам. Это будет Страшный Суд, и каждый из нас отправится в свой вечный приют.
ЧТО ПРОИСХОДИТ С ДУШОЙ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Куда уходит душа после смерти? Какой путь она совершает? Где находятся души усопших? Эти вопросы заставляют человека обращаться к учению Церкви.
Книга Екклесиаста говорит, что после смерти тело человека возвращается в землю, а дух возвращается к Богу, который дал его (Еккл.12:7).
В Евангелии от Луки Христос рассказывает историю о богаче и Лазаре. Богач жил в роскоши, а Лазарь был беден. После смерти богач попал в место страданий, а Лазарь был вознесен Ангелами Божиими в рай.
На сомнения саддукеев, не верящих в бессмертие души и всеобщее воскресение, Христос отвечает: «Заблуждаетесь, не зная ни Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22;29-32).
Сознание человека, даже если он ничего не знает о Боге, не случайно сопротивляется мысли о смерти. Душа, сотворенная бессмертной, знает, что умрет, даже если она затемнена грехами. Христианин верит в то, что смерти как полного и окончательного исчезновения человека нет. Согласно христианскому вероучению, душа будет жить вечно, бессмертие является подлинной целью человеческой жизни, а день смерти одновременно днем рождения для новой жизни.
После смерти тела, на третьи сутки, душа отправляется навстречу к Богу для определения дальнейшей участи в загробном мире. Мнение святых отцов основано на свидетельствах Писания и Предания, берущих начало с первых веков Церкви. В Предании нашей Церкви хранятся описания как предсмертного опыта, так и опыта посмертной жизни. Святые апостолы и святые отцы Церкви свидетельствуют, что жизнь после смерти реальна. Люди, которые шагнули за черту смерти, но вернулись обратно, рассказывают о том, что с ними произошло там.
МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ РАЯ
Святой Григорий Синаит писал, что рай — это низшее небо. Там деревья в садах всегда покрыты цветами и плодами. Посреди рая течёт река, которая напояет его и разделяет на четыре рукава. О ней же говорит и Моисей в Библии: «Река же исходит из Эдема напаяти рай: оттуду разлучается в четыри начала» (Быт. 2:10).
Отцы и учителя Церкви описывали рай как сад невероятной красоты, недоступной нашим грубым чувствам.
В этом райском саду праведники наслаждаются блаженством райской жизни. Они свободны от земных страстей и потребностей, им чужды прежние горе и страдания. Их пища — хвала Бога, их одеяние — свет, их вид — величие и высота. Всё в них духовно или одухотворено высшей духовной силой. Они находятся в ближайшем общении с Богом и ангелами. Вся их жизнь — это беспрестанная хвала Бога, пение «Свят, свят, свят Господь». Место их пребывания Ефрем Сирин называл «местом Осанны или Аллилуйи». Они прославляют благость Божью, и в их устах — реки премудрости, в их сердце — мир, в познании — истина, в испытании — благоговение, в их хвалебном пении — любовь.
МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ АДА
Согласно учению Церкви, природа рая соответствует природе душ праведных людей.
Православная Церковь также учит, что ад находится внутри земли. Святой Иоанн Лествичник, говоря о местонахождении ада, советует подвижникам благочестия постоянно помнить о бесконечной пропасти адского пламени, о страшных подземных местах и пропастях, а также о тесных сходах. Он считает, что такие размышления и воспоминания помогут отторгнуть душу от сладострастия.
Как видно из Священного Писания, праведники Ветхого Завета также считали земные недра местом ада. Например, святый патриарх Иаков, узнав о ложной вести о кончине своего любимого сына Иосифа, сказал: «Сниду к сыну моему, сетуя, во ад».
Праведный Иов, многострадальный и терпеливый, умоляет Бога дать ему немного отдохнуть от окружавших его искушений. Он говорит: «Остави мене почити мало, прежде даже отиду, отнюдуже не возвращуся, в землю темну и мрачну, в землю тьмы вечныя, идеже несть света, ниже видети живота человеческаго».
Когда душа святого пророка Самуила была вызвана волшебницей по просьбе царя Израильского Саула для совещания о предстоящей битве со врагами, волшебница увидела эту душу и сказала: «Видех мужа стара, восходяща от земли, и сей облачен одеянием долгим». Саул понял, что это был Самуил.
Пророк Исаия говорит сатане: «Во ад снидеши и в основания земли».
О падшем ангеле Пророк Иезекииль говорит от лица Божия: «Свождах во ад со снисходящими в ров, и утешаху в земли дальнейшия вся древеса сладости… сниди с древесами сладости в глубину земную».
Священное Писание Нового Завета также определяет место для ада. Богочеловек, возвещая о нисшествии в ад своей душой и неразлучным с ней Божеством, сказал: «Будет Сын человеческий в сердце земли три дни и три нощи».
Один реальный случай из жизни: мой сосед за несколько часов до смерти точно знал, куда отправляется в свой последний путь. Перед этим к нему приходили бесы, и он долго с ними спорил, доказывая, что не достоин такой участи. После этого разговора он сказал своей жене: «Сегодня нас загружают в эшелон, который отправляется под землю».
Как бы человек ни был успешен в мирских делах, если он без Бога, ему всегда будет мало и он не будет спокоен. А если он с Богом, то довольствуется малым. Именно вера в Бога даёт душе тот долгожданный покой, который ищет человеческое сердце.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Тем, кто не верит в Бога, я рекомендую посетить дома престарелых. Там вы сможете увидеть многое, и, возможно, ваша точка зрения изменится.
Можно сравнить ситуацию с тем, что происходит в Украине, где к власти пришли нацисты, которые официально интегрированы в органы власти и силовые структуры. Вся современная политическая система Украины основана на нацистской идеологии и принципах украинской повстанческой армии. Это была когда-то православная страна.
Гонения на Русскую православную церковь на Украине начались ещё при Горбачёве, когда начал разваливаться Советский Союз. Это было в 1988–1989 годах. Тогда на Западной Украине униаты начали захватывать храмы и изгонять православных.
Сегодня мы видим, как Бог наказывает украинский народ за отступление от веры. Как говорится: «Страшно впасть в руки Бога живого!»
Заместитель председателя российского Совета безопасности Дмитрий Медведев сказал, что Россия снова борется с нацизмом и уничтожает новых фашистов на полях сражений.
Аминь! (автор статьи Виктор Шипилов)