Главным символом христианства является крест. Христиане носят крест на себе и осеняют себя крестным знамением, чтобы показать, что это страшное орудие казни стало символом победы жизни над смертью.

О том, что крестное знамение даёт непобедимую защиту, свидетельствуют и святые отцы, и Предание Церкви.

Сатана боится креста, потому что боится Иисуса Христа. Крест — это верное оружие против врага, он защищает от него и является острым мечом для него. Осенить себя крестным знамением — значит оградить себя силой Христовой от нападений лукавого.

«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1-е Коринфянам 1:18).

Верующие, осеняя себя крестным знамением, ищут помощи Христовой. Когда они искушаемы, они накладывают на себя крестное знамение, чтобы отогнать искушение. Сатана воздействует в той мере, в которой развит грех в самом человеке.

Учёные на протяжении веков занимались изучением феномена крестного знамения. Например, физик Ангелина Малаховская в течение десяти лет перед вкушением пищи читала молитву «Отче наш», после чего осеняла себя крестным знамением. В результате количество патогенных бактерий уменьшалось в 7, 10 и даже 1000 раз. Отсюда можно сделать вывод, что чтение молитв перед едой и совершение крестного знамения над пищей повышают её качество, независимо от состава.

Еда, осенённая крестным знамением и освящённая молитвой, будет во здравие души и тела. Как выяснили учёные, «исследования, проведённые на базе лаборатории медико-биологических технологий НИИ промышленной и морской медицины, стали сенсацией. Учёные экспериментально доказали, что крестное знамение убивает микробы и изменяет оптические свойства воды».

Истоки крестного знамения находим в Ветхом Завете. Прообразами к крестному знамению в Священном Писании послужили заповедь «о знаке на челе», данная Господом пророку Иезекиилю, а также изображение медного змея, которое Моисей воздвиг на кресте. Крест наносился израильтянами на дверные косяки в ночь перед десятой казнью египетской. Кроме того, крестообразной «тав-+» древние израильтяне сопровождали подписи в документах.

В Новом Завете это название дошло в греческом варианте: «альфа и омега». Говоря по-русски, это означает «От А до Я», «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откровение 22:13).

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

Последняя буква еврейского алфавита по своему начертанию напоминает крест. Этот крест иудеи изображали одним пальцем на лбу, то есть на челе.

Греческая буква «ТАУ» эквивалентна последней букве еврейского алфавита — «ТАВ», которая также изображалась в виде креста, как и в староеврейской письменности. Во время молитвы евреи проводили пальцем по лбу, изображая первую и последнюю буквы еврейского алфавита, то есть ставили себе на лоб крест.

Когда иудеи и христиане ещё не окончательно размежевались (первыми христианами стали евреи), традиция начертания знака Божиего на челе сохранилась у обеих групп. В раннехристианской церкви крестное знамение совершалось правой рукой (часто одним пальцем) на различных частях тела, чаще всего на лбу, но также на груди, устах, глазах, руках и плечах.

Для последователей Христа начертание на лбу стало означать собственно крест и жертву Спасителя. Во времена гонений на христиан, когда использовались пыточные орудия, язычник-истязатель первых веков говорил: «Я потому узнаю, что передо мной христиане, что они каждую минуту делают на челах знамение креста».

Иудеи оставили эту традицию, чтобы не иметь ничего общего с христианами. Они перестали осенять себя крестом.

Первые исторически подтвержденные сведения об осенении себя крестом относятся к началу III века, ко времени жизни Квинта Тертуллиана (160-220 годы). В своём трактате «О венце воина» он пишет, что у христиан принято «ограждать своё чело» крестным знамением в различных жизненных обстоятельствах — будь то выход из дома, посещение храма, приём пищи, начало или окончание труда и даже перед сном. Исследователи творчества Тертуллиана считают, что этот трактат относится к 211 году, а значит, можно с уверенностью сказать, что за 178 лет после распятия Христа обычай крестного знамения прочно вошёл в жизнь его последователей.

К четвёртому веку христиане начали осенять крестом не только лоб, но и тело, то есть появился «широкий крест», которым сегодня молятся христиане. Однако наложение крестного знамения оставалось одним пальцем (перстом).

В IX веке единоперстное крестное знамение постепенно стало заменяться двуперстием. В XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двуперстие было заменено трёхперстием. Православные греки начали осенять себя трёхперстным крестным знамением, тем самым подчёркивая почитание Пресвятой Троицы.

В патериках, отечниках и житиях святых можно найти много примеров, свидетельствующих о духовной силе, которую несёт в себе образ Креста.

Святые апостолы силой крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашёл лежащим при дороге больного человека, страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением (Димитрий Ростовский, святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).

Традиция нести крест в руке, возникшая в период гонений на первохристиан, со временем превратилась в обычай ношения маленького нательного крестика. В античном мире ценили мужество. Видя не отступавших перед самыми жестокими мучениями христиан, среди которых было много девушек и детей, язычники обращались в христианскую веру.

