Каждый человек, начинающий свой путь в православии, сталкивается с тем, что ему не хватает знаний о вере. Он хочет поступать как христианин, но не знает, как именно это делать. Поиск ответов в источниках информации может только запутать.

В интернете и на книжных полках так много информации о православии, что сложно разобраться во всём этом многообразии. Однако цель жизни православного христианина — это соединение с Богом. Слово «религия» переводится с латинского как «восстановление связи», а «лига» в музыкальной грамоте означает дугу, соединяющую ноты.

СТЯЖАНИЕ ВЕРЫ — ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ВЕРУЮЩИХ

Главный вопрос для верующих — как приобрести веру? Вера приобретается через молитву, которая является способом соединения с Богом, беседой и общением с Ним. Обращение ко Господу в молитве — это потребность души верующего человека. Святые отцы называли молитву дыханием души.

В молитвенной жизни важна регулярность и дисциплина. Нельзя опускать ежедневное молитвенное правило и молиться только тогда, когда захочется. Христианин — это воин Христов, который в Крещении принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина строится по особому распорядку и уставу. И православный человек также несёт свою службу.

Новоначальному христианину может быть трудно читать полное молитвенное правило. Но и воцерковлённому верующему, который много лет ходит в храм, со временем это правило может стать формальным вычитыванием положенных молитвословий. То же самое происходит при подготовке к исповеди и причастию.

Святые отцы давали совет: «Лучше правило лёгкое, но постоянно совершаемое, чем правило трудное вначале, но скоро оставляемое» (авва Матой). Оптинские старцы говорили, что молитвенное правило должно быть по силе. Пусть оно будет минимальным, но ежедневно исполняемым, чем большим, но не под силу.

О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ ПСАЛТИРИ

Святые отцы подчёркивали, что чтение Псалтири, сборника священных гимнов, написанных царём Давидом по вдохновению Святого Духа, приносит большую пользу. Книга царя и пророка Давида занимает особое место в Священном Предании Православной Церкви.

Святитель Василий Великий утверждал, что Псалтирь превосходит все остальные книги, поскольку она восхваляет Бога вместе с ангелами и способна прогнать и поразить бесов. Читая псалмы, православный христианин чувствует, что стихи написаны специально для него.

Псалтирь — это не только духовная книга, но и богослужебная. Псалмы входят в состав церковных молитв. Святитель Афанасий Великий говорил: «Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся человеческая жизнь, все состояния души и все движения мысли. В человеке нельзя найти ничего большего. Нужно ли совершать покаяние и исповедание? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Овладело ли тобой уныние? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, ты желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Всё это можно найти в божественных псалмах».

Псалтирь является частью Священного Писания, и Священное Предание предписывает использовать её. Псалтирь читается на церковнославянском языке, хотя можно читать её и на русском, но звучание текста должно быть славянским, так как в Церкви богослужения совершаются на церковнославянском языке.

Апостол Павел учит, что «всё Писание богодухновенно», то есть наполнено Святым Духом. Поэтому нет молитвенного правила выше Псалтири. Чтение Псалтири — это благословенный труд, угодный Богу и страшный для зла.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЛЕЧЕНИЕ ДУШИ

Когда чувства человека не контролируются разумом, а разум рассеивается, наступает пленение души. Как говорил святитель Феолипт, митрополит Филадельфийский, «заход солнца производит ночь, уход Христа из души — и мрак страстей объемлет её, и мысленные звери разрывают её на части».

Когда человек следует за сатаной и исполняет его волю, душа человека становится мёртвой. Сатана не только сам является мёртвым духом, но и умерщвляет тех, кто исполняет его волю. В учении апостола Павла мёртвый человек называется «плотским» или «душевным». Апостол пишет, что душевный человек не может принять того, что от Духа Божия.

Главная цель лечения души, по словам святителя, заключается в том, чтобы вернуть ум из внешнего мира в сердце. Сердце — это «сокровищница помыслов» и «первый телесный разумный орган».

Преподобный Антоний Великий говорил, что ум, будучи всесторонне очищен и пришедший в естественное состояние, может стать прозорливым и видеть дальше демонов. Это значит, что святой советует очищать мысль. Замечено, что когда человек удерживает ум в чистоте от помыслов и образов, он может сохранить в чистоте и свою душу.

Исихий Пресвитер уделяет огромное внимание молитве Иисусовой, поскольку она очищает ум от вредных помыслов. Задача очищения ума заключается не только в нахождении проникших в него помыслов, но и в их отвержении. Этого можно добиться не логическими рассуждениями и анализом, а только молитвою Иисусовой.

В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ ВНЕШНЕЙ МОЛИТВЫ ОТ «НЕПРЕСТАННОЙ»

Дух Святой устами апостола Павла призывает всех верующих без исключения к непрестанной молитве. Он говорит, что такова Воля Божия о нас.

Опыт показывает, что благодать Божия поддерживает начинающего подвижника в молитве. Он начинает понимать то, о чём раньше не имел представления. Он на практике осознаёт глубину плача и покаяния.

Со временем «непрестанно кающийся» верующий начинает чувствовать присутствие Божие. Ощущение присутствия Божьего и страх Божий — это дары Божьи. Жизнь подвижника молитвы протекает под взором Бога, который неустанно наблюдает за всеми нашими действиями и событиями.

Призывать Имя Господа Иисуса Христа — значит исполнять все заповеди Христовы. А там, где исполняются заповеди Евангелия, действует сила таинства Креста и Воскресения Господня. Поэтому Молитва Иисусова делает её творцов друзьями Креста Господня и участниками благодати и блаженства Его Воскресения.

По словам святого апостола Павла, все мы согрешили и лишены славы Божией. Христианин может соединиться со Спасителем Богом, только если он приближается к Нему как нуждающийся во враче, с сокрушённым сердцем, жаждущим нетленного ходатайства и утешения Духа Божия. Непрерывным призыванием Имени Господа Иисуса Христа мы исповедуем свою крайнюю нужду в исцелении и соединении с Господом. Мы признаём, что без Него, Бога-Спасителя нашего, Которого мы призываем в молитве, человек ничто и не может ничего.

Молитва Иисусова делает человека причастником другой «ничтожности», той духовной нищеты, которая является основанием духовного возрастания. Эту нищету Господь называет блаженной, потому что она происходит от смирения и превращает человека в материал, который Бог может использовать для создания чего-то нового. Это состояние смирения и сокрушённого духа соединяет человека с Заступником Богом.

Когда в Евангелии сказано, что Господь ожидает от сынов и дочерей милости… а не жертвы, это означает, что Господь ждёт от человека не внешних жертв, исходящих из холодного и суетного сердца. Господь желает от человека лишь одного: «сердца сокрушённого и смиренного» (Псалом 50:19), чтобы человек сделался способен принять милость от Самого Господа. И с этой целью Господь в Новом Завете дал нам великую заповедь: «Так и вы, когда исполните всё, повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лука 17:10).

Аминь! автор: (Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 9 часов

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 359Регистрация: 30-12-2019