«Непрестанно молитесь» (1 Фесал 5, 17).
Господь Бог к невозможному не призывает. Значит она для нас возможна. А поскольку внушается Духом Божиим, то и необходима, т. к. «без непрестанной молитвы К Богу приблизиться невозможно»— говорит св. Исаак Сирский (Слово 69).
Нужно только желание спасения и усердие. А усердию в сем деле Сам Бог помощник. Если бы невозможно было спасаться «умным деланием» среди мира, то Отцы, Богом просвещенные, не приглашали бы и мирян к сей молитве.
Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что «должны молиться Иисусовой молитвой не только монахи, живущие в монастырях и занятые послушанием, но и миряне» (т. II, стр. 303).
     «Всем христианам можно и должно заниматься сей молитвой с целью покаяния и призывания Господа на помощь, заниматься со страхом Божиим и верою, с величайшим вниманием к мысли и словам молитвы, с сокрушением духа» (т. II, стр. 303).
    Св. Василий Великий положил неграмотным молитвословия заменять молитвою Иисусовою и это принято за правило всею Восточной Церковью.
    Св. Симеон, архиепископ Солунский, заповедует и советует архиереям, священникам, монахам и мирским на всякое время и час произносить эту священную молитву, имея ее как бы дыхание жизни, и говорит:
    «Сие призывание всяк благочестивый да возглашает И постоянно да, понуждает себя к тому».
Блаженной памяти Старец схимонах Василий Поляномерульский весьма опытный делатель умной молитвы так и говорит:
    «Не зная опытно умного делания, погрешительно судят, что умное делание принадлежит одним бесстрастным и святым мужам».
    Иные же боятся приступать к сему труду, страшась впасть в прелесть от сей молитвы. Эта боязнь основана на духовном невежестве. И если строже рассматривать эту боязнь, то это уже и есть прелесть.
    Да разве это не прелесть! Разве это не обольщение! Разве это не повреждение душевное — считать молитвенное призывание Святого и Спасительного имени Божия опасным для себя? Что может быть пагубнее такого самообольщения! Это наиболее утонченная и наиболее душевредная форма прелести.
    От сей молитвы никто не повреждался и не впадал в прелесть. Впадали в прелесть и повреждались душевно не от «умного делания», а от неразумного, от безумного, гордостного устремления ума к высоким состояниям, несвойственным человеку, пребывающему в страстях.
При пострижении в монашество, когда новопостриженному даются четки, постригающий говорит:
    «Приими брате меч духовный Иже есть глагол Божий, Его же и посей во устах твоих Во уме же и сердце и глаголи непрестанно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя».
Таким образом, иноку сия молитва дается как обязательная заповедь. Но ведь редкий инок понимает значение этой заповеди.
А с мирянами Иисусова молитва сдружается только с теми, в ком появилась жажда духовной жизни, жажда взыскания своей души. А в ком жива жизнь плоти, жизнь «мира сего», с теми не уживается. Но если и таковые искренне будут держаться за эту молитовку, она уведет их от жизни плотской и приведет к жизни духовной, к жизни покаянной!
БОЛЕЗНЬ ДУШИ
Надо знать каждому верующему, что грехом повреждается наш УМ. Когда человек предоставляет свободу чувствам и через чувства ум рассеивается из сердца, наступает пленение души. Душа впадает в непроходимый мрак, и бесы действуют в ней.
Исихий Пресвитер описывает, каким образом душа заболевает и в конце концов погибает. Поскольку душа создана Богом простою и благою, она «услаждается мечтательными прилогами диавола и, обольщаясь ими, смешивает свои помыслы с мечтанием бесовского прилога». Сложившись с помыслом, душа пытается посредством тела осуществить «вообразившееся в мысли беззаконие, на осуждение себя» (Добр. Т.2. С.167).
