Многие православные верующие стремятся соблюдать правила, потому что это кажется им более простым, чем изменение своей внутренней сущности или жизнь в соответствии с заповедями Божьими.
Как вы думаете, что легче: ежедневно читать молитвы или перестать быть болтливым и стать более молчаливым? Не осуждать других, не мстить, не злословить? Важно понимать, что грех — это смертельное заболевание. Шестой Вселенский собор прямо указывает на грех как на болезнь души. Поэтому, говоря об избавлении от греха, мы имеем в виду не столько прощение, сколько исцеление.
Господь учит, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Матфея 9:12). Это означает, что человеку, желающему покаяться, необходимо прежде всего признать свою болезнь. Важно прочувствовать свои грехи и осудить себя за них. От всего сердца оплакать и раскаяться в них перед Богом.
Многие из нас ходят в храмы, но внешне выглядят благочестиво, однако внутри ничего не меняется. Мы остаёмся такими же, какими были до того, как пришли в церковь. Дьявол всячески старается отвести человека от молитвы. Важно знать об этом и противостоять ему. Падшая человеческая природа сопротивляется благодати Божьей, поэтому нужно прилагать усилия над собой, понуждать себя не только к молитве, но и к исполнению заповедей.
«Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Матфея 11:12).
Плод молитвы теряется от повседневного многословия или мечтательности. Для Бога не имеет значения, выполнили ли мы молитвенное правило или нет. Важнее то, в каком состоянии находится наша душа. Быть добропорядочным человеком и уметь вести себя благочестиво — это, конечно, хорошо, но это не самое главное.
Господь Иисус Христос не для того претерпел распятие и мучительную смерть, чтобы все мы были только добропорядочными и имели хорошие манеры. Он хотел, чтобы мы обращали внимание не на внешнюю сторону нашего поведения и жизни, а на внутреннюю сущность нашей падшей души. Поэтому всё предание Православной Церкви направлено на лечение и оживление души, мёртвой от греха. Этому служат все таинства и аскетическая жизнь Церкви. Тот, кто этого не осознаёт, не может почувствовать атмосферу православного предания.
Святитель Григорий Палама писал, что «мы подвизаемся, чтобы изгнать из тела закон греха» (Рим.8:2). Христос призывал нас не просто быть культурными, образованными и порядочными, но наполнять своё сердце любовью. Поэтому Он говорил такие слова, которые были непонятны другим людям: «Любите врагов ваших», «Благословляйте проклинающих вас», «Благотворите ненавидящим вас»…
Мы, христиане, должны подражать Христу своей жизнью. Святые отцы называют это «христоподражательной жизнью». Не нужно брать пример с тех, кого печатают в модных журналах, пытаться скопировать модную причёску или зацикливаться на брендовых вещах и последних моделях телефонов. Важно, чтобы у человека было чистое, любящее сердце. Чтобы он обладал такими качествами, как щедрость, терпеливость, скромность, независтливость…
Хороший человек отличается своими внутренними качествами, а не тем, как он одет или на кого он похож внешне. Иногда даже бывает так, что человек одевается дорого и модно, делает модную причёску и надевает все модные аксессуары, но выглядит нелепо. Вроде бы всё по последней моде, но что-то не так.
Человек может что-то скопировать с кого-то и ему покажется, что он продвинулся. Но на самом деле он может только углубиться в свою глупость. А Господь хочет от нас чего-то настоящего. Что же это значит?
Для Господа важно, чтобы человек изменил направление своей жизни. Вместо того чтобы просто есть, пить, развлекаться и одеваться, человеку нужно сделать что-то значимое.
Ум — это как колесница, которая может везти душу либо к Богу, либо к дьяволу и греху. Если ум здоров, он получает удостоверение от Бога. Есть ясная заповедь апостола Павла, которая имеет силу для чистого и живого ума: «Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Рим.14:5).
Такое изменение собственной жизни и будет христианством, и будет покаянием. Это не просто о том, чтобы съесть что-то вкусное или выпить вина одну или три бутылки, зависнуть в интернете или купить дорогие вещи. Об этом даже говорить не имеет смысла.