«Тогда гонители стали вырезать языки у христиан и выбрасывать их в таком состоянии на арену… И когда христиане не могли свидетельствовать, что за Христа страдают, поднимали руки крестообразно. Заранее брали с собой палочки, соединяли их и показывали знак креста», — говорит Олег Стеняев.

Святитель Кирилл Иерусалимский говорил, что наложение крестного знамения — это признание веры в Распятого: «…с дерзостью да изображаем рукою знак креста на лбу и на всём теле: на хлебе, который мы вкушаем; на чашах, из которых мы пьём; да изображаем его при входе и выходе, когда ложимся спать и встаём, когда мы в пути и отдыхаем. Крест — великое предохранение, данное бедным и слабым без труда. Ибо это благодать Божья, знак для верных и страх для злых духов, потому что посредством него Господь сокрушил их, выведя в позор с дерзостью».

Преподобный авва Дорофей не боялся пить воду, в которой находился ядовитый аспид, потому что осенял её крестным знамением. Он показывал, что крест изгоняет сатану и обезвреживает зло аспида.

Святой Венедикт Нурсийский (480–543) освящал крестным знамением чаши с вином, в которое ему подсыпали яд. И тогда эти чаши сразу же разбивались.

КРЕСТ – ЭТО ДВЕ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ ЛИНИИ

К сожалению, некоторые христиане не умеют правильно накладывать на себя крестное знамение. Они небрежно водят рукой по груди и не хотят поднять её настолько, чтобы сделать правильный крест. Трудно описать и назвать движение руки, которое они делают, когда крестятся.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Такому бо маханию, поистине, бесы радуются, а сатана в восторге, что это его душа, а ангел Господень плачет». Лучше уж совсем не креститься, чем искажать и унижать святейшее знамение креста.

О тех, кто совершает служение Богу и молитву с небрежением, сказано в Писании: «проклят всяк человек, творящий дело Божие с небрежением» (Иерем.48, 10).

Небрежное совершение крестного знамения ничем нельзя оправдать. Ведь крестным знамением мы исповедуем нашу веру в распятого Господа Иисуса Христа и вспоминаем Его крестные страдания.

Осенив себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу — для освящения нашего ума, к животу — для освящения наших внутренних чувств (сердца), к правому затем левому плечам — для освящения наших телесных сил.

Креститься следует неторопливо и осмысленно, чтобы получался крест, а не просто взмахи рукой. Святые Отцы говорят, что поспешное нанесение крестного знамения не только неугодно Богу, но, наоборот, радует бесов.

Праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Изображая крестное знамение, веруй и помни, что на Кресте грехи человечества пригвождены. Когда низвергнешься во грех, тотчас осуди себя и осени себя крестным знамением, говоря: «Господи, грехи наши на Кресте пригвоздивший, пригвозди и мой грех, и помилуй мя по великой Твоей милости». И грех твой очистится».

Если мы хотим перекрестить пищу или другого человека, то следует таким же образом сложить пальцы и изобразить крест: сначала крест вверху со словами «Во имя Отца», затем крест вниз и говорим «и Сына», после чего в левую сторону и говорим «И Святого Духа», и вправо, завершая возгласом «Аминь».

ПОСЛЕСЛОВИЕ — (от автора)

В первые годы моего пути к вере меня научили правильно молиться, не ломая крест. Суть этого действия заключается в том, чтобы встать лицом к стене, сохраняя расстояние между стеной и телом равным ширине нашей ладони (пять пальцев). Затем нужно сложить три пальца, два прижать к ладони и начать надавливать тремя перстами на тело — лоб, пупок, правое плечо и левое плечо. Не просто касаться, а вдавливать крест в своё тело.

Стена не даёт сломать крест, в результате чего образуются две перпендикулярные линии. Со временем эта практика поможет вам удерживать такой крест и в храме. Вдавленный в тело крест начинает жечь лукавого — на практике вы почувствуете, как во время службы начнёт гореть грудь. Такой крест сжигает сатану, изгоняя его изнутри наружу. Это личный многолетний опыт, который я получил от старых монахов.

Освящение всего, что вы собираетесь вкушать, должно стать правилом. Дело в том, что во время приготовления пищи повар или домохозяйка могут «вариться» в своих мыслях, ругаться, осуждать или испытывать другие негативные эмоции. А еда — это губка, которая впитывает в себя негатив. Иногда в общественном месте это может быть неудобно. Приучайте себя мысленно креститься. Для этого нужно мысленно перевести внимание на лоб, затем на пупок, правое и левое плечо и произнести: «Господи, благослови это питание». После этого мысленно перекрестите саму пищу, мысленно переводя внимание на дальний край тарелок, затем на ближний, налево и направо.

После вкушения мысленно поблагодарите Бога: «Слава Тебе, Боже, за всё» — три раза.

автор: Виктор Шипилов

Автор публикации

не в сети 6 часов

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 345Регистрация: 30-12-2019