ОКО ДУШИ
Феолипт, митрополит Филадельфийский, учит: «Когда, прекратив внешние развлечения, укротишь и внутренние помыслы, тогда УМ начнет воздвигаться к делам и словам духовным». Старание удержать УМ в чистоте и освободиться от внешних развлечений приведет к тому, что в результате в нас обнаружится наш УМ, который незадолго до этого был мертвым и незаметным.
Исцеление немощной души, оживление мертвого ума, очищение нечистого сердца достигаются не с помощью советов или лекарств, но через аскетические предписания Церкви: воздержание, любовь, молитву и хранение ума от сатанинских прилогов, приходящих через помыслы.
В новозаветных текстах и сочинениях святых отцов душа отождествляется с умом. Термины «ум» и «душа» могут заменять друг друга. Правда, преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что ум представляет собою чистейшую часть души, ее глаз: «…не иной по сравнению с нею самой, но чистейшую часть ее, ибо как глаз в теле, так ум в душе» (Св. Иоанн Дамаскин. Указ. соч. С.81153). По словам святого, как тело имеет глаза, так и ум является оком души.
Этот-то глаз души, который называется умом и действует через посредство чувств, будучи подверженным осквернению и болезни, нуждается в исцелении. Подобно тому как телесный глаз, если он заболеет, омрачает все тело, так и немощный глаз души, то есть ум, омрачает человеческую душу. Именно это имел в виду Господь, говоря: «…если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф.6:23).
Первая брань диавола бывает против ума. Бесы стремятся поработить его, чтобы человек в конце концов склонился ко греху. Преподобный Максим учит, что бесы, цепляясь за присутствующие в душе страсти, возбуждают страстные помыслы, с помощью которых сражаются с умом и вынуждают его к соизволению на грех. Происходит великая брань, цель которой – пленение ума и привлечение его к страстному помыслу. Когда ум побежден, они «вводят его в грех мысленный, а по совершении сего как пленника ведут его на самое дело греха». Однако зло не ограничивается этим. Опустошив сердце страстными помыслами, бесы уступают, но, несмотря на это, в душе остается идол греха. Преподобный Максим, ссылаясь на слово Господа: «Итак, когда увидите мерзость запустения… стоящую на святом месте» (Мф.24:15), говорит, «что место святое и храм Божий есть ум человеческий, в коем демоны, опустошив душу страстными помыслами, поставили идола греховного» (Добр. Т.3. С.183).
Основополагающее учение святых нашей Церкви заключается в том, что исцеление ума достигается его хранением, его соблюдением, которое носит имя трезвения.
НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ
Исихий Пресвитер уделяет огромное внимание молитве Иисусовой, поскольку она очищает ум от вредных помыслов. Когда человек страдает от вредоносной пищи, он принимает рвотное средство и извергает ее из себя. Такое же значение имеет молитва для оскверненного ума. «Так и ум… поглотив принятые им порочные помыслы и почувствовав душевредную горечь их, поспешит молитвою Иисусовою, из глубин сердца возглашаемою, извергнуть их вон и далеко отбросить их от себя» (Добр. Т.2. С.199).
Следовательно, задача очищения ума заключается не просто в нахождении проникших в него помыслов, но в их отвержении, которого можно добиться не логическими рассуждениями и анализом, но только молитвою Иисусовой. Когда мы говорим «молитва», то имеем в виду действие Святого Духа, приходящего в сердце при поминании имени Христова. Не случайно святитель Григорий Палама подчеркивает, что деятельность ума, состоящая в помыслах, легко очищается «у упражняющихся в молитве, в особенности однословной». Когда человек предается молитвенному деланию, деятельность ума исцеляется.
в Священном Писании Нового Завета встречается идея о том, что жизнь православного верующего – это постоянное богослужение (Рим.12:1 и пр.). В послании же апостола Павла к Фессалоникийцам содержится прямой призыв к верующим: «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17).