Господь хочет видеть христиан верными Ему. И свою жизнь нужно организовывать так, чтобы она соответствовала заповедям Божьим. Человек должен ориентироваться не на то, что скажут люди о нём, а на то, чтобы быть со Христом. «Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
Христос желает, чтобы человек был с Ним. Он говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Господь всегда ожидающий, таково милосердие Божие. Поэтому нужно идти к Нему, чтобы довериться и открыться Ему. Скажи: «Согрешил я, Господи, вот мой грех»; «Вот, Господи, я это сделал. Никто не виноват в моём грехе, только я сам».
Мы часто направляем свою энергию на то, чтобы нам было удобно и сытно здесь, на земле, не хуже, чем у других. Но у Бога относительно нас совсем другие планы.
Мы иногда удивляемся, почему у нас что-то не получается в жизни. А мы ищем не там и не того. И когда открываем Евангелие, то ничего не понимаем. Хотя написано там всё очень просто. Христос говорит: придите, обедайте.
Хотите ли вы обедать со Христом или в каком-нибудь новомодном ресторане? Только изучая Евангелие и принимая его в своё сердце, мы сможем что-то понять в своей жизни. Возможно, тогда мы не будем задавать глупых вопросов: «А куда я попаду?»
Царство Небесное — это не какое-то болото, куда попадают все подряд. Оно входит в человека, когда он всей душой и всем сердцем любит Бога.
В этот момент человек признаёт свою немощь и говорит Богу: «Господи, Ты меня создал. Возьми меня и сделай со мной то, что Ты хочешь. Ты знаешь меня, а я ничего не знаю. Исправь всё Сам, я без Тебя ничего не могу». И в этом смирении начинает проявляться сила, которая зовётся благодатью. Человек уступает место Богу, и Бог входит в его душу, чтобы действовать там.
Сила христианства — в благодати, которая обновляет нас. Она защищает от зла и болезней, помогает преодолевать трудности и быть ближе к Богу.
Господь обещает: «За то, что он возлюбил Меня, Я избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Каждый христианин должен знать, что призывание Имени Господа Иисуса Христа — это исполнение всех заповедей Христовых. Через призывание Имени Господнего сердце освобождается от греховных страстей.
Господь заповедал нам есть Его Плоть и пить Его Кровь, чтобы жить вечно. И свидетели Воскресения Господня подтвердили, что «всякий, кто призовет Имя Господне — спасется».
Священное Писание призывает каждого христианина к постоянной молитве. Авва Евагрий, цитируя святого апостола Павла, говорит: «Никто не приказывает нам непрерывно работать, бодрствовать или поститься. Но нам велено «молиться непрестанно» (1 Фес. 5:17), потому что наш разум был создан для молитвы».
Согласно преподобному Исааку Сирину, «кроме постоянной молитвы, мы не можем приблизиться к Богу».
Одной из наиболее важных форм молитвы, которая должна стать постоянной в жизни христианина, является Иисусова молитва — её высшая форма.
Исихий Пресвитер уделяет особое внимание Иисусовой молитве, поскольку она очищает ум от вредных мыслей. Как человек, страдающий от вредной пищи, принимает рвотное средство, чтобы избавиться от неё, так и молитва имеет значение для осквернённого ума. «Ум, поглотив порочные помыслы и ощутив их душевредную горечь, спешит молитвой Иисусовой, из глубин сердца провозглашаемой, извергнуть их вон и далеко их отбросить» (Добр. Т.2. С.199).
Таким образом, задача очищения ума состоит не только в обнаружении проникших в него мыслей, но и в их отвержении. Этого можно достичь не логическими рассуждениями и анализом, а только Иисусовой молитвой. Когда мы говорим «молитва», мы имеем в виду действие Святого Духа, который приходит в сердце при поминовении имени Христа.
Не случайно святитель Григорий Палама подчёркивает, что деятельность ума, связанная с помыслами, легко очищается «у тех, кто упражняется в молитве, особенно однословной». Предаваясь молитвенному деланию, человек исцеляет свою умственную деятельность.
Аминь! (Виктор Шипилов)