Я — мирянин, который стремится жить в соответствии с принципами веры. За годы своего воцерковления я посетил несколько монастырей России в рамках паломнической поездки, но это был только первый год моего пути к Богу.
Я не знаком с внутренним укладом жизни монахов, да и не стремлюсь к этому. Однако, несмотря на это, уже 20 лет практикую Иисусову молитву, живя в миллионном городе Воронеже. Я узнал о практике этой молитвы из святоотеческих трудов, то есть из работ монахов, которые подвизались в монастырях. В течение этих лет я познал разнообразные благодатные состояния, описанные в трудах святых отцов.
Мне есть чем поделиться с теми, кто хочет практиковать эту молитву покаяния. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).
Познание Иисусовой молитвы начинается с изучения святоотеческого наследия. В первые годы моей молитвенной практики настольной книгой для меня стал двухтомник «Аскетические опыты» святителя Игнатия Брянчанинова. Затем я прочитал сборник Валаамского схиигумена Харитона «Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений Святых Отцов и опытных ее делателей». И, наконец, я изучил книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу».
Благодаря этим трудам я начал понимать, как правильно начинать молиться и от чего следует предостерегаться в первую очередь. Особенно близким и понятным для меня стал святитель Игнатий Брянчанинов. Он строго предупреждает: «Не ищи в молитве наслаждений, они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение уже самообольщение. Ищи, чтобы ожило мертвое, окаменевшее сердце, чтобы раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтобы оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние».
Я до сих пор следую наставлениям святителя Игнатия Брянчанинова, и время только подтверждает их истинность. Я с полной уверенностью могу сказать, что моё сердце ожило и познало истинное покаяние.
Каждый, кто начинает практиковать Иисусову молитву, должен помнить, что её благодатная сила заключена в самом имени Богочеловека, Иисуса Христа. Со временем это понимание станет для вас реальностью.
На первый взгляд, практика Иисусовой молитвы может показаться сухой и не обещающей результата. Из-за этого некоторые люди, только начавшие свой путь, оставляют молитву, думая, что не достигли благодатных состояний своими усилиями. Однако важно понимать, что благодатные дары исходят от Бога, а не от наших желаний и стремлений.
Мой личный опыт показывает, что Иисусова молитва не только открывает присутствие бесов в человеке, но и изгоняет их. Также я убедился в том, что сила сатаны, пребывающая в человеке, когда его жизнь рассеянна, основана на скрытом влиянии сатаны над этим человеком. Но когда человек начинает призывать имя Господа Иисуса, сатана чувствует смятение. В этот момент страсти в человеке приходят в движение, и сатана вводит человека в ужасное состояние, вызывая различные и странные болезни.
Как сказал преподобный Иоанн Пророк: «Нам, немощным, остаётся только прибегать к имени Иисуса, ибо страсти, как было сказано, суть демоны — и они покидают человека, когда он призывает это имя».
Ни в коем случае нельзя прекращать Иисусову молитву, потому что она защищает нас от искушений, и сатана ничего не может с этим поделать. Я проверил это на собственном опыте, потому что за годы молитвенной практики меня многократно искушали.
Бесы, словно опытные психологи, исследуют нас и ищут наши слабости, чтобы искушать нас именно ими. Господь говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26: 41). Без постоянной молитвы и бдительности невозможно распознать козни лукавого.
Бесы работают индивидуально с каждым человеком, учитывая его слабости и пристрастия. Поверьте, это очень серьёзно, потому что искушение — это особое испытание, которое допускает Промысел Божий, чтобы очистить нас от греховной грязи и утвердить в Истине.
Каждый, кто молится Иисусовой молитвой, может подтвердить всё, о чём здесь говорится. Святые Отцы дают молящемуся душеспасительное наставление: «Желающий очистить сердце да разжигает непрестанно памятью Господа Иисуса. Те, которые хотят отвергнуть ветхость, не должны иногда молиться, а иногда нет, но непрестанно пребывать в молитве, блюдя свой ум, хотя бы они и находились вне молитвенных храмов. Мы сражаемся за спасение наше. От победы или поражения наших зависит наша вечная участь».
Среди современных делателей Иисусовой молитвы есть те, кто не использует постоянство молитвенное, а прибегает к молитве только в определённые часы. Протоиерей Сергий Баранов призывает к постоянству молитвенному, потому что сам усвоил этот опыт на Афоне. Святейший Каллист, патриарх Константинопольский, тоже наставляет в том же духе: «Непрестанная молитва состоит в непрестанном призывании имени Божия. Беседует ли кто, сидит ли, ходит, делает ли что, ест ли, или занимается чем другим — должен во всякое время и на всяком месте призывать имя Божие, по завещанию Писания: „Непрестанно молитеся“ (1Сол. 5:17)». Таким образом, постоянство молитвенное помогает нам защититься от искушений и не дать сатане возможности навредить нам.