Древними христианскими авторами непрестанная молитва понималась как состояние постоянной обращенности, устремленности верующего к Богу. Понятие «непрестанная молитва» связывалось церковными богословами с понятием «постоянное памятование о Боге». Вот что говорил об этом свт. Григорий Богослов: «вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать».
А вот слова блж. Диадоха Фотикийского: «…Желающим сбросить с себя гнилость свою не так следует вести себя, чтоб иногда молиться, а иногда нет, но постоянно должно упражняться в молитве с блюдением ума… Ибо как взявший очистить золото, если хоть на короткое время оставит горнило без огня, делает, что очищаемая руда опять ожестевает: так и тот, кто иногда памятует о Боге, а иногда нет, что кажется приобретает молитвой, то теряет пресечением ее».
Идея постоянного памятования о Боге отражается в православной аскетике на всем её протяжении.
Начиная с V в. отмечается становление практики постоянного произнесения т. н. «Иисусовой молитвы». Практика Иисусовой молитвы достигает расцвета в XIII–XIV вв., в рамках афонского исихазма. Вот, что пишет о молитвенном призывании Господа Иисуса Христа свт. Симеон Солунский: «Есть много молитв…Но выше всех молитв — данная нам в Евангелии Спасителем, вкратце обнимающая все евангельские тайны и силу. Это — спасительное призывание Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. Эта божественная молитва — призывание Спасителя нашего: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», есть и молитва и обет, есть исповедание веры, орудие общения со Св. Духом, проводник божественных даров, очищение сердца, отгнание демонов, вселение Христа, источник духовных мыслей и божественных помыслов, освобождение от грехов, врачевство душ и телес, посредница божественного озарения, привлечения Божия милосердия, раздаятельница откровений и божественных таин для смиренных и источник спасения, так как носит в себе и спасительное имя Бога нашего».
УМОМ (МЫСЛЬЮ) ПРОИЗНОСИМАЯ МОЛИТВА
В предыдущей статье мною описана практика устной (голосовой молитвы) где подчеркнуто, что этот новоначальный метод молитвы рекомендован всем христианам, независимо монах ли он, или мирянин. «Чтобы всегда иметь память о Боге, для этого и молитва Иисусова». Преподобный Амвросий (Оптинский) объяснял: «Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую».
По мере увеличения молитвенного времени, хотя бы пять — шесть часов в день, устной (гласной) молитвы, начнет появляться головная боль. Этого бояться не стоит, это нормальная ситуация — это говорит о том, что духовный УМ в голове, а не в духовном сердце, где и должен был находиться. Именно Иисусовой молитвой УМ возвращается в область сердечную и оттуда, (при дверях), начинает стучаться непрестанною молитвою и просить впустить его в духовное сердце. В словах «стучите и отворят вам» Христос говорит, что каждый просящий будет услышан.
При появлении головной боли в течение двух — трех дней, надо будет вывести наш УМ из головы и переместить его под кадык на палец ниже, в то место, где глотаем слюну. Каким образом можно переместить наш духовный УМ? Дело в том, что наше мысленное внимание и есть наш УМ. Куда обращаем свой взор, туда и перемещается наш УМ. Попробуйте мысленно (закрыв глаза), посмотреть на пятку своей ноги, или себе за ухо? Попробуйте мысленно посмотреть на место глотания слюны. Чтобы лучше понимать, наложите палец любой своей руки ниже кадыка и направьте туда свое мысленное внимание. Уберите палец и начните произносить Иисусову восьмисловную молитву, мысленно держа внимание на этом месте. Если внимание скользит вниз, или перемещается в иное место, накладывайте палец и возвращайте свой ум на место. Некоторое время практики и  мысленное внимание УМА будет постоянно удерживаться на этом месте. Если голова перестает болеть, значит УМ на новом мысленном месте, а если болит, УМ вернулся на старое место — в голову.
«Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3).
