Погружение в виртуальный мир может привести к зависимости. В эпоху информации мы не замечаем, как становимся зависимыми от интернета. Благодаря доступности виртуальной реальности, мы получили доступ ко всему, что раньше было запретным. Теперь исполнение наших тайных желаний стало возможным, и устоять перед соблазнами стало почти невозможно.
Не об этом ли времени говорится в Библии: «Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле? Ибо Сын беззакония будет иметь такую силу, что прельстит и избранных» (Евангелие от Матфея 24:24)?
Вера — это убеждение, которое не требует доказательств. Она охватывает не только то, что ещё не познано, но и то, что непознаваемо. С развитием науки знания приближаются к вере, объясняя научным языком то, во что мы верим.
Вера — это дар Божий, который можно сохранить только с помощью Божественной помощи, испрашиваемой в молитве. Молитва — это насущная потребность человеческого духа, выражение веры и надежды о Христе Иисусе. Где есть вера, там есть и молитва.
Молитва Иисусова, подобно молнии, озаряет и очищает душу от всего мрачного и греховного. Сердце молящегося, ощутив приток Божественной благодати, становится непоколебимой твердыней спасающей веры. Усердный молитвенник свободен от искушений маловерия, так как он в личной практике явно ощущает присутствие и действие Божественной благодати в себе.
Душа и сердце молящегося чутко реагируют на малейшее отклонение от норм духовной жизни, побуждая зорко следить за чистотой собственной совести перед Богом и людьми. Мои слова подтвердит каждый, кто имеет личный опыт внутреннего молитвенного делания.
Усердная молитва является ключом к пониманию и изучению слова Божьего, заключённого в Священном Писании Ветхого и Нового Завета.
Тот, кто молится, на собственном опыте убеждается, что внутренняя молитва, совершаемая в глубине человеческого духа, не проявляется внешне.
Одним из ярких примеров такой молитвы является сердечный зов Моисея к Богу, когда он вёл израильтян к Красному морю. Никто не видел его молящимся или взывающим к Богу в это время, потому что всё это происходило в тайниках его сердца. Однако Господь обратился к нему: «Что ты вопиешь ко Мне?» (Исход 14:15).
Подобным образом Анна, мать пророка Самуила, ничего не говорила вслух, но только из глубины сердца воздыхала ко Господу — и молитва её была услышана (1 Царств 1:13).
Чтобы обрести постоянную молитвенную благодать, необходимо чаще повторять в уме: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Как гласит древняя римская пословица, «непрестанно каплющая капля долбит камень». Только непрестанная, как капли дождя, молитва смягчает наши сердца, оледеневшие без неё, и даёт возможность Божественной благодати действовать в молящемся человеке.
Через молитву каждый верующий познаёт Бога. Без молитвы невозможно познать Бога. «Воззови ко Мне, и Я услышу и отвечу тебе…» (Иеремия 33:3).
Однажды Иисус сказал ученикам: «Ещё многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Иоанна 16:12). Почему Господь им так сказал? Потому что апостолы не были постоянны во внутренней молитве, через которую мы находимся в непрестанном общении со Святым Духом и постепенно вмещаем в себя законы Божьи.
Не случайно святыми отцами египетских пустынь была усвоена Иисусова молитва. Призывать «спасительное» имя Иисуса — значит находиться в присутствии и близости к нам самого Спасителя, Который исцелит от телесных и душевных недугов. Призывание имени Иисуса сопровождается мольбой о помощи и милосердии: «Помилуй меня… помоги мне!» В Священном Писании мы находим множество свидетельств о святости и силе Имени Божьего, например: «Свято Имя Его» (Луки 1:49).
Апостол Петр утверждал, что нет другого имени, через которое мы могли бы спастись (Деяния 4:12).
Апостол Павел писал, что невозможно назвать Иисуса Господом, если только не по откровению от Духа Святого (1 Коринфянам 12:3).
Первый учитель «Иисусовой молитвы» — это Сам Господь наш Иисус Христос. Второй учитель — это наш собственный опыт. Также нам нужно усердие, старание, прилежание и вопрошание опытных в этом деле.
Святой Григорий Синаит называл молитву Богом. Он говорил, что молитва сама будет учить молящегося, как и святой Лествичник утверждал: «Молитва даётся молящемуся неленостно».
Святой Макарий Великий говорил, что молиться как-нибудь (но часто) — это в нашей воле, а молиться истинно — это дар благодати.
Преподобный Исихий говорил, что частота молитвы становится навыком и обращается в привычку. Он утверждал, что без частого призывания имени Иисуса Христа невозможно очистить сердце от страстей и греховных влечений.
Святые преподобные Каллист и Игнатий советовали начинать с призывания имени Иисуса Христа часто и беспрерывно, потому что это возводит нечистую молитву к чистоте.
Блаженный Диадох утверждал, что если бы человек как можно чаще призывал имя Божие, он не впадал бы в грех.
Читая эти строки, у человека могут возникнуть сомнения: «Возможно ли заниматься «умным деланием» человеку, живущему в миру? Ведь это занятие приличествует живущим в монастыре, а в миру этим заниматься невозможно!»
На это следует ответить словами Господа: «Невозможное человекам — возможно Богу» (Луки 18:27).