При упражнении Иисусовой молитвой происходит духовная борьба. Лукавые бесы вступают в противостояние, вызывая возмущение страстей, которое проявляется в виде смятения и беспокойства в сердце. Однако, с помощью имени Господа Иисуса Христа, мы можем разрушить их злые уловки.
Когда мы переходим от устной молитвы к мысленному повторению Иисусовой молитвы, мы вступаем на территорию, которая принадлежит сатане. С этого момента для подвижника молитвы начинается сложный период. Без совета опытного практикующего лучше не рисковать, потому что последствия могут быть непредсказуемыми.
Важно помнить, что когда бесы изгоняются из глубины сердца именем Иисуса, они не отступают и продолжают бороться против подвижника молитвы. Они нападают на ум, вызывая внешние мечты и смятение. Те, кто начинает практиковать Иисусову молитву, должны понимать, что сатана будет преследовать их до конца жизни. Он не оставит человека в покое, пока тот не уйдёт из этого мира.
Однако, есть и хорошая новость. Когда мы «держим в себе Христа» через Иисусову молитву и «стучимся в двери милосердия» через покаяние, никакие бури, созданные врагом, не страшны.
Человек слаб и с малых лет «варится в своих мыслях», не понимая, кому он служит. Поэтому ум не сразу начинает ощущать тишину и безмолвие в себе. Для этого потребуются многие годы непрестанной молитвенной практики.
В молитве Иисусовой есть своя постепенность. Сначала молитва действует только на ум, поэтому она сухая. По мере того как благодать Божья приближается к сердцу, оно пробуждается от смертного сна и оживает, проявляя чувства умиления и плача.
ЧТО ТАКОЕ ПЛАЧ?
Авва Пимен считал, что плач — это не только признак печали, но и способ очищения и утешения.
Преподобный Исаак Сирин говорил, что слёзы в молитве — это знак милости Божией, которая очищает душу от грехов и помогает ей достичь духовного совершенства.
Авва Исаия также говорил о плаче: сначала он очищает душу от грехов, а потом помогает ей увидеть духовные видения. Он меняет ум и чувства, принося благодатные изменения, которые невозможно объяснить плотскому уму.
О плаче мы поговорим позже, потому что это важная тема, которая требует более детального рассмотрения.
Молитва, по словам преподобного Григория Синаита, начинает действовать во всех частях души и тела, изгоняя грех и побеждая влияние демонов. Поэтому, когда человек впервые пытается молиться Иисусовой молитвой, он может испытывать неизъяснимую боль и сокрушение.
О ЧЕМ ЗДЕСЬ ГОВОРИТСЯ?
Сердце человека может заболеть и «омертветь», если оно начинает следовать желаниям диавола, а не воле Бога. Это состояние называется «духовным омертвением сердца».
Преподобный Исихий, пресвитер иерусалимский, говорил: «Как невозможно по одному каналу одновременно пропускать огонь и воду, так невозможно греху войти в сердце, если он не постучится прежде в дверь сердца мечтанием лукавого прилога».
Именно воображение, или мечтание, может привести сердце к диавольскому прилогу. После грехопадения человека воображение, которое тоньше мысли и грубее разума, стало началом зла. В творениях святых отцов говорится об «утрате сердца», то есть о том, что в сердце больше не действует благодать Христова. Потеря сердца означает потерю спасения.
Одна из болезней сердца — это неведение и забвение. Сердце, потерявшее благодать Христову, покрыто словно облачком или покрывалом. Мечта́ — это то, что создано воображением и представлено мысленно. Все мы любим мечтать, но это может привести к тому, что мы будем жить иллюзиями, подменяя реальную жизнь фантазиями.
Много работающий человек будет иметь много хлеба, но тот, кто теряет время на мечты, всегда будет беден.
Будь счастлив в Боге, и Он исполнит желанья сердца твоего. Доверься Богу, верь в Него, и Он всё сделает как надо.
Высшая цель человека — приобрести ведение Бога, поскольку в этом заключается его спасение. Когда человек восходит от плотского ведения к душевному, а от душевного к духовному, он созерцает Бога и обретает Его ведение, то есть своё спасение. Для достижения общения и видения Бога необходимо очищение сердца.
В качестве первого целебного лекарства следует назвать покаяние. Сердце должно покаяться и вернуться к своему естественному состоянию. Господь призывает всех верующих изменить образ жизни и добавляет: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
В покаянии сердце человека сокрушается в буквальном смысле этого слова. Царь и пророк Давид сказал: «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Псалом 50:19).
Сокрушённое сердце — это сердце, полное смирения и покаяния. Бог обитает в таком сердце. Когда мы говорим о сокрушении сердца, важно понимать, что это не просто чувство печали или горя. Это глубокое осознание своих грехов и желание измениться.
Сокрушение сердца происходит во время Иисусовой молитвы, которую мы произносим умом. Это приводит к множеству положительных результатов. Сокрушённое сердце изгоняет всякое лукавство и сжигает все бесовские действия.
Чтобы лучше понять, что такое сокрушение сердца, нужно упомянуть о сердечной боли. Под сердечной болью понимается боль духовного сердца. Духовное сердце может страдать и болеть. Если эта боль вызвана благодатью Божией, то она не причинит вреда плотскому сердцу.
Это означает, что когда духовное сердце сокрушается и страдает от радостной печали во время покаяния, плотское сердце следует этому процессу без каких-либо негативных последствий. В таких случаях кардиологи обычно не находят признаков болезни, потому что плотское сердце не становится больным.
Сердечная боль необходима, потому что без неё даже очень строгое подвижничество может быть «притворным и суетным». Через сердечную боль зарождаются все добродетели, а христианская жизнь без боли становится ложной.
Сердечная боль необходима для спасения. «Надобно знать, что верный признак подвига и вместе условие преуспеяния чрез него есть приболезненность. Неболезненно шествующий не получит плода».
В моём личном опыте эта сердечная боль продолжалась несколько месяцев. Она была настолько сильной, что мне было трудно дышать и двигаться. Я описывал свои переживания в письмах, которые можно найти на моём сайте. В этих письмах я делился своими мыслями с архимандритом Рафаилом (Карелиным).
Я не мог глубоко дышать, наклоняться и спать без боли. Боль была настолько сильной, что я чувствовал её в левой половине груди, а затем и во всей груди.
Среди тех, кто практикует Иисусову молитву, эта боль не упоминается напрямую, но описываются определённые состояния, которых они достигли. Однако я понял, что без боли невозможно достичь духовного развития. Через эту боль нужно пройти.
Что означает эта боль? Это обретение своего духовного сердца. Без боли невозможно принести плод, как говорит Исаак Сирин: «Молитва без боли — как недоношенное дитя перед Богом».
Эта боль сопровождается рыданием. Подвижник молитвы может разрываться от слёз, соединённых с рыданиями. Это и есть рыдание. Из творений святых отцов известно, что эта боль, приводящая к спасению, более чувствительна, чем телесная рана. Человек, переживающий сокрушение сердца, испытывает большую боль, чем тот, кто получил телесное увечье.
Истечение слёз также является следствием этой боли. Господь назвал блаженными плачущих: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4). Таким образом, плач по Богу и слёзы, которые происходят от него, заповеданы нам Христом. Слёзы — это образ жизни. Если покаяние и плач можно назвать образом жизни, то это относится и к слезам, которые струятся из кающегося и сокрушённого сердца.
Слезы имеют большую ценность. Это слова отцов, которые не понаслышке знакомы с этим чувством. Слезы — это своего рода крещение. «Источник слез после крещения больше крещения, хотя эти слова и кажутся дерзкими» (Леств.7:6).
Слезы — это признак возрожденного человека. Авва Пимен говорил: «Плач — это путь, переданный нам Писанием и отцами, говорящими: „Плачьте. Нет иного пути, кроме этого“».
Святые Отцы учат, что диавол, войдя в нашу душу, оставляет там образы греха. Эти образы уничтожаются слезами, которые омывают сердце и изгоняют облако, сокрывающее его. Таким образом, с помощью слез мы очищаемся от грехов.
Слезы приносят утешение, согласно Христовой заповеди: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Я плачу уже 19 лет, и мой опыт подтверждает, что нет ничего ценнее плача. Цель Иисусовой молитвы — это действенное покаяние для тех, кто живёт в мирской суете.
Плач — это смирение грешной души перед волей Божией. Ценность плача в том, что Господь САМ утешает плачущего грешника, который непрестанно стучится в двери милосердия Божьего молитвой покаяния. И поверьте мне, многолетнему практикующему человеку, это Божие утешение несравнимо ни с чем.
Знаете ли вы, что такое Божье утешение? Это момент, когда во время утренней или вечерней молитвы, или в течение дня на вас находит плач и охватывает с головой. В такие моменты время и пространство исчезают, остаётся только вы (как маленький ребёнок) и Христос, дарующий утешение.
Плач — это и есть Божья благодать, и его ценность заключается в том, что он исходит из глубины сердца, даже когда мы не ожидаем его. Святые отцы оставили нам наставление, основанное на своём опыте: «Плачьте! Другого пути, кроме плача, нет».
Об этом можно было бы написать больше, но не сегодня.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Молитву человека принимает Бог, и истинная молитва – это дар от Бога. Когда человек молится в сокрушении духа, постоянно, со страхом Божьим и вниманием, то сам Бог постепенно помогает ему совершенствоваться в молитве.
Внимательная и смиренная молитва вызывает духовное действие и теплоту, которые оживляют сердце. Ожившее сердце привлекает ум и становится храмом для благодатной молитвы. В этом храме мы можем обрести духовные дары, которые она приносит.
Великие подвижники и учителя молитвы говорят: «Приложи усилия, чтобы приобрести теплоту и молитву через сердечное страдание, и Бог даст тебе возможность иметь их всегда. Забвение же изгоняет их, а само оно рождается от небрежности».
Аминь! автор: Виктор Шипилов