Тому, кто стремится научиться непрестанно молиться, должно вначале всесторонне усвоить устную (гласную) Иисусову молитву. Необходимо довести личную молитвенную практику хотя бы до пяти часов в день, а лучше молиться на счет (проверено опытно), начиная с 50 молитв и довести до двух — трех тысяч. Для чего это требуется? Чтобы привилась молитва благодатью Божией. Как только почувствуете что привилась, начнете удивляться, почему раньше не молились. С этого отрезка времени необходимо свои устные две — три тысячи молитв, заменять на умом произносимые (мысленные).
Это как?
Каждый из нас, когда читает книгу ли, или с компьютера, или смартфона, читает мыслью про себя, а не бубнит себе под нос вслух. Вот это и означает, молиться мысленной молитвой про себя, чтобы во время молитвы кадык не двигался, оставаясь на месте.
     ОБ ОПАСНОСТИ ПЕРЕХОДА НА МЫСЛЕННУЮ МОЛИТВУ
Как только переходим на мысленную молитву, мы вторгаемся в область сатаны, где он безраздельно многие годы хозяйничал, поэтому против подвижника молитвы (коим вы теперь являетесь), сатана вступает в мысленную брань. Это время тяжелое, мысли сменяют одна, другую, не дают сосредоточиться на словах молитвы. Это что то с чем то. Помню, выл от безысходности — не мог «держать ум в словах молитвы». Начинают звонить знакомые — один за другим. По работе возникают проблемы на ровном месте, какие то непредвиденные неприятности, дома ждут скандалы и.т.д. Кто сдается на этом этапе, тот отпадает, бросает молитву. При регулярном молении Иисусовой молитвой начинаются мысленные брани (буквально наваждения), которые не каждый может понести.
 «Нестъ наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6, 12)
Господь попускает нам испытывать такие брани, чтобы мы на опыте познали свою немощь и не способность бороться с грехом самостоятельно без помощи благодати. А если примешивается сила воображения, то здесь нет предела разного рода фантазиям. Они просто парализуют ум и необходимо усилие, чтобы вырваться из этих пут.  Я думаю,через это нужно смело проходить и продолжать молиться. Чуть проявим слабость и мы – в проигрыше.
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8)
«Сатана, видя разрушение своего храма страстей, равнодушным не остается. Он каждый момент измышляет новые и новые способы борьбы, а благодать Божия, назидания ради нашего, попускает человеку быть искушенным. Видя обессиливание страстей, сатана начинает устрашать делателя молитвы через воображение, желая отторгнуть человека от молитвы, или хотя бы на время, или хоть на минуту. Когда сердце человека начинает участвовать в молитве, то сатана, видя это, понимая кратковременность своего пребывания в таком сердце, злобствует и скрежещет зубами подобно царю, прогоняемому с трона, теряющему свою державу».
Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39).
На пути к Богу Иисусова молитва есть духовное оружие ума, так как брань ведется с духами тьмы, действующими через страсти, с самими страстями, с плотью и миром, которые, принадлежа земле, к земле и влекут. Молитва — меч духовный — эти полчища зла посекает, приводя в полное бездействие, обнажает бессилие злобы перед могуществом Божьим, дает уразуметь немощь человеческую в борьбе со злом и изменяет само естество человеческое. Молитва неуязвимо ведет очищающийся ум, немощный сам по себе, но подкрепляемый Богом, и душу сквозь смертоносные искушения, славя Бога — Всемогущего Творца.
Молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», содержащая в себе имя Господа Христа и мольбу кающегося грешника, отгоняет всякую мысль, являющуюся из сердца, и, вместе с тем, не допускает проникновения в сердце приходящих извне греховных помыслов и желаний. мыслей.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОЙ БРАНИ:
«Никогда ни в чём не надейтесь на себя, возложите надежду на Бога и просите у него помощи».
автор: (Виктор Шипилов)
..

Автор публикации

не в сети 9 часов

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 359Регистрация: 30-12-2019