Если бы непрестанная молитва была невозможна среди мира, то Дух Святой устами Апостола не призывал бы христиан к этому труду, не внушал бы им: «Непрестанно молитесь» (1 Фессалоникийцам 5:17). Ибо Господь Бог не призывает к невозможному. А поскольку это внушается Духом Божиим, значит, это необходимо, потому что «без непрестанной молитвы к Богу приблизиться невозможно», — говорит святой Исаак Сирский (Слово 69).
Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что «должны заниматься Иисусовой молитвой не только монахи, живущие в монастырях и занятые послушанием, но и миряне» (т. II, стр. 303).
«Христианам можно и должно заниматься сей молитвой с целью покаяния и призывания Господа на помощь, заниматься со страхом Божиим и верою, с величайшим вниманием к мысли и словам молитвы, с сокрушением духа» (т. II, стр. 303).
Святой Василий Великий положил неграмотным людям заменять молитвословия молитвою Иисусовою, и это принято за правило всей Восточной Церковью.
Святой Симеон, архиепископ Солунский, заповедует и советует архиереям, священникам, монахам и мирянам на всякое время и час произносить эту священную молитву, имея её как бы дыхание жизни. Он говорит: «Сие призывание всяк благочестивый да возглашает и да понуждает себя к тому».
Преподобный Серафим Саровский давал те же наставления о молитве приходящим к нему — и монахам, и мирским. Он говорил: «Всякий христианин пусть занимается своим делом, а во время работы дома или в дороге пусть читает тихо: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». С призыванием имени Божия найдёшь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Святой Дух, источник всех благ, и Он управит тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте» (Житие Старца Серафима, изд. 1877 г., стр. 82-83).
От этой молитвы никто и никогда не получал вреда и не впадал в иллюзии. Впадали же в иллюзии и страдали душевно не от «умного делания», а от неразумных и горделивых попыток ума достичь высоких состояний, которые не свойственны человеку, находящемуся во власти страстей.
Неопытные и неразумные духовники запрещали читать эту молитву, и многие под их влиянием доходили до полного помрачения рассудка, как рассказывает об этом старец Паисий Молдавский. Они так испугались этой святой молитвы, что впали в безумие: святоотеческие книги об умной молитве они потопили в реке, привязав к кирпичам. Разве можно так безрассудно относиться к этой святой молитве?
Иисусова молитва страшит не только невежд, не знакомых с книгами, но и просвещённых, образованных в богословии людей, которые слишком привязаны к земным благам. Об этом говорит опытнейший делатель этой молитвы святитель Игнатий Брянчанинов: «Немудрено, что и наши учёные (богословы), не имея понятия об умной молитве по преданию Православной церкви и прочитав о ней только в сочинениях западных писателей, повторили хуления и нелепости этих писателей» (т. II, 364).
Для тех, кто стремится к спасению, остаётся только один путь — внутренний путь внимания к мыслям и непрестанной молитвы. Христианам нужно спасаться среди мира, занимаясь «умным занятием». «Беречь свой ум», то есть постоянно молиться о покаянии. Это единственный путь, доступный и открытый для всех христиан. Все другие пути для нас закрыты.
А мысли сомнения и колебания, которые возникают в нас, — это работа «мысленного растлителя», который утончёнными приёмами сомнений, колебаний и нерешительности пытается окончательно расшатать нашу и без того слабую веру во всемогущество Божие и погубить нас нашим собственным неверием Господу Богу, который всегда остаётся неизменным: «И вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (Евр. 13:8).
«Кто будет нашим духовным наставником на этом неизведанном и очень опасном пути?» — этот вопрос многих пугает. В наше время не осталось опытных старцев, а духовных учителей, способных наставить нас на путь «сокровенного жития во Христе», тоже нет. Святые отцы говорили, что без опытного наставника в этом деле невозможно спастись.
Как же быть?
Скорби могут стать нашими духовными наставниками и руководителями в молитвенном подвиге. В наше время Бог управляет нашим путём не советами старцев, а обилием жестоких скорбей. Поэтому каждой приходящей скорби нужно оказывать послушание, кланяться ей в ножки, как старцу, и с любовью лобызать её святую руку, благословляющую нас.
В наше непростое время среди верующих преобладает скорее чтение духовной литературы о молитве, чем сама молитва. Но этого мало, потому что на наших глазах православие Украины стало гонимо. Параллельно с гонениями на православную церковь на Украине навязывают новую, максимально приближенную к язычеству версию христианства — с танцами с бубном и бесовскими плясками.
В такие времена особенно важно учиться молиться. Как сказал святой апостол: «Непрестанно молитесь».
В БУДУЩЕМ
Чтобы в мире воцарился антихрист, необходимо уничтожить христианство в России. Остальной христианский мир уже давно порабощён. Мы — последний оплот Христа в этом мире, единственный источник света во тьме. Враг не остановится ни перед чем, и к этому нужно относиться серьёзно.
Сегодня боевые действия происходят на территории Украины, но завтра они могут сместиться и в Россию. Если закроют храмы и монастыри, что останется у нас, христиан? Только молитва.
Поэтому сегодня нам нужно учиться молиться, чтобы предстать перед Богом в любой жизненной ситуации. Тот, кто убивает тело, не может убить душу, потому что она невидима и бестелесна. Наша внутренняя молитва — это наш духовный ум, который невозможно убить.
Православный человек — это духовный воин, независимо от пола и возраста. Пусть Бог даст каждому верующему стать таким, каким желает нам быть Священное Писание.
Аминь! (автор: Виктор Шипилов)
Оценили 0